Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:41, контрольная работа
Значение демографической политики неодинаково для различных подсистем и стран в зависимости от уровня их экономического развития и этапа демографического перехода.
Демографическая политика, будучи частью социально-экономической политики, не всегда проявляется четко. С наибольшей определенностью она проводится, когда ее прямой целью выступает воздействие на демографическое развитие. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мерами. Характерной чертой этих мер является их долговременность в силу того, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения. Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредованно, через поведение человека.
Введение
1 Основные понятия демографической политики
1.1 Типы и особенности демографической политики
1.2 Сущность и эффективность демографической политики
2 Демографическая политика России от зачатков к современному этапу
2.1 Статистические данные
Заключение
Список используемых источников
Росстат на сайте опубликовал предварительные данные по итогам октябрьской Всероссийской переписи населения 2010 года, согласно этим официальным данным население России составило 142 905 200 человек.
Рождаемость и репродуктивное поведение.
В январе-ноябре 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 48 субъектах Российской Федерации) и числа умерших (в 54 субъектах).
В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся осталось на том же уровне, что и в январе-ноябре 2009 г. — 1,1 раза, в 23 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-2,0 раза.
Широко распространено откладывание рождения детей, отказ от рождения вторых и третьих детей. За последнее десятилетие число рождений сократилось на 49%, число первенцев снизилось на 28% (это снижение определялось значительным сокращением числа вступающих в брак – на 36%). Число вторых рождений снизилось на 62%, число третьих рождений – на 68%.
За январь-апрель 2011 г. зафиксировано снижение рождаемости в России по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. (на 14.1 %). Смертность тоже снизилась на 20.6 %.
За январь и февраль 2012 года родились 294 334 человек, против 266 547 за тот же период 2011 года. Число смертей немного снизилось: 324 181 смертей, против 325.550 в 2011 года. Население сократилось на 29 847 человек, против снижения на 59 003 человек в 2011 года. Как следствие при текущих положительных тенденциях Россия может выйти на естественный прирост населения уже в 2013 году.
Смертность и продолжительность жизни.
С конца 2001- до 2010 года сократилось с 144 141,8 млн. человек (в среднем на 0,6-0,8 млн. ежегодно). По прогнозам, численность россиян к 2013 г. сократится примерно до 138 млн. человек (9 место в мире). В последнее десятилетие в целом в населении страны доля женщин составляет около 53%, при этом число женщин примерно на 9,2 млн. превышает число мужчин (женщин – 77,5 млн., мужчин – 67,6 млн. человек). Таким образом на 1000 мужчин приходилось 1147 женщин. В пенсионных возрастах численность женщин превышает численность мужчин в 2,2 раза, при этом в возрасте старше 75 лет на 1424 тыс. мужчин приходится 4822 тыс. женщин, или в 3,4 раза больше. [6]
Миграция населения.
Естественный прирост населения в январе-ноябре 2010 г. зафиксирован в 24 субъектах Российской Федерации (в январе-ноябре 2009 г. — в 25 субъектах).
Естественная убыль населения в январе-ноябре 2010 г. увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 2,4 тыс.человек.[7]
Миграционный прирост на 64,0 % компенсировал численные потери населения (в январе-ноябре 2009 г. миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 1,4 %).
За 11 лет с 2001 г. из России выехало более 1,1 млн. человек, преимущественно в Германию, США, Израиль, Грецию и ряд других стран (эмиграция имела во многом этническую направленность и характеризовалась, как правило, высоким образовательным и профессиональным уровнем выезжающих – «утечка умов»).
Из общей численности населения России 73,1% (97.954.000) проживают в городах и поселках городского типа, причем: в Москве 9.269.000, в Московской области 6.900.000, в Санкт-Петербурге 5.897.000, в Ленинградской области 2.350.000 (не считая иностранных мигрантов-нелегалов).
На территории России проживают от 9 до 14 млн иностранных граждан, из которых свыше 6,8 млн не имеют легального статуса. В последнее время ситуация с притоком нелегальных мигрантов имеет положительную тенденцию, приобретая статус государственной политикикомпенсации депопуляции. При этом, по данным Роскомстата, в стране насчитывается свыше 6 млн собственных граждан, не имеющих работы.
Из общей численности населения:
65% составляют люди пенсионного и предпенсионного возраста — 87.100.000;
личный состав армии вместе с контрактниками, срочниками, вольнонаемными и персоналом вспомогательных и ремонтных предприятий — 2.247.000;
офицеры, прапорщики и срочники погранвойск и ПВО — 1.275.000;
штатные сотрудники ФСБ, ФАПСИ, ФСО, СВР и пр. — 1.458.000;
аппарат МИД и госзагранучреждений (ООН, ЮНЕСКО, пр.) — 782.000;
штатные сотрудники МЧС, МВД, ВВ, Минюста и Прокуратуры — 2.246.000;
работники таможни, налоговых и прочих инспекций, и т. п. — 1.492.000;
служащие прочих федеральных министерств и ведомств — 1.695.000;
сотрудники аппаратов властных структур с депутатами — 1.370.000;
чиновники всевозможных лицензирующих, контролирующих, инспектирующих и разрешительно-регистрационных органов — 1.371.000;
клерки пенсионных, социальных, страховых и прочих фондов — 2.218.000;
священнослужители и обслуга религиозных и культовых сооружений — 592.000;
оргпреступные группировки, просто «братва» и заключенные — 1.857.000;
безработные (по данным Госкомстата) — 5.900.000;
постоянно проживающие и работающие за границей — 2.489.000
Итого: 114.092.000 человек, которые ничего не производят и существуют либо за счет бюджета, либо за счет платежеспособной части населения.
Остается 19.908.000 человек.
И это наше все. Вся налогооблагаемая база.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении, хотелось бы сказать, что в краткосрочной перспективе, то есть до конца нашего века, будет продолжаться активный процесс снижения интенсивности рождаемости по регионам страны. В дальнейшем ускоряющимися темпами будет наблюдаться процесс снижения интенсивности рождаемости, особенно в сельском населении. Здесь, по всей вероятности, произойдет переход от многодетной к среднедетной, а позже и малодетной семье. В этих условиях важно активизировать демографическую политику с тем, чтобы не допустить перехода основной части населения к малодетной семье.
Тенденции заболеваемости и смертности во многом будут зависеть от успехов развития науки и эффективности функционирования органов здравоохранения. Можно полагать, что и в этой сфере сохранится прогрессивная тенденция к снижению продолжительности жизни за счет возможного дальнейшего увеличения младенческой смертности, смертности от различных болезней, травматизма, несчастных случаев в быту и на производстве у лиц средних возрастов.
В перспективе будет расти и территориальная подвижность населения, особенно в восточные районы страны. В то же время в районах с низким уровнем рождаемости интенсивность перемещения населения по направлению село-город может снизиться, тем более что потенциальные резервы мигрантов в этих районах незначительны.
Что касается демографической политики государства, то, исходя из приведённых в работе данных, она должна строиться на следующих базовых принципах и целях.
Во-первых, необходимо избавить семью от унизительной зависимости от государственных щедрот, помочь избавиться всем нормальным семьям от пока еще сильной потребности в социальной защите, поддерживать само-обеспечение, а не иждивенчество. Для этого нужно создать условия, в которых семья с работоспособными родителями имела бы от своей экономической деятельности доход, достаточный для нормального развития детей (это предполагает совершенствование системы оплаты труда, занятости и подготовки кадров, налогообложения, кредитования и т.п.).
Необходимо сохранить поддержку семей с детьми, оказавшихся в особо трудных условиях (многодетные, неполные семьи, семьи беженцев, безработных, семьи с инвалидами и т.п.).
Следует сохранить и совершенствовать систему семейных пособий, а также минимальных (бесплатных) социальных гарантий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха, развитие социального страхования и частичной компенсации расходов в сфере платных услуг.
Надо содействовать семье в реализации воспитательных функций, создавая льготные режимы занятости для родителей, сохраняя и развивая системы дошкольного воспитания, не подменяющего семью, а помогающего ей воспитывать детей, педагогического просвещения родителей и т.п.
Наконец, в стремлении к новой социально-экономической системе в стране государство должно обеспечить сочетание рыночной экономики и государственной системы социальной защиты семей с детьми, активизацию демографической политики в регионах с тенденцией к депопуляции.
Выполнение этих общих требований и целей - залог нормального демографического развития страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Россия и страны мира. - М.: ВЦ Госкомстата России, 2011
2. Демография и статистика населения: Учебник./ Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2010.
3. Демографические ежегодники Российской Федерации. – М.: Госкомстат РФ, 1993-2011гг.
4. www.greenplaneta.ru
5. www.predanie.ru
6. www.mediasphera.ru
7. geopolitica.ru
8. http://www.rg.ru/2011/12/13/
10
[1] Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010. Федеральная служба статистики.
[2] Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010. Федеральная служба статистики.
[3] www.greenplaneta.ru
[4] http://www.rg.ru/2011/12/13/
[5] Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010. Федеральная служба статистики.
[6] Демографический ежегодник. 2010. М., 2005. С. 33
[7] Демографический ежегодник. 2010. М., 2005. С. 33
Информация о работе Демографическая политика и показатели её эффективности