Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:35, контрольная работа
Под влиянием неблагоприятного сочетания демографических факторов численность населения страны уменьшилась со 148,3 млн. человек в 1992 году до 146,3 млн. человек в 1998 году или на 1,3 процента. Дальнейшее уменьшение населения произошло в 1999 году, когда только за один год оно уменьшилось на 784,5 тыс. человек, или на 0,5%. На 1 января 2000 года, по предварительным данным, численность населения России составила 145,5 млн. человек.
Определение демографической ситуации.
Сокращение численности населения.
Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения демографической ситуации в России.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Волгоградский государственный университет
Урюпинский филиал
Факультет социально-гуманитарных и экономических наук
Кафедра
экономики и менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая география»
на тему:
«Демографическая ситуация в России
и перспективы»
Содержание:
1.Демографическая
ситуация- это сложившееся в данном
районе соотношение
2.Под влиянием неблагоприятного сочетания демографических факторов численность населения страны уменьшилась со 148,3 млн. человек в 1992 году до 146,3 млн. человек в 1998 году или на 1,3 процента. Дальнейшее уменьшение населения произошло в 1999 году, когда только за один год оно уменьшилось на 784,5 тыс. человек, или на 0,5%. На 1 января 2000 года, по предварительным данным, численность населения России составила 145,5 млн. человек.
Характерной особенностью демографической ситуации в России последних лет стало уменьшение населения страны в большинстве регионов. До 1990 г. естественная убыль населения наблюдалась в только 9 регионах страны, в 1991 г. число таких регионов возросло до 29, в 1992 г. – до 43. В 1998 г. процессы естественной убыли населения наблюдались в 68 регионах, где проживало более 105 млн. человек (72% населения страны). В 1999 г. число регионов, где зафиксирована естественная убыль населения возросло до 74. По предварительным данным, в 1999 году потери численности населения за счет естественной убыли как в абсолютном, так и в относительном выражении (в расчете на 1000 населения) оказались самыми большими после 1992 года.
Наиболее неблагоприятные показатели естественной убыли населения (в 1,5-2 раза выше среднероссийского уровня) сложились в регионах Северо-Запада, Центрального района, большинстве регионов Центрально-Черноземного района. Все это свидетельствует об угрожающих темпах сокращения численности прежде всего коренного, русского населения в России.
Сокращение
численности населения в 1998 году
по сравнению с 1997 годом отмечено
в 68 из 89 субъектов Российской Федерации,
где в настоящее время
Возросла численность населения в 21 регионе страны. В Республиках Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе заметное увеличение числа жителей (на 1,4-0,5%) обеспечили как естественный, так и миграционный прирост.
Только за счет превышения родившихся над умершими стало больше жителей Кабардино-Балкарской Республики, Республики Тыва, Ямало-Ненецкого и Агинского Бурятского автономных округов. В Чувашской и Удмуртской республиках, республиках Татарстан, Северная Осетия-Алания, Башкортостан, Ставропольском крае, Белгородской, Калининградской, Новосибирской, Оренбургской, Челябинской областях и Москве увеличение численности населения обеспечивал только приток мигрантов.
Вообще до последнего времени естественная убыль населения в значительной мере компенсировалась за счет миграционного прироста населения. После распада СССР в Россию перебрались свыше 880 тыс. вынужденных переселенцев и 80 тыс. беженцев. Из них около 500 тыс. прибыли в Россию из стран СНГ. Однако, по всей вероятности, этот источник на ближайшую перспективу утерял свою роль значительного компенсационного элемента. Если за 1992-1995 годы естественная убыль населения за счет миграции была компенсирована на 70%, то за 1996-1998 годы - на 44%. А в 1999 году компенсация составила только 15 %.
На фоне сокращения численности населения в России и в ряде других стран Европы все более значительным фактором становится непрерывный рост населения в ряде стран Азии и Африки. 11 мая 2000 г. в Индии было зарегистрировано рождение миллиардного жителя этой страны. По прогнозам демографов ООН, к 2051 году в Индии будет проживать 1,6 млрд. человек. Тем самым Индия может обогнать Китай, в котором население к тому времени составит, по прогнозам, 1,5 млрд. человек.
В целом, общие характеристики современного демографического кризиса в Российской Федерации можно сформулировать следующим образом.
Демографический кризис во многом предопределен тяжелыми последствиями социальных потрясений первой половины ХХ века, а также серьезными социально-экономическими потерями переходного периода 90-х годов. Потеря значительного потенциала демографического роста на фоне сверхсмертности населения России привела к убыли численности населения и ухудшению его половозрастной структуры. Ухудшение здоровья и сохраняющийся высокий уровень смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте, низкие показатели рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, особенно у мужчин, высокая младенческая смертность, рост общей и половозрастной заболеваемости на фоне старения и абсолютного сокращения численности населения и одновременно падения уровня и качества жизни представляют собой значительную угрозу национальной безопасности России.
3. Демографическая ситуация в России требует целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности.
Ряд федеральных законов, принятых в последнее время и направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения.
Так, например, федеральными законами, принятыми в 1996-1999 гг., были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" которыми предусматривается увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка на детей одиноких матерей; введение дополнительного пособия к началу учебного годам детям, проживающим в малообеспеченных семьях; усиление адресности социальной защиты путем предоставления гражданам, имеющим детей, ежемесячного пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи.
Важным шагом на пути улучшения положения учащихся детей стало принятие Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".
С целью расширения возможностей для лечения и отдыха детей приняты два федеральных закона: «О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении» и «О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.»
Важное значение имеет закон “О государственной поддержке многодетных семей“. Он предполагает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Устанавливается, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях относятся к общественно-полезной деятельности. Многодетным семьям предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского транспорта, бесплатное обеспечение школьной формой и ряд других мер.
Ряд принятых законов направлен на защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В частности, федеральные законы: "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, "О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” ориентированы на более точное и полное определение категории детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и интересов, в том числе, в части обеспечения их жилой площадью и получения образования.
На решение важнейшей проблемы, стоящей перед обществом в настоящее время, - борьбы с угрожающими масштабами бедности в стране, усугубляющей демографический кризис, направлен ряд законов, предусматривающих оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам.
Так, Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования при установлении минимальных государственных гарантий денежных доходов граждан и осуществления мер по социальной защите населения Российской Федерации.
В целях реализации закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" были приняты два федеральных закона. Первый из них - "О государственной социальной помощи" определяет порядок оказания государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения". Второй - “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации - утверждает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для расчета величины прожиточного минимума в 2000 году".
В
ряде субъектов Федерации также
принимаются определенные меры, направленные
на улучшение демографической
Подводя общие итоги, необходимо отметить, что эти и другие меры несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровне.
Очевидно,
что основой улучшения
С целью определения стратегии государственной социально - демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально - демографических процессов на федеральном и региональном уровнях.
Кроме
того, требуется разработка Правительством
Российской Федерации совместно с Федеральным
Собранием Российской Федерации и с субъектами
Российской Федерации общегосударственной
Комплексной программы по выводу страны
из демографического кризиса. В Программе
целесообразно предусмотреть мероприятия,
направленные на улучшение воспроизводства
населения; повышение уровня здоровья
и качества жизни россиян, обеспечение
государственных гарантий гражданам на
бесплатную медицинскую помощь, объемы
и условия его получения; формирование
в обществе идеологии и практики жизне-сохранительного
поведения, здоровой и продолжительной
жизни, всемерное укрепление института
семьи, другие меры, способствующие коренному
улучшению демографической ситуации в
России.
Информация о работе Демографическая ситуация в России и перспективы