Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:03, реферат
Финансовая система любого государства включает в себя следующие звенья:
1.Государственный бюджет;
2.Местные бюджеты;
3.Государственный кредит;
4.Специальные государственные фонды;
5.Государственное страхование;
6.Финансы предприятий.
Финансовая
система Швеции
Финансовая система любого государства включает в себя следующие звенья:
Рассматривая финансовую систему Швеции необходимо отметит, что она имеет свои особенности.
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ШВЕЦИИ
Риксдаг
заседает с октября по май. Проект бюджета
на очередной финансовый год, начинающийся
с июля, представляется в январе, а в апреле
утверждается с дополнениями. В
Швеции два уровня местных органов власти:
страна состоит из 24 лэнов (губерний) и
284 коммун (низовых административно-
Таблица
1
Доходы Государственного бюджета Швеции
в
% к национальному доходу1
Период
Страна |
1951-
1955 |
1956-
1960 |
1961-
1965 |
1966-
1970 |
1971-
1975 |
1976-
1980 |
1981-
1985 |
1980-
1990 |
1990-
1995 |
ШВЕЦИЯ |
33 |
37 |
45 |
50 |
55 |
64 |
66 |
68 |
74 |
Таблица 2
Структура государственных расходов в Швеции
(среднегодовые
показатели по пятилетным планам)2
1971-1975гг | 1976-1980гг | 1981-1986гг | 1986-1990гг | |||||
Млрд.
Долл. |
% | Млрд.
Долл. |
% | Млрд.
Долл. |
% | Млрд.
Долл |
% | |
Общая
сумма
Расходов |
18,0 | 100,0 | 42,0 | 100,0 | 73,0 | 100,0 | 110,0 | 100,0 |
1. Капвложения | 1,9 | 10,7 | 2,9 | 7,0 | 4,5 | 5,1 | 6,6 | 6,0 |
2. Тек. Расходы | 16,1 | 83,3 | 39,1 | 93,0 | 68,5 | 93,9 | 103,4 | 94,0 |
А) военные | 1,2 | 6,9 | 2,2 | 4,9 | 3,1 | 4,2 | 4,2 | 3,8 |
Б) Госаппарат
И полиция |
1,2 |
6,7 |
2,5 |
5,9 |
4,3 |
5,9 |
6,3 |
5,7 |
В)%
и выплаты
По гос.долгу |
0,8 |
4,5 |
2,2 |
4,9 |
8,2 |
11,2 |
13,8 |
12,5 |
Г) Образование | 2,0 | 11,0 | 3,9 | 9,2 | 6,5 | 8,9 | 9,7 | 8,8 |
Д)Здраво-охранение | 2,1 |
11,6 |
4,7 |
11,2 |
8,2 |
11,3 |
12,2 |
11,1 |
Е)Прочие
соц.
Услуги |
1,7 |
9,4 |
4,3 |
10,2 |
8,0 |
10,9 |
11,8 |
10,7 |
Ж)Ден. Выплат населению | 4,7 |
25,9 |
11,0 |
26,2 |
20,1 |
27,6 |
33,5 |
30,4 |
Центральное правительство оказывает решающее воздействие на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной их них - государственный бюджет.
В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, т.е. перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда также входят выплаты государством процентов по государственному долгу. Они идут в пенсионные фонды, а также предприятиям и банкам, купившим государственные ценные бумаги.
Оставшиеся
после вычета трансфертных платежей их
общих государственных расходов средства
составляют государственное потребление
и инвестиции. На государственное потребление
приходится порядка 90% оставшейся суммы,
в том числе почти 2/3 потребляется в коммунах.
Речь идет, например, о здравоохранении,
образовании и государственной администрации.
Большая часть государственного потребления
состоит из зарплаты государственных
служащих - медицинских работников, учителей
и др. Остающиеся 10% - государственные капиталовложения3.
2.
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Развитие шведской системы налогообложения типично для западных стран с открытой экономикой. Анализ системы налогообложения в Швеции позволяет выделить ее основные тенденции:
В Швеции государственный сектор, т.е. центральное правительство и местные органы власти (коммуны и правления лэнов), отвечает за разнообразные услуги, включающие образование, меры политики на рынке труда и промышленную политику, здравоохранение, пенсии и другое социальное страхование, заботу о пожилых, охрану окружающей среды и т.п. Поэтому налоги в Швеции весьма высоки (в 198 году они составляли 56,5% ВВП, в том числе 25,3% - прямые, 14,7% - косвенные и 16,5% - на социальное страхование, и по этому показателю Швеция занимает первое место в мире), однако большая часть этих средств возвращается к налогоплательщикам в виде трансфертных платежей и государственных услуг4.
Налоговая система в Швеции включает прямые и косвенные налоги и взносы. Основные прямые налоги - национальный (государственный) и местный (коммунальный) подоходные налоги, государственный налог на капитал (собственность), налог на наследство и дары. Кроме того, существует развитая система взносов с предпринимателей на социальное страхование, охватывающая пенсии, пособия по болезни и т.д.
Косвенные налоги, полностью поступающие государству, включают налог на добавленную стоимость и различные торговые и акцизные налоги по отдельным товарам. Риксдаг определяет как государственные, так и коммунальные налоги. Однако местные власти вправе сами устанавливать налоговые ставки в своих коммунах и лэнах.
Шведские акционерные компании и экономические ассоциации (в основном кооперативы) облагаются государственным пропорциональным подоходным налогом в размере 52%.
Показателен подход к структуре налогов. Доминирующую роль в ней занимают налоги на личные доходы, имущество, а также налоги на товары в виде акциза и налога на добавленную стоимость. 88% составляют налоги на доходы, из которых 41% - это налоги на товары и услуги (косвенный налог на добавленную стоимость), 28% - налоги на личные доходы и 5% - на имущество5.
Национальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки о 5 до 45%. С 1991 года этот налог в размере 20% выплачивается с доходов, превышающих 170 тыс. крон. Напротив, местный подоходный налог - пропорциональный, но его уровень различается по коммунам (в среднем 17%) и лэнам (свыше 13% в среднем); 1.1% идет церкви. В среднем в 1991 году он составлял 31,16%. В сумме эти два налога не могут превышать 72%6.
Проблема взаимодействия различных уровней налоговых отношений решается установлением такого порядка отчислений, при котором налоги на доход и недвижимость в подавляющем большинстве поступают в местные бюджеты, а в центре аккумулируются лишь специальные целевые поступления со строго определенными направлениями их расходования. Разграничение полномочий центра и местных бюджетов основывается, с одной стороны, на обеспечении целевого финансирования приоритетных социально-экономических и структурно-воспроизводственных программ общегосударственной, общенациональной значимости, с другой - на поддержании автономности, независимости отдельных территорий и максимальной ориентации их финансовой политики на удовлетворение местных, региональных потребностей.
Характерная черта бюджетной налоговой системы Швеции - ее социальная направленность. 60% всех расходов бюджета используется на здравоохранение, социальное обеспечение, образование и культуру. В результате сегодня в стране выравнены текущие доходы населения; обеспечен высокий уровень социального обеспечения граждан, особенно пенсионеров, инвалидов; высока экспортная способность шведских компаний; они занимают прочное место на мировом рынке. Удельный вес Швеции в мире по численности занятого населения составляет -0,2%, по расходам на научно-технические разработки - 1,5%, по объему производства продукции - 1%, в том числе машиностроения - 2%, по экспорту машиностроительной продукции - 3%.
Используя механизм бюджетного перераспределения доходов, государство не столько способствует снижению степени неравенства уровней доходности различных групп населения, сколько выравниванию уровней текущего потребления. Особенность заключается в том, что центром решения социальных проблем является направление ресурсов на повышение занятости населения. Из них ? расходуется на активную политику на рынке труда и лишь ? на выплату пособий безработным, в то время как в других странах меры в этой области сводятся к оказанию материальной помощи безработным в форме пособий. В результате проведения активной государственной политики в области рынка труда в Швеции самая высокая в мире занятость трудоспособного населения (83-84%) и самый низкий уровень безработицы (1.6%).
Но, несмотря на достижения 80-х годов в шведской экономике намечались некоторые негативные тенденции. Темпы роста инфляции оказались на 2% выше, чем в странах - основных конкурентах Швеции на мировом рынке. Резко подскочили затраты на рабочую силу, возрос дефицит платежного баланса по текущим операциям. В то же время по темпам роста ВНП и производительности труда Швеция заметно отставала от средних показателей других государств. Нарастал процесс укачки капитала за границу. В 1988 году зарубежные инвестиции превысили объем вложений в национальную промышленность. Многие секторы шведской экономики и непроизводственной сферы испытывали нехватку рабочей силы.