География мирового производства вооружений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы я поставил изучение расстановки центров производств оружия и их влияние на горячие точки . В данной работе я попытаюсь рассмотреть особенности современных вооруженных конфликтов и то как на них влияют страны с развитым военно-промышленным комплексом . Мной будет рассмотрен период в 30 лет (с 1980года) и регионы Африки и Азии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 .Теоретические основы производства оружия…………………….…5
Определение оружия……………………………………………………..5
Классификация оружия и его виды……………………………………..
Основные направления развития производства оружия …………....1
Глава 2 .Анализ современных центров производства оружия………..…....11
2.1 мировые центры производства ……………………………………….11
2.2 лидеры и объемы производств ……………………………………….13
2.3 «горячие точки» за последние 20 лет ……………………………….15
Глава 3 .проблемы связанные с вооружением……………………………….2
3.1 значение мирового потенциала в мировой политике……………….24
3.2 угроза нелегального оборота оружия ……………………………… 29
3.3 угроза ядерной войны ……………………………………………...…32
Заключение …………………………………………………….……………….35
Список использованных источников ………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 313.63 Кб (Скачать документ)

   Чтобы избежать путаницы в определениях, лучше всего идентифицировать различные случаи вооруженного насилия в международных отношениях не по тому, как определяют их сами политические деятели, а по их объективным признакам. Рассмотрим применение вооруженной силы трех типов: 1) международная война, 2) военная операция,  3) гражданская война.

   Международная война. Первоначально определим международную войну как продолжительные военные действия между по меньшей мере одним признанным суверенным государством и другим государственным образованием или  иностранными вооруженными силами при количестве жертв среди военных не менее 1000 человек.  Опираясь на это определение, мы обнаружим, что  в период между 1816 и 1980 гг. велось приблизительно 118 международных войн14. Количество войн в течение этого периода сокращается, но очень медленно. Однако, если судить по количеству жертв, войны становятся все более жестокими благодаря введению качественно более разрушительных видов вооружений, начиная с рубежа XIX – XX вв.  по настоящее время.  По приблизительным подсчетам, в международных войнах ХХ в. погибло в два раза больше военнослужащих (около 22 миллионов), чем во всех войнах с 1500 по 1899 гг. (по имеющимся оценкам 11.2 миллиона).

   Другая заметная долговременная тенденция в международных войнах заключается в том, что сокращается число войн  с участием великих держав и между самими великими державами (если не считать корейскую войну 1950-1953 гг., в которой США и КНР воевали друг против друга). Хотя в отношениях между США и СССР в период холодной войны было немало кризисных ситуаций (взять хотя бы Карибский кризис 1962 г.), они никогда не воевали друг против друга непосредственно. Советский Союз даже признал факт присутствия своих военных советников во Вьетнаме во время вьетнамской войны. Многие научные эксперты не без основания связывают такое «самоограничение» великих держав опасностью развязывания мировой ядерной войны. Феномен отсутствия войн между великими державами после 1945 г. – длиннейший за всю историю мировой политики – называется «длинным миром».

   Очевидно, что международные войны будут происходить и дальше,  вероятнее всего на территории стран третьего мира, как между небольшими государствами, так и с возросшим участием  великих держав (как показали войны в Афганистане и Ираке начала 2000-х гг. при участии США), стремящихся таким образом воздействовать на глобальный баланс сил.  Войны на территории  бывших Югославии и Советского Союза в 1990-е гг. показали, что возобновилась возможность войны среднего уровня и в Европе. Постоянная напряженность между   КНР и Тайванем чревата войной, которая может выйти за пределы азиатского региона. С начала XXI в. аналитики заговорили и о возможности крупномасштабной войны между великими державами (США и Россией, США и Китаем, Китаем и Россией).

   Военная операция. Хотя частота международных войн со временем снижается, особенно между великими державами, различие между войной и миром стало расплывчатым в связи с большим количеством случаев применения военной силы без войны после Второй мировой войны. Огромное количество таких инцидентов может быть обнаружено в современном мире (после окончания холодной войны). Примеры: пограничный конфликт между Перу и Эквадором в 1995 г.; периодические обмены военными ударами между Индией и Пакистаном из-за штата Джаму и Кашмир;  военные стычки на Ближнем Востоке (в частности, между Израилем и соседним Ливаном); турецкие рейды против иракского Курдистана и проч.

   Во многих случаях  сила используется скорее как политический, а не просто военный инструмент. Когда сила применяется, чтобы убедить противника прекратить какие-то нежелательные действия или воздержаться от таковых, это в определенном смысле есть дипломатия, хотя и «дипломатия насилия» или «принудительная дипломатия».Например, израильская стратегия применения военных ударов по территориям арабских государств, дающим прибежище экстремистским мусульманским группировкам, которые убивают израильтян, имеет целью не столько причинение физического ущерба этим странам или разрушение их военного потенциала, сколько психологическое убеждение их лидеров в том, что  дальнейшее укрывательство боевиков обойдется им слишком дорого.  Впрочем, часто случается, что причиненная боль в ответ вызывает желание отомстить, демонстрацией чего служат ответные действия боевиков против Израиля.

   Гражданская (внутренняя) война – не новый феномен в мировой политике. Сколько существуют национальные государства, столько имеют место вооруженные конфликты внутреннего характера. Причем подчас они сопровождаются большим количеством жертв и особой жестокостью по сравнению с классическими межгосударственными войнами. Так, в ходе Тайпинского восстания в Китае в 1850-1864 гг., по некоторым оценкам, погибло около 30 миллионов человек, что больше чем в Первой мировой войне.15 Процесс деколонизации в 1960-1970-е гг. привел к появлению большого количества новых независимых государств с очень нестабильными политическими режимами.  Гражданские войны велись и в давно сложившихся государствах, например, в Латинской Америке. По имеющимся оценкам, в 1970-е гг. в мире имели место шесть гражданских конфликтов; в 1980-е гг. их насчитывается уже двадцать восемь. В конце 1980-х  и в 1990-е гг. некоторые внутренние конфликты были урегулированы (Никарагуа, Мозамбик), однако вспыхивают новые (бывшая Югославия, некоторые бывшие советские республики). Почти все из приблизительно сорока государств, имевших дело в 1990-е гг. с крупными военными конфликтами (с количеством жертв не менее 1000 человек), пострадали именно от гражданских войн. В настоящее время наиболее типичным проявлением военного насилия в мировой политике является именно гражданская война, в ходе которой внутренние вооруженные сила ведут борьбу за изменение конституции страны, изменение баланса между этническими группами, отделение и образование собственного независимого государства.

    Особое значение для мировой политики имеет усиливающаяся тенденция интернационализации гражданских войн, т.е. вовлечение во внутренний  конфликт иностранных военных сил. Во время холодной войны интернационализация была связана с блоковым противостоянием Запада и Востока. Капиталистический и социалистический блоки поддерживали своих сателлитов в гражданских конфликтах. Это имело место, например, в гражданских войнах во Вьетнаме, Эфиопии, Сальвадоре, Афганистане, Йемене и др. Советский Союз  часто поддерживал «войну за национальную независимость», ведомую революционными группами против колониальных властей и поддерживавших их внешних сил (Ангола, Мозамбик). После победы в колониальных войнах такие революционные группы вставали на путь так называемой «социалистической ориентации». С окончанием холодной войны интернационализация гражданских конфликтов обрела иной характер. Теперь вмешательство осуществляют региональные (НАТО, ЕС, СНГ) или глобальные (ООН) организации, пытающиеся выполнять миротворческие функции. Однако, как показывает опыт гражданских конфликтов в бывшей Югославии, это часто приводит к столкновению интересов уже самих миротворцев, проявляющих предвзятость и поддерживающих в итоге только одну из сторон конфликта (например, конфликт вокруг Косово).

   В последнее время большой размах приобрели столкновения между этническими, культурными, религиозными группами, часто объединяемые  под одним  названием  этнополитических конфликтов.  Примерами являются гражданские войны и острые противоречия на территории бывшей Югославии между православным  и мусульманским населением,  конфликт между  племенами тутси и хуту в Руанде, война между абхазами и грузинами на территории бывшего СССР и др. Многие из этнополитических конфликтов приобретают интернациональный характер по мере того, как  беженцы, спасаясь от насилия, укрываются в соседних странах, зарубежные государства вмешиваются в конфликт.

    И для обеспечения всех этих конфликтов оружием существует несколько путей: оборон заказ государств, ведущих военные действия, военная помощь союзников и покупка оружия на «черном рынке» . последний способ незаконен и представляет серьезную опасность для мировой политики, так как попадает в руки экстремистов и агрессивно настроенных групп. К тому же невозможно вести учет проданного таким образом оружия.

 

3.2)угроза нелегального  оборота оружия

    Как говорилось в предыдущем разделе на данный момент большую распространенность имеют локальные стычки и гражданские войны. Возникает законный вопрос : а откуда берется оружие и боеприпасы для гражданских войн в Африке и западной Азии.

    Страны Африки, не имеющие своего устоявшегося политического строя и своих производств в военной отрасли и как правило прибегают к помощи более сильных государств и нелегальных (полулегальных) торговцев оружием.  За последние 10 лет НАТО наложило 13 эмбарго на поставки оружия. В период с 1990-2001 год на планете насчитывалось 57 вооруженных конфликтов и ООН наложило запреты лишь в восьми случаях . В нарушениях эмбарго участвуют частные лица — торговцы оружием, посредники, лица, финансирующие сделки, и переправщики, а также компании во всех частях мира; при этом они, как правило, действуют сообща .

    Тем не менее запреты и ограничения на ввоз оружия не являются большим препятствием и оружие в конечном итоге все равно оказывается в руках у воюющих сторон. По большей части это происходит из за несовершенства законодательства в сфере транспортировки оружия и за счет запутанной схемы доставки смертоносного груза  . существует несколько способов появления оружия на «черном рынке»:

    Кустарное изготовление- метод подразумевает изготовление единицы огнестрельного оружия в не заводских условиях из начальных заготовок или из деталей похищенных на заводе.

     Раскопки – оружие добывается путем археологических раскопок на месте проходивших боев. Такой способ как и первый не способен обеспечить большой поток нелегального огнестрельного оружия и как правило не выходит за пределы страны раскопок.

     Хищения со складов и заводов – этот метод обеспечивает рынок новым оружием,  по большей части распространяется на боеприпасы. Пиком эффективности данного метод является период 1990-1993 годы, когда после развала СССР без контроля остались военные часть с огромными запасами военной техники , огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

     Не утилизированные единицы – как и любой другой объект, орудие имеет свой срок годности. В основном это обуславливается износом оружия , поломками связанными с неблагоприятными природными условиями или просто нецелесообразностью вывоза с места проведения операций. Такие единицы вооружения должны уничтожаться на месте , однако на деле этого не происходит и оно попадает в теневой оборот.(рис 3)

                                                              Рис 3

   Объем таких поставок  практически рассчитать невозможно, поскольку они скрыты от органов контроля за оборотом оружия и относятся к разряду незаконной деятельности( хотя многие страны Африки , например Кот-д’Ивуар, Либерия, Нигерия не признают эту деятельность как противозаконную) но приблизительно мы можем составить представление о поставках оружия на примере отчета сербской компании «Темекс»16 поставившей в середине 2002 года в Либерию почти 210 тонн вооружений. ООН приводит подробную информацию о шести авиарейсах, совершённых в период с 1-го июня по 31 августа 2002 года, на которых переправляли оружие в количестве, приблизительно составившем :

  • 5 млн. единиц боеприпасов
  • 5 160 винтовок, автоматов и пистолетов
  • 4 500 ручных гранат
  • 6 500 мин
  • 350 пусковых ракетных установок

   Но самым крупными поставщиками оружия все равно остаются вполне легальные правительства и оборонные заводы, выполняющие «антитеррористические», «антиэкстримиские» и полицейские акции.

   Бороться с теневым оборотом крайне сложно, так как схемы организации поставок и хищений крайне запутаны и хорошо отработаны, однако бороться с ними можно по средствам отслеживания данных поставок и совершенствования законодательной базы в сфере регулирования перевозок и нарушений эмбарго, а так же борьба с коррупцией в военной и бюрократической структуре, которая укрывает факты нарушения закона сознательно либо по незнанию.

   Поставки оружия в страны третьего мина для проведения гражданских воин не так опасны для мирового общества как оружие, попавшее в руки экстремистов и религиозных организаций, ставящих своей целью уничтожение в первую очередь мирного населения. За такими организациями ведется постоянное наблюдение и принимаются меры к их уничтожению.

   Самую большую опасность представляет собой оборот ядерных вооружений и радиоактивных веществ. ООН и НАТО тщательно следят за количеством и состоянием ядерного оружия у членов «ядерного клуба» и стараются не допустить его попадание к экстремистам.

3.3) угроза ядерной  войны

   Как говорилось ранее во второй главе моей работы ядерным оружем обладают 9 стран : США; Россия; Великобритания; Франция; Китай; Индия; КНДР; Израиль; Пакистан.

   Сегодня правительства большинства развитых стран осознают невозможность использования ядерного оружия для достижения каких бы то ни было экономических или политических целей – настолько велики разрушительные последствия ядерных ударов. Весь сознательный мир помнит последствия ядерных атак на Хиросиму и Нагасаки в конце Второй Мировой войны. Прошло более 60 лет, а отголоски той трагедии еще слышны во всем мире. Но ведь и ядерная промышленность не стояла на месте, и последствия ядерной войны сегодня трудно представить.  
   Исследования, проведенные учеными разных стран, в том числе нашей, показывают, что самым губительным и наиболее вероятным для всего живого следствием ядерной войны станет наступление «ядерной зимы». То есть, все, что не пострадает в результате ударной волны от взрыва, что уцелеет после ядерной вспышки и радиационного излучения, пострадает от «ядерной зимы». В результате использования ядерного оружия над теми городами, которые станут главными объектами нападения, образуются черные, непроницаемые для солнечного света сажевые облака. Черные облака окутают всю Землю. Установится «ядерная ночь», а вместе с ней придет и холод. Земля начнет неизбежно остывать. Вследствие необратимых процессов в биосфере, изменятся климатические условия. Последствия ядерной войны станут катастрофическими не только для тех, кто будет участвовать в ней, они коснутся всех живущих на Земле. Вот почему предотвращение ядерной войны является глобальной проблемой человечества.17 
   Ведущие страны мира, в первую очередь Россия и США, в конце ХХ века стали на путь сокращения ядерных военных арсеналов. В то же время сохраняется опасность распространения ядерных вооружений в мире. Растет число стран ядерных держав. И хотя они обязуются использовать ядерную энергию в мирных целях, мировому сообществу еще предстоит выработать меры, препятствующие глобальной атомной угрозы.

Информация о работе География мирового производства вооружений