Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:20, курсовая работа
Население – объект изучения социально-экономической географии, которая устанавливает общие закономерности его развития, рассматривая его жизнедеятельность во всех аспектах: историческом, политическом, экономическом, социальном, медицинском и статистическом.
1. Введение 3
2. Глава 1. Роль демографических факторов в развитии и размещении экономики 4
3. Глава 2. Демография и этнография как основа для изучения географии населения. Анализ и оценка демографических показателей России 5
4. Глава 2.1 Миграции 10
5. Глава 3.Анализ расселения населения по России 11
6. Глава 4. Плотность населения по Федеральным округам и субъектам России, причины различий 12
7. Глава 5. Урбанизация, типы урбанизаций. Классификация городов по числу жителей
14
8. Глава 6. Население Кемеровской области 16
9. Глава 7. Демографическая политика. Суть концепции Демографического развития России
18
10. Глава 7.1 Национальные проекты России 23
11. Заключение 26
12. Список литературы 27
13. Приложение
Население Российской Федерации в настоящее время стремительно сокращается, что представляет собой одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности России в XXI веке. Все большую тревогу вызывает ситуация, при которой поколение детей лишь на 60% замещает поколение родителей, страна ежегодно теряет 700-800 тыс. человек. Начиная с 1992 г. смертность в России устойчиво превышает рождаемость. За 14 лет (1992-2005 гг.) разница между количеством родившихся и количеством умерших в России составила более 11,1 млн. человек. Абсолютная убыль населения (с учетом 5,3 млн. въехавших мигрантов) составила за этот период около 5,8 млн. (около 400 тыс. человек в среднем за год). Данные последних лет демонстрируют нарастание масштабов убыли населения, за 2000-2005 гг. - около 700 тыс. человек в среднем за год.
Сохранение нынешнего уровня рождаемости и смертности приведет к тому, что численность населения нашей страны к началу 2025 г. может составить около 123 млн. человек, сократившись по сравнению с началом 2006 г. на 20 млн. человек (или на 1/7).
Существующие
сегодня показатели рождаемости
в 1,6 раза ниже, чем необходимо для
обеспечения хотя бы простого воспроизводства
населения. Такая ситуация ставит под
вопрос дальнейшие возможности народов
России развивать накопленный веками
материальный, духовный и культурный
потенциал. Российская Федерация сегодня
отстает от передовых стран по
показателю средней продолжительности
жизни на 16-19 лет у мужчин и
на 9-13 лет у женщин. Усугубляется
диспропорция в населенности регионов.
В центральных районах
Старение
населения увеличивает нагрузку
на его трудоспособную часть, систему
здравоохранения и социального
обеспечения, способствует обострению
проблем с выплатами пенсий и
социальных пособий. Уменьшение численности
населения представляет собой прямую
угрозу национальной безопасности России.
Дополнительный отток из России квалифицированных
кадров, особенно молодежи, ведет к
снижению научного, творческого, культурного
потенциалов российского
Реальная
угроза национальной безопасности и
суверенитету Российской Федерации
связана с уменьшением
Сложившаяся ситуация во многом порождена недостаточным учетом демографических факторов в среднесрочной и долгосрочной социально-экономической стратегии государства, отсутствием комплексной программы выхода из кризиса, государственных органов, ответственных за демографическое развитие, а также остаточным принципом финансирования поддержки деторождения и семьи. Крайне недостаточны средства, выделяемые на поддержку семей с детьми (расходы на семейные пособия, в отношении к ВВП, сегодня вчетверо меньше, чем 10 лет назад, и примерно в 8-10 раз меньше среднего уровня таких расходов в европейских странах).
Отношение расходов на семейные (детские и материнские) пособия к величине ВВП сократилось в России с 0,98% в 1996 г. до менее 0,3% в 2004 г. И это вместо роста до 2,2%, предусмотренного "Основными направлениями государственной семейной политики", утвержденными Указом Президента Российской Федерации № 712 от 14.05.1996. Сегодня, когда политическая и экономическая ситуация в России намного лучше, чем в середине 1990-х годов, поддержание столь низкого (более чем в 3 раза ниже, чем в 1996 г.!) уровня государственных расходов на семейные пособия в условиях демографического кризиса не может быть признано оправданным.
Разница между фактически требуемыми и "нормативными" затратами на семейные и материнские пособия сопоставима с оценкой дефицита денежных доходов в семьях с детьми, напрямую обусловливает этот дефицит. Средняя молодая семья располагает ресурсами на рождение и воспитание только одного ребенка, при этом большинство семей хотело бы иметь двоих детей. Рождения второго и третьего ребенка почти не стимулируются, несмотря на то, что именно эти рождения способны изменить ситуацию. В условиях высокой и продолжающей расти смертности мало внимания уделяется формированию у населения установок здорового образа жизни, профилактике сердечнососудистых заболеваний, несчастных случаев, отравлений и травм, алкоголизма, наркомании, табакокурения - а именно это формирует сверхсмертность в трудоспособных возрастах.
В
последние годы в России крайне мало
сделано для привлечения в
страну необходимых категорий
Последствия
демографического кризиса зачастую
воспринимаются крайне поверхностно и
односторонне. Распространена точка
зрения, что все проблемы численности
населения будут решаться ежегодным
привлечением в Россию миллионов
мигрантов. Вопрос о причинах кризисного
состояния остается за рамками обсуждаемых
стратегий. И хотя в Концепции
демографического развития России (2001
г.) провозглашалась цель стабилизации
численности населения и
Принятые
к реализации с 2006 года Национальные
проекты в сфере
Катастрофическая ситуация еще может быть изменена при условии принятия и осуществления государством комплекса экстренных антикризисных мер в области демографической и семейной политики, направленных на достижение стабилизации численности населения к 2015 гг. и создание условий для его последующего роста.
Тем более, что Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006 определило задачи и приоритеты государства в области демографического развития России.
Неотложное принятие и реализация предлагаемого комплекса мер позволят сократить масштабы ежегодной естественной убыли населения к 2012-2015 гг. до 270-275 тысяч человек (вместо 800 тысяч человек в 2005 г.). Меры по стимулированию и оптимизации миграции смогут увеличить уровень компенсации этой убыли и создать предпосылки для стабилизации численности населения России.
Дальнейшее
развитие России как жизнеспособного
общества и государства невозможно
без выработки и реализации стратегического
и государственного плана преодоления
демографического кризиса на основе
комплексного решения вопросов семьи
и рождаемости, здоровья и продолжительности
жизни, миграции и расселения. Учитывая,
что с 2010 года процесс депопуляции
усилится из-за негативных изменений
возрастного состава населения (сокращение
численности населения
Демографическую ситуацию во многом помогут изменить национальные проекты.
В строительном комплексе страны особое место занимает задача обеспечения резкого увеличения объемов жилищного строительства. Желающих улучшить условия проживания - более 31 млн. семей, или 61% населения. Средняя обеспеченность жильем в России - 19,3 м2 на человека.
В
России для удовлетворения потребности
населения нужно примерно 1570 млн.
м жилья. Чтобы к 2010 г. только наполовину
удовлетворить названную
Если
такие регионы, как Москва, Московская
область, Республики Татарстан и
Башкортостан, Белгородская и Тюменская
области, сохраняют устойчивую динамику
развития жилищного строительства,
то в большинстве других субъектов
Федерации до сих пор вместо оживленного
строительства наблюдается
Кроме того, необходимо принимать во внимание структуру жилищного фонда. Общий его объем достиг 2850 млн. м2. Но только 39% (1116,8 млн. м2) имеют износ до 30%, около 56% - от 30 до 65%, 3,2% жилья, или 88,7 млн. м, фактически непригодны для проживания. Это ветхий и аварийный фонд, подлежащий сносу. Еще 35,7 млн. м2 с износом выше 65% близки к категории ветхих и аварийных. (8, с. 57)
Продолжает
сохраняться неравномерность
Российская
система образования, включая школьное
и дошкольное обучение, объективно
считалась одной из лучших в мире.
Эта система обеспечила почти
стопроцентное среднее
Большое
внимание уделялось детям с
На первом этапе рыночных реформ число дошкольных учреждений и детей в них резко снизилось: с 87, 9 тыс. учреждений и 9009, 5 тыс. детей в них в 1990 г. до 56, 6 тыс. и 4379, 1 тыс. в 1998 г. соответственно. По числу детей это больше чем вдвое. В Европе в это время наблюдался рост количества учреждений и детей в них. Такая тенденция сложилась и в высшей школе. Удельный вес расходов государства на образование также сократился и составил в 1999 г. 3, 3% к ВВП. Интеллектуальный потенциал человека понес наибольшие потери по всем направлениям.
Тенденции
деградации системы образования
совпали с ухудшением здоровья населения,
негативными процессами в организации
оздоровительного отдыха детей, массового
спорта и повышением доли малообеспеченного
населения, больных, с отставанием
развития и бездомных детей. Все
это не могло не сказаться на резком
ухудшении демографического положения
в России и росте доли проблемных
детей в семье и школе. В
стране, и прежде всего в крупных
городах, появилась объективная
необходимость создания центров
психолого-медико-социального
Реформы школ в большей степени связаны с организацией , управлением и совершенствованием школьно-дошкольного образования во взаимодействии с воспитанием, оздоровлением детей, подготовки их к полезной общественной деятельности.
Проводимые реформы ведутся изолированно по отраслям и сферам деятельности. Отдельно - высшая школа , среднее образование, профессиональная подготовка, медицина, спорт, система отдыха, социальная инфраструктура, ЖКХ и др.
Все проекты это позволит в кратчайшие сроки:
- изменить негативные тенденции в динамике структуры населения и укрепить предпосылки устойчиво высоких темпов социально-экономического развития страны;
- возродить целостную, интегрированную систему взаимодействия всех социально-экономических сфер и структур в направлении материально-технической, финансовой, научной, организационной, кадровой политики и стратегии на оздоровление, обучение и профессионализацию населения в условиях конкурентных отношений;