География нефтяной промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 04:19, курсовая работа

Описание

Нефтяная промышленность сегодня - это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям.

Что значит нефть сегодня для народного хозяйства страны?

Содержание

1. Значение нефтяной промышленности в народном хозяйстве Российс-
кой Федерации. Топливный баланс страны, его структуры, удель-
ный вес нефти в нем.


2. Экономико-географическая характеристика размещения месторожде-
ний нефти РФ.


3. География нефтедобывающей промышленности РФ. Главные районы
нефтедобычи и их удельный вес в общероссийской добыче.


4. Особенности размещения нефтеперерабатывавающей промышленности.
Главные центры размещения.


5. Транспорт нефти. Магистральные нефтепроводы.


6. Задачи перспективного развития отрасли. Влияние кризиса.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (6).docx

— 32.03 Кб (Скачать документ)

               ------------------------+-----------------+

               Север                   ¦      1,9        ¦

               ------------------------+-----------------+

               Северо-Запад            ¦      --         ¦

               ------------------------+-----------------+

               ЦЭР                     ¦      16,6       ¦

               ------------------------+-----------------+

               Волго-Вятский           ¦      7,7        ¦

               ------------------------+-----------------+

               ЦЧР                     ¦      --         ¦

               ------------------------+-----------------+

               Поволжье                ¦      17,5       ¦

               ------------------------+-----------------+

               Северный Кавказ         ¦      7,1        ¦

               ------------------------+-----------------+

               Урал                    ¦      24,3       ¦

               ------------------------+-----------------+

               Западная Сибирь         ¦      9,9        ¦

               ------------------------+-----------------+

               Восточная Сибирь        ¦      11,1       ¦

               ------------------------+-----------------+

               Дальний Восток          ¦      3,9        ¦

               ------------------------+-----------------+

               Калининградская область ¦      --         ¦

               ------------------------+------------------

                      ИТОГО            ¦      100      

  

                                   - 11 - 

   5. Транспорт  нефти. Магистральные нефтепроводы. 

         В настоящее время география  нефтеперерабатывающей  промышлен-

      ности  не всегда совпадает с районами  ее переработки. Поэтому за-

      дачи  транспортировки нефти привели  к созданию большой сети  неф-

      тепроводов.  По  размеру грузооборота нефтепроводный  транспорт в

      2,5 раза превзошел железнодорожный  в  части  перевозок  нефти   и

      нефтепродуктов.  Транспортировка  нефти по  нефтепроводам стоит в

      настоящее  время дороже,  чем перевозка  по воде,  но  значительно

      дешевле,  чем перевозка по железной  дороге.

         На железной дороге основной  поток нефти образуется в Западной

      Сибири  и Поволжье.  Из Западной Сибири  нефть по железной дороге

      транспортируется  на Дальний Восток,  Южный Урал  и  страны  цент-

      ральной  Азии.  Из Урала нефть везут  на Запад,  Северный Кавказ  и

      Новороссийск.

         Транспортировка нефти водным  путем обходится дешевле и  эконо-

      мичней  других видов транспортировки,  однако из-за географических

      особенностей  нашей страны используется мало,  в основном при пе-

      ревозки  нефти на экспорт, а также  по внутренним бассейнам страны

      (Ленский,  Амурский) и северному морскому  пути.

         Трубопроводы - наиболее эффективное  средство  транспортировки

      нефти  (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способ-

      ность  нефтепровода диаметром 1200 мм  составляет 80-90 млн.  т  в

      год  при скорости движения потока  нефти 10-12 км/ч.

         Трубопроводный транспорт является  важной подотраслью нефтяной

      промышленности. На сегодняшний день сформировалась  развитая сеть

      магистральных  нефтепроводов, которая обеспечивает  поставку более

      95%  всей  добываемой нефти при  средней дальности перекачки  2300

      км.  В целом вся сеть нефтепроводов  представлена двумя неравными

      по  значимости и условиям управления  группами объектов: внутрере-

      гиональными,  межобластными и системой дальних  транзитных нефтеп-

      роводов.  Первые  обеспечивают  индивидуальные  связи промыслов и

      заводов,  вторые - интегрируют потоки нефти,  обезличивая ее конк-

      ретного  владельца.  Связывая очень большое  число нефтедобывающих

      предприятий  одновременно со многими нефтеперерабатывающими  заво-

      дами  и экспортными терминалами, нефтепроводы  этой группы образу-

      ют  технологически связную сеть - единый  объект экономического  и

  

                                   - 12 -

      режимного  управления,  которая получила  название системы дальних

      транзитных  нефтепроводов и в которую  входят такие  трубопроводы,

      как  Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык  - Курган - Уфа -

      Альметьевск;  Сургут - Полоцк;  Холмогоры - Клин; Самара - Тихо-

      рецкая;  система  нефтепроводов  "Дружба" и другие трубопроводы,

      включая  выходы к экспортным терминалам. 

                      ¦  Всего по России  ¦      По России

         Показатель   ¦   и странам  СНГ   ¦  (АК "Транснефть")

       ---------------+-------------------+--------------------

                      ¦                   ¦

        Протяженность ¦       62,3        ¦       48,1

        нефтепроводов ¦                   ¦

          тыс. км     ¦                   ¦

       ---------------+-------------------+---------------------

                      ¦                   ¦

        Суммарная     ¦      16530,0      ¦       13759,0

        Вместимость   ¦                   ¦

        резервуаров   ¦                   ¦

            м3        ¦                   ¦

                      ¦                   ¦ 

         В свое  время  создание  нефтяной  базы между Волгой  и Уралом

      намного  улучшило снабжение нефтью центральных  и восточных  райо-

      нов  страны.  Занимая выгодное транспортно-географическое  положе-

      ние,  Волго-Уральский район вызвал  появление целой  системы   ма-

      гистральных  нефтепроводов, идущих по следующим  направлениям:

         На восток - Туймазы - Омск - Ангарск;  Туймазы - Омск;  Уфа -

      Новосибирск  (нефтепродукты);  Уфа - Курган - Петропавловск  (неф-

      тепродукты);

         На запад  - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару

      - Брянск  до Мозыря  (Белоруссия),  откуда  в  Польшу,  Германию,

      Венгрию,  Чехию,  а также с ответвлением: Унеча - Полоцк - Вент-

      спилс;  Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты);  Альметьевск  -

      Нижний  Новгород - Рязань - Москва с ответвлением  Нижний Новгород

      - Ярославль  - Кириши (Северо - Запад);

         На юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск  - Саратов; Ишимбай -

      Орск.

         Формирование в  Западной  Сибири  главной нефтяной базы страны

  

                                   - 13 -

      изменило  ориентацию основных потоков  нефти.  Волго-Уральский ра-

      йон  теперь "повернут" целиком на  запад.  Важнейшие функции даль-

      нейшего  развития сети магистральных  нефтепроводов перешли к  За-

      падной  Сибири. Отсюда нефтепроводы идут  по следующим направлени-

      ям:

         На запад - Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск -

      Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Ново-

      полоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку;

         На юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент

      -Чарджоу;

         На восток - Александровское - Анжеро-Судженск.  Для транспор-

      тировки   нефти на запад,  так и восток  используются трубопроводы

      Волго-Уральского  района восточного направления.

         Из других  магистральных направлений,  возникших под влиянием

      добычи  нефти в разных районах,  выделяются  Волгоград -  Новорос-

      сийск;  Грозный  - Армавир -Туапсе;  Грозный  - Армавир - Донбасс

      (нефтепродукты); Ухта - Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.

  

                                   - 14 - 

   6. Задачи перспективного  развития отрасли. 

         В настоящее время нефтяная  промышленность России находится   в

      состоянии  глубокого кризиса, что обусловило  резкое падение добы-

      чи  нефти.  Только в 1992г. она  уменьшилась по сравнению с  преды-

      дущим  годом более чем на 60 млн. т  и в 1993г. еще на 40-45 млн.т.

         Выход из сложившегося кризисного  положения в нефтяной промыш-

      ленности  Правительство Российской Федерации  и Минтопэнерго свя-

      зывают  не с дополнительными государственными  инвестициями,  а  с

      последовательным  развитием рыночных отношений.  Предприятия от-

      расли  должны самостоятельно зарабатывать  необходимые для их  от-

      расли  средства, а Правительство - создавать  им для этого необхо-

      димые  экономические условия.

         В указанном направлении уже  предприняты крупные меры. Задания

      по  поставкам нефти для государственных  нужд сокращены до 20%  ее

      добычи, остальные 80% предприятия имеют  право реализовать самос-

      тоятельно.  Ограничивается лишь вывоз ее  из России, чтобы не ос-

      тавить  российский рынок без нефтепродуктов  в условиях существую-

      щего  несоответствия внутренних и  мировых цен на нефть.

         Практически снят контроль за  уровнем внутренних цен на  нефть.

      Государство  регулирует лишь предельно допустимый  уровень  рента-

      бельности  в цене.

         Важное значение для повышения  эффективности  функционирования

      нефтяного   комплекса  России  имеет проводимая  в настоящее время

      работа  по его акционированию и приватизации. В процессе акциони-

      рования   принципиальные  изменения  происходят  в организационных

      формах.  Государственные предприятия по  добыче и транспорту неф-

      ти,  ее  переработке  и нефтепродуктообеспечению  преобразуются в

      акционерные  общества открытого типа.  При  этом 38% акций указан-

Информация о работе География нефтяной промышленности