Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:22, контрольная работа
Транспорт играет большую роль в народном хозяйстве, является важной составной частью экономики России, крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом. Большую долю в последние годы транспорт занимает в валовой добавленной стоимости.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Географический факультет
Кафедра экономической географии
Контрольная работа
по дисциплине
Экономическая и социальная география России
на тему:
ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Проверил: ассистент Халилова Айгуль Баязитовна |
Выполнила: студентка 5 курса ОЗО группы 5.2 |
Уфа-2012
Задание 1.
Рис.1. Схема классификации транспорта
Показатель |
1990 |
1995 |
2000 |
2002 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Валовая добавленная стоимость |
11,7 |
0,3 |
0,8 |
7,3 |
6,6 |
5,8 |
5,6 |
28,9 |
Стоимость основных фондов |
13,2 |
5,1 |
16,0 |
29,6 |
27,9 |
22,7 |
19,9 |
8,0 |
Среднегодовая
численность занятых в |
6,6 |
6,6 |
6,4 |
6,3 |
6,6 |
4,8 |
4,5 |
4,6 |
Инвестиции в основной капитал |
4,5 |
12,6 |
21,2 |
18,5 |
23,2 |
25,9 |
18,9 |
17,5 |
Транспорт играет большую роль в народном хозяйстве, является важной составной частью экономики России, крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом. Большую долю в последние годы транспорт занимает в валовой добавленной стоимости. В инвестициях в основной капитал транспорт также составляет высокую долю, однако по сравнению с максимальной долей в 2005 году, к 2007 она значительно сократилась из-за низкого технического уровня производственной базы большинства предприятий и износа подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы.
В стоимости основных фондов доля транспорта снижается по причине технического и морального износа транспортных средств. Доля занятых в транспортном комплексе России невысока, и в последние годы также заметно снижается по причине повышения автоматизации обслуживания транспорта, в особенности в производстве.
Задание 2.
1)
Железнодорожные пути
Автомобильные пути
Нефтепроводы
Газопроводы
В России показатель протяженности дорог любого вида очень низкий, особенно в сравнении с США, которые также занимают значительную территорию. Что касается густоты дорог, то чем меньше занимаемая страной территория, тем выше показатель. В России очень низкий показатель густоты дорог объясняется обширностью территории. По сравнению с данными развитыми странами, Россия обладает большой протяженностью трубопроводов. В самом тяжелом положении находятся автомобильные дороги.
2. Удельный вес каждого вида транспорта в общем грузо- и пассажирообороте стран и России за 2006 год
Россия
США
Китай
Великобритания
Германия
Франция
Япония
Италия
В пассажирообороте России в отличие от вышеперечисленных стран высокую долю занимает железнодорожный транспорт. По данным, доля воздушного транспорта в России высока, но относительные цифры. По абсолютным показателям Россия значительно уступает большинству развитых стран.
В грузообороте стран имеет
значение территории и географическое
положение стран. Так, например, в России
львиную долю в грузообороте занимает
трубопроводный транспорт и железнодорожный,
в Японии – морской, во Франции – железнодорожный,
в Китае – речной. В наиболее экономически
развитых странах преобладает автомобильный
транспорт
Задание 3.
1) Строительство дорог в России шло 1940-1990-е годы. В настоящее время длина дорог либо остается в таком же положении, либо сокращается. На сегодняшний день интенсивно идет строительство газопроводов.
2) Динамика эксплуатационной длины транспортных путей России
Задание 4.
Динамика и структура
Вследствие научно-технической
революции в транспортной системе
России увеличилась пропускная способность
транспортных путей, появились новые
транспортные средства, увеличилась вместимость
и грузоподъемность транспортных средств,
увеличилась скорость передвижения.
Задание 5.
Транспортная освоенность
Субъект |
К ж/д |
К авт. | ||||
1995 |
2000 |
2006 |
1995 |
2000 |
2006 | |
Республика Карелия |
2,08 |
1,55 |
1,02 |
6,12 |
5,79 |
4,23 |
Республика Коми |
0,82 |
0,61 |
0,38 |
1,95 |
3,22 |
1,80 |
Архангельская область |
0,75 |
0,56 |
0,33 |
2,54 |
3,18 |
2,06 |
Вологодская область |
0,50 |
0,37 |
0,23 |
6,88 |
6,67 |
3,95 |
Мурманская область |
0,71 |
0,50 |
0,32 |
1,79 |
2,04 |
1,13 |
г. Санкт-Петербург |
4,81 |
3,22 |
1,92 |
1,38 |
1,02 |
0,44 |
Ленинградская область |
8,59 |
7,37 |
4,00 | |||
Новгородская область |
2,05 |
1,34 |
0,82 |
14,72 |
11,02 |
6,81 |
Псковская область |
1,86 |
1,39 |
0,87 |
16,70 |
14,62 |
8,64 |
г. Москва |
2,65 |
1,43 |
0,72 |
0,65 |
0,20 |
0,20 |
Московская область |
6,33 |
5,48 |
3,79 | |||
Брянская область |
1,48 |
1,06 |
0,65 |
7,29 |
10,18 |
5,79 |
Владимирская область |
1,18 |
0,89 |
0,55 |
6,89 |
7,49 |
4,26 |
Ивановская область |
0,59 |
0,50 |
0,32 |
6,02 |
7,69 |
4,71 |
Калужская область |
1,38 |
1,05 |
0,64 |
7,17 |
7,84 |
6,84 |
Костромская область |
1,00 |
0,75 |
0,49 |
7,69 |
6,94 |
4,40 |
Орловская область |
1,18 |
0,81 |
0,55 |
7,31 |
8,53 |
5,28 |
Рязанская область |
1,34 |
0,91 |
0,58 |
7,47 |
8,45 |
4,80 |
Смоленская область |
1,68 |
1,21 |
0,70 |
11,40 |
9,91 |
5,91 |
Тверская область |
1,57 |
1,20 |
0,73 |
12,03 |
10,83 |
6,59 |
Тульская область |
1,33 |
1,01 |
0,54 |
5,98 |
6,55 |
3,54 |
Ярославская область |
0,79 |
0,53 |
0,33 |
6,92 |
6,10 |
3,76 |
Белгородская область |
0,99 |
0,61 |
0,36 |
7,94 |
7,63 |
4,25 |
Воронежская область |
1,10 |
0,69 |
0,42 |
7,91 |
7,56 |
4,61 |
Курская область |
1,56 |
1,09 |
0,70 |
7,05 |
9,26 |
5,19 |
Липецкая область |
1,07 |
0,77 |
0,43 |
6,32 |
7,44 |
4,02 |
Тамбовская область |
1,20 |
0,83 |
0,51 |
7,08 |
9,06 |
5,04 |
Республика Марий Эл |
0,51 |
0,36 |
0,17 |
7,57 |
7,19 |
4,23 |
Республика Мордовия |
1,10 |
0,79 |
0,50 |
7,77 |
7,93 |
5,04 |
Республика Чувашия |
0,77 |
0,52 |
0,31 |
5,49 |
8,96 |
4,14 |
Кировская область |
0,84 |
0,63 |
0,43 |
6,04 |
5,63 |
4,19 |
Нижегородская область |
0,59 |
0,43 |
0,26 |
5,18 |
6,32 |
3,70 |
Республика Калмыкия |
0,56 |
0,42 |
0,26 |
8,04 |
8,21 |
5,58 |
Республика Татарстан |
0,45 |
0,28 |
0,16 |
5,05 |
5,74 |
3,28 |
Астраханская область |
0,95 |
0,60 |
0,39 |
4,03 |
3,95 |
2,22 |
Волгоградская область |
0,94 |
0,65 |
0,38 |
4,69 |
4,61 |
3,31 |
Пензенская область |
1,08 |
0,77 |
0,47 |
7,28 |
8,28 |
4,52 |
Самарская область |
0,73 |
0,50 |
0,31 |
3,46 |
3,76 |
2,34 |
Саратовская область |
1,34 |
0,98 |
0,61 |
5,37 |
6,23 |
3,39 |
Ульяновская область |
0,91 |
0,65 |
0,42 |
5,56 |
6,65 |
4,22 |
Республика Адыгея |
0,87 |
0,57 |
0,39 |
8,21 |
12,26 |
7,70 |
Республика Дагестан |
0,60 |
0,44 |
0,21 |
9,03 |
7,06 |
3,49 |
Республика Ингушетия |
0,15 |
0,09 |
7,29 |
4,92 | ||
Чеченская Республика |
0,37 |
10,01 | ||||
Кабардино-Балкарская Республика |
0,46 |
0,27 |
0,17 |
8,38 |
8,85 |
7,72 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0,31 |
0,17 |
0,10 |
8,92 |
9,47 |
7,04 |
Республика Северная Осетия- Алания |
0,66 |
0,41 |
0,23 |
10,08 |
9,28 |
8,11 |
Краснодарский край |
1,00 |
0,62 |
0,37 |
4,60 |
7,46 |
4,77 |
Ставропольский край |
0,66 |
0,47 |
0,29 |
5,27 |
7,05 |
3,49 |
Ростовская область |
0,90 |
0,59 |
0,35 |
4,67 |
5,75 |
3,27 |
Республика Башкортостан |
0,55 |
0,36 |
0,22 |
7,55 |
7,51 |
4,62 |
Республика Удмуртия |
0,95 |
0,57 |
0,35 |
4,86 |
6,96 |
4,40 |
Курганская область |
0,96 |
0,72 |
0,45 |
7,79 |
6,99 |
4,41 |
Оренбургская область |
1,01 |
0,66 |
0,38 |
7,14 |
2,12 |
3,54 |
Пермский край |
0,58 |
0,43 |
0,27 |
2,85 |
4,55 |
2,99 |
Свердловская область |
0,98 |
0,75 |
0,43 |
2,67 |
3,36 |
1,76 |
Челябинская область |
0,84 |
0,60 |
0,35 |
3,70 |
4,66 |
2,47 |
Республика Алтай |
8,97 |
8,30 |
5,00 | |||
Алтайский край |
0,97 |
0,72 |
0,38 |
7,47 |
8,06 |
4,74 |
Кемеровская область |
0,82 |
0,65 |
0,37 |
2,38 |
3,44 |
2,27 |
Новосибирская область |
0,70 |
0,50 |
0,29 |
3,94 |
4,15 |
2,64 |
Омская область |
0,50 |
0,34 |
0,18 |
4,09 |
5,00 |
2,69 |
Томская область |
0,22 |
0,16 |
0,09 |
2,01 |
3,04 |
1,58 |
Тюменская область |
0,33 |
0,21 |
0,11 |
0,95 |
1,72 |
1,02 |
в т.ч. Ханты-Мансийский АО |
0,10 |
1,07 | ||||
Ямало-Ненецкий АО |
0,08 |
0,58 | ||||
Республика Бурятия |
0,85 |
0,65 |
0,39 |
4,17 |
4,60 |
2,22 |
Республика Тыва |
6,41 |
5,46 |
3,36 | |||
Республика Хакасия |
1,17 |
0,82 |
0,56 |
3,44 |
4,24 |
2,89 |
Красноярский край |
0,31 |
0,21 |
0,13 |
1,72 |
1,94 |
0,99 |
в т.ч. Таймырский (Долгано- Ненецкий) АО |
||||||
Эвенкийский АО |
||||||
Иркутская область |
0,61 |
0,45 |
0,29 |
2,80 |
3,49 |
1,84 |
в т.ч. Усть-Ордынский Бурятский АО |
0,11 |
9,18 | ||||
Забайкальский край |
1,35 |
1,07 |
0,69 |
5,22 |
4,76 |
4,71 |
в т.ч. Агинский Бурятский АО |
0,42 |
6,21 | ||||
Республика Саха |
0,04 |
0,03 |
0,02 |
1,61 |
1,72 |
1,35 |
Приморский край |
0,84 |
0,58 |
0,38 |
3,61 |
3,82 |
2,12 |
Хабаровский край |
0,89 |
0,60 |
0,35 |
1,30 |
1,93 |
1,19 |
Амурская область |
2,05 |
1,53 |
0,95 |
4,37 |
5,14 |
3,03 |
Камчатский край |
1,17 |
1,10 |
||||
в т.ч. Корякский АО |
||||||
Магаданская область |
3,09 |
2,58 |
1,74 | |||
Сахалинская область |
1,42 |
0,86 |
0,41 |
2,42 |
2,48 |
0,63 |
Еврейская автономная область |
1,51 |
1,20 |
1,04 |
7,59 |
7,46 |
3,27 |
Чукотский АО |
1,03 |
2,57 |
0,72 | |||
Калининградская область |
1,89 |
1,04 |
0,55 |
11,43 |
10,36 |
6,03 |
Группировка субъектов РФ по коэффициенту транспортной освоенности, 2006г.
Субъект |
Коэффициент транспортной освоенности |
Субъект |
Коэффициент транспортной освоенности |
||
Чеченская Республика |
10,39 |
наиболее высокий |
Ярославская область |
4,09 |
средний |
Псковская область |
9,51 |
Тульская область |
4,08 | ||
в т.ч. Усть-Ордынский Бурятский АО |
9,29 |
Саратовская область |
4,00 | ||
Республика Северная Осетия- Алания |
8,34 |
Ленинградская область |
4,00 | ||
Республика Адыгея |
8,09 |
Амурская область |
3,98 | ||
Кабардино-Балкарская Республика |
7,89 |
высокий |
Нижегородская область |
3,96 | |
Новгородская область |
7,63 |
Оренбургская область |
3,93 | ||
Калужская область |
7,48 |
Московская область |
3,79 | ||
Тверская область |
7,32 |
Ставропольский край |
3,78 | ||
Карачаево-Черкесская Республика |
7,14 |
Республика Дагестан |
3,70 | ||
в т.ч. Агинский Бурятский АО |
6,63 |
Волгоградская область |
3,69 | ||
Смоленская область |
6,61 |
Ростовская область |
3,62 | ||
Калининградская область |
6,58 |
Республика Хакасия |
3,45 | ||
Брянская область |
6,44 |
Республика Татарстан |
3,44 | ||
Курская область |
5,88 |
Республика Тыва |
3,36 | ||
Республика Калмыкия |
5,83 |
Пермский край |
3,25 | ||
Орловская область |
5,82 |
Новосибирская область |
2,94 |
низкий | |
Тамбовская область |
5,55 |
Омская область |
2,87 | ||
Республика Мордовия |
5,54 |
Челябинская область |
2,81 | ||
Забайкальский край |
5,40 |
Самарская область |
2,65 | ||
Рязанская область |
5,38 |
Кемеровская область |
2,64 | ||
Республика Карелия |
5,25 |
Республика Бурятия |
2,61 | ||
Краснодарский край |
5,14 |
Астраханская область |
2,61 | ||
Алтайский край |
5,12 |
Приморский край |
2,49 | ||
Воронежская область |
5,03 |
Архангельская область |
2,39 | ||
Ивановская область |
5,03 |
г. Санкт-Петербург |
2,36 | ||
Республика Ингушетия |
5,01 |
Свердловская область |
2,19 | ||
Республика Алтай |
5,00 |
Средний |
Республика Коми |
2,18 | |
Пензенская область |
4,99 |
Иркутская область |
2,13 | ||
Костромская область |
4,88 |
Магаданская область |
1,74 | ||
Курганская область |
4,85 |
Томская область |
1,67 | ||
Республика Башкортостан |
4,84 |
Хабаровский край |
1,54 | ||
Владимирская область |
4,80 |
Мурманская область |
1,46 | ||
Республика Удмуртия |
4,75 |
Республика Саха |
1,37 | ||
Ульяновская область |
4,64 |
в т.ч. Ханты-Мансийский АО |
1,17 | ||
Кировская область |
4,62 |
Красноярский край |
1,12 | ||
Белгородская область |
4,61 |
Тюменская область |
1,12 | ||
Республика Чувашия |
4,45 |
Сахалинская область |
1,04 | ||
Липецкая область |
4,45 |
г. Москва |
0,91 |
наиболее низкий | |
Республика Марий Эл |
4,40 |
Камчатский край |
0,85 | ||
Еврейская автономная область |
4,30 |
Чукотский АО |
0,72 | ||
Вологодская область |
4,18 |
Ямало-Ненецкий АО |
0,66 |
Наиболее высокие коэффициенты транспортной освоенности в России свойственны европейской части страны и северо-кавказским республикам. Это обусловлено большой протяженностью железных и автомобильных дорог, а также высоких показателей валового регионального продукта и численности населения в сочетании с небольшими занимаемыми территориями.
Информация о работе География транспортного комплекса России