География транспортного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:22, контрольная работа

Описание

Транспорт играет большую роль в народном хозяйстве, является важной составной частью экономики России, крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом. Большую долю в последние годы транспорт занимает в валовой добавленной стоимости.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа ЭСГ РФ.doc

— 321.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Географический факультет

Кафедра экономической географии

 

Контрольная работа

по  дисциплине

Экономическая и социальная география России

на тему:

ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТНОГО  КОМПЛЕКСА РОССИИ

 

 

 

 

Проверил:

ассистент

Халилова Айгуль Баязитовна

Выполнила:

студентка 5 курса ОЗО

 группы 5.2 
Евдокимова Лидия Николаевна


 

 

Уфа-2012

Задание 1.

  1. Место и роль транспортного комплекса в системе отраслей экономики страны

 

Рис.1. Схема классификации транспорта

 

  1. Доля транспорта в основных показателях народного хозяйства России в 1990-2007 гг(%).

Показатель

1990

1995

2000

2002

2004

2005

2006

2007

Валовая добавленная  стоимость

11,7

0,3

0,8

7,3

6,6

5,8

5,6

28,9

Стоимость основных фондов

13,2

5,1

16,0

29,6

27,9

22,7

19,9

8,0

Среднегодовая численность занятых в экономике

6,6

6,6

6,4

6,3

6,6

4,8

4,5

4,6

Инвестиции  в основной капитал

4,5

12,6

21,2

18,5

23,2

25,9

18,9

17,5




 

 

 

Транспорт играет большую роль в  народном хозяйстве, является важной  составной частью экономики России, крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом. Большую долю в последние годы транспорт занимает в валовой добавленной стоимости. В инвестициях в основной капитал транспорт также составляет высокую долю, однако по сравнению с максимальной долей в 2005 году, к 2007 она значительно сократилась из-за низкого технического уровня производственной базы большинства предприятий и износа подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы.

В стоимости основных фондов доля транспорта снижается по причине  технического и морального износа транспортных средств. Доля занятых в транспортном комплексе России невысока, и в последние годы также заметно снижается по причине повышения автоматизации обслуживания транспорта, в особенности в производстве.

 

Задание 2.

 

1)

Железнодорожные пути

 

Автомобильные пути

 

 

 

Нефтепроводы

 

 

 

 

Газопроводы

 

 

 

 

В России показатель протяженности  дорог любого вида очень низкий, особенно в сравнении с США, которые  также занимают значительную территорию.  Что касается густоты дорог, то чем  меньше занимаемая страной территория, тем выше показатель. В России очень низкий показатель густоты дорог объясняется обширностью территории. По сравнению с данными развитыми странами, Россия обладает большой протяженностью трубопроводов. В самом тяжелом положении находятся автомобильные дороги.

 

2. Удельный вес каждого вида транспорта в общем грузо- и пассажирообороте стран и России за 2006 год

 

 

 

Россия

 

 

 

  

 

США

 

 

 

Китай

            

 

Великобритания

   

 

Германия

 

Франция

 

 

Япония

 

 

Италия

 

В пассажирообороте России в отличие  от вышеперечисленных стран  высокую долю занимает железнодорожный транспорт. По данным, доля воздушного транспорта в России высока, но относительные цифры. По абсолютным показателям Россия значительно уступает большинству развитых стран.

 В грузообороте стран имеет  значение территории и географическое положение стран. Так, например, в России львиную долю в грузообороте занимает трубопроводный транспорт и железнодорожный, в Японии – морской, во Франции – железнодорожный, в Китае – речной. В наиболее экономически развитых странах преобладает автомобильный транспорт 
Задание 3.

1) Строительство дорог в России шло 1940-1990-е годы. В настоящее время длина дорог либо остается в таком же положении, либо сокращается. На сегодняшний день интенсивно идет строительство газопроводов.

2) Динамика эксплуатационной длины транспортных путей России

 

Задание 4.

 

Динамика и структура производственной деятельности транспортного комплекса  за 1940-2008 гг. России

 

Вследствие научно-технической  революции в транспортной системе  России увеличилась пропускная способность транспортных путей,  появились новые транспортные средства, увеличилась вместимость и грузоподъемность транспортных средств, увеличилась скорость передвижения.  
Задание 5.

 

Транспортная освоенность территории страны и субъектов РФ железными и автомобильными дорогами за 1990-2006 гг.

 

Субъект

К ж/д

К авт.

 

1995

2000

2006

1995

2000

2006

Республика Карелия

2,08

1,55

1,02

6,12

5,79

4,23

Республика Коми

0,82

0,61

0,38

1,95

3,22

1,80

Архангельская область

0,75

0,56

0,33

2,54

3,18

2,06

Вологодская область

0,50

0,37

0,23

6,88

6,67

3,95

Мурманская область

0,71

0,50

0,32

1,79

2,04

1,13

г. Санкт-Петербург

4,81

3,22

1,92

1,38

1,02

0,44

Ленинградская область

8,59

7,37

4,00

Новгородская область

2,05

1,34

0,82

14,72

11,02

6,81

Псковская область

1,86

1,39

0,87

16,70

14,62

8,64

г. Москва

2,65

1,43

0,72

0,65

0,20

0,20

Московская область

6,33

5,48

3,79

Брянская область

1,48

1,06

0,65

7,29

10,18

5,79

Владимирская область

1,18

0,89

0,55

6,89

7,49

4,26

Ивановская область

0,59

0,50

0,32

6,02

7,69

4,71

Калужская область

1,38

1,05

0,64

7,17

7,84

6,84

Костромская область

1,00

0,75

0,49

7,69

6,94

4,40

Орловская область

1,18

0,81

0,55

7,31

8,53

5,28

Рязанская область

1,34

0,91

0,58

7,47

8,45

4,80

Смоленская область

1,68

1,21

0,70

11,40

9,91

5,91

Тверская область

1,57

1,20

0,73

12,03

10,83

6,59

Тульская область

1,33

1,01

0,54

5,98

6,55

3,54

Ярославская область

0,79

0,53

0,33

6,92

6,10

3,76

Белгородская область

0,99

0,61

0,36

7,94

7,63

4,25

Воронежская область

1,10

0,69

0,42

7,91

7,56

4,61

Курская область

1,56

1,09

0,70

7,05

9,26

5,19

Липецкая область

1,07

0,77

0,43

6,32

7,44

4,02

Тамбовская область

1,20

0,83

0,51

7,08

9,06

5,04

Республика Марий Эл

0,51

0,36

0,17

7,57

7,19

4,23

Республика Мордовия

1,10

0,79

0,50

7,77

7,93

5,04

Республика Чувашия

0,77

0,52

0,31

5,49

8,96

4,14

Кировская область

0,84

0,63

0,43

6,04

5,63

4,19

Нижегородская область

0,59

0,43

0,26

5,18

6,32

3,70

Республика Калмыкия

0,56

0,42

0,26

8,04

8,21

5,58

Республика Татарстан

0,45

0,28

0,16

5,05

5,74

3,28

Астраханская область

0,95

0,60

0,39

4,03

3,95

2,22

Волгоградская область

0,94

0,65

0,38

4,69

4,61

3,31

Пензенская область

1,08

0,77

0,47

7,28

8,28

4,52

Самарская область

0,73

0,50

0,31

3,46

3,76

2,34

Саратовская область

1,34

0,98

0,61

5,37

6,23

3,39

Ульяновская область

0,91

0,65

0,42

5,56

6,65

4,22

Республика Адыгея

0,87

0,57

0,39

8,21

12,26

7,70

Республика Дагестан

0,60

0,44

0,21

9,03

7,06

3,49

Республика Ингушетия

 

0,15

0,09

 

7,29

4,92

Чеченская Республика

   

0,37

   

10,01

Кабардино-Балкарская Республика

0,46

0,27

0,17

8,38

8,85

7,72

Карачаево-Черкесская Республика

0,31

0,17

0,10

8,92

9,47

7,04

Республика Северная Осетия- Алания

0,66

0,41

0,23

10,08

9,28

8,11

Краснодарский край

1,00

0,62

0,37

4,60

7,46

4,77

Ставропольский край

0,66

0,47

0,29

5,27

7,05

3,49

Ростовская область

0,90

0,59

0,35

4,67

5,75

3,27

Республика Башкортостан

0,55

0,36

0,22

7,55

7,51

4,62

Республика Удмуртия

0,95

0,57

0,35

4,86

6,96

4,40

Курганская область

0,96

0,72

0,45

7,79

6,99

4,41

Оренбургская область

1,01

0,66

0,38

7,14

2,12

3,54

Пермский край

0,58

0,43

0,27

2,85

4,55

2,99

Свердловская область

0,98

0,75

0,43

2,67

3,36

1,76

Челябинская область

0,84

0,60

0,35

3,70

4,66

2,47

Республика Алтай

     

8,97

8,30

5,00

Алтайский край

0,97

0,72

0,38

7,47

8,06

4,74

Кемеровская область

0,82

0,65

0,37

2,38

3,44

2,27

Новосибирская область

0,70

0,50

0,29

3,94

4,15

2,64

Омская область

0,50

0,34

0,18

4,09

5,00

2,69

Томская область

0,22

0,16

0,09

2,01

3,04

1,58

Тюменская область

0,33

0,21

0,11

0,95

1,72

1,02

в т.ч. Ханты-Мансийский АО

   

0,10

   

1,07

Ямало-Ненецкий АО

   

0,08

   

0,58

Республика Бурятия

0,85

0,65

0,39

4,17

4,60

2,22

Республика Тыва

     

6,41

5,46

3,36

Республика Хакасия

1,17

0,82

0,56

3,44

4,24

2,89

Красноярский край

0,31

0,21

0,13

1,72

1,94

0,99

в т.ч. Таймырский (Долгано- Ненецкий) АО

           

Эвенкийский АО

           

Иркутская область

0,61

0,45

0,29

2,80

3,49

1,84

в т.ч. Усть-Ордынский  Бурятский АО

   

0,11

   

9,18

Забайкальский край

1,35

1,07

0,69

5,22

4,76

4,71

в т.ч. Агинский Бурятский  АО

   

0,42

   

6,21

Республика Саха

0,04

0,03

0,02

1,61

1,72

1,35

Приморский край

0,84

0,58

0,38

3,61

3,82

2,12

Хабаровский край

0,89

0,60

0,35

1,30

1,93

1,19

Амурская область

2,05

1,53

0,95

4,37

5,14

3,03

Камчатский край

     

1,17

1,10

 

в т.ч. Корякский АО

           

Магаданская область

     

3,09

2,58

1,74

Сахалинская область

1,42

0,86

0,41

2,42

2,48

0,63

Еврейская автономная область

1,51

1,20

1,04

7,59

7,46

3,27

Чукотский АО

     

1,03

2,57

0,72

Калининградская область

1,89

1,04

0,55

11,43

10,36

6,03


 

 

Группировка субъектов  РФ по коэффициенту транспортной освоенности, 2006г.

 

Субъект

Коэффициент транспортной освоенности

 

Субъект

Коэффициент транспортной освоенности

 

Чеченская Республика

10,39

наиболее высокий

Ярославская область

4,09

средний

Псковская область

9,51

Тульская область

4,08

в т.ч. Усть-Ордынский  Бурятский АО

9,29

Саратовская область

4,00

Республика Северная Осетия- Алания

8,34

Ленинградская область

4,00

Республика Адыгея

8,09

Амурская область

3,98

Кабардино-Балкарская Республика

7,89

высокий

Нижегородская область

3,96

Новгородская область

7,63

Оренбургская область

3,93

Калужская область

7,48

Московская область

3,79

Тверская область

7,32

Ставропольский край

3,78

Карачаево-Черкесская Республика

7,14

Республика Дагестан

3,70

в т.ч. Агинский Бурятский АО

6,63

Волгоградская область

3,69

Смоленская область

6,61

Ростовская область

3,62

Калининградская область

6,58

Республика Хакасия

3,45

Брянская область

6,44

Республика Татарстан

3,44

Курская область

5,88

Республика Тыва

3,36

Республика Калмыкия

5,83

Пермский край

3,25

Орловская область

5,82

Новосибирская область

2,94

низкий

Тамбовская область

5,55

Омская область

2,87

Республика Мордовия

5,54

Челябинская область

2,81

Забайкальский край

5,40

Самарская область

2,65

Рязанская область

5,38

Кемеровская область

2,64

Республика Карелия

5,25

Республика Бурятия

2,61

Краснодарский край

5,14

Астраханская область

2,61

Алтайский край

5,12

Приморский край

2,49

Воронежская область

5,03

Архангельская область

2,39

Ивановская область

5,03

г. Санкт-Петербург

2,36

Республика Ингушетия

5,01

Свердловская область

2,19

Республика Алтай

5,00

Средний

Республика Коми

2,18

Пензенская область

4,99

Иркутская область

2,13

Костромская область

4,88

Магаданская область

1,74

Курганская область

4,85

Томская область

1,67

Республика Башкортостан

4,84

Хабаровский край

1,54

Владимирская область

4,80

Мурманская область

1,46

Республика Удмуртия

4,75

Республика Саха

1,37

Ульяновская область

4,64

в т.ч. Ханты-Мансийский АО

1,17

Кировская область

4,62

Красноярский край

1,12

Белгородская область

4,61

Тюменская область

1,12

Республика Чувашия

4,45

Сахалинская область

1,04

Липецкая область

4,45

г. Москва

0,91

наиболее низкий

Республика Марий Эл

4,40

Камчатский край

0,85

Еврейская автономная область

4,30

Чукотский АО

0,72

Вологодская область

4,18

Ямало-Ненецкий АО

0,66


 

 

Наиболее высокие коэффициенты транспортной  освоенности в России свойственны европейской части  страны и северо-кавказским республикам. Это обусловлено большой протяженностью железных и автомобильных дорог, а также высоких показателей валового регионального продукта и численности населения в сочетании с небольшими занимаемыми территориями.




Информация о работе География транспортного комплекса России