География транспортного комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:21, творческая работа

Описание

Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. Россия находится на первом месте в мире по запасам большинства природных ресурсов, в том числе по запасам природной - газа, угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, а также по запасам земельных, водных и лесных ресурсов. По запасам энергетических ресурсов Россия занимает одно из первых мест в мире.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… 3
1. География транспортного комплекса России……………...……....4
1.1 География железнодорожного транспорта России……..……….4
1.2 География автомобильного транспорта России…………..……...7
1.3 География водного транспорта России…………………..……….8
1.3.1 География морского транспорта………………………..…….…8
1.3.2 География внутреннего речного транспорта………………...…9
1.4 География трубопроводного транспорта Росси………………….10
1.5 География воздушного транспорта России………..……………..11
Заключение ...…………………………………………………………..12
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 40.26 Кб (Скачать документ)

 

 

Московский  институт экономики, менеджмента и  права

 

 

 

 

 

 

  

Реферат на тему:

География транспортного комплекса России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнил студент  группы  № ЭЗДтв 20.2/Б-11

Анисимова Марина Ивановна 

 

 

 

 

  

Факультет: Экономики

 

Москва 2012

Оглавление

Введение  ……………………………………………………………… 3

1. География транспортного комплекса России……………...……....4

1.1 География железнодорожного транспорта России……..……….4

1.2 География автомобильного транспорта России…………..……...7

          1.3 География водного транспорта России…………………..……….8

          1.3.1 География морского транспорта………………………..…….…8

          1.3.2 География внутреннего речного транспорта………………...…9

          1.4 География трубопроводного транспорта Росси………………….10

          1.5 География воздушного транспорта России………..……………..11

Заключение ...…………………………………………………………..12

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема  «Транспорт» является одной из важнейших  тем в условиях становления в  России рыночной экономики. Актуальность ее заключается в том, что транспорт  является связующим звеном меду предприятием производителем и потребителем. Кроме  того, транспорт усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Транспортный фактор является одним из важнейших факторов при размещении производства. Для рационального размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать. Транспорт играет большую роль в освоении территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. География транспортного комплекса России

 

В целом по стране транспортный комплекс размещен неравномерно. В основном он располагается  в европейской части нашей  страны. Это объясняется тем, что  здесь располагаются основные промышленные центры и населенные пункты. Основные направления движения транспорта представлены в приложении.

Рассмотрим  размещение каждого вида транспорта более подробно.

 

    1. География железнодорожного транспорта России

 

Железнодорожный транспорт, является одним из наиболее часто используемых видов транспорта, поэтому он должен быть размещен по стране повсеместно. На самом же деле железнодорожный транспорт размещен неравномерно. Густой и разветвленной сетью железных дорог обладает европейская часть России. Это связано не только с огромными территориями страны, но и с большой территориальной дифференциацией в ее заселенности, уровне и типе хозяйствования. Конфигурация сети радиально-кольцевая с центром в городе Москве. Плотность железных дорог России достаточно низкая 5 км на 1000 км2 , поэтому довольно высока их грузонапряженность.

Первые железный дороги были построены в России в середине 19 века. В 1837 году, через 12 лет после начала движения на первой в мире железной дороге общего пользования Стоктон – Дарлингтон в Англии, была открыта «экспериментальная» железнодорожная ветка Петербург – Царское село,  а в 1851 году – первая крупная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург. Уже к концу 19 века железнодорожный транспорт России превысил по грузообороту традиционные для России гужевой и речной, а к 1913 году превысил этот показатель в сравнении с речным в 6 раз.

Основной  каркас железнодорожной сети был  сформирован во 2-ой половине 19 –  начале 20 века. Железные строились в  первую очередь для обеспечения  транспортно-экономических связей центра с основными сырьевыми и продовольственными базами страны, а также с морскими портами, что и определило их радиальную конфигурацию. [20, c290]

Транспортные  связи центра обеспечили дороги на следующих направлениях:

1) Центр-Запад:  Москва – Смоленск – Минск  – Брест (1871);

Москва –  Ржев – Великие Луки – Виндава.

2) Центр-Север:  Москва – Ярославль – Вологда  (1872), продолженная в 1898 году до  Архангельска;

Дорога через  Санкт-Петербург: Волхов – Петрозаводск – Мурманск;

  1. Центр-Юг: Москва – Рязань – Козлов (Мичуринск) – Воронеж – Ростов-на-Дону – Владикавказ (1875), с ответвлением от Козлова на железнодорожную ветку Тамбов – Саратов, продолженная 1894 году от Владикавказа на Махачкалу и Баку, что обеспечило первый транспортный выход на Закавказье: Москва – Тула – Орел – Курск – Харьков – Севастополь с ответвлением от Курска на Киев.

4) Центр-Восток: Москва – Нижний Новгород;

Москва –  Сызрань – Самара – Оренбург (1877 г.) с ответвлением от станции  Кшень на Уфу – Челябинск (1892) – Екатеринбург. Были также построены  отдельные железные дороги для обеспечения экспортных поставок зерна через морские порты Балтийского и Черноморского бассейнов, и они имели соответственно хордовую направленность. Например, Риго-Орловская дорога: Волгоград – Орел – Смоленск – Витебск – Рига (1871 г.).

В 1878 году было начато железнодорожное строительство  на Урале, где Горьковская дорога Пермь – Нижний Тагил – Екатеринбург соединила основные металлургические заводы с Волго-Камским водным путем. В 1885 году она была продолжена до Тюмени. Для надежной транспортной связи Урала с северо-западом России была построена широтная железная дорога Пермь – Киров – Вологда – Санкт-Петербург. [20, c292]

Особое значение для формирования единой железнодорожной  сети России, заселения и освоения юга Сибири и Дальнего Востока, имело строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, начатое одновременно в 1892 году с запада Челябинска через Новосибирск – Красноярск – Иркутск (1899) и с востока Владивостока на Хабаровск (1897). Сквозное сообщение по ней было открыто в 1916 году после завершения строительства Амурской железной дороги от Забайкалья до Хабаровска. Построенная в 1913 году линия Тюмень – Омск обеспечила второй выход из Сибири в европейскую часть России через Екатеринбург.

Транспортный  выход в Центральную Азию на Закаспийскую железную дорогу обеспечила магистраль Оренбург – Ташкент, построенная в 1906.

В советский  период основное железнодорожное строительство  переместилось в восточную часть  страны. Для укрепления транспортных связей были проложены дополнительные железнодорожные линии, которые позволили создать два новых выхода из центра на Урал:

Москва –  Казань – Екатеринбург и Москва – Котельничи – Киров – Пермь.

Крупнейшей  стройкой первой пятилетки было завершено  строительство второго выхода из центральной Азии на железнодорожную сеть

России Туркестано-Сибирской  магистрали:

Луговая (станция  около Алма-Аты) – Семипалатинск  и далее Семипалатинск – Барнаул  – Новосибирск. Пуск этой железной дороги кардинально изменил направление  специализации хозяйства большинства среднеазиатских республик, открыв прямую дорогу на юг сибирскому хлебу, что позволило высвободить местные сельскохозяйственные земли для расширения посевов хлопчатника.

Активно шло  железнодорожное строительство  и в годы Великой отечественной войны, когда были построены Печорская магистраль:

Коноша (станция  на линии Вологда – Архангельск) – Котлас – Воркута, давшая возможность  освоения Тимано-Печорского бассейна;

«Волжская рокада»: Свияжск – Сызрань – Саратов  – Волгоград, прошедшая по правому берегу Волги и ставшая своеобразным дублером Волжской речной магистрали;

Линия Кизляр – Астрахань, обеспечившая связь  Поволжья с Северным Кавказом;

Железная  дорога из Казахстана на Урал: Акмолинск  – Карталы дала выход  карагандинскому  углю на уральские металлургические заводы.

Железная  дорога Гурьев – Николь обеспечила железнодорожные поставки нефти  с Эмбинского месторождения на Урале.

В после военное  время основные железные дороги строились к Востоку от Урала. Для улучшения транспортных связей европейской части страны с Сибирью и Дальним Востоком основное внимание уделялось формированию широтных  дублеров Транссибирской магистрали и прежде всего Южно-Сибирской магистрали: Карталы (станция в Челябинской области) – Акмолинск – Павлодар – Барнаул – Артышта (станция у Кемерово), которая в конце 50-х начале 60-х была продолжена на восток через Новокузнецк – Абакан – Тайшет – Братск на Усть-Кут. В 1974 –1984 года эта железная дорога была доведена до Комсомольска-на-Амуре, получив название «Байкало-Амурская магистраль» (БАМ). Ее восточный участок от Комсомольска-на-Амуре до советской Гавани был построен еще в 1945 году. [20, c293]

Таким образом, к началу 90-х годов к востоку  от Урала практически закончено (не сдан в эксплуатацию самый длинный  на трассе БАМа Северо-Муйский тоннель) формирование на территории России второй широтной трансазиатской железнодорожной магистрали, которая оказывает огромное влияние на освоение территорий юга Сибири и Дальнего Востока.

Для освоения нефтяных и газовых месторождений  Западной Сибири в 70-е 80-е года была построена крупная Северная железная дорога:

Тюмень –  Сургут – Нижневартовск – Уренгой  – Ямбург.

В настоящее  время железную дорогу России принято  разделять на 17 отдельных железных дорог: Октябрьская, Калининградская, Московская, Горьковская, Северная, Северо-Кавказская, Юго-Восточная, Приволжская, Куйбышевская, Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Дальневосточная и Сахалинская. [18, c2-10]. Каждая из этих железных дорог населенные пункты, промышленные центры и предприятия. Рассмотрим эту взаимосвязь на примере Московской железной дороги.

Московская  дорога обслуживает предприятия  г. Москвы, Московской, Рязанской, Тульской, Орловской, Курской, Брянской, Смоленской и Калужской, а также Александровского и Киржачского районов Владимирской области. Общая территория составляет 281,4 тыс. км2 с населением 24,9 млн. человек. Эксплуатационная длина железнодорожных путей 9103 км (10,6% всей сети), густота путей на Московской дороге равна 32,8 км на тыс. км2 площади (в среднем по стране этот показатель равен 5,1 км/ тыс. км2).

Конъюнктуру перевозок грузов в районе определяют природные и экономические факторы. В районе тяготения Московской дороги расположены Подмосковный бассейн по добыче бурого угля и торфяные разработки. В Курской области размещены сырьевые месторождения железной руды. В Московской, Смоленской, Тульской, Калужской областях добываются камни строительные, известняковая мука для удобрений и цемента. Кроме того, в карьерах рек здесь добываются строительные материалы, такие как песок, щебень и др. В пределах Московской дороги расположен крупный топливно-энергетический комплекс, включая Московский и Рязанский НПЗ, Подмосковный угольный бассейн, а также 16 станций Мосэнерго, Тулаэнерго, две Орелэнерго, три станции Смоленскэнерго и тд.

В Москве, Московской и Тульской областях сосредоточены  крупные предприятия машино- и  станкостроения, металлообработки, предприятия  по переработке сельскохозяйственной продукции и производству товаров народного потребления. Крупные предприятия машиностроения расположены в Калужской области. В брянской области находится крупное предприятие по производству цемента. Крупные погрузочные ресурсы расположены в Тульском, Новомосковском, Воскресенском, Вяземском, Калужском и Брянском узлах. Все эти различные предприятия нужно связать транспортными путями, что и делает в данном случае Московская железная дорога. [13, c51-54]

 

1.2 География Автомобильного транспорта

 

Как и железнодорожный  транспорт, автомобильный транспорт размещен неравномерно. Основные дороги расположены в европейской части России.

Как и в  железнодорожном транспорте, Москва является крупным дорожным узлом  России. Все дороги более или менее  ориентированы на Москву.  Конфигурация дорог – радиально-кольцевая. От Москвы отходят важнейшие автомагистрали во всех направлениях. Важнейшие дороги, отходящие от Москвы: Москва - Санкт-Петербург, Москва – Волгоград, Москва – Нижний Новгород – Казань, Москва – Воронеж – Ростов на Дону, Москва – Волгоград – Тамбов и др. [3, c126]

Плотность автодорог  по всей стране различна. Наибольшее их сосредоточение в европейской части  России, за Уралом плотность автодорог  уменьшается. Это связано с тем, что наибольшее сосредоточение население располагается именно в европейской части страны.

 

1.3 География Водного транспорта

 

1.3.1 География Морского транспорта

 

Размещение водного транспорта в целом, а в частности морского транспорта зависит от природных  условий. Резко сократили возможности  применения морского транспорта в международной торговле изменения в геополитическом положении России, так  как большая часть крупных и хорошо оснащенных морских портов Черноморского и Балтийского бассейнов отошла к другим государствам.

Исторический  фактор обусловил концентрацию основной работы морского транспорта бывшего СССР в крупных портах Черноморско-Азовского и Балтийского бассейнов: на их долю приходилось 2/3 всего грузооборота морского транспорта СССР. Но переход под юрисдикцию других государств крупнейших портов привел к тому, что мощность морских портов России только на 1/2 удовлетворяет собственные потребности.

Первое место  в грузообороте перешло к Дальневосточному бассейну (46,5 % всех отправленных грузов морским транспортом России). Через  его порты осуществляются внешнеторговые связи с прибрежными регионами Дальнего Востока. К наиболее крупным относятся следующие порты на берегу Японского моря: Владивосток, Находка, расположенный около нее новый порт Восточный с крупными угольными и лесными терминалами, а также порт Ванино-Холмск (о. Сахалин). [20, c296]

Информация о работе География транспортного комплекса России