Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:47, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятий бюджетного дефицита и государственного долга, а также исследование бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь и их состояния на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Бюджетный дефицит и государственный долг…..…………5
1.1. Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения….5
1.2. Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь…................. 10
2. Государственный долг…………………………………...…………..16
2.1. Понятие государственного долга, его виды…………………………….…16
2.2. Внешний и внутренний долг Республики Беларусь……………..………..22
3. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА………………...........….25
Заключение…………………………………………………………………….....31
Список использованных источников……………………………………….…..33
3) расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, побуждать предприятия к повышению производительности труда, рациональному использованию материальных и финансовых ресурсов, изысканию резервов роста эффективности производства — основы увеличения доходов бюджета;
4) развитие территориально-
5) оптимизацию объема и
реструктуризацию расходов
6) обоснованное принятие
новых социальных программ, требующих
значительного бюджетного
7) составление бюджета
на многовариантной основе с
целью формирования
8) развитие рынка
9) принятие мер, направленных
на привлечение в страну иностранного
капитала в форме инвестиций. С их помощью
решается сразу несколько задач, не только
фискального, но и экономического характера:
сокращаются бюджетные расходы, предназначенные
для финансирования капитальных вложений,
расширяется база для производства товаров
и услуг, появляется новый налогоплательщик,
а значит, и увеличиваются платежи в бюджет.
Для достижения реального эффекта и сокращения
бюджетного дефицита, перечисленные мероприятия
должны рассматриваться в их единстве
и применяться комплексно.
Таким образом, разработка и
последовательная реализация мер, направленных,
на увеличение доходов и сокращение
расходов, регулирование бюджетного
дефицита, целенаправленное управление
его размером в совокупности с
другими экономическими антикризисными
мерами будут способствовать стабилизации
финансового положения
Заключение
В результате изучения данной темы
и связанных с ней вопросов,
можно сделать следующие выводы. Бюджетный
дефицит имеет место тогда, когда расходы
превышают доходы. Различают активный
и пассивный бюджетный дефицит. Первый
возникает в результате сознательных
действий правительства по увеличению
своих расходов или сокращению доходов.
Второй - вследствие изменения экономической
ситуации в стране, как правило, в результате
сокращения объема национального производства.
Различают также общий дефицит бюджета
и первичный.
Важным фактором, порождающим дефицит,
являются спады, стагнация, реализация
правительством крупных государственных
программ, милитаризация экономики, стихийные
бедствия, значительный всплеск инфляции,
увеличение трансфертных выплат и периоды
депрессии производства. Негативное влияние
на доходы бюджета и соответственно на
размеры дефицита оказывает устойчивость
национальной валюты и денежного обращения.
Бюджет Республики Беларусь
является социально ориентированным,
поэтому большое количество средств
направляется на финансирование социальных
программ. Основным источником доходной
части бюджета Республики Беларусь
являются налоговые поступления. Государственный
долг – это общая денежная ценность правительственных
облигаций, принадлежащих обществу или
общая сумма всех дефицитов и положительных
сальдо бюджета, накопленная за всю историю
страны.
Государственный долг бывает внешним
и внутренним. Он возникает в результате
войн, экономических спадов, снижения
налогов и недостатка политической воли.
Что касается структуры долгам с точки
зрения его временных характеристик (средне-
и долгосрочные против краткосрочных
обязательств) и субъектов заимствования,
то задолженность государства, являющаяся
по большей части долго- или среднесрочной,
образует приблизительно 40% величины совокупного
долга; остальные 60% приходятся на обязательства
резидентов Республики Беларусь, относящиеся,
в основном, к краткосрочным. В структуре
внутреннего государственного долга доля
кредитов, предоставленных в предыдущие
годы Нацбанком Беларуси на финансирование
дефицита республиканского бюджета, составляет
примерно 37%, долговые ценные бумаги правительства
– 47%.
Список использованных источников
1. Экономическая теория: Учебник. / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, А. В. Бондарь и др. ; Под ред. Н.И. Базылев, С.П. Гурко. Мн: БГЭУ, 1997. 550с.
2. Лемешевский И.М.
3. Макроэкономика: Учеб. пособие / М. И.Плотницкий, Э. И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М. И.Плотницкого. М.: Новое знание, 2002. 462с.
4. Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие / Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под ред. Э.А. Лутохина. Мн.: Тесей, 2003. 320 с.
5. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. СПб, 1994
6. Сорокина Т. В.
7. Калиновская Т. Бюджет-2004. // Белорусский рынок. 27.06.2005 №24
8. 0,1% профицита. // Белорусский рынок. 21.02.2005. №7
9. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2004 (Стат. сб.) Минстат Республики Беларусь – Минск, 2004. 611 с.
10. Бюджет-2004. // Национальная экономическая газета. 24.06.2005. №46
11. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 2004. – XXXVI, 972 с.
12. Яковлева Е. Б. Макроэкономика. СПб.: Поиск, 1997. 380с.
13. Внешний долг сократился, а внутренний увеличился. // Национальная экономическая газета. 14.01.2005. №2
14. К. Астапов. Управление
внешним и внутренним долгом //
Мировая экономика и
15. М. Красс, С. Цвирко. Модель управления динамикой государственного долга. // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №4.
16. Бюджет Беларуси: генезис и развитие. // Белорусский экономический журнал. 2000. №4.
17. Глазьев К. Жукова
С. Бюджет-2004: все тот же вопрос
социально-экономической
18. Взаимные долги развитых и развивающихся стран. // Вопросы экономики. 2003.№7.
19.. Экономическая политика: Учебное пособие / М. К. Бункина, А. М. Семенов; Под общ. ред. Бункиной М.К. М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999.
20. Пансков К. Формирование
доходов федерального бюджета
от внешнеэкономической
21. Афанасьев Мст. Бюджетирование, ориентированное на результат (новые тенденции). // Вопросы экономики. 2005. №9 с.130
22. Дадаян В.С. Макроэкономика для всех / Дубна: Феникс, 1996. 298 с.
23 . Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. / Г. М. Колпакова. М.: Финансы и статистика, 2001. 367 с.
24. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учеб. М.: Дело, 2000. 472 с.
25. Селищев А. С. Макроэкономика. СПб: Питер, 2001. 448с.
26. Курс экономической теории: Учебник / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой; МГИМО МИДРФ. Киров: АСА, 1997. 624 с.
27. Вышегородцев М.М. Управление бюджетом. М.: Дело и Сервис, 2002.160 с. 28. В.К.Фальцман. Проблемы трансформации и перехода к регулироемой рыночной экономике. М.: ТЕИС, 1999. 77с.
29. Сакс Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996. 847 с.
30. Саркисянц А.Г. Система
международных долгов. М.: ДеКа, 1999. 716с.
Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь