Характеристика российско-китайских взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы проследить и объяснить преемственность и динамику российско-китайских отношений с учетом возможных вариантов их дальнейшего развития. Из цели вытекают следующие задачи:

выявить основные направления двусторонних отношений;
изучить договора о сотрудничестве;
обозначить позиции, которые занимают страны на международной арене в современный период;
выявить проблемы и возможные перспективы развития взаимоотношений.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. История российско-китайских отношений 6

1.1. Истоки формирования отношений Китая и Царской России. 6

1.2. Отношения Китая и СССР – российско-китайское сотрудничество. 9

Глава 2. Особенности российско-китайских отношений на современном этапе. 14

2.1. Нормативно-правовая база сотрудничества. 14

2.2. Политика стратегического партнерства. 16

2.3. Совместные проекты экономического сотрудничества 22

Глава 3. Проблемы и перспективы развития российско-китайских отношений. 28

3.1. Проблемы российско-китайских отношений. 28

3.2.Перспективы развития партнерства. 31

Заключение. 36

Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.docx

— 85.68 Кб (Скачать документ)

    Это обогатило международную и внутрироссийскую делопроизводственную практику: в состав миссии были включены как духовные, так и светские представители; на миссионерах лежали функции не только духовного, но дипломатического и научно-исследовательского характера (до 1864 года).

    Стабильность  положения русской миссии определялась: 1) цельностью религиозного комплекса  Китая, 2) особым характером российско-китайских  отношений, 3) установками Русской  православной церкви.

    Айгунский договор 1858 между Россией и Китаем, подписан 16(28) мая в г. Айгуни уполномоченным Российского государства генерал-губернатором Н. Н. Муравьевым и уполномоченным Дайцинского государства Хэйлунцзянским главнокомандующим И Шанем. [1] По айгунскому договору юридически устанавливалась принадлежность России левого берега р. Амура от р. Аргуни до устья; правый берег р. Амура до р. Уссури закреплялся за Китаем. Разрешалась взаимная торговля русского и китайского населения, проживающего по этим рекам. Окончательно граница между Россией и Китаем на Дальнем Востоке была определена Пекинским договором 1860, который подтвердил Айгунский и Таньцзиньский договоры, а также установил прохождение границы по р. Уссури.

    Тяньцзиньский трактат 1858, между Россией и Китаем об определении взаимных отношений, подписан 1(13) июня в Тяньцзнне русским вице-адмиралом Е. В. Путятиным, с китайской стороны — уполномоченными богдыхана Гуйлянем и Хуашаном. [4 ] Состоял из 12 статей. Тяньцзиньский трактат подтверждал право России направлять посланников в Пекин, ряд китайских портов открывался для русских судов. Россия получила право назначать консулов в открытые для неё порты. Подтверждалось право России содержать в Пекине Русскую духовную миссию. Между Кяхтой и Пекином устанавливалось регулярное почтовое сообщение. На Россию распространялись права наиболее благоприятствуемого государства.  

    1.2. Отношения Китая и СССР – российско-китайское сотрудничество. 

    В 1917-1922 гг., в период установления советской  власти в Средней Азии, граница  с Китаем постоянно нарушалась. Остатки  белогвардейских и казачьих отрядов  переходили границу и дислоцировались  на территории Монголии и Синьцзяна. В годы Гражданской войны не было возможности контролировать границу, и было уничтожено значительное количество пограничных столбов.

    Внешняя политика СССР в 1917-1949 гг. никогда не ставила своей целью отделение Синьцзяна от Китая, но в его интересах было поддержание политической и экономической зависимости этого региона от Советского Союза. Оказывалась военная поддержка, в том числе переодетыми в китайскую форму отрядами советских азиатов. Вопрос о делимитации границы в то время не мог возникнуть, на двусторонних переговорах и на международных конференциях стран антигитлеровской коалиции советские представители пресекали любые попытки вести речь о каких-либо утраченных территориях Китая в советской Средней Азии.

    Переговоры  об уточнении границы происходили  в Пекине в 1924 г.

    В 1943 г. вице-министр иностранных дел  Китая У Гожэнь заявил советскому послу А. Панюшкину, что, по его данным, советские пограничники нарушили советско-китайскую  границу и передвинули пограничные  знаки на синьцзянскую территорию на 3-4 км. Об этом появились сообщения и в синьцзянской прессе. Китайская сторона предлагала произвести проверку границы, ссылаясь на Пекинское соглашение от 31 мая 1924 г.

    Курс  на укрепление социалистического содружества  осуществлялся различными путями. Происходила  некоторая либерализация связей с социалистическими государствами. Оказывалась огромная практически  безвозмездная помощь братским странам. Развивались новые формы сотрудничества.

    Первоначально успешно развивались отношения  с Китайской Народной Республикой, особенно в области торгово-экономических  связей и научно-технического сотрудничества. В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим. В мае этого же года СССР, ГДР, ПНР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины. [3]

    В конце 50-х годов осложнились отношения  с Китайской Народной Республикой. Руководство КНР отвергло просьбу  СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ  Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о  сотрудничестве двух стран в области  ядерной физики.

    Обострение  советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной Сталиным после  второй мировой войны. Китай претендовал  на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении, с чем не могло согласиться  советское руководство во главе  с Н.С.Хрущевым. В результате обозначилось открытое противостояние двух политических центров — КПК и КПСС.

    17 мая 1963 г. в связи с напряженностью на китайско-советской границе советское правительство выступило с инициативой провести двусторонние консультации об уточнении пограничной линии на отдельных участках. [22] Пограничный вопрос попал в зависимость от комплекса других вопросов: идеологических разногласий, полемики между КПСС и Коммунистической партией Китая о правильности стратегии строительства социализма, об идее мирного сосуществования, об атомном оружии, технологию создания которого СССР не хотел передавать Китаю. Обвинения со стороны КПК в буржуазном перерождении КПСС и критика в адрес советских лидеров привели к поспешному свертыванию экономического и культурного сотрудничества, предусмотренного советско-китайским договором 1950 г.

    Консультации  по вопросам границы начались в феврале 1964 г., но шли сложно, так как Советский  Союз категорически не хотел признавать само существование пограничной  проблемы, а предлагал обсуждать  лишь техническую сторону - согласовать  линию границы на тех участках, в отношении которых мнения сторон расходились. Китайская сторона  подходила к проблеме шире, ставя  под сомнение как сложившуюся  в течение столетия границу, так и подписанные договоры об ее отдельных участках. Консультации должны были быть продолжены в Москве 15 октября 1964 г. [22]

      Особую остроту пограничный вопрос  приобрел в период начавшейся  в 1966 г. «культурной революции». Самые кровопролитные пограничные конфликты произошли на острове Даманском 14-15 марта и на озере Джаланашколь в Казахстане (Семипалатинская область) 13 августа 1969 г. [15;с.10 ] Именно в том году из Туркестанского военного округа выделился Среднеазиатский военный округ, штаб которого находился в Алма-Ате.

    В 70-е годы китайцы решительно осудили  «культурную революцию», дав беспощадную  оценку проводившейся в тот период национальной и экономической политике. Следовало бы столь же бесповоротно осудить и внешнюю антисоветскую  политику и ее следствие - возникновение  территориальных притязаний к соседним странам. Впоследствии была признана ошибочность  и научная несостоятельность  освещения многих вопросов истории, однако это не коснулось пограничных  проблем, которые приобрели чрезвычайную остроту именно в то время.

    В конце 70-х годах Советский Союз стал проявлять большую гибкость в отношении пограничных проблем. На границах стало спокойнее. Однако сближение КНР с США, восстановление китайско-американских отношений и  их антисоветская направленность привели  к тому, что переговоры не были завершены. В 1979 г. Китай отказался от продления советско-китайского договора, заключенного 30 годами раньше, стал более настойчив в вопросах спорных участков. КНР выдвинула Советскому Союзу требования сократить численность войск вдоль советско-китайской границы до уровня 1964 г. [22] В том же году разразился вьетнамо-китайский конфликт. Затем китайцы потребовали вывести советские войска из Афганистана, сделав это условием продолжения переговоров о границе.

    Поворот к улучшению отношений произошел  в 80-х годах. В 1982-1984 гг. СССР осуществил проверку границы в одностороннем  порядке, а в 1987 г. стороны успели обменяться официальными картами, определив участки, на которых линии границ не совпадали. [25] Эти участки были признаны спорными. Общая нормализация китайско-советских отношений по настоянию китайской стороны предполагала, таким образом, разрешение и пограничной проблемы. Переговоры продолжались до 1992 г., однако после распада СССР вопрос «раздробился» в связи с образованием республик Центральной Азии. Китай имел все основания продолжать рассматривать проблему как наследие истории.

    В августе 1990 г. министр иностранных  дел СССР Э. А. Шеварднадзе и государственный  секретарь США Дж. Бейкер в Москве в совместном заявлении провозгласили  окончание холодной войны в Азии. Радикальные сдвиги во внешнеполитическом курсе и международно-политических позициях Советского Союза продолжали нарастать. Этот процесс имел как  положительные, так и отрицательные  последствия для государственных  интересов страны. К числу выигрышей  относятся выход СССР из дипломатической  изоляции в регионе, нормализация отношений  с КНР, установление дипломатических  отношений с Южной Кореей, отказ  от военного противостояния с США  на региональном уровне, приобщение к  тихоокеанским интеграционным процессам  в сфере экономики и некоторое  улучшение отношений с Японией. [16;с. 199] 
 

    Глава 2. Особенности  российско-китайских отношений на современном этапе.

    2.1. Нормативно-правовая  база сотрудничества.

     

    В рамках деятельности по формированию договорной базы отношений с КНР  за последние 50 лет на межгосударственном и межправительственном уровне было подписано более 300 документов. Ниже приведены основные нормативно правовые акты:

  1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (Москва, 16 июля 2001 г.) [2]

    Российско-китайский  договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве подписан 16 июля 2001 года в Москве Президентом России Владимиром Путиным и председателем  КНР Цзян Цзэминем. Договор рассчитан  на 20 лет с автоматическим продлением срока действия на 5 лет, если ни одна из сторон не выразит намерение отказаться от соглашения.

    Договор состоит из 25 статей, которые охватывают различные сферы российско-китайских  отношений. Договором предусмотрено  развитие сотрудничества в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной и других областях. Стороны намерены сотрудничать в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Кроме того, Россия и Китай подтверждают, что не будут  применять первыми друг против друга  ядерное оружие и не будут взаимно  нацеливать стратегические ядерные  ракеты.

    В 6-й статье договора закрепляется отсутствие у сторон взаимных территориальных  претензий. Относительно двух небольших  участков границы с неурегулированным  статусом стороны сохраняют статус-кво  с намерением продолжать переговоры для нахождения взаимовыгодного компромисса [14, с. 4].

    Хотя  в тексте договора подчёркивается, что он не направлен против третьих  стран, наблюдатели отмечают, что  Россия и Китай опасаются усиления влияния США со стремлением последних принизить значение ООН. Россия с Китаем также негативно оценивают попытки НАТО присвоить себе функции Совета Безопасности ООН, вмешательство в дела суверенных государств под гуманитарными предлогами, поддержку сепаратизма, распространение НАТО, намерение США выйти из договора по ПРО от 1972 года и их отказ присоединиться к некоторым другим международным соглашениям. В то же время, существуют сомнения в том, что российско-китайское экономическое сотрудничество действительно выгодно и перспективно или по крайней мере может стать таковым для российской стороны.

  1. План действий по реализации положений договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2005 - 2008 годы) – рассчитан на 20 лет действия.
  2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации и местными правительствами Китайской Народной Республики (Пекин, 10 ноября 1997 года).
  3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках (Москва, 29 февраля 2000 г.) (с изменениями от 17 ноября 2006 г.)
  4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимных поездках граждан (Москва, 29 февраля 2000 г.)
  5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в совместном освоении лесных ресурсов (Пекин, 3 ноября 2000 г.)
  6. Соглашение в форме обмена нотами между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики по организации упрощенного пропуска граждан Российской Федерации в ряд торговых комплексов, расположенных с китайской стороны от линии российско-китайской государственной границы от 17 февраля 1998 г.
  7. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек (Пекин, 9 декабря 1999 г.) – действует.
  8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе (Пекин, 27 января 1994 г.) – действует.
  9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной республики о распространении практики упрощенного пропуска граждан Российской Федерации в торговые комплексы в г.г. Хэйхэ и Суйфэньхэ, действующие по китайскую сторону российско-китайской границы, в форме обмена нотами (Пекин, 2 июня 1999 г.) – действует.
  10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о международном автомобильном сообщении (Пекин, 18 декабря 1992 г.) – действует.
  11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля (Пекин, 25 апреля 1996 г.)- действует. [20]

Информация о работе Характеристика российско-китайских взаимоотношений