Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и формы
международной экономической интеграции
2. Принципы организации
и механизм функционирования Европейского
Союза
3. Североамериканская
модель интеграции (НАФТА)
4. Организация Азиатско-Тихоокеанского
экономического Сотрудничества (АТЭС)
5. Интеграционные
процессы в Латинской Америке и других
регионах мира
6. Интеграционные
процессы в рамках СНГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей
чертой современности стал рост взаимозависимости
экономик различных стран, развитие интеграционных
процессов регионах на макроуровнях, интенсивный
переход цивилизованных стран от замкнутых
национальных хозяйств к экономике открытого
типа, обращенной к внешнему миру и международному
экономическому сотрудничеству. Происходящий
процесс международной интеграции обусловлен
всесторонним развитием и постоянным
углублением международного разделения
труда – от простого обмена товарами к
устойчивой международной торговле товарами
и услугами, к интернациональному перемещению
капитала и созданию новых производств,
к тесной производительной и научно-технической
кооперации, следствием чего естественно
является совместное ведение международного
бизнеса и управления им на межгосударственном
уровне.
1.
Сущность и формы международной
экономической интеграции
Международная
экономическая интеграция — это
процесс хозяйственного и политического
объединения стран на основе развития
глубоких устойчивых взаимосвязей и
разделения труда между национальными
хозяйствами, взаимодействия их экономик
на различных уровнях и в различных формах.
На микроуровне этот процесс идет через
взаимодействие отдельных фирм близлежащих
стран на основе формирования разнообразных
экономических отношений между ними, в
том числе создания филиалов за границей.
На межгосударственном уровне интеграция
происходит на основе формирования экономических
объединений государств и согласования
национальных политик.
Бурное
развитие межфирменных связей порождает
необходимость межгосударственного
(а в ряде случаев надгосударственного)
регулирования, направленного на обеспечение
свободного движения товаров, услуг, капитала
и рабочей силы между странами в рамках
данного региона, на согласование и проведение
совместной экономической, валютно-финансовой,
научно-технической, социальной, внешней
и оборонной политики. В результате создаются
целостные региональные хозяйственные
комплексы единой валютой, инфраструктурой,
общими экономическими "задачами, финансовыми
фондами, общими наднациональными или
межгосударственными органами управления.
Формы
международной экономической интеграции:
- зона свободной
торговли – самая простая и наиболее распространенная
форма экономической интеграции в рамках
которой отменяются торговые ограничения
между странами-участницами и прежде всего
таможенные пошлины. Создание зон свободной
торговли усиливает конкуренцию на внутреннем
рынке между национальными и зарубежными
производителями товаров, что, с Одной
стороны, увеличивает опасность банкротств,
а с другой — является стимулом для совершенствования
производства и внедрения нововведений.
Отмена таможенных пошлин и нетарифных
ограничений касается, как правило, промышленных
товаров; в отношении сельскохозяйственных
товаров либерализация импорта ограниченна.
Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается
в Североамериканском регионе и Латинской
Америке.
- таможенный
союз – другая форма международной экономической
интеграции. предполагает наряду с функционированием
зоны свободной торговли установление
единого внешнеторгового тарифа и проведение
единой внешнеторговой политики в отношении
третьих стран. В обоих случаях межгосударственные
отношения касаются лишь сферы обмена,
с тем чтобы обеспечить для стран-участниц
одинаковые возможности в развитии взаимной
торговли и финансовых расчетов.
- платежный
союз – часто дополняется таможенный
союз, обеспечивающий взаимную конвертируемость
валют и функционирование единой, расчетной
денежной единицы.
- общий рынок
– более сложная форма международной
экономической интеграции. призван обеспечивать
его участникам наряду со свободной взаимной
торговлей и единым внешнеторговым тарифом
свободу передвижения капитала и рабочей
силы, а также согласование экономической
политики. При функционировании единого
рынка формируются общие фонды содействия
социальному и региональному развитию,
создаются наднациональные органы управления
и контроля, совершенствуется правовая
система, т.е. возникает единое экономическое,
правовое, информационное пространство.
Высшей формой межгосударственной экономической
интеграции является экономический и
валютный союз, совмещающий все указанные
формы интеграции с проведением общей
экономической и валютно-финансовой политики:
Этот союз имеет место лишь в Западной
Европе. Только здесь процесс экономической
интеграции прошел все указанные этапы.
2.
Принципы организации и механизм
функционирования Европейского Союза
Исходной
точкой создания Европейского Союза (ЕС)
следует считать парижское заявление
9 мая 1950 г. министра иностранных дел
Франции Р. Шумана, предложившего
поставить все производство угля
и стали Франции и ФРГ под общее
межнациональное руководство. ФРГ поддержала
предложение Франции и в 1951г. был подписан
Парижский договор об учреждении Европейского
объединения угля и стали (ЕОУС), в состав
которого вошли шесть государств: ФРГ,
Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.
Создание
ЕС было обусловлено прежде всего
тем, что именно в Западной Европе
после Второй мировой войны с
наибольшей силой проявилось противоречие
между интернациональным характером
современного производства и узкими
национально-государственными границами
его функционирования. Кроме того, вплоть
до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция
подталкивалась вперед непосредственной
конфронтацией на континенте двух противоположных
общественных систем. Важная причина состояла
и в стремлении западно-европейских стран
преодолеть негативный опыт двух мировых
войн, исключить возможность возникновения
их на континенте в будущем.
В
своей эволюции ЕС прошел все формы
интеграции: зону свободной торговли;
таможенный союз; экономический и
валютный союз, политический союз (становление
третьей и четвертой форм еще не завершено),
развиваясь вглубь и вширь. Интеграция
вширь означает увеличение количества
полноправных членов Союза и ассоциированных
членов. Развитие вглубь - это формирование
регионального хозяйственного механизма
Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся
межгосударственному регулированию и
унификации. При этом неоднократно изменялись
официальные и неофициальные названия
данной интеграционной группировки, что
отражало ее эволюцию
Возникновение
ЕС имело целью создание общего рынка
и на этой основе повышение экономической
стабильности и жизненного уровня. Договор
о ЕС определил последовательность мероприятий:
- отмена таможенных
пошлин, импортных и экспортных количественных
ограничений, а также всех других торговых
ограничений на пути движения товаров
внутри сообщества;
- введение
общего таможенного тарифа и единой торговой
политики в отношении третьих стран;
- свободное
движение факторов производства (капитала
и рабочей силы), свобода создания филиалов
на территории ЕС и свободная торговля
услугами между странами-участницами;
- проведение
общей аграрной и транспортной политики;
- создание
валютного союза;
- координация
и постепенное сближение экономических
политик стран-участниц;
- унификация
налоговых законодательств;
- выравнивание
внутригосударственных правовых норм,
имеющих значение для общего рынка.
Уже
после первой мировой войны европейская
идея присутствовала в политических
дискуссиях, но не привела к конкретным
шагам. Затем, после разрушений, которые
принесла вторая мировая война, европейские
лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество
и общие усилия являются лучшим способом
обеспечения мира, стабильности и процветания
в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года
речью Роберта Шумана, Министра иностранных
дел Франции, предложившего объединить
угольную и сталелитейную промышленность
Франции и Федеративной Республики Германии.
Эта
концепция была реализована в 1951
году Парижском Договором, установившим
Европейское сообщество угля и стали
с шестью странами-членами: Бельгия,
Франция, Германия, Италия, Люксембург
и Нидерланды. Успех Договора воодушевил
эти шесть стран расширить процесс на
другие сферы.
В
1957 году Римский Договор установил
Европейское экономическое сообщество
и Европейское сообщество по атомной
энергии. Они, соответственно, были нацелены
на создание таможенного союза и ломку
внутренних торговых барьеров внутри
Сообщества, а также развитие ядерной
энергии в мирных целях. Это этап создания
зоны свободной торговли (1958 -- 1966 гг.). На
нем были достигнуты 1 и 2 цели, предусмотренные
Римским договором. Кроме того, с 1962 г.
была введена в действие единая сельскохозяйственная
политика, предусматривающая для национальных
сельскохозяйственных производителей
возможность продавать свою продукцию
по ценам, значительно превышающим среднемировые
(на 30% и более) -- создан единый аграрный
рынок.
В
1967 году произошло слияние исполнительных
органов трех Сообществ, в результате
чего была создана базовая структура,
признаваемая сегодня, с такими основными
институтами, как Европейская Комиссия,
Совет, Парламент и Суд. Происходит формирование
таможенного союза (1968 --1986 гг.) и дальнейшее
расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная
аграрная политика дополняется единой
политикой в сфере охраны окружающей среды
и в области исследований и технологического
развития. Совместная научно-техническая
политика на этом этапе развития ЕС была
сосредоточена в угольной, металлургической
промышленности и в ядерной энергетике.
В 1984--1987 гг. была принята "рамочная"
комплексная программа, которая вводила
среднесрочное планирование научно-технической
деятельности. В ее рамках с 1985 г. действует
независимая крупномасштабная многоцелевая
программа сотрудничества 19 стран Европы
"Эврика".
Далее
создание общего рынка (1987--1992 гг.). На основе
Единого Европейского акта, а также подписанного
в 1985 г. документа о программе создания
внутреннего рынка страны, ЕС ликвидировали
оставшиеся барьеры на пути передвижения
товаров и факторов производства. Наиболее
крупным достижением интеграционного
процесса в этот период стало принятие
и реализация программы создания к концу
1992 г. единого внутреннего рынка ЕС, в результате
проведения которой между странами ЕС
были достигнуты следующие цели:
- устранены
все тарифные и нетарифные ограничения
во взаимной торговле товарами и услугами,
ликвидированы все ограничения на межгосударственное
передвижение капитала внутри ЕС и введено
взаимное признание финансовых лицензий;
- устранены
национальные ограничения импорта промышленных
товаров из третьих стран;
- введены минимальные
технические требования к стандартам,
взаимное признание результатов испытаний
и сертификации;
- открыты рынки
государственных закупок для фирм других
стран ЕС.
В
этот же период страны ЕС перешли к
проведению единой политики в отдельных
отраслях: энергетике, транспорте, вопросах
социального и регионального развития.
В
1991 г. подписано Соглашение о создании
Единого Европейского экономического
пространства (ЕЭП) между ЕС и 3 странами
ЕАСТ. Договором о ЕЭП предусматривается
свободное движение товаров, услуг,
капиталов и людей между странами Западной
Европы; сотрудничество в области науки,
образования, экологии и социального обеспечения;
создание единой правовой системы.
Механизм
функционирования ЕС основывается прежде
всего на политико-правовой системе
управления, в которую входят как общие
или межгосударственные органы, так и
элементы национально-государственного
регулирования. В качестве межгосударственных
органов управления ЕС выступают:
- Совет Европейского
союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит
сессии на уровне глав государств и правительств,
а также регулярно собирается на уровне
различных министров (иностранных дел,
экономики, финансов, сельского хозяйства
и др.). СЕС на высшем уровне принимает
стратегические интеграционные решения
наподобие Единого европейского акта
и обладает важнейшими нормотворческими
функциями.
- Комиссия
ЕС (КЕС) -- исполнительный орган, своего
рода правительство ЕС, претворяющее в
жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает
директивы и регламенты, т.е. обладает
и нормотворческими компетенциями. КЕС
состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих
определенными вопросами (сельское хозяйство,
энергетика и т.д.) и назначаемых сроком
на пять лет национальными правительствами,
но не зависимых от последних. Резиденция
КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает
примерно 15 тыс. человек. Среди органов
Европейского союза КЕС играет ключевую
роль в том смысле, что именно в его аппарате
разрабатываются идеи и конкретные предложения
относительно путей и форм дальнейшего
развития Союза.
- Европейский
парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге;
избирается с 1979 г. прямым голосованием
граждан во всех странах -- членах ЕС. Сейчас
в него входят 626 депутатов, причем представительство
каждой страны зависит от численности
ее населения. После вступления в действие
Маастрихтского договора с 1 ноября 1993
г. функции ЕП были значительно расширены,
выйдя далеко за рамки преимущественно
консультативных полномочий. К ним относятся
принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью
КЕС и право поручать ей разработку конкретных
предложений по развитию интеграции, право
принимать совместно с СЕС решения по
отдельным вопросам законодательства
ЕС.
- Европейский
суд, обеспечивающий правильную интерпретацию
и реализацию нормативных актов (законодательства)
ЕС.
- Европейский
социальный фонд ориентации и гарантирования
сельского хозяйства (ФЕОГА), на который
приходится большая часть бюджета ЕС.
- Европейский
социальный фонд, облегчающий перемещение
рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию
к изменяющимся условиям в интеграционном
пространстве (например, путем содействия
переподготовке).
- Европейский
фонд регионального развития, содействующий
структурной перестройке кризисных регионов
-- слабо индустриально развитых или депрессивных
(с большим удельным весом старых отраслей).
- Европейский
инвестиционный банк, созданный на основе
долевого участия стран -- членов ЕС в его
основном капитале. Имея функции коммерческого
банка, он предоставляет кредиты государственным
структурам стран -- членов ЕС.