Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:16, реферат
1) Политико- и экономико-географическое положение. Швеция - крупнейшая страна северной Европы. Она расположена на востоке и юге Скандинавского полуострова и граничит с Норвегией и Финляндией. Столица Швеции - Стокгольм.
2) Население страны. Национальный состав населения Швеции однороден, около 96 % составляют шведы. Также в Швеции живут финны. Официальный язык шведский.
3) Природные ресурсы и условия. Недра Швеции богаты металлами и бедны минеральным топливом. Значительные месторождения металлических руд.
Более половины всех
промышленных товаров, идущих на экспорт,
составляет продукция машиностроения.
Основными экспортируемыми
в) Рынок труда
Согласно законодательству обычная рабочая неделя составляет 40 часов. Минимальный оплачиваемый отпуск для всех трудящихся - пять недель в году. В 1996 году в Швеции трудилось 75,5% всех женщин в возрасте от 16 до 64 лет, хотя многие из них работали не полную рабочую неделю. В том же году трудилось 80% мужчин в той же возрастной группе. На женщин приходилось около 48% рабочей силы Швеции.
Занятый полную рабочую неделю промышленный рабочий зарабатывает в среднем примерно 180 тыс. крон в год и отдает около 40% заработной платы на прямые налоги (и социальные страховые выплаты) при условии отсутствия каких-либо вычетов из налогов (однако большинство людей имеет возможность пользоваться некоторыми вычетами). Работодатель также выплачивает около 40% суммы сверх фонда заработной платы центральному правительству для финансирования широкого набора выплат по социальному страхованию, включая пенсии, здравоохранение и пособие по болезни. Более того, каждый обязан платить налог на добавленную стоимость в размере 6-25% на товары и услуги.
Для шведского рынка
труда характерны очень высокая
степень участия трудящихся в
профсоюзах (свыше 80%) и относительно
мирный характер переговоров между
профсоюзами и
В отличие от большинства других западно-европейских стран в Швеции безработица оставалась низкой в 1970-е и 1980-е годы. Однако с тех пор уровень безработицы вырос. В 1996 году он составил 8%. А 4,5% рабочей силы были заняты в системах переподготовки, государственных, общественных работ и прочей деятельности, поддерживаемой правительством.
Г) Развитие в последние годы
Экономический кризис
оказал определенное положительное
воздействие на шведский бизнес, заставив
его тщательно пересмотреть свои
действия и предпринять шаги по устранению
неэффективности и излишних издержек.
Обсуждались структурные
Свободное плавание
шведской кроны, рост производительности
труда и умеренная система
заработной платы повысили конкурентоспособность
шведской промышленности. Дальнейшее
понижение взносов
Рентабельность промышленности возросла за 1992-94 года на 10%, и сейчас она намного выше того уровня, который отмечался в 1980 году. Однако высокая рентабельность тесно связана с ориентацией на экспорт. Из-за низкого спроса на внутреннем рынке, индустрии, ориентированная в основном на внутренний рынок, включая большинство мелких компаний, характеризуются низкой нормой прибыли.
В результате планирования
прибыли, увеличения роста производительности
труда и возможности
Рынок промышленных товаров ощутимо ослаб во второй половине 1995 года. Спад спроса на лесопродукты и металлы был особенно заметен. В 1996 году заказы на промышленные товары опять возросли. Многие промышленные секторы заявили о резком увеличении производства. Однако общий результат за год оказался не таким высоким из-за слабого развития в 1995 году. Согласно предварительным данным, выпуск промышленных товаров увеличился за 1996 год на 2,2% по сравнению с 1995. С 1994 по 1995 год он снизился на 9,8%.
Д) Промышленность и окружающая среда
Согласно закону об охране окружающей среды 1969 года и более жестким положениям закона о политике в области окружающей среды, принятого в 1988 году, шведская промышленность является активной участницей национальных программ по снижению потенциально опасных отходов, поступающих в воздух, почву и воду. С 1969 года инвестиции по охране окружающей среды, осуществленные компаниями в Швеции, за исключением издержек на эксплуатацию оборудования, составили в сумме примерно 20 млрд. крон. Благодаря этому промышленность значительно сократила свои отходы, содержащие двуокись серы, тяжелые металлы и азотные органические растворители, а также азотные, хлорные и фосфорные компоненты.
Правительство Швеции предоставляет сотни миллионов крон на программы по улучшению окружающей среды в странах балтийского региона (страны бывшего Восточного блока, окружающих Балтийское море). Эти усилия включают подготовку, сотрудничество в области энергетики и некоторые экологические программы по созданию замкнутых циклов в промышленности. В промышленных и коммерческих кругах осознают, что окружающая среда - это растущий потенциальный рынок. В этом контексте сотрудничество исследователей и промышленников служит жизненно важной силой для развития инноваций с хорошим коммерческим будущим; сотрудничество также способствует оздоровлению окружающей среды. Государственная политика может играть важную роль в распространении информации о возможностях "зеленого" рынка. С этой целью разрабатываются определенные стратегии.
В целом шведы
являются стойкими сторонниками охраны
окружающей среды. В 1995 году свыше 1 млн.
метрических тонн бумажной макулатуры
было вновь использовано для производства
бумаги. Удельный вес потребленной
бумаги, которая затем вновь
В начале 1997 года правящая Социал-демократическая партия достигла соглашения в области энергетики с оппозиционными Партией центра и Левой партией. Среди намечающихся соглашений - решение закрыть два атомных реактора на атомной электростанции Барсебек на юго-западном побережье Швеции: первый - к 1 июля 1998 года, второй - 1 июля 2001 года. Однако не был указан срок, когда атомная энергия перестанет использоваться вообще. Соглашение предусматривает принятие дополнительных решений в следующем парламентском совещательном референдуме (т.е. не позднее 2002 года).
Е) Некоторые основные отрасли промышленности
Машиностроение (включая автомобилестроение)
47% добавленной стоимости промышленности
350 тыс. занятых
Машиностроение - важнейшая отрасль шведской промышленности. Она сконцентрирована в южной и центральной части Швеции и включает несколько крупнейших промышленных компаний Швеции. Одна из них - "Асеа", которая в 1988 году слилась со швейцарской "Браун Бовери" и образовала крупнейшую в мире электротехническую группу "АББ". Другая - "СКФ", доминировавшая в течение десятилетий на мировых рынках промышленных подшипников. "Электролюкс" после быстрого роста в результате поглощений является в настоящее время крупнейшим мировым производителем бытовой техники. "Атлас Копко" находится среди мировых лидеров по производству горнодобывающего и строительного оборудования, а "Альфа-Лаваль" (недавно поглощена фирмой "Тетра Пак" - мировым лидером в производстве систем для упаковки напитков - и получила название "Тетра-Лаваль") занимает аналогичные позиции в области производства оборудования для переработки продукции сельского хозяйства и промышленности.
Если не считать транспортного машиностроения (см. ниже), общее машиностроение является ведущей подотраслью машиностроения, за ним следует электротехническое машиностроение (в частности, производство телекомуникационного оборудования, бытовой техники, электрических генераторов и двигателей) и металлообработка. Производство телекоммуникационных товаров резко возросло за последние несколько лет. В 1995 году количество выпускаемой этим сектором продукции составило около 5-6% общего количеста выпускаемой промышленных товаров, или около половины того, что производит машиностроение и автомобильная промышленность.
"Эриксон" входит в число мировых лидеров в области производства средств телекоммуникации, прежде всего мобильных телефонных систем.
Ж) Автомобилестроение
12% добавленной стоимости промышленности
94 тыс. занятых
Автомобилестроение - важнейшая подотрасль машиностроения. В Швеции имеются три производителя автомобилей: "Вольво", "Сааб Отомобайл" и "Скания". Помимо автотранспорта, "Вольво" и "Скания" выпускают промышленные и морские двигатели и авиационные компоненты. "Скания" разработала и создала несколько поколений военных самолетов для Военно-воздушных сил Швеции, а также гражданских самолетов: в кооперации с отделениями "Вольво", "Эриксон" и "Цельсиус" она разработала и работает над созданием "ЙАС 39 Грипен" ("Гриффон") - многоцелевого реактивного истребителя для ВВС Швеции.
После того, как планируемое слияние "Вольво" и французского "Рено" не состоялось, "Вольво" разработала новую стратегию, сосредоточившись на автомобильном и родственном ему бизнесе. Производство будет концентрироваться на производстве грузовиков, автомобилей и автобусов, а также морских, промышленных и авиационных двигателей.
В 1990 году образовалась компания "Сааб Отомобайл АО", акциями которой совместно 50 на 50 владеют "Инвестор АО" и американский "Дженерал Моторс". "Сааб Отомобайл" сосредоточил свою деятельность на разработке, производстве и рекламе средне- и крупногабаритных автомобилей.
"Скания" находится в числе наиболее прибыльных мировых производителей тяжелых грузовиков и автобусов. В начале 1995 года "Сааб-Скания" разделилась на две независимые компании, соответсвенно "Сааб" и "Скания".
Внешне экономические связи.
По размеру внешнеторгового оборота Швеция занимает 10-е место среди развитых капиталистических стран. Стоимость (в 1976) экспорта - 80,2 млрд. крон, импорта 83,3. В экспорте преобладают (1976) продукция, машиностроения и металлообработки ((49 %) по стоимости), целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности (20 %), металлургии (8 %). Главные статьи импорта: машины и оборудования (36 %), топливо (18 %), химическая промышленность (8 %), металлы (7 %). Географическое направления внешней торговли свидетельствуют о сильной экономической и торгово-политической привязанности Швеции к Западной Европе, на долю, которой приходиться 3/4 Шведского экспорта и импорта. Важнейшие торговые партнеры (доля экспорта и импорта в %, 1976): ФРГ (10 и 19), Великобритания (11и 10), Норвегия (11 и 6), Дания (10 и 6), Финляндия (6,6), США (5 и 7). Расширяется производство коопераций между Шведскими и советскими предприятиями в промышленности, энергетике и транспорте.