Экономическая география

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:46, контрольная работа

Описание

Центральный экономический район России - наиболее мощный в России по своему экономическому потенциалу. В его состав входят: Москва и двенадцать областей. Большинство из этих субъектов Федерации старопромышленные регионы и относятся к числу наиболее развитых территорий страны.
В условиях современной экономической ситуации именно старопромышленные регионы Центра, в экономике которых высока доля обрабатывающих отраслей, отличаются наиболее депрессивным состоянием промышленности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Особенности экономико-географического положения Центрального экономического района России. Природные условия и ресурсы…………………………………………3
2. Экологические состояние и охрана природы Центрального экономического района России…………………………………………………………………………………..….7
3. Население Центрального экономического района России………………..…………8
4. Хозяйство Центрального экономического района России……………………….…10
5. Транспорт и экономические связи центрального экономического района России..15
6. Рекреация и туризм в центральном экономическом районе России……………..…18
Заключение ……………………………………………………………………………..…21
Список использованной литературы………………………………………………….....22

Работа состоит из  1 файл

Экономическая география.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

     Легкая  промышленность района отличается высокой  степенью концентрации, прежде всего  текстильной промышленности. На долю легкой промышленности района приходится 1/3 часть производства отрасли, что объясняется наличием мощной производственной базы, крупных НИИ, квалифицированных кадров, широким потребительским спросом.

     Предприятия района производят почти 80% хлопчатобумажных тканей России, при этом на предприятиях Ивановской, Московской, Владимирской областей — 4/5 всего объема производства х/б тканей в районе. Крупнейший текстильный центр страны — Иваново.

     Предприятия шелковой промышленности, дающие 45% шелковых тканей, находятся в основном в  столице и области, а также  в Ивановской, Владимирской и Рязанской областях. Предприятия льняной промышленности, выпускающие также 80% всего объема льняных тканей РФ, расположены в местах произрастания сырья — льна-долгунца (Владимирская, Костромская, Ивановская и Ярославская области). Основной центр льняной промышленности — Кострома, но в последнее время появились предприятия и в Смоленской области. В районе производится 60% всего объема выпуска шерстяных тканей, но при этом на столичную область приходится 2/3 тканей района. Для текстильной промышленности района особенно характерны широкие межрайонные связи — вывозится 3/4 всей текстильной продукции, в том числе более 4/5 хлопчатобумажной.

     Топливно-энергетический комплекс ЦЭР лишь частично удовлетворяет потребности района. Добыча угля в Подмосковном бассейне снижается.

     По  добыче торфа ЦЭР занимает ведущее  место в России (табл.3). Здесь работают крупнейшие торфопредприятия мощностью 1-2 млн. т торфа в год. Большая  часть продукции приходится на Московскую, Ярославскую и Тверскую области. Но в топливном балансе района доля местных видов топлива снизилась до 10-15%. Большая часть торфа используется не в энергетических целях, а для нужд сельского хозяйства.

     Таблица 3 Распределение отраслей ТЭК ЦЭР (в % к итогу)

Нефтепереработка Угольная промышленность Электроэнергетика Торфяная промышленность
16,6 2,8 19,1 55,2

 

     В настоящее время ЦЭР — один из ведущих в стране по выработке  электрической и тепловой энергии (табл. 4).

     Таблица 4 Производство электроэнергии ЦЭР (млрд. кВт/ч)

Год 1985 1986 1990 1991 1992
Производство  электроэнергии 169,3 177,4 203,3 207,3 194,0

 

     Основу  топливно-энергетического комплекса  составляют крупные ГРЭС и ТЭЦ  мощностью более 1 млн. кВт каждая — Конаковская, Костромская, Каширская, Рязанская ГРЭС, Московские ТЭЦ и  др. Вслед за первой в стране атомной электростанцией — Обнинской — построены крупные АЭС: Смоленская, Тверская. Потребности ЦЭР в нефтепродуктах в значительной мере обеспечиваются Рязанским, Ярославским и Московским нефтеперерабатывающими заводами.

     Промышленный  комплекс во многом влияет на развитие других отраслей экономики и интегрируется с ними, в том числе с сельским хозяйством. Довольно интенсивно развивается агропромышленный комплекс. Здесь производится около половины сельскохозяйственной продукции Нечерноземной зоны РФ. По производству льна-долгунца и картофеля район занимает одно из первых мест в России. Возрастает его значение в общероссийских сборах ржи, пшеницы, крупяных культур, сахарной свеклы, овощей и плодов, а также в производстве молочной и молочно-мясной животноводческой продукции. Выделяется несколько зон специализации сельского хозяйства:

  • северо-западная льняная и животноводческая со значительной переработкой молока (Смоленская, Тверская, Костромская области);
  • зона товарного овощеводства (Ярославская область);
  • центральная зона — специализирована на производстве овощей, картофеля, молока, говядины, свинины, мяса птицы (развито пригородное хозяйство — Московская область, часть Ивановской и Владимирской областей);
  • южная зона — основная зерновая база района, в том числе по выращиванию пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, зернобобовых и др. Развито картофелеводство, особенно в Брянской и Орловской областях. Из технических культур возделываются и перерабатываются на месте сахарная свекла и конопля (Орловская и другие области). Развито молочно-мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство. Велика роль садоводства и пчеловодства.

     Сельское  хозяйство покрывает только часть  потребности района в продовольствии и сырье. Исключение составляют картофель, овощи, молоко, льноволокно, потребность в которых почти полностью удовлетворяется местным производством. Постоянно ведется поиск эффективных форм организации АПК. Начинает развиваться фермерство, особенно в Орловской области. 

     5. Транспорт и экономические связи центрального экономического района России

     Центральный район располагает развитой транспортной сетью. Велика плотность железных и  автомобильных дорог.

     На  территории Московской области располагается  крупнейший в России и бывшем СССР Московский железнодорожный узел. От Москвы лучами расходятся в разных направлениях одиннадцать железных дорог, которые, разветвляясь на периферии, образуют более 25 выходов. Сеть железных дорог сложилась здесь еще до революции. Но за годы реформ была полностью реконструирована окружная дорога в радиусе 40-100 км от Москвы. Малая окружная железная дорога проходит в черте города. Сейчас формируется третья окружная дорога.

     В столице действует девять железнодорожных  вокзалов:

  1. Белорусский вокзал — с этого вокзала идут поезда дальнего следования на запад и юго-запад России, в Белоруссию, Германию, Польшу, Литву, Чехию, Словакию, Австрию и Венгрию.
  2. Казанский вокзал — с этого вокзала отправляются поезда дальнего следования на юг, восток и юго-восток России, на Урал и Алтай, Кубань и Северный Кавказ, в Татарстан, Башкортостан, Чувашию, Марий Эл, Мордовию, в Казахстан и Среднюю Азию.
  3. Курский вокзал — с этого вокзала отправляются поезда дальнего следования в центральную и южную часть России, юго-восточную часть Украины, в Крым и на Кавказ, а также транзитные поезда в Санкт-Петербург и Мурманск. Крупнейший вокзал в Москве.
  4. Киевский вокзал — с этого вокзала отправляются поезда дальнего следования на запад и юго-запад России, на Украину и в Молдавию, в Болгарию и Грецию.
  5. Павелецкий вокзал — с этого вокзала отправляются поезда дальнего следования в центральную и южную части России, в Казахстан и Поволжье, на Северный Кавказ и в Азербайджан.
  6. Рижский вокзал — с вокзала отправляются поезда дальнего следования до Великих Лук и Риги.
  7. Савёловский вокзал — единственный в Москве вокзал, который обслуживает исключительно пригородные поезда. С вокзала ежедневно отправляются электропоезда до Лобни, Дмитрова, Дубны, Савелово.
  8. Ярославский вокзал — отправляются поезда дальнего следования на север, северо-восток и восток России, на Урал, в Сибирь и Дальний Восток, в Китай и Монголию. Крупнейший в России по объёму перевозок.
  9. Ленинградский вокзал — отправляются поезда дальнего следования на северо-запад России, в Эстонию и Финляндию. Единственный вокзал в Москве, который обслуживается не Московской железной дорогой — он принадлежит Октябрьской железной дороге.

     Через Рязанскую область проходят два  важнейших железнодорожных пути: «историческое» направление Транссибирской магистрали и две основных линии  на Кавказские железные дороги (через Павелец и через Ряжск).

     Через Тверскую область проходит основная связывающая «две столицы» железная дорога — Октябрьская железная дорога с однопутными ответвлениями  на Ржев и Вязьму, Кувшиново и  Селижарово, через Торжок.

     В Москве имеется развитая транспортная инфраструктура — 3 транспортных кольца: Садовое, Третье транспортное и Московская кольцевая автомобильная дорога. Планируется строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Подмосковье для разгрузки города от транзитного транспортного потока.

     От  Москвы в разных направлениях отходят 15 автомагистралей. Создание московской многополосной кольцевой автодороги с многоуровневыми развязками позволяет  осуществлять транзитные перевозки, минуя  центр города. Высокой плотностью автодорог отличаются Московская, Тульская, Ивановская, Владимирская, Орловская, Рязанская, Ярославская области. По протяженности дорог с твердым покрытием (147 км на 100 км территории) Центральный район занимает первое место в России.

     Большое значение, особенно в перевозках громоздких грузов, имеют водные пути. Регулярное судоходство в Московской области осуществляется по рекам Волге, Оке и Москве, а также по каналу имени Москвы.

     Судоходные  пути проходящие по р. Волге, дают возможность  удобного как межрегионального, так и международного грузового водного сообщения.

     Благодаря целой системе каналов Москва с советских времён заслужила  название «порта пяти морей». От Северного  и Южного речных вокзалов ходят круизные теплоходы, соединяющие Москву с  Санкт-Петербургом, Астраханью, Ростовом-на-Дону и другими городами России.

     В перечень внутренних водных путей России включён участок течения Оки  от Калуги, по реке осуществляются туристские поездки, организованы экскурсионные  линии Серпухов— Таруса, Серпухов — Велегож,

     Москва  имеет четыре аэропорта – Домодедово, Внуково, Шереметьево и Быково и считается крупнейшим узлом межрайонных и международных воздушных линий. В 14 км от областного центра находится международный аэропорт «Брянск».

     С 1935 года в городе работает метрополитен, являющийся основным средством передвижения в пределах столицы. Московское метро является одним из лидеров по протяжённости и пассажиропотоку среди систем городского железнодорожного транспорта мира.

     В среднем московское метро перевозит  около 8 миллионов пассажиров в день. Это вторая по интенсивности использования система метро в мире, лишь недавно уступившая первенство метрополитену Токио. Общая протяжённость линий Московского метрополитена — 298,8 км, бо́льшая часть пути и станций находится под землёй. Всего действуют 180 станций.

     Первое  лёгкое метро не только в Москве, но и в России. На данный момент представлено только одной линией — Бутовской, открытой 27 декабря 2003 года и состоящей из 5 станций.

     Линия на 2/3 проходит на эстакаде над землёй, имеет пересадку на станцию обычного метрополитена, её эксплуатационная длина — 5,2 км.

     Вслед за Бутовской планируется строительство  оборотных тупиков за конечной станцией «Улица Старокачаловская», продление  к станции «Новоясеневская», а  также (в перспективе) продление  в Новокурьяново и строительство  там электродепо.

     В пределах района развит и трубопроводный транспорт. В радиусе 100 км от Москвы проходит газовое кольцо. В пределах Московской области расположены два кольцевых распределительных газопровода и множество магистральных газопроводов, соединяющих Москву с крупнейшими газодобывающими районами страны. Два нефтепровода («Рязань—Москва» и «Ярославль—Москва»). Кольцевой нефтепродуктопровод с 11 наливными станциями и нефтепродуктопровод «Рязанский НПЗ—Москва».

     На  всех видах транспорта ввоз грузов преобладает над вывозом. Велик объем внутрирайонных перевозок, значительная доля которых приходится на Москву и Московскую область. Крупные грузопотоки к Москве идут с юга, востока и севера страны, потоки меньшей мощности - с северо-запада, запада и юго-запада.

     Из  районов Севера и Сибири поступают в Центр лесные грузы, из нефтяных и газовых районов Западной Сибири и Поволжья - нефть и газ, с Юга и Урала - прокат металлов. Потоки продовольствия идут из южных районов РФ, из Центра в другие районы страны идет продукция машиностроения, химической, легкой, полиграфической и кондитерской отраслей промышленности.

     Большое внимание уделяется реконструкции  всех видов транспорта, его технической  переоснащенности. В пределах района преобладают электрифицированные железнодорожные магистрали. 

     6. Рекреация и туризм в центральном экономическом районе России

     Основной  природной зоной отдыха в Смоленской области является национальный парк «Смоленское Поозерье». В парке  созданы пешеходные экологические  тропы, водные маршруты, детский экологический лагерь «Лесная республика», особенно популярны минеральный источник «Святой колодец» и городище древнего Вержавска.

Информация о работе Экономическая география