Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:46, контрольная работа
Центральный экономический район России - наиболее мощный в России по своему экономическому потенциалу. В его состав входят: Москва и двенадцать областей. Большинство из этих субъектов Федерации старопромышленные регионы и относятся к числу наиболее развитых территорий страны.
В условиях современной экономической ситуации именно старопромышленные регионы Центра, в экономике которых высока доля обрабатывающих отраслей, отличаются наиболее депрессивным состоянием промышленности.
Введение……………………………………………………………………………………3
1. Особенности экономико-географического положения Центрального экономического района России. Природные условия и ресурсы…………………………………………3
2. Экологические состояние и охрана природы Центрального экономического района России…………………………………………………………………………………..….7
3. Население Центрального экономического района России………………..…………8
4. Хозяйство Центрального экономического района России……………………….…10
5. Транспорт и экономические связи центрального экономического района России..15
6. Рекреация и туризм в центральном экономическом районе России……………..…18
Заключение ……………………………………………………………………………..…21
Список использованной литературы………………………………………………….....22
Легкая промышленность района отличается высокой степенью концентрации, прежде всего текстильной промышленности. На долю легкой промышленности района приходится 1/3 часть производства отрасли, что объясняется наличием мощной производственной базы, крупных НИИ, квалифицированных кадров, широким потребительским спросом.
Предприятия района производят почти 80% хлопчатобумажных тканей России, при этом на предприятиях Ивановской, Московской, Владимирской областей — 4/5 всего объема производства х/б тканей в районе. Крупнейший текстильный центр страны — Иваново.
Предприятия шелковой промышленности, дающие 45% шелковых тканей, находятся в основном в столице и области, а также в Ивановской, Владимирской и Рязанской областях. Предприятия льняной промышленности, выпускающие также 80% всего объема льняных тканей РФ, расположены в местах произрастания сырья — льна-долгунца (Владимирская, Костромская, Ивановская и Ярославская области). Основной центр льняной промышленности — Кострома, но в последнее время появились предприятия и в Смоленской области. В районе производится 60% всего объема выпуска шерстяных тканей, но при этом на столичную область приходится 2/3 тканей района. Для текстильной промышленности района особенно характерны широкие межрайонные связи — вывозится 3/4 всей текстильной продукции, в том числе более 4/5 хлопчатобумажной.
Топливно-энергетический комплекс ЦЭР лишь частично удовлетворяет потребности района. Добыча угля в Подмосковном бассейне снижается.
По добыче торфа ЦЭР занимает ведущее место в России (табл.3). Здесь работают крупнейшие торфопредприятия мощностью 1-2 млн. т торфа в год. Большая часть продукции приходится на Московскую, Ярославскую и Тверскую области. Но в топливном балансе района доля местных видов топлива снизилась до 10-15%. Большая часть торфа используется не в энергетических целях, а для нужд сельского хозяйства.
Таблица 3 Распределение отраслей ТЭК ЦЭР (в % к итогу)
Нефтепереработка | Угольная промышленность | Электроэнергетика | Торфяная промышленность |
16,6 | 2,8 | 19,1 | 55,2 |
В настоящее время ЦЭР — один из ведущих в стране по выработке электрической и тепловой энергии (табл. 4).
Таблица 4 Производство электроэнергии ЦЭР (млрд. кВт/ч)
Год | 1985 | 1986 | 1990 | 1991 | 1992 |
Производство электроэнергии | 169,3 | 177,4 | 203,3 | 207,3 | 194,0 |
Основу
топливно-энергетического
Промышленный комплекс во многом влияет на развитие других отраслей экономики и интегрируется с ними, в том числе с сельским хозяйством. Довольно интенсивно развивается агропромышленный комплекс. Здесь производится около половины сельскохозяйственной продукции Нечерноземной зоны РФ. По производству льна-долгунца и картофеля район занимает одно из первых мест в России. Возрастает его значение в общероссийских сборах ржи, пшеницы, крупяных культур, сахарной свеклы, овощей и плодов, а также в производстве молочной и молочно-мясной животноводческой продукции. Выделяется несколько зон специализации сельского хозяйства:
Сельское
хозяйство покрывает только часть
потребности района в продовольствии
и сырье. Исключение составляют картофель,
овощи, молоко, льноволокно, потребность
в которых почти полностью удовлетворяется
местным производством. Постоянно ведется
поиск эффективных форм организации АПК.
Начинает развиваться фермерство, особенно
в Орловской области.
5. Транспорт и экономические связи центрального экономического района России
Центральный район располагает развитой транспортной сетью. Велика плотность железных и автомобильных дорог.
На территории Московской области располагается крупнейший в России и бывшем СССР Московский железнодорожный узел. От Москвы лучами расходятся в разных направлениях одиннадцать железных дорог, которые, разветвляясь на периферии, образуют более 25 выходов. Сеть железных дорог сложилась здесь еще до революции. Но за годы реформ была полностью реконструирована окружная дорога в радиусе 40-100 км от Москвы. Малая окружная железная дорога проходит в черте города. Сейчас формируется третья окружная дорога.
В столице действует девять железнодорожных вокзалов:
Через
Рязанскую область проходят два
важнейших железнодорожных
Через Тверскую область проходит основная связывающая «две столицы» железная дорога — Октябрьская железная дорога с однопутными ответвлениями на Ржев и Вязьму, Кувшиново и Селижарово, через Торжок.
В Москве имеется развитая транспортная инфраструктура — 3 транспортных кольца: Садовое, Третье транспортное и Московская кольцевая автомобильная дорога. Планируется строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Подмосковье для разгрузки города от транзитного транспортного потока.
От
Москвы в разных направлениях отходят
15 автомагистралей. Создание московской
многополосной кольцевой
Большое значение, особенно в перевозках громоздких грузов, имеют водные пути. Регулярное судоходство в Московской области осуществляется по рекам Волге, Оке и Москве, а также по каналу имени Москвы.
Судоходные пути проходящие по р. Волге, дают возможность удобного как межрегионального, так и международного грузового водного сообщения.
Благодаря целой системе каналов Москва с советских времён заслужила название «порта пяти морей». От Северного и Южного речных вокзалов ходят круизные теплоходы, соединяющие Москву с Санкт-Петербургом, Астраханью, Ростовом-на-Дону и другими городами России.
В перечень внутренних водных путей России включён участок течения Оки от Калуги, по реке осуществляются туристские поездки, организованы экскурсионные линии Серпухов— Таруса, Серпухов — Велегож,
Москва имеет четыре аэропорта – Домодедово, Внуково, Шереметьево и Быково и считается крупнейшим узлом межрайонных и международных воздушных линий. В 14 км от областного центра находится международный аэропорт «Брянск».
С 1935 года в городе работает метрополитен, являющийся основным средством передвижения в пределах столицы. Московское метро является одним из лидеров по протяжённости и пассажиропотоку среди систем городского железнодорожного транспорта мира.
В среднем московское метро перевозит около 8 миллионов пассажиров в день. Это вторая по интенсивности использования система метро в мире, лишь недавно уступившая первенство метрополитену Токио. Общая протяжённость линий Московского метрополитена — 298,8 км, бо́льшая часть пути и станций находится под землёй. Всего действуют 180 станций.
Первое лёгкое метро не только в Москве, но и в России. На данный момент представлено только одной линией — Бутовской, открытой 27 декабря 2003 года и состоящей из 5 станций.
Линия на 2/3 проходит на эстакаде над землёй, имеет пересадку на станцию обычного метрополитена, её эксплуатационная длина — 5,2 км.
Вслед
за Бутовской планируется
В пределах района развит и трубопроводный транспорт. В радиусе 100 км от Москвы проходит газовое кольцо. В пределах Московской области расположены два кольцевых распределительных газопровода и множество магистральных газопроводов, соединяющих Москву с крупнейшими газодобывающими районами страны. Два нефтепровода («Рязань—Москва» и «Ярославль—Москва»). Кольцевой нефтепродуктопровод с 11 наливными станциями и нефтепродуктопровод «Рязанский НПЗ—Москва».
На всех видах транспорта ввоз грузов преобладает над вывозом. Велик объем внутрирайонных перевозок, значительная доля которых приходится на Москву и Московскую область. Крупные грузопотоки к Москве идут с юга, востока и севера страны, потоки меньшей мощности - с северо-запада, запада и юго-запада.
Из районов Севера и Сибири поступают в Центр лесные грузы, из нефтяных и газовых районов Западной Сибири и Поволжья - нефть и газ, с Юга и Урала - прокат металлов. Потоки продовольствия идут из южных районов РФ, из Центра в другие районы страны идет продукция машиностроения, химической, легкой, полиграфической и кондитерской отраслей промышленности.
Большое
внимание уделяется реконструкции
всех видов транспорта, его технической
переоснащенности. В пределах района
преобладают
6. Рекреация и туризм в центральном экономическом районе России
Основной природной зоной отдыха в Смоленской области является национальный парк «Смоленское Поозерье». В парке созданы пешеходные экологические тропы, водные маршруты, детский экологический лагерь «Лесная республика», особенно популярны минеральный источник «Святой колодец» и городище древнего Вержавска.