Экономические реформы Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:33, реферат

Описание

Несмотря на нередкие высказывания западных макроэкономистов о том, что самым характерным в проводимых и проведенных китайских реформах является их полная непонятность и нелогичность c точки зрения западной экономической науки, эти реформы с самого начала были и остаются сейчас одними из наиболее проработанных в теоретическом, идеологическом и, в целом, в научном плане. Исключением может считаться только непродолжительный период конца 70х-начала 80х годов, (время начала китайских реформ) , который вообще-то можно назвать "заявлением о намерениях".

Содержание

1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2. НАЧАЛО КИТАЙСКИХ РЕФОРМ. НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕЗИСЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
3. РЕФОРМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ В КИТАЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ
4. РЕФОРМА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ
5. РЕФОРМА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

Работа состоит из  1 файл

Экономические реформы в Китае.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

 

Эксперименты по свободному использованию собственных фондов начались в Китае с 1979 года и явились частью реформы распределения доходов государственных промышленных предприятий. Другими ее составляющими стали в том числе: 1) Переход 5 процентов фонда заработной платы в собственные фонды предприятия после выполнения им госплана по объему производства, качеству продукции, прибыли и договорным обязательствам; 2) В разных отраслях были установлены отчисления от прибыли 5,10 и 15 процентов. Свободное использование формируемых из этих отчислений фондов предоставлялось предприятию в рамках развития производства, удовлетворения социальных нужд и премиальных выплат; 3) Эксперимент, включающий в себя множество других частных опытов, по делению прибыли: а) Дифференцированное отчисление от прибыли в Госбюджет; б) Деление сверхплановой прибыли; в) Деление всей прибыли; г) Фиксированный объем отчисления прибылей; д) Прогрессивный объем отчислений прибыли; е) Твердые пропорции деления прибылей и другое.

 

Однако, можно сказать, что несмотря на то, что все эти эксперименты имели в тот период определенный экономический эффект, весь эксперимент в целом стал преходящим явлением. Гораздо более действенным и полезным во многих отношениях стали создание, совершенствование и использование налогов на предприятия. Первый этап налогообложения не претерпел никаких законодательных изменений и функционировал по прежней схеме: после сдачи плановой прибыли оставшаяся ее часть облагалась подоходным налогом. Даже простое упорядочение этого важного механизма дало сразу несколько положительных эффектов: во-первых, для хозяйственников значительно усложнилась процедура припрятывания в различных собственных фондах подлежащей возврату государству прибыли. Для рентабельных предприятий переход от многообразных и запутанных способов деления прибыли к четкому налоговому механизму означал примерно то же, что и для крестьян полный подворный подряд.

 

Второй этап налогообложения заключался в разделении торгово-промышленного  налога на налоги на добавленную стоимость, на продукцию, соляной и промысловый налоги. В рамках этого же этапа были видоизменены подоходный и регулирующий налоги. Вводились новые налоги: на ресурсы, на городское строительство, на постройки, на пользование землей и транспортными средствами.

 

Как уже отмечалось во второй главе, китайским руководством примерно с середины 1984 года началось активное поощрение создания и совершенствования новых производственных промышленных объединений. Ясно, что это было невозможно без реформы системы управления промышленными предприятиями, которая имела по отношению к этим нововведениям переходный характер. Наиболее ключевыми ее моментами в этом ракурсе были такие преобразования, как передача большой части полномочий управленческого аппарата производственным звеньям, сокращение за счет этого самого управленческого аппарата. Более подробно о ней я уже говорил выше.

 

В августе 1984 года решением постоянного  комитета Госсовета КНР по инициативе министерства Машиностроения данное министерство передало все промышленные предприятия, подчиненные министерству и его региональным представительствам в управление местным органам власти. Гораздо больший реформаторский настрой местных руководителей по сравнению с большинством директорского корпуса крупных и средних промышленных предприятий обусловил в совокупности с этим событием значительный рост темпов создания металлургических компаний, а сначала 90-х годов и концернов внутри отрасли.

 

Термин "промышленная компания типа предприятия" или "трест" был  узаконен еще летом 1979 года. Во "Временных положениях о системе управления общегосударственными специализированными компаниями", принятых в марте 1982 года были определены положения о непринадлежности этих компаний Госсовету КНР, об их подчинении соответствующим по профилю деятельности ведомствам, об определении их статуса по конкретному назначению и сфере охвата производства, о рамках хозяйственной самостоятельности и о перспективах перехода на полный хозрасчет.

 

Создание производственных компаний дало сильный толчок расширению кооперации между предприятиями.

 

За период с 1984 по 1990 годы Госсовет КНР принял целый комплекс мер, общее  назначение которых можно определить, как усилия по превращению национального  промышленного потенциала, состоящего из производственных мощностей отдельных  предприятий, в единый производственный механизм с максимальной эффективностью использования хозрасчетных внутрихозяйственных связей. Как и из сельского хозяйства к середине 80-х годов, так и из национальной промышленности к началу 90-х годов китайским реформаторам удалось создать единый, цельный и отлаженный механизм с чрезвычайно сложной, по причинам смешения рыночных и социалистических принципов функционирования и масштаба кооперирования, структурой, что и позволяет некоторым западным специалистам говорить о невообразимой сложности и нелогичности основных секторов китайской экономики и с пессимизмом отзываться о долговечности этой модели. По моему мнению, здесь есть доля истины. Но все мое мнение было бы в этой главе не к месту. Его я привел в заключительной части и в главе, посвященной аграрной реформе (см. стр. 19-20) .

 

РЕФОРМА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 

 

Реформа финансовой системы была проведена  в Китае к середине 80х годов. Чтобы иметь наглядное представление  о ее результатах, можно буквально  двумя фразами охарактеризовать сначала прежнюю китайскую финансовую систему и затем -- ныне существующую. Общее -- главным каналом накопления и распределения финансовых средств является госбюджет, главным их источником является чистая прибыль предприятий (в последние году постепенно повышается роль внешней торговли) . Но сама система управления финансами после ее реформы приобрела кроме существовавшего госбюджетного инструмента еще один механизм -- хозяйственную деятельность предприятий.

 

Большинство китайских ученых выделяют три периода финансовой реформы в КНР с 1976 по 1985 годы.

 

Первые три года были экспериментально-подготовительным этапом китайской финансовой реформы. В этот период проверялись на практике различные формы финансовых взаимоотношений. Основными формами были: а) Формула первой системы финансовых взаимоотношений с городами центрального подчинения, провинций и автономных районов была следующей: "Фиксирование соотношения между доходами и расходами, деление их общей суммы". То есть при наличии хозяйственной прибыли часть ее оставлялась району, в убыточных местах или в убыточные для конкретного района годы часть убытков возмещалась из Госбюджета.

 

б) При второй форме -- "деление  прироста доходов, увязка доходов с  расходами" -- внимание на положительный  или отрицательный баланс не обращали. Сравнивали прирост доходов (+ или -) относительно предыдущего года и затем подтягивали доходы к расходам засчет или в пользу центрального бюджета. При этой системе хозяйственные стимулы для регионов были ниже, чем в первом случае.

 

в) Третья форма была довольно оригинальной. Она была применена в качестве эксперимента в 1977 году в провинции  Цзянсу.

 

Основывалась она на установке  твердых отчислений в бюджет, определявшихся по исторически сложившейся доли расходов в доходах района. Полное название этой системы -- "увязка доходов с расходами, деление общей суммы, нормативный коэффициент, действующий в течение нескольких лет". Эта форма нашла свое дальнейшее применение во взаиморасчетах государства с изолированными в хозяйственном и культурном плане высокогорными районами страны.

 

Второй этап ознаменовался выработкой по большому счету лишь одной оправдавшей  надежды формы финансовых взаимоотношений  между центром и периферией. Это  была так называемая система "ступенчатой  ответственности с отделением доходов от расходов". Временные положения о ней были опубликованы Госсоветом КНР в феврале 1980 года. Сферы местного и центрального бюджета на местах четко разграничивались по принципу хозяйственного подчинения предприятий. Отчисления в центральный бюджет, пропорции деления прибыли между центральным и местными бюджетами, величина промышленных дотаций оставались неизменными в течение 5 лет. Кроме того, что повышалась стабильность центрального бюджета за счет отказа от внеплановых дотаций, так как система фактически вводила их лимит, идея такой формы финансовых взаиморасчетов упала еще и на благодатную почву активизировавшегося вскоре процесса перехода предприятий на полную производственную ответственность. Дело в том, что устанавливались рамки доходов и расходов, за нарушение которых отвечали сами регионы своими же интересами. Принявшие эту форму финансовых отчислений в Госбюджет регионы в большинстве своем вскоре трансформировали многие положения этой системы на уровень своих взаимоотношений с предприятиями, значительно повысив тем самым их хозяйственную заинтересованность и финансовую самостоятельность.

 

Эта система успешно просуществовала  до 1984 года, когда все отчисления от прибыли были заменены единым налоговым  механизмом. Собственно это уже рассматривалось в предыдущей главе, но, поскольку это же самое является и третьим этапом финансовой реформы в КНР, то несколько слов необходимо сказать и здесь. В принципе к этому этапу китайские плановики шли аж с 1978 года, когда вместе с формированием собственных фондов из доли прибыли возникла необходимость определения принципов распределения этой прибыли между предприятиями, местными и центральным бюджетами. Многие выработанные с того времени варианты этого деления и легли потом в основу налогового законодательства.

 

Но первый подэтап третьего этапа  финансовой реформы снова стал переходным. На нем изобретательными китайцами  было применено сочетание деления  прибыли и налога. То есть, наоборот, сначала прибыль подвергалась налогообложению  по зафиксированному в налоговом законодательстве твердому механизму, а оставшаяся прибыль подвергалась снова той или иной форме ее деления между Центральным бюджетом, местным бюджетом и предприятием.

 

Очевидно, само китайское руководство  не было уверено в целесообразности такого положения поскольку, во-первых, решилось распространить ее только на крупные рентабельные предприятия, а, во-вторых, уже через год налоговая политика КНР перешла ко второму этапу -полной отмене деления прибыли, из-за чего пришлось ввести вместо твердых (процентных) налогов дифференцированные или с плавающими нормативами.

 

В качестве заключения могу добавить даже с некоторой точки зрения курьезный факт. Упорно "сопротивлявшаяся" своей отмене в нижних уровнях  китайской экономики, система деления прибылей закончила свое существование в высших ее эшелонах. В ушедших на "подчистку шероховатостей" налогового законодательства 1985 и 1986 годах она активно использовалась для систематизации принятых в разное время отдельных законов о налогах на прибыль. В основном, правда, это делалось уже с помощью простого деления всей суммы прибыли с целью постепенного фиксирования плавающих и дифференцированных налоговых нормативов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Итак, я перехожу к заключительным выводам в своей работе и делаю это несколько раньше, чем сам ожидал. Но дело в том, что тема, за которую я попытался взяться в задуманном мною первоначально виде явно не для одного реферата и даже книги, если освещать ее как следует. Об этом наталкивает на мысль и сам реферат, который по моей оценке больше подходит под жанр очерка.

 

И все-таки, несмотря на то, что такие  важные составляющие китайской реформы  социально-экономической структуры, как реформы ценообразования, городской  экономики, планового управления, денежного  обращения, торговли, управления капитальным строительством, строительством, управления трудом и заработной платой и другие были затронуты неполно или незатронуты вообще, необходимо сделать некоторые выводы о результатах и дальнейших перспективах китайских экономических реформ.

 

По неопытности так получилось, что начало этой части работы оказалось  выполненным раньше в самом конце  главы III. Все, что будет сказано  дальше, можно считать продолжением того отрывка.

 

Да, Китай сумел обеспечить пока что продовольствием и одеждой свое стремительно растущее, крупнейшее в мире население; со своей дешевой продукцией легкой и радиотехнической промышленности он вышел на мировой рынок и продолжает укреплять на нем свои позиции, хотя внешнеторговое сальдо остается пока отрицательным; да, Китай -- единственная страна социалистического лагеря, который смог добиться таких экономических достижений без ломки идеологии. Одновременно он же, вероятно и самый продвинувшийся вперед из их числа по освоенности рыночных методов хозяйствования...

 

Не буду перечислять все то, в  чем Китай поистине уникален с  экономической точки зрения. С  одной стороны это неблагодарное  и бесконечное занятие, а с  другой -- не стоит говорить о многих результатах реформы, последствия  которых еще не ясны. Повторюсь, что  возможно даже при заранее известном идеальном способе проведения экономической реформы в КНР с условием неостановления нынешних темпов роста населения, она просто не будет иметь смысла.

 

Крайне опасной считаю я и  прежнюю изолированность Китая  от Мирового Сообщества. Позиции, завоеванные с помощью демпинговых цен на низкокачественный ширпотреб, не являются гарантией получения крупномасштабной помощи от ведущих промышленных держав в случае крайней необходимости.

 

Многие проводят аналогии между  развитием и его перспективами для России и Китая. Я бы этого делать не стал. Кроме того, что последние 5-8 лет развели нас по слишком разным для подражания друг другу плацдармам, я в принципе отвергаю возможность успешного применения восточных моделей экономического развития в западном обществе и наоборот. По-моему, надо родиться китайцем, чтобы быть способным трудиться от зари до зари (уже это не по нам) и не пытаться понять и как-то отреагировать на строй, структуру и идеологию общества, в котором ты живешь. Кроме менталитета есть и чисто экономические несовместимости наших положений -- различная степень обеспеченности рабочей силой, различная специализация в международном разделении труда, различные климатические условия и многое другое.

 

Что можно  сказать о самих китайских реформах в целом? Коротко, это действительно кнут и пряник. Пряник -- постоянное расширение прав в сфере ведения хозяйственной деятельности, приветствование привлечения новых технологий, а с другой стороны -- неусыпный государственный контроль далеко не только в идеологической сфере. Редко где еще встретишь такое количество предпринимателей, торговцев, мелких и средних частных производителей, настолько спокойно мирящихся с государственной политикой весьма жесткого ограничения поляризации доходов, способной создать со временем могучий частно-монополистический сектор экономики и взорвать идеологический каркас существующей в КНР социально-экономической системы.

Информация о работе Экономические реформы Китая