Экономика Китайской Национальной Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 08:48, контрольная работа

Описание

Китай в начале XXI века является космической державой. Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы, проживающие за рубежом. В 2020 г. Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП.

Работа состоит из  1 файл

КР по ИЭ.docx

— 43.94 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ

      Экономика Китайской Национальной Республики в последние 30 лет постоянно растет и в 2009 году занимала 3 место в мире по величине номинального ВВП (после США и Японии). ВВП в 2009 году равнялся $5,02 трлн. По данным 2010 года, в апреле-июне Китай обогнал Японию по этому показателю. По ВВП с учётом паритета валют Китай на 2-м месте в мире (по данным МВФ 10,1 трлн международных долларов в 2010 году, прогноз на 2011 год -11.2 трлн), уступая только США.

      Китай в начале XXI века является космической державой. Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы, проживающие за рубежом. В 2020 г. Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП.

      Чтобы способствовать структурным изменениям, Китай развивает собственную систему образования, обучение студентов за рубежом (особенно в США и Японии), поощряет импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные секторы экономики как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии и здравоохранение. 
 
 
 
 
 
 

      1. Общая характеристика основных отраслей экономики страны после второй мировой войны. 

      Население Китая составляет около 1,341 млрд. человек. Территория Китая на 65% состоит из гор, плато и возвышенностей. Больше половины земельных угодий Китая подвергаются стихийным бедствиям, возможностей для освоения земель больше нет.

      После второй мировой войны экономика  Китая сохраняла свой аграрно-сырьевой характер. Главную роль играло сельское хозяйство, где господствовали примитивные  формы. Сельское хозяйство находилось в состоянии упадка. Длительное господство феодально-помещичьего строя с  его отсталой, примитивной техникой, с многомиллионной армией безземельных и малоземельных крестьян сковывало  производительные силы деревни. Сельское хозяйство Китая сохраняло почти  в неприкосновенности черты, присущие ему уже сотни лет.

      Удельный  вес промышленности в валовой  продукции в 1949 году составлял всего 30,1%. При этом на долю современных  отраслей приходилось немногим более  половины валовой продукции промышленности, а остальные составляли кустарное  производство и мануфактура.  В  промышленности фабрично-заводского типа подавляющая часть приходилась  на лёгкую и пищевую отрасли. Недостатки системы торговли в Китае были следующие: чрезмерное единообразие форм товарного обращения с преобладанием  монопольного хозяйствования государственной  торговли, неритмичность, применение административных методов управления, чрезмерная централизация  и жёсткость управления. Региональная замкнутость, неразграниченность административных и хозяйственных функций, многозвенность, длительные сроки обращения, высокие  издержки и низкая экономическая  эффективность.

      На  территории Китая, освобождённой Народно-освободительной  армией, сразу же начинали проводиться  аграрные преобразования. К осени 1949 года НОА освободила всю территорию Северо-Западного и Центрального Китая.

      1 октября 1949 года сессия Народного  политического консультативного  совета Китая (НПКСК) провозгласила  образование Китайской Народной  Республики. В экономической области  решающими мероприятиями явились  национализация имущества крупных  представителей монополистического  капитала а также национализация  крупных лесных массивов, ирригационных  сооружений, целинных и пустующих  земель, водоёмов и рек, крупных  рудников и копей. Были национализированы  все железные дороги, средства  связи, банки. Национализация  обеспечила создание государственного  сектора, ставшего экономической  опорой народно-демократического  государства.  В 1950 году на долю  государственного сектора приходилось  71,3% добычи угля, 100% добычи нефти, 74% электроэнергии, 97% производства  стальных изделий, 45% продукции машиностроения, 44% хлопчатобумажной продукции, 43,6% шерстяной, 49% бумажной, 37% мукомольной  промышленности.

      Хозяйство страны переживало разруху. Были выведены из строя почти все железные дороги, морской и речной транспорт. Народно-демократическое  государство проводило огромную работу по восстановлению народного  хозяйства. Самоотверженный труд рабочего класса сыграл огромную роль в деле быстрого восстановления промышленности, прежде всего угольной, чёрной и  цветной металлургии.

      Для роста сельскохозяйственного производства огромное значение играла земельная  реформа. 28 июня 1950 года был принят закон, исходивший из принципов: опора на бедняков и батраков, союз с середняками, нейтрализация  кулачества. На этих основах ликвидировалась  феодальная эксплуатация в сельском хозяйстве. Революционно-аграрные преобразования осуществлялись в несколько этапов. Была снижена арендная плата до уровня ссудного процента, крестьяне вовлекались  в крестьянские союзы, конфискованные помещичьи земли и имущество  распределялись среди безземельных крестьян безвозмездно. К началу 1953 года более 300 млн. крестьян получили около 46,6 млн. га земли, сельскохозяйственные орудия и скот. Эти меры в короткий срок привели к положительным результатам, в важнейших отраслях сельского хозяйства был достигнут довоенный уровень. За три года были полностью восстановлены транспорт и связь.

      Народная  власть принимала меры для укрепления финансов и предотвращения инфляции. Была создана единая общегосударственная  финансовая система, централизовано руководство  финансами и денежным обращением, установлена государственная валютная монополия. В соответствии с линией партии был разработан первый пятилетний план развития народного хозяйства  КНР на 1953-1957 годы. Основой плана  было крупное промышленное строительство. В 1955-1956 гг. широкий размах получили социалистические преобразования во всех отраслях экономики. Сотрудничество с  социалистическими странами облегчило  китайскому народу получение оборудования, машин и материалов для промышленного  строительства. 14 февраля 1950 года между  СССР и КНР был подписан Договор  о дружбе, союзе и взаимопомощи.

      В КНР была нехватка квалифицированных  промышленных кадров. Для решения  этого вопроса была создана сеть промышленно-технического обучения. В  которую были вовлечены сотни  тысяч рабочих. Более 1 млн. рабочих  получили нужную техническую подготовку, 2,5 млн. рабочих и служащих повысили свою квалификацию. С целью увеличения подготовки технических кадров расширяли  технические вузы. Были организованы новые научные учреждения. В первой пятилетке были созданы новые  для Китая отрасли промышленности, такие как автомобилестроение, тракторостроение, транспортное машиностроение, станкостроение, производство энергетического и  металлургического оборудования. Высококачественных легированных сталей. Заложена основа авиастроения. В результате выполнения первой пятилетки удельный вес современной  заводской промышленности в валовой  продукции народного хозяйства  повысился с 26,7% в 1953 году до 40% в 1957 году. В валовой продукции промышленности в 1957 году доля производства средств производства составила более половины. Среднегодовой темп прироста промышленности продукции достиг 18%.

      В сельском хозяйстве также прошли реформы. В 1955-1956 годах развернулось движение за кооперирование крестьян. Проведение кооперирования расширяло  возможности ирригационного строительства. За первую пятилетку удельный вес  орошаемых земель намного вырос. В 1949 года орошаемые поля составляли 20,7% сельскохозяйственных угодий, а  в 1957 году уже 31%. Положительными факторами  развития сельского хозяйства были механизация сельскохозяйственных работ, внедрение новой агротехники, применение удобрений. Капиталистическая  промышленность и торговля были преобразованы  путём использования различных  форм государственного капитализма. Уровень  воздействия государства на капиталистические  хозяйства возрастал по мере перехода низших форм государственного капитализма (заказы на переработку сырья, готовую  продукцию) к высшим формам (смешанные  государственно-капиталистические  предприятия). В конце 1955 года ЦК КПК (Центральный комитет Коммунистической партии Китая) взял курс на сплошное преобразование частной промышленности и торговли. В качестве стимула представители национальной буржуазии установили высокую заработную плату, 45% годовых бывшим владельцам предприятий за национализированные средства производства на смешанных государственно-капиталистических предприятиях. С 1953 года были введены централизованные плановые заготовки и распределение зерна, хлопка, растительного масла.

      Итогом  этих реформ стало доминирующее положение  государственного сектора в народном хозяйстве страны. 
 
 
 

      2. Проблемы и итоги  “большого скачка” и ”культурной революции”. 

      С 1956 по 1958 гг. Китаем проводилась политика «большого скачка». Задачей её являлось резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. Ставились нереальные экономические  задачи и высокие производственные задания. Ставка делалась на революционный  энтузиазм масс, а материальную заинтересованность осуждали, как проявление ревизионизма.

      В сфере экономики широкое распространение  получили ошибочные левацкие тенденции, были допущены серьёзные промахи  в хозяйственных решениях и руководящих  идеях. Сначала в деревнях, а потом  и в городах стали насаждать  «народные коммуны», куда в краткие  сроки были вовлечены 99% крестьянских дворов страны. Общей идеей был  скорейший переход к экономике  единой общенародной собственности.

      Управленческие  права передавались низам, на местах формировались самостоятельные  хозяйственные системы. В 1957-1958 годах  методом «внезапного удара» 88% предприятий  и организаций центрального подчинения были переданы в подчинение местным  органам власти. Расширение управленческих полномочий предприятий привели  к анархии, поскольку предприятия  неэффективно использовали свои права  в погоне за высокими показателями.

      В сфере распределения насаждалась  «уравниловка», нарушился принцип  распределения по труду. Предавались  забвению принципы планомерного развития производства, ломались сложившиеся  специализация и кооперирование. В целом из-за левацких ошибок в  руководящих идеях и просчётов  в макроэкономических решениях данная попытка реформы хозяйственной  системы оказалась неудачной. Народному  хозяйству был нанесён огромный ущерб.

      С 1960 года начался отход от политики «большого скачка». Некоторые ошибки в сельском хозяйстве были признаны официально, предпринимались попытки  их исправить.

      В 1961-1965 годах реформа хозяйственной  системы была нацелена на выправление  тяжёлой ситуации, созданной «большим скачком». Главное содержание реформы  состоялся в следующем. При ведущей  роли общенародной собственности была восстановлена и развита коллективная экономика, низовой хозрасчётной единицей сельских народных коммун стала производственная бригада, существовала индивидуальная экономика в городе и деревне, была разрешена торговля на коллективных рынках. Усилилось единое централизованное управление народным хозяйством, введён контроль за инвестициями в основные фонды за счёт средств мест. Стали  использоваться экономические рычаги, разработаны различные положения  по вопросам управления, усилен хозяйственный  контроль. В экспериментальном порядке  создавались тресты, предпринимались  попытки управлять экономикой через  хозяйственные организации, материальными  ресурсами снабжались по экономическим  районам, создавались компании по услугам  в области средств производства, внедрялись две системы труда, две  системы образования. Реформа была в основном направлена на восстановление и развитие народного хозяйства. Однако существовал и ряд проблем. Некоторые отраслевые ведомства  вернули в своё подчинение слишком  большое количество предприятий, преобладали  административные, а не экономические  методы управления, распределение материальных ресурсов было слишком централизованным, структура собственности и методы хозяйствования оставались единообразными.

Информация о работе Экономика Китайской Национальной Республики