ВВЕДЕНИЕ
Экономика
Китайской Национальной Республики в
последние 30 лет постоянно растет и в 2009
году занимала 3 место в мире по величине номинального
ВВП (после США и Японии).
ВВП в 2009 году равнялся $5,02 трлн. По данным
2010 года, в апреле-июне Китай обогнал Японию
по этому показателю. По ВВП с учётом паритета
валют Китай на 2-м месте в мире (по данным МВФ 10,1
трлн международных долларов в 2010 году, прогноз на
2011 год -11.2 трлн), уступая только США.
Китай в
начале XXI века является космической державой.
Построение рыночной экономики осуществляется
в Китае под руководством Коммунистической
партии на основе пятилетних планов. Экономика
сохраняет свою многоукладность. При высокой
доле иностранных инвестиций почти 80 %
всех иностранных инвесторов в экономику
КНР — это этнические китайцы, проживающие
за рубежом. В 2020 г. Китай должен по планам КПК догнать США по
совокупному доходу ВВП.
Чтобы
способствовать структурным изменениям,
Китай развивает собственную систему
образования, обучение студентов за рубежом
(особенно в США и Японии), поощряет импорт
технологий, позволяющих развивать такие
прогрессивные секторы экономики как
производство программного обеспечения, новых материалов,
телекоммуникационную индустрию, биотехнологии и здравоохранение.
1.
Общая характеристика основных отраслей
экономики страны после второй мировой
войны.
Население
Китая составляет около 1,341 млрд.
человек. Территория Китая на 65% состоит
из гор, плато и возвышенностей. Больше
половины земельных угодий Китая подвергаются
стихийным бедствиям, возможностей для
освоения земель больше нет.
После
второй мировой войны экономика
Китая сохраняла свой аграрно-сырьевой
характер. Главную роль играло сельское
хозяйство, где господствовали примитивные
формы. Сельское хозяйство находилось
в состоянии упадка. Длительное господство
феодально-помещичьего строя с
его отсталой, примитивной техникой,
с многомиллионной армией безземельных
и малоземельных крестьян сковывало
производительные силы деревни. Сельское
хозяйство Китая сохраняло почти
в неприкосновенности черты, присущие
ему уже сотни лет.
Удельный
вес промышленности в валовой
продукции в 1949 году составлял всего
30,1%. При этом на долю современных
отраслей приходилось немногим более
половины валовой продукции промышленности,
а остальные составляли кустарное
производство и мануфактура. В
промышленности фабрично-заводского типа
подавляющая часть приходилась
на лёгкую и пищевую отрасли. Недостатки
системы торговли в Китае были
следующие: чрезмерное единообразие форм
товарного обращения с преобладанием
монопольного хозяйствования государственной
торговли, неритмичность, применение административных
методов управления, чрезмерная централизация
и жёсткость управления. Региональная
замкнутость, неразграниченность административных
и хозяйственных функций, многозвенность,
длительные сроки обращения, высокие
издержки и низкая экономическая
эффективность.
На
территории Китая, освобождённой Народно-освободительной
армией, сразу же начинали проводиться
аграрные преобразования. К осени 1949
года НОА освободила всю территорию
Северо-Западного и Центрального
Китая.
1
октября 1949 года сессия Народного
политического консультативного
совета Китая (НПКСК) провозгласила
образование Китайской Народной
Республики. В экономической области
решающими мероприятиями явились
национализация имущества крупных
представителей монополистического
капитала а также национализация
крупных лесных массивов, ирригационных
сооружений, целинных и пустующих
земель, водоёмов и рек, крупных
рудников и копей. Были национализированы
все железные дороги, средства
связи, банки. Национализация
обеспечила создание государственного
сектора, ставшего экономической
опорой народно-демократического
государства. В 1950 году на долю
государственного сектора приходилось
71,3% добычи угля, 100% добычи нефти,
74% электроэнергии, 97% производства
стальных изделий, 45% продукции машиностроения,
44% хлопчатобумажной продукции, 43,6%
шерстяной, 49% бумажной, 37% мукомольной
промышленности.
Хозяйство
страны переживало разруху. Были выведены
из строя почти все железные дороги,
морской и речной транспорт. Народно-демократическое
государство проводило огромную
работу по восстановлению народного
хозяйства. Самоотверженный труд рабочего
класса сыграл огромную роль в деле
быстрого восстановления промышленности,
прежде всего угольной, чёрной и
цветной металлургии.
Для
роста сельскохозяйственного производства
огромное значение играла земельная
реформа. 28 июня 1950 года был принят закон,
исходивший из принципов: опора на бедняков
и батраков, союз с середняками, нейтрализация
кулачества. На этих основах ликвидировалась
феодальная эксплуатация в сельском
хозяйстве. Революционно-аграрные преобразования
осуществлялись в несколько этапов.
Была снижена арендная плата до уровня
ссудного процента, крестьяне вовлекались
в крестьянские союзы, конфискованные
помещичьи земли и имущество
распределялись среди безземельных
крестьян безвозмездно. К началу 1953 года
более 300 млн. крестьян получили около
46,6 млн. га земли, сельскохозяйственные
орудия и скот. Эти меры в короткий срок
привели к положительным результатам,
в важнейших отраслях сельского хозяйства
был достигнут довоенный уровень. За три
года были полностью восстановлены транспорт
и связь.
Народная
власть принимала меры для укрепления
финансов и предотвращения инфляции.
Была создана единая общегосударственная
финансовая система, централизовано руководство
финансами и денежным обращением,
установлена государственная валютная
монополия. В соответствии с линией
партии был разработан первый пятилетний
план развития народного хозяйства
КНР на 1953-1957 годы. Основой плана
было крупное промышленное строительство.
В 1955-1956 гг. широкий размах получили
социалистические преобразования во всех
отраслях экономики. Сотрудничество с
социалистическими странами облегчило
китайскому народу получение оборудования,
машин и материалов для промышленного
строительства. 14 февраля 1950 года между
СССР и КНР был подписан Договор
о дружбе, союзе и взаимопомощи.
В
КНР была нехватка квалифицированных
промышленных кадров. Для решения
этого вопроса была создана сеть
промышленно-технического обучения. В
которую были вовлечены сотни
тысяч рабочих. Более 1 млн. рабочих
получили нужную техническую подготовку,
2,5 млн. рабочих и служащих повысили
свою квалификацию. С целью увеличения
подготовки технических кадров расширяли
технические вузы. Были организованы
новые научные учреждения. В первой
пятилетке были созданы новые
для Китая отрасли промышленности,
такие как автомобилестроение, тракторостроение,
транспортное машиностроение, станкостроение,
производство энергетического и
металлургического оборудования. Высококачественных
легированных сталей. Заложена основа
авиастроения. В результате выполнения
первой пятилетки удельный вес современной
заводской промышленности в валовой
продукции народного хозяйства
повысился с 26,7% в 1953 году до 40% в 1957 году.
В валовой продукции промышленности в
1957 году доля производства средств производства
составила более половины. Среднегодовой
темп прироста промышленности продукции
достиг 18%.
В
сельском хозяйстве также прошли
реформы. В 1955-1956 годах развернулось
движение за кооперирование крестьян.
Проведение кооперирования расширяло
возможности ирригационного строительства.
За первую пятилетку удельный вес
орошаемых земель намного вырос.
В 1949 года орошаемые поля составляли
20,7% сельскохозяйственных угодий, а
в 1957 году уже 31%. Положительными факторами
развития сельского хозяйства были
механизация сельскохозяйственных
работ, внедрение новой агротехники,
применение удобрений. Капиталистическая
промышленность и торговля были преобразованы
путём использования различных
форм государственного капитализма. Уровень
воздействия государства на капиталистические
хозяйства возрастал по мере перехода
низших форм государственного капитализма
(заказы на переработку сырья, готовую
продукцию) к высшим формам (смешанные
государственно-капиталистические
предприятия). В конце 1955 года ЦК КПК
(Центральный комитет Коммунистической
партии Китая) взял курс на сплошное преобразование
частной промышленности и торговли. В
качестве стимула представители национальной
буржуазии установили высокую заработную
плату, 45% годовых бывшим владельцам предприятий
за национализированные средства производства
на смешанных государственно-капиталистических
предприятиях. С 1953 года были введены централизованные
плановые заготовки и распределение зерна,
хлопка, растительного масла.
Итогом
этих реформ стало доминирующее положение
государственного сектора в народном
хозяйстве страны.
2.
Проблемы и итоги “большого скачка”
и ”культурной революции”.
С
1956 по 1958 гг. Китаем проводилась политика
«большого скачка». Задачей её являлось
резко поднять уровень обобществления
средств производства и собственности.
Ставились нереальные экономические
задачи и высокие производственные
задания. Ставка делалась на революционный
энтузиазм масс, а материальную заинтересованность
осуждали, как проявление ревизионизма.
В
сфере экономики широкое распространение
получили ошибочные левацкие тенденции,
были допущены серьёзные промахи
в хозяйственных решениях и руководящих
идеях. Сначала в деревнях, а потом
и в городах стали насаждать
«народные коммуны», куда в краткие
сроки были вовлечены 99% крестьянских
дворов страны. Общей идеей был
скорейший переход к экономике
единой общенародной собственности.
Управленческие
права передавались низам, на местах
формировались самостоятельные
хозяйственные системы. В 1957-1958 годах
методом «внезапного удара» 88% предприятий
и организаций центрального подчинения
были переданы в подчинение местным
органам власти. Расширение управленческих
полномочий предприятий привели
к анархии, поскольку предприятия
неэффективно использовали свои права
в погоне за высокими показателями.
В
сфере распределения насаждалась
«уравниловка», нарушился принцип
распределения по труду. Предавались
забвению принципы планомерного развития
производства, ломались сложившиеся
специализация и кооперирование.
В целом из-за левацких ошибок в
руководящих идеях и просчётов
в макроэкономических решениях данная
попытка реформы хозяйственной
системы оказалась неудачной. Народному
хозяйству был нанесён огромный
ущерб.
С
1960 года начался отход от политики
«большого скачка». Некоторые ошибки
в сельском хозяйстве были признаны
официально, предпринимались попытки
их исправить.
В
1961-1965 годах реформа хозяйственной
системы была нацелена на выправление
тяжёлой ситуации, созданной «большим
скачком». Главное содержание реформы
состоялся в следующем. При ведущей
роли общенародной собственности была
восстановлена и развита коллективная
экономика, низовой хозрасчётной единицей
сельских народных коммун стала производственная
бригада, существовала индивидуальная
экономика в городе и деревне,
была разрешена торговля на коллективных
рынках. Усилилось единое централизованное
управление народным хозяйством, введён
контроль за инвестициями в основные
фонды за счёт средств мест. Стали
использоваться экономические рычаги,
разработаны различные положения
по вопросам управления, усилен хозяйственный
контроль. В экспериментальном порядке
создавались тресты, предпринимались
попытки управлять экономикой через
хозяйственные организации, материальными
ресурсами снабжались по экономическим
районам, создавались компании по услугам
в области средств производства,
внедрялись две системы труда, две
системы образования. Реформа была
в основном направлена на восстановление
и развитие народного хозяйства.
Однако существовал и ряд проблем.
Некоторые отраслевые ведомства
вернули в своё подчинение слишком
большое количество предприятий, преобладали
административные, а не экономические
методы управления, распределение материальных
ресурсов было слишком централизованным,
структура собственности и методы
хозяйствования оставались единообразными.