Экономика Красноярского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 08:27, реферат

Описание

Красноярский край - это один из крупнейших индустриально-ресурсных регионов страны, обладающих огромными запасами природных ресурсов. Русская колонизация дошла до Енисея в начале XVII в., тогда же в 1628 г. был основан административный центр края город Красноярск , но фактически развитие края началось только в самом конце XIX в., когда через его территорию прошла Транссибирская магистраль.

Содержание

Введение 3
Природные ресурсы 4
Земельные ресурсы 4
Минерально-сырьевые ресурсы 4
Лесные ресурсы 5
Водные ресурсы 5
Биологические ресурсы 6
Добыча полезных ископаемых 6
Экономика края 7
Промышленность 9
Металлургия 9
Производство машин и оборудования 11
Химическое производство 11
Угольная промышленность 12
Горнодобывающая промышленность 12
Топливно-энергетический комплекс 12
Лесопромышленный комплекс 13
Строительная деятельность 14
Сельское хозяйство 14
Транспорт 16
Железнодорожный транспорт 16
Автомобильный транспорт 17
Водный транспорт 17
Воздушный транспорт 17
Трубопроводный транспорт 17
Внешнеэкономическая деятельность. 19
Экспорт и импорт 19
Инвестиционная политика 21
Заключение 23
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

рефератРЭ.docx

— 47.70 Кб (Скачать документ)

     Важнейшими  направлениями развития сельского  хозяйства края являются:

  • производство зерна,
  • молочное и мясное животноводство,
  • птицеводство,
  • картофелеводство и
  • овощеводство.

     Ведущие отрасли сельского хозяйства - растениеводство, мясомолочное скотоводство и птицеводство. На юге развито тонкорунное овцеводство, в средней полосе разводят коров, свиней, овец, на севере преобладает  оленеводство и звероводство, пушной промысел. Красноярский край является важным пушным регионом страны. В среднем  на его территории добывается до 15 тыс. белых песцов, более 50 тыс. промысловых  соболей, 400 тыс. белок.

     Более 50 % краевого объема сельскохозяйственного  производства приходится на районы, расположенные  в центральной и юго-западной частях края: Назаровский, Емельяновский, Ужурский, Березовский, Шушенский, Манский, Балахтинский, Шарыповский, Минусинский, Краснотуранский районы.

     Из  восточных районов по уровню развития сельского хозяйства выделяется Канский район.

     По  объему производимой сельскохозяйственной продукции на душу населения краю принадлежит 5-е место среди регионов Сибирского федерального округа. Наиболее крупные предприятия: ООО «Сибирская Губерния», ОАО «Племзавод «Шуваевский», ООО «Шушенская птицефабрика», ЗАО  «Новоселовское», ЗАО «Ададымское», ООО ОПХ «Солянское».  

Транспорт

 

     В настоящее время Красноярский край является крупным транспортно-распределительным  и транзитным узлом Сибирского федерального округа. Транспортный комплекс края представлен  всеми видами транспорта — железнодорожным, трубопроводным, воздушным, внутренним водным и автомобильным. Особую роль краю в функционировании транспортной системы придает его уникальное расположение на пересечении железнодорожных, воздушных и автомобильных магистралей.

     Главная транспортная артерия - Транссибирская магистраль. От Транссибирской магистрали отходят линии: Ачинск-Абакан и Ачинск-Абалаково-Лесосибирск, дающая выход лесу Приангарья. Для  вывоза нефелиновой руды построена  железная дорога Кия-Шалтырь (Белогорск) - Красная Сопка. В Красноярском крае находится самая северная в России железная дорога Дудинка-Норильск. 

Железнодорожный транспорт

     Доминирующее  положение в транспортной системе  Красноярского края занимает железнодорожный  транспорт. На его долю приходится 94 % всего грузооборота края. С запада на восток край пересекают Транссибирская и Южно-Сибирская магистрали.       

     Край (центральная часть) имеет железнодорожное  сообщение с регионами Российской Федерации; г. Норильск имеет железнодорожное  сообщение с морским портом Дудинка. Эксплуатационная длина Красноярской железной дороги составляет 3,2 тыс. километров.

     Основной  объем перевозок по Красноярской железной дороге составляют:

  • каменный уголь — 49,1 %,
  • нефть и нефтепродукты — 15,5 %,
  • руда железная и марганцевая — 6,3 %,
  • лом черных металлов — 1,0 %, черные металлы — 0,2 %,
  • химические и минеральные удобрения — 0,1 %,
  • цемент — 0,8 %, лесные грузы — 7,9 %,
  • зерно и продукты перемола — 0,5 %,
  • другие грузы — 18,6 %.

     Управление  железнодорожным транспортом осуществляется Министерством путей сообщения (МПС  России), которое утверждает графики  движения поездов и железнодорожные  тарифы.  

Автомобильный транспорт

     Автомобильный транспорт является единственным видом  транспорта, позволяющим осуществлять перевозки «от склада до двери». Протяженность автомобильных дорог  общего пользования с твердым  покрытием составляет 47,3 тыс. километров. По территории края проходят две магистрали федерального значения: Новосибирск  — Красноярск — Иркутск и Красноярск — Кызыл.

     Предприятия осуществляют прямые автомобильные  перевозки грузов в Китай, Монголию и Западную Европу.  

Водный  транспорт

     Водный  транспорт является неотъемлемой частью транспортной сети Красноярского края. Протяженность водных путей, соединяющих  северную и восточную части края с г. Красноярском, составляет 7 тыс. километров.

     Основным  перевозчиком грузов по реке Енисей является ОАО «Енисейское речное пароходство». Оно обладает мощным сухогрузным  и танкерным флотом. Увеличение числа  перевезенных пассажиров внутренним водным транспортом также обусловлено  началом эксплуатации ОАО «Пассажирречтранс» 5 новых паромных переправ в Большемуртинском, Енисейском, Балахтинском, Казачинском  и Сухобузимском районах.

     Речные  порты городов Красноярска и  Лесосибирска на реке Енисей обеспечивают взаимодействие речного и железнодорожного транспорта. Устьевые порты на севере края доступны для захода морских  судов.  

Воздушный транспорт

     Воздушное сообщение обеспечивают 22 аэропорта, действующих в крае. На базе аэропорта  Красноярск формируется мультимодальный  транспортный узел. Воздушное пространство края и аэропорт Красноярска используются для полетов в рамках кроссполярных  авиатрасс через Северный полюс. 

Трубопроводный транспорт

     Трубопроводный  транспорт представлен в Красноярском крае двумя нитками нефтепроводов, принадлежащих Транссибирскому  управлению трубопроводов, находящихся  в государственной собственности: транспортировка нефти из Томска и Тюмени (Западная Сибирь) на Ачинский нефтеперерабатывающий завод (Восточная  Сибирь) и в Иркутск (Восточная  Сибирь).

     Для повышения уровня эффективности  перегонки и эксплуатации нефтепроводов  в настоящее время применяются  новые технологии: использование  стекловолокна; системы подогрева  труб; альтернативная строительная технология по укладке труб в промерзшую почву.

     Нефтеналивные станции. С запуском в опытно-промышленную эксплуатацию Уярской нефтеналивной  станции значительно возросли услуги вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности, объемы нефтеперевозок.  

 

     

Внешнеэкономическая деятельность.

Экспорт и импорт

 

     Красноярский  край традиционно является одним  из крупнейших экспортно-ориентированных  регионов страны. Значительная часть  продукции лесопереработки, цветной  металлургии, химической промышленности вывозится из страны. Доля Красноярского  края во внешнеторговом обороте России постоянно увеличивается.

     Структуру экспорта края определяют в большей  степени сырьё и продукты его  переработки. В основу экспорта входят цветные металлы (алюминий, никель, медь), лес и лесоматериалы. Основные потребители этой продукции - Япония, Италия, Египет, Турция. Экспортируются также чёрные металлы, нефть и нефтепродукты, уголь, удобрения азотные и калийные, синтетический каучук, механическое и электрическое оборудование.

     Ведущее положение во внешней торговле Красноярского  края занимают несколько крупных  промышленных предприятий, таких, как  АО "Красноярский алюминиевый завод", АО "Норильский комбинат", ПО "Электрохимический  завод", ОАО "Норильская горная компания", АО "КраМЗ", ЗАО "Лесосибирский  ЛДК №1", ЗАО "Новоенисейский ЛДК". Также активными участниками  экспортных операций являются химкомбинат "Енисей", АО "Красноярская угольная компания", АО "Красноярский целлюлозно-бумажный комбинат". Эти предприятия имеют  устойчивые связи с зарубежными  партнёрами и большой опыт осуществления  внешнеэкономических сделок.

     Основную  долю в структуре импорта занимает продукция нефтехимического комплекса. Эта группа товаров представлена в основном продуктами неорганической химии, а именно оксидом алюминия (глинозём), пластмассами и изделиями из них. На втором месте находится продукция машиностроения. Ввоз машиностроительной продукции производится из США, Германии, Австрии, Швеции. Импорт продукции топливно-энергетического комплекса составляет 4,2% от общего объёма.

     Крупнейшими предприятиями-импортёрами в крае выступают ОАО "Красноярский алюминиевый  завод", АО "Норильский комбинат", ПО "Электрохимический завод", ОАО "Цемент", ООО "Кока-Кола Красноярск Боттлерс", Железная дорога, НПО "Прикладная механика", Химзавод ФПГ "Красмашзавод".

     Торговые  связи Красноярского края во многом определяют картину внешнеэкономической  деятельности всего Восточно-Сибирского региона. В последние годы край постоянно  занимает лидирующее положение по объёмам  экспортно-импортных операций среди  субъектов, входящих в Восточно-Сибирский регион и обеспечивает более 50% всего объёма экспорта и 40% импорта.  

 

     

Инвестиционная  политика

 

     Одно  из направлений деятельности, которому Правительство Красноярского края уделяет особое внимание,- привлечение  новых и сохранение существующих инвестиций. В Красноярском крае в 2007 году на развитие экономики и социальной сферы использовано 118 млрд рублей инвестиций в основной капитал (по сравнению  с 2006 г. Рост на 10,2 %).

     В структуре инвестиций в основной капитал наибольший вес приходится на промышленное производство (более 25%), строительство (9%) и развитие транспорта и связи (8%).

     Рост  инвестиций в целом по краю обусловлен реализацией следующих крупных  проектов:

  • комплексное освоение Нижнего Приангарья, в том числе строительство Богучанской ГЭС и алюминиевого завода, создание транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры территории;
  • освоение Ванкорской группы нефтегазовых месторождений;
  • создание Красноярского мультимодального транспортного узла на базе аэропорта Емельяново, в том числе реконструкция взлетно-посадочной полосы, перестройка и расширение базового аэропорта;
  • строительство автомобильного обхода Красноярска с мостом через реку Енисей;
  • строительство Сосновоборской ТЭЦ.

     Иностранных инвестиций в 2007 году поступило на сумму 12,3 млрд долларов США.

     Анализ  структуры поступлений инвестиций по видам экономической деятельности показал, что 99,99 % иностранных инвестиций было направлено в обрабатывающие производства, 0,002 % — на строительство, 0,002 % — на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг.

     Основными странами – инвесторами являются Франция (31%), Швейцария (30%), за ними следует  Великобритания (15,2), Германия (9,2) и  Нидерланды (5%).

     С 2004 года для поддержки инвестиционной деятельности в крае формируется  бюджет развития. Государственная поддержка  из средств бюджета развития осуществляется в форме субсидирования части  процентных ставок по инвестиционным кредитам и субсидирования части  затрат по уплате лизинговых платежей, а также в форме бюджетных  инвестиций в проекты, имеющие особо  важное значение для экономики края.

     Общий объем инвестиций по поддержанным проектам составляет 5 566 млн рублей, из краевого бюджета выделено 154,7 млн рублей.

     На  финансирование инвестиционных проектов и объектов инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства  за 2004—2007 года направлено более 3, 5 млрд рублей из средств краевого бюджета.

     Предприятиям, инвестирующим средства в обновление и модернизацию основных фондов, оказывается  поддержка в виде снижения ставки налога на имущество. 

 

     

Заключение

 

Информация о работе Экономика Красноярского края