Экономико - географическая характеристика Челябинской области - район тяготения Южно-Уральской железной дороги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Показать Челябинскую область как структурную единицу ТОПС, обладающую природно-ресурсным, демографическим и хозяйственным потенциалом и участвующую в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции.
Задачи исследования:
Показать современное состояние региона, его ресурсов.
Проанализировать место региона в экономике страны.
Выявить проблемы территории
Сформулировать выводы и рекомендации.

Содержание

Введение 3
Картосхема………………………………………………………………..………....4
Глава 1. Экономико-географическое положениеЧелябинской области 5
Глава 2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов………………..8
Глава 3. Население и трудовые ресурсы………………………………...………..21
Глава 4. Хозяйственный комплекс района тяготения……………………………25
Топливно-энергетический комплекс……...………………………….…..…...27
Машиностроение……………………………………………………….….…...27
Металлургический комплекс…………………………………………………..29
Лесная промышленность…………..………………………………....………..20
Химическая промышленность………………………….….………………….32
АПК…………………….…………………………………………….….…….…32
Глава 5. Транспортный комплекс Челябинской области …………………….....35
Железнодорожный транспорт………………………………………...………..35
Автомобильный транспорт…………...………………………………………...36
Воздушный транспорт……..…………………………………………………....36
Глава 6. Экологические проблемы Челябинской области ………………… …..38
Заключение………………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая Челябинск.docx

— 374.14 Кб (Скачать документ)

 



Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет  путей сообщения

 

 

Кафедра «Экономика транспорта»

 

 

 

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ – РАЙОН ТЯГОТЕНИЯ ЮЖНО-УРАЛЬСКОЙ

ЖЕЛЕЗНОЙ  ДОРОГИ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Экономическая география»

 

 

Руководитель 

 

________________

(подпись)

 

________________

(дата  проверки)

 

 

Разработал

студент гр.

________________

(подпись)

 

________________

(дата  сдачи на проверку)

 

 

 

Краткая рецензия

 

 


 


 


 

________________________________

(запись  о допуске к защите)

 

________________________________               ___________________________

(оценка  по результатам защиты)                                                           (подписи преподавателей)

 

 

 

 

2012 год

 

Оглавление

Введение 3

Картосхема………………………………………………………………..………....4

Глава 1. Экономико-географическое положениеЧелябинской области 5

Глава 2. Экономическая  оценка природных условий и ресурсов………………..8

Глава 3. Население  и трудовые ресурсы………………………………...………..21

Глава 4. Хозяйственный  комплекс района тяготения……………………………25

      Топливно-энергетический комплекс……...………………………….…..…...27

      Машиностроение……………………………………………………….….…...27

      Металлургический комплекс…………………………………………………..29

      Лесная промышленность…………..………………………………....………..20

      Химическая промышленность………………………….….………………….32

     АПК…………………….…………………………………………….….…….…32

Глава 5. Транспортный комплекс Челябинской области …………………….....35

     Железнодорожный транспорт………………………………………...………..35

     Автомобильный транспорт…………...………………………………………...36

     Воздушный транспорт……..…………………………………………………....36

Глава 6. Экологические  проблемы Челябинской области ………………… …..38

Заключение………………………………………………………………………….44

Список литературы…………………………………………………………………45

Условные  обозначения……………………………………………………………..46

 

 

 

Введение

 

Курсовая работа посвящена территориальному размещению производительных сил Челябинской области– зоны тяготения Южно-Уральской железной дороги, установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей. Главное внимание в работе уделяется  изучению территориально-производственного комплекса Челябинской области.

Челябинская область – быстро развивающийся регион, один из лидеров по темпам экономического и социального развития Уральского федерального округа. В планах новые проекты по созданию высокотехнологичных производств в ведущих отраслях экономики, строительство технопарка федерального значения.

Цель исследования: Показать Челябинскую область как структурную единицу ТОПС, обладающую природно-ресурсным, демографическим и хозяйственным потенциалом и участвующую в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции.

Задачи исследования:

  1. Показать современное состояние региона, его ресурсов.
  2. Проанализировать место региона в экономике страны.
  3. Выявить проблемы территории
  4. Сформулировать выводы и рекомендации.

Материалы исследования представляются в виде текстовой части, картосхемы района тяготения железной дороги ,а  также таблиц и графиков.

 

 

 

 

Картосхема

 

Челябинская область. Масштаб: 1: 2 500 000


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов.

Челябинская область — расположена на Южном  Урале, рядом с Курганской и Свердловской областями. Условная граница между Европой и Азией проводится в основном по водораздельным хребтам Уральских гор. Недалеко от станции Уржумка ЮУЖД (8 км от Златоуста), на перевале Уралтау, стоит каменный столб. На одной из его сторон написано «Европа», на другой — «Азия». Города Златоуст, Катав-Ивановск, Сатка находятся в Европе. Челябинск, Троицк, Миасс — в Азии, Магнитогорск — в обеих частях света.

Площадь Челябинской области равна 88,5 тысяч  квадратных километров. Протяжённость  области с севера на юг — 490 км. С запада на восток — 400  км. Географический центр области располагается на правом берегу реки Уй, в 3 км на юго-восток от села Нижнеусцелемово Уйского района. Челябинская область по территории занимает 5 место из 8 регионов Урала и 39 место по России. Общая протяжённость границ составляет 2750 км.

Граничит: на севере — со Свердловской областью, на востоке — с Курганской, на юге — с Оренбургской, на западе — с Башкортостаном, на юго-востоке — с Казахстаном.

Челябинская область занимает, восточный склон Южного Урала. И только небольшая часть территории на западе — так называемая Горно-Заводская зона — заходит на западные склоны Южного Урала.

 

Рельеф. Челябинская область отличается многообразием форм поверхности. В ее пределах имеются низменности и холмистые равнины, плоскогорья и горы. Причем повышение поверхности идет в виде уступов с востока на запад.   На крайнем востоке в пределы области неширокой полосой заходит Западно-Сибирская низменность, не поднимающаяся выше 200 м над уровнем моря. На меридиане восточной окраины Челябинска она переходит в Зауральскую возвышенную равнину, достигающую местами 400 м над уровнем моря. С запада эта равнина ограничивается невысокими хребтами восточных склонов Уральских гор (Вишневые горы, Ильменский хребет, хребет Ишкуль и другие), за которыми возвышаются уже основные горные хребты Южного Урала: Урал-Тау, Таганай, Уреньга, Нургуш, Зигальга и т. д. Высота этих хребтов находится в пределах 800—1100 м, а отдельные вершины их достигают 1200—1400 м. Так, гора Большой Шолом, расположенная на границе с Башкирской АССР на хребте Зигальга, достигает 1425 м и является высшей точкой в нашей области. 
  К западу от этих наиболее высоких хребтов Уральские горы вновь понижаются, спускаясь в виде амфитеатра к Уфимскому плоскогорью, которое своими юго-восточными участками заходит в пределы Челябинской области. 
Если определить размеры площадей, занятых разными формами поверхности, то окажется, что на низменные пространства высотой до 200 м приходится около 7% всей территории, на равнинные участки высотой от 201 до 400 м — 70%, остальные 23% территории заняты плоскогорьями и горами. 
  Рассмотрим наиболее крупные формы рельефа данной области. 
 Горная часть Челябинской области занимает южный, наиболее низкий и узкий участок Среднего Урала и северную, наиболее широкую и высокую часть Южного Урала Географическая граница между ними — гора Юрма, которая является северным форпостом южной высокогорной зоны. 
  К югу от Юрмы наблюдается повышение Уральских гор, увеличение количества параллельных хребтов и изменение направления их с южного на юго-западное. 
  Ближайший к Юрме наиболее высокий хребет — Таганай (с Башкирского — «Подставка луны»). Его вершины всегда окутаны шапкой облаков. Если в лунную ночь смотреть на хребет со стороны, то в разрыве облаков можно увидеть луну, словно на подставкепокоящуюся на его вершинах. 
  Таганай — это целая система хребтов, состоящая из Малого, Среднего и Большого Таганая. Особенно красив Большой Таганай. Вначале идет скалистый зубчатый Откликной гребень. Если на подходе к нему крикнуть, то гора ответит вам многократным эхом. За Откликным гребнем возвышается гора Круглица (1178 м) —высшая точка Таганая. Она имеет округлую форму, подъем на нее не труден и к тому же увлекателен. Севернее Круглицы, на вершине Дальнего Таганая, расположена единственная в нашей области высокогорная метеорологическая станция (на высоте 1147 м).

 Продолжением  Таганая к юго-западу служит  хребет Уреньга. Начинается он  у Златоуста горой Косотур  и простирается на 65 км, вплоть  до южной границы области. Уреньга—'высокий,  труднодоступный, но удивительно  красивый хребет («Уральская Швейцария»). Его высшая точка—гора Коротыш — достигает 1136 м. 
Хребты Таганай и Уреньга, являясь продолжением один другого, составляют, наиболее высокую осевую линию Южного Урала (его «спинной хребет») в пределах Челябинской области. Однако водораздельным хребтом является Урал-Тау, расположенный восточнее этих хребтов и уступающий им по высоте.

На юго-западе от хребта Уреньга, почти параллельно  ему, проходит самый высокий в  нашей области хребет Нургуш, Его  средняя высота 1200 м, а высшая точка  достигает 1406 м. Это — мощный скалистый  хребет, простирающийся от южной границы  области до озера Зюраткуль более  чем на 50 км. Западнее лежит высокий  хребет Зигальга и целый ряд более  низких хребтов. 
       К востоку от Урал-Тау хребтов гораздо меньше и они значительно ниже западных. Важнейшими из них являются Каслинский хребет, Вишневые горы, Теплые горы, Карабашские горы, Ильменский хребет и хребет Шелканды. Если провести прямую линию по карте между городами Аша и Чебаркуль (200 км), то она пересечет до десяти хребтов высотою 700— 1000 м. Это наиболее широкая и довольно высокая часть Южного Урала.

 Склоны  многих из этих хребтов вверху, как правило, крутые и скалистые,  в средней части встречаются  нагорные террасы, внизу склоны  пологие, часто заболоченные.

 Горные  хребты разделены сетью широких  продольных и поперечных речных  долин на отдельные массивы,  которые чаше всего сплошь  покрыты лесом.Только отдельные вершины поднимаются за пределы лесной зоны и оказываются покрытыми субальпийской растительностью или представляют собой голые каменистые гребни с редкими мхами и лишайниками тундрового характера.

Климат.Климат Челябинской области определяется положением ее в центре Евро-Азиатского материка, большим удалением от морей и океанов. На формирование климата существенное влияние оказывают Уральские горы, которые создают препятствие на пути движения атлантических воздушных масс. Все это определяет значительную континентальность и сухость климата, особенно Южного Зауралья.

Общими чертами климата являются: продолжительная холодная зима с  устойчивым снежным покровом и непродолжительное  теплое (иногда жаркое) лето. Температурный  режим изменяется в направлении  с северо-запада на юго-восток. Большое  влияние на развитие и характер природных  процессов оказывает снежный  покров. Продолжительность его изменяется от 170 дней в горной части до 150 дней на юге области. Средняя высота снежного покрова уменьшается от 50-80 см в  горных районах до 25-30 см на юго-востоке. Средние январские температуры  в этом направлении понижаются от -15 до -18°С, а летние - повышаются от +16 до +19°С. Следовательно, континентальность  климата возрастает к юго-востоку.

На территории области преобладает  западный перенос воздушных масс с Атлантики, который способствует увеличению увлажнения и смягчению  климата в Предуралье. Зимой на Зауралье оказывает влияние Азиатский  барический максимум, с которым связан вынос холодного континентального воздуха. Меридиональное простирание Уральских гор и открытость Зауралья в сторону Северного Ледовитого океана способствуют частому вторжению арктического воздуха, для которого характерны низкие температуры и малое содержание влаги. В летний сезон в южные районы поступает континентальный тропический воздух, приносящий жаркую, сухую погоду. Таким образом, с перемещением воздушных масс происходят переносы тепла и влаги. Сезонные различия в преобладающих направлениях ветров следует знать и учитывать при экологических, в частности, геохимических исследованиях.

Наибольшее количество ветреных дней отмечается в юго-восточных районах  области - 300-320 дней в году, а скорость ветра доходит до 20 м/сек и более. Здесь часты бураны и пыльные  бури, особенно губительные ранней весной, когда пашни не одеты в  растительный покров. Для лесостепной  и горно-лесной зон количество ветреных дней в году составляет соответственно 162 и 140 дней.

Больше всего осадков выпадает в горно-лесной зоне (Златоуст - 624 мм; Аша - 761 мм). В лесостепном Зауралье количество осадков уменьшается (Челябинск - 405 мм). Еще меньше их в южной степной  части области (Бреды - 316 мм). Количество осадков закономерно уменьшается  с северо-запада на юго-восток. Наиболее влажными являются летние месяцы, когда  выпадает около половины годового количества осадков. На зимний период приходится не более 25% годовой суммы. Таким  образом, горно-лесная зона является районом  избыточного увлажнения, а степная - засушливой. В этом одна из причин того, что Южное Зауралье именуют  зоной критического земледелия.

Суровы южноуральские широты, зато солнечны. Число часов солнечного сияния намного больше, чем в областях европейской части страны, расположенных  в тех же широтах. В Москве солнечных  часов 1528, а в Челябинске - 2089. Времена года на Южном Урале значительно отличаются друг от друга и довольно четко проявляются. Осенью среднемесячная температура воздуха постепенно понижается от +8 -10°С в сентябре до +1 -2°С в октябре. Переход температуры через 0°С приходится на третью декаду октября. Нередки осенние заморозки, причем на почве они бывают чаще и сильнее, чем в воздухе. "Бабье лето" - потепление - обычно наблюдается во второй половине сентября. Это приход теплого воздуха из Средней Азии. Засушливая осень случается реже, чем дождливая.

Информация о работе Экономико - географическая характеристика Челябинской области - район тяготения Южно-Уральской железной дороги