Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 10:30, контрольная работа
Дальневосточный ФО (ДФО) — один из самых больших регионов страны, протяженностью 6215,9 тыс. км2 или 36,4% территории России.
Границами округа служат: с востока – Тихий океан, с запада – Сибирский ФО, с севера – Северо-Ледовитый океан, с юга – Китай, Япония.
Введение
1. Административно-территориальное деление, природно-климатические условия региона.
2. Специализация региона в области промышленности и сельского хозяйства. Формы организации производства.
3. Социально-экономическая характеристика региона.
4. Проблемы и перспективы развития региона.
Список использованной литературы
Расчеты индикаторов по девяти субъектам ДФО показали, что в четырех из них объем ВРП на душу населения выше, чем в среднем по округу (Республика Саха (Якутия), Чукотский и Корякский АО, Сахалинская область), в трех — на уровне среднего по округу, а в трех — значительно ниже (Хабаровский край, Амурская область, Еврейская АО). Примерно так же складывались различия среднедушевых денежных доходов населения и объема розничного товарооборота.
Основываясь на экономических показателях по ВРП, темпам роста, а так же ряду других показателей, за последние несколько лет наблюдается положительная тенденция развития ДФО.
Производство пиломатериалов на Дальнем Востоке увеличилось с 673 тыс. м3 в 2000 г. до 1234 тыс. м3 в 2005 г.
Производство стали увеличилось с 400 тыс.т до 800 тыс.т за период с 2000 г. по 2005г. Топливно-энергетический комплекс ДФО развивается опережающими темпами. Если в 2000 г. здесь добывалось 28,4 млн т угля, то в 2005 г. его добыча составила 32,5 млн т. Основными источниками добычи углей были предприятия Приморского, Хабаровского краев. Сейчас ведущее место в угледобыче принадлежит Южно-Якутскому угольному бассейну.
Производство электроэнергии возросло с 38,8 млрд кВт-ч в 2000 г. до 40,6 млрд кВт-ч в 2005 г. и т.д.
Проблемы региона
Несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики, обусловленные наличием богатейших природных ресурсов, преимуществами географического положения и важной ролью в народно хозяйстве страны, современное социально-экономическое состояние Дальневосточного федерального округа нельзя признать благоприятным.
Во-первых, в условиях перехода к рыночным отношениям углубились диспропорции в хозяйстве, основные из которых – недостаточное развитие топливно-энергетической базы (стоимость электроэнергии, производимой в регионах Дальнего Востока, существенно выше, чем в Европейской части России и других регионах страны), черной металлургии, машиностроения и ряда отраслей пищевой промышленности (кроме рыбной).
Замедлился процесс крупномасштабной разработки минерально-сырьевых ресурсов, что связано с экстремальными условиями зоны, пространственной удаленностью от больших индустриальных центров, отсутствием постоянных транспортных коммуникаций и социальной инфраструктуры.
Во-вторых, сильное отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск знаменитой деловой древесины на предприятиях Приморского края.
В-третьих, существуют проблемы и в рыбохозяйственном комплексе. В настоящее время он в большей степени ориентирован на внешний рынок. Наблюдаются массовый отлов и вывоз за пределы России морских биологических ресурсов российскими добывающими судами, арендуемыми иностранными компаниями. Возросли криминализация в производственной сфере и браконьерство. Недостаточен экспортный и валютный контроль за внешнеторговыми операциями с продукцией морского промысла.
Продолжает сохраняться дисбаланс между объемами допустимого улова морских живых ресурсов по основным объектам промысла и производственными мощностями для их изъятия. Несовершенна система управления морскими живыми ресурсами, включая порядок распределения квот добычи между субъектами Российской федерации, так и конкретными рыбодобывающими предприятиями.
В-четвертых, особенность региона – низкая обеспеченность железнодорожными путями (протяженность 8337 тыс.км при плотности 13 км на 10 тыс.кв.км) и автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием (36971 тыс.км при плотности 11 км на 1 тыс.кв.км).
В-пятых, главным последствием экономического кризиса стало значительное сокращение числа постоянных жителей, не только за счет ухудшения показателей естественного прироста. Это обусловлено резким падением в северных районах объемов производств, сокращением потребностей в рабочей силе, ухудшением условий оплаты труда, дефицитом средств на содержание социальной инфраструктуры. Вместе с тем возросла миграция китайцев на территорию Дальнего Востока, владеющих землей и недвижимостью, часто покупаемой через подставных лиц. В то же время китайские инвестиции в российскую экономику невысоки, а доходы от деятельности совместных фирм оседают главным образом в Китае.
В-шестых, очень серьезны экологические проблемы. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов.
Перспективы развития ДФО
Выявление нетрадиционных для России типов месторождений в существующих горно-промышленных регионах.
Освоение ресурсов Еврейской автономной области на основе российских законов в интересах народов России и населения Еврейской автономной области.
Формирование Южно-Якутского
территориально-
Вместе с тем освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Поэтому необходимы приоритетная инвестиционная программа для региона и привлечение иностранных инвестиций, в первую очередь соседних государств – Японии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов сахалинского шельфа. Подписано соглашение с Китаем о демаркации государственной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов. Будут создаваться совместные предприятия. Создана свободная экономическая зона «Находка», которая успешно развивается и приносит региону немалые дивиденды.
К стратегическим направлениям развития топливно-энергетического комплекса в настоящее время относится стабилизация и снижение тарифов на тепло- и электроэнергию, ликвидация разницы между ценами оплаты производителей и потребителей за энергию (для этого необходимо завершить строительство важнейших объектов энерго- и газоснабжения).
Особого внимания заслуживает наращивание добычи и производства первичных энергоносителей непосредственно в регионах Дальнего Востока и Забайкалья.
Для устойчивого развития экономики ДФО принципиальное значение имеет реализация важнейших инвестиционных программ федерального значения. Проект «Сахалин-1» предусматривает разработку месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных у северо-восточного побережья острова Сахалин. Потенциальные запасы отмеченных месторождений равны 307 млн т нефти и 485 млрд м3 газа. Капитальные вложения, по мнению экспертов, оцениваются более чем в 12 млрд дол. США. Проект «Сахалин-2» предусматривает разработку Пильтун-Астохского и Лунского месторождений с запасами в 150 млн т нефти и 500 млрд м3 газа. Проекты «Сахалин-3», «Сахалин-4» и «Сахалин-5» будут поставлять 15 млрд м3 газа в Китай и 10 млрд м3 газа - в Южную Корею.
Еще более крупным проектом является создание Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса стоимостью 238 млрд руб. его строительство завершится к 2022 г.
Самой важной стройкой региона является Бурейская ГЭС. Ее ввод обеспечит повышение надежности энергообеспечения потребителей, сократит дефицит органического топлива и позволит значительно снизить в регионе тарифы на электроэнергию.
Важное значение имеет развитие нетрадиционных видов электроэнергетики, в первую очередь на основе геотермальных источников Сахалинской (Курильские острова) и Камчатской областях.
- ускорить благосостояние трудящихся, обеспечить более высокий жизненный уровень;
- формирование новых промышленных комплексов;
- ускорить развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство);
- совершенствование заработной платы;
- усилить контроль за пребыванием иностранных граждан в Российскую Федерацию и принимать дополнительные меры к нарушителям паспортно-визового режима на территории России.
Наконец, при любом, даже самом благоприятном сценарии не избежать привлечения миграционного потока. Будет необходимо выработать и реализовать комплекс мер по приобщению приезжающих в этот регион из других стран к ценностям и традициям национальной культуры через сеть лингвистических и языковых центров, квалификационных служб, центров натурализации.
3. Создание конкурентоспособного транспортного «коридора», соединяющего Европу и Азию, предполагает необходимость взаимоувязки технологии и интересов морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта.
Развитие железнодорожного транспорта связано с решением проблемы загрузки в первую очередь Транссибирской магистрали и БАМа. Загрузка Транссиба перевозками транзитных грузов составляет 25% ее мощности, БАМ загружен на 50%.
Для автомобильного транспорта один из ключевых вопросов – расширение транспортной сети региона и устранение разрывов между магистралями. Важным является завершение строительства автодороги Чита-Хабаровск.
Строительство автомобильной дороги «Колыма» будет завершено к 2015 г., она свяжет Якутск и Магадан, капитальные вложения при этом составят 7 млрд руб.
Для развития морского транспорта особое значение имеет совершенствование инфраструктуры морских портов региона.
В настоящее время туризм считается одним из перспективных направлений в
экономике Хабаровского края. Это место пересечения европейской и азиатской
культур. Удобное географическое
положение создает
развития въездного туризма, ориентированного на рынки стран Северо-Восточной
Азии (Китай, Япония, Республика Корея), а также обслуживание транзитного
туристского потока, следующего через Хабаровск в европейскую часть России, на
Камчатку, Байкал, Сахалин, а также в Якутию.
Основными направлениями внутреннего туризма в Хабаровском крае являются
следующие виды туризма: экологические туры; этнографические туры; экскурсионные туры; круизы; охота; рыбалка; приключенческие, спортивные и экстремальные туры.
Также туристам предлагается участвовать в одно - двухдневных турах разных видов туризма. Хабаровский край обладает множеством предпосылок для развития туристической деятельности, особенно историко-археологического туризма.
Яркими примерами археологических объектов могут стать петроглифы Сикачи-Аляна, группа археологических памятников на о. Сучу, наскальные рисунки на р. Мая, наскальные рисунки на р. Кия, Чныррахская крепость,
Тырские храмы. Перечисленные объекты истории и археологии имеют историко-
археологическую базу для развития этого вида туризма в Хабаровском крае. В
основном объектами являются древние памятники археологии: поселения, стоянки древнего человека, погребения, городища и другие свидетельства существования различных народов и племен на этих территориях, что всегда будет пользоваться спросом у туристов, как и любые другие исторические и археологические объекты.
Историко-археологический туризм может развиваться в Хабаровском крае не
только как отдельный вид туризма, предлагая туристам, увлекательные маршруты
археологических раскопок, экскурсионные маршруты с историко-археологической тематикой. Для туристов из стран Северо-Восточной Азии Хабаровский край является местом пересечения европейской и азиатской культур. В этой связи уместно отметить, что в течение ряда лет Хабаровский край продолжает удерживать лидирующую позицию среди дальневосточных территорий по приему туристов из Японии, являющихся одними из наиболее платежеспособных туристов в мире.
Учитывая географическое расположение Хабаровского края, его основными
партнерами в сфере международного туризма традиционно остаются Китайская
Народная Республика, Япония и Республика Корея, а значит, основной туристический поток может ожидаться именно из этих стран.
Но прежде необходимо провести ряд исследований по выделению историко-
археологических туристических ресурсов для создания маршрутов, разработать
туристические маршруты историко-археологической направленности, провести
мероприятия по улучшению условий инфраструктуры Хабаровского края, эффективно использовать деятельность рекламных и брендинговых компаний, обеспечивать и гарантировать условия безопасности в ходе туристического маршрута.
1. Глушкова В.Г.,Федеральные округа России. Региональная экономика. [Текст]: учеб. пособие/ В.Г. Глушкова, Ю.А. Симагин- Москва 2009.-347с.
2. Российский статистический ежегодник 2009 М.: Госкомстат.2009
3. Биржаков М. Б. Введение в туризм : учебник – СПб. : Герда, 2004.
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального округа