Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:01, реферат
Геополитическое положение УрФО определяется его экономическим и географическим положением в глубине Евразийского континента на стыке Европейского и Азиат-ского субконтинентов. Он располагается на границе Евро-Атлантического и Азиатско-Тихоокеанского экономических и политических пространств. Именно на Урале, на мой взгляд, пересекаются их интересы. Здесь можно обнаружить все явственнее формирующуюся зону соприкосновения геополи-тических интересов Севера и Юга (в их экономическом и политическом понимании).
Общая характеристика УрФО. стр. 3
Краткие характеристики существующих отраслей УрФО. стр. 6
Проблематика региона. стр. 9
Перспективы развития региона. стр. 12
Основные цели при планировании развития
Методы их достижения
Заключение. стр. 16
Таблицы и диаграммы. стр. 18
Источники. стр. 23
Непростая ситуация
наблюдается и в демографии УрФО.
Особенно остро вопрос стоит в северных
районах, которые зачастую воспринимаются
как источники дешевого сырья. Проблема
обеспечения рабочей силой решается путем
завоза (по оргнабору) временных работников,
преимущественно молодых, мало-семейных,
имеющих сравнительно низкую квалификацию.
Профес-сиональную подготовку они получают
на месте и в большинстве слу-чаев - в процессе
работы путем индивидуального и бригадного
обу-чения. Низкое благоустройство быта,
труд на необжитой территории в суровых
природных условиях в основном компенсируются
высокой номинальной заработной платой
трудящихся. Население является мобильной
рабочей силой и временным жителем. Воспроиз-водство
рабочей силы характеризуется высокой
обновляемостью и текучестью, формирование
постоянных кадров происходит медленно.
Малоквалифицированное население, приехав
на Север и получив необходимую профессию,
трудовые навыки работы в экстремальных
условиях, пройдя акклиматизацию, покидает
эти районы. В итоге районы нового хозяйственного
освоения, испытывающие дефицит в рабочей
силе, начинают выступать поставщиками
квалифицированных кадров для старообжитых
районов страны.
Перспективы развития
региона.
Цели.
Необходимо активизировать
усилия на-учной и производственной общественнос-ти,
региональной и федеральной власти по
восстановлению и развитию связей между
субъектами Федерации, их интеграции в
единое экономическое пространство Рос-сии,
формированию в территориальных об-разованиях
рынков товаров и услуг, смягче-нию в них
социальной напряженности, оз-доровлению
финансового положения хо-зяйствующих
субъектов.
Наиболее приоритетными,
видятся следующие цели:
быстрый рост доходов
всех слоев на-селения и сглаживание
резких различий в этой сфере по территории
округа прежде всего через активизацию
хозяйственных связей между входящими
в него субъектами Федерации, создание
благоприятных усло-вий для активизации
и стимулирования уча-стия населения на
рынке финансовых услуг, расширения потребительского
спроса,
Муниципализация
социальной по-литики. Направление ее
в первую очередь на формирование необходимых
условий для обеспечения всеобщей доступности
и общественно приемлемого качества базо-вых
социальных благ (медицинского об-служивания,
общего образования).
Обеспечение и
поддержание балан-са интересов работников
и работодателей, содействие занятости
населения депрес-сивных территорий и
монопрофильных го-родов, в том числе на
основе создания ус-ловий для роста их
территориально-отрас-левой мобильности.
Углубление и
активная диверсифи-кация сырьевой специализации
экономики округа, поддержка создания
межотрасле-вых и межсубъектных промышленных
ком-плексов, содействие технической и
техно-логической интеграции, ориентированных
на углубленную переработку добываемого
сырья и дальнейшее повышение уровня за-грузки
мощностей.
Формирование
агропродовольственного рынка УрФО,
организация индустрии реализации производимой
сельскохозяйст-венной продукции, поддержка
хозяйств на-селения.
Техническое и
организационное об-новление транспортного
комплекса округа, интенсивное развитие
рыночной и деловой инфраструктуры в этой
сфере.
Оздоровление
экологической ситуа-ции с одновременным
наращиванием природноресурсного потенциала,
становление экологического страхования.
Технологическое
обновление жи-лищно-коммунальной сферы,
формирова-ние рынка топливно-энергетических
ресур-сов, стимулирование энергосбережения
на региональном и муниципальном уровнях,
особенно в бюджетной сфере.
Укрепление финансово-
Консолидация
всех ветвей власти и управления на
реализацию социально-эко-номических
приоритетов, повышение ре-зультативности
государственного регули-рования осуществляемых
преобразований при максимальном учете
исторических, на-циональных, геополитических
и других особенностей округа.
При всей разноплановости
сформули-рованных приоритетов общей
для них является ориентация, с одной стороны,
на по-вышение степени интегрированности
тер-риторий в рамках Уральского федерального
округа, с другой стороны, на максимальное
включение потенциального эффекта от
раз-вития межрегиональных хозяйственных
связей для решения социальных проблем
округа и всей Федерации.
Методы.
Недостаток энергоресурсов
у ряда субъектов, входящих в УрФО,
целесообраз-но, как показывают исследования,
воспол-нять за счет возможностей Ханты-Мансий-ского
автономного округа. На его террито-рии
размещена одна из самых «молодых» и технически
совершенных групп энергопро-изводящих
мощностей. Семь генерирую-щих станций
имеют установленную мощ-ность 10,5 МВт
и вырабатывают 60 млрд. кВтч электроэнергии
в год. Для энергосис-тем Урала, часть из
которых дефицитна по генерирующим мощностям
(например, «Челябэнерго», «Курганэнерго»),
соседст-во с таким мощным образованием
могло бы стать гарантией стабильного
энергообеспе-чения, но для этого не хватает
передающих сетей, которые бы соединили
их с «Тюменьэнерго». В первую очередь
необходимы соединительные звенья в виде
ЛЭП-500 между «Тюменьэнерго» и «Свердловэнерго».
Прокладка таких звеньев особенно ак-туальна
для районов, где проходят «коридо-ры»
нефте- и газопроводов и требуется по-стоянная
подпитка компрессорных и пере-качивающих
станций. Подобное сотрудни-чество субъектов
Федерации, расположен-ных в федеральном
округе, позволило бы им развивать энергоемкие
производства цветной и черной металлургии,
электрохи-мии и других высокотехнологичных
на-правлений.
Значительный
эффект не только для УрФО, но и для
страны в целом могли бы обеспечить активизация
потоков машино-строительной продукции
от предприятий Свердловской, Челябинской
и Курганской областей для нужд Тюменского
Севера, усиление кооперации между нефтегазовым
и машиностроительным комплексами. Из-вестны
достижения АО «Уралмаш» по про-движению
своих буровых установок. «Уралтрансмаш»
(г. Екатеринбург) выпус-кает нефтяное
оборудование («качалки»), соответствующее
мировым стандартам. В г. Снежинск (Челябинская
область) освоили выпуск скважинных установок-перфораторов.
Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные
округа могут стать испы-тательным полигоном
и одновременно «за-казчиком» на новую
технику, технологии, научные исследования
стратегического ха-рактера. Проблема
снабжения северных территорий продовольствием
может быть в значительной степени решена
за счет уси-ления взаимодействия названных
автоном-ных округов с Челябинской и Курганской
областями.
Важным представляется
формирование на базе академических, научно-исследова-тельских
и учебных институтов, закрытых и «полузакрытых»
административно-тер-
Естественно, что
крупные и крупнейшие города должны
стать «локо-мотивами» экономического,
социального и культурного развития всего
региона. Между тем разделение на «полюса
раз-вития» и «периферию» может и должно
рассматриваться не только с точки зрения
концентрации населения, хозяйства и т.д.
Сейчас актуален как раз иной аспект: инно-вационная
составляющая - научный, конст-рукторский
и внедренческий потенциал. От его наличия
и использования зависит воз-можность
осуществления на практике структурной
и технологической перестрой-ки производства,
рост конкурентоспособ-ности экономики.
В УрФО значительным в этом плане потенциалом
обладают многие малые и средние уральские
города. Как правило, это центры высокотехнологичных
производств оборонного профиля - ЗАТО,
«полузакрытые» города и поселки. Таких
территорий в округе несколько десятков
(Снежинск, Озерск, Новоуральск, Лесной,
Заречный, Миасс и др.).
С начала 90 х на
базе научно-производственного потен-циала
указанных городов происходит создание
центров высоких технологий и инноваций.
Первенцем таких образований в России
стал технополис «За-речный» (на базе одноименного
города при Белоярской АЭС). Его опыт на
Урале сей-час активно тиражируется. Именно
техно-полисы могут стать наиболее перспектив-ными
для УрФО «полюсами развития».
Разработка систем
поляризованного развития не должно
ограничивается только конверсионными
технополисами. Уже реализуются программы
создания тех-нопарков в ряде городов
и поселков Свердловской области - Высокогорский
(Ниж-ний Тагил), Академический и Уральский
(Екатеринбург). Предложено сформировать
экотехнопарки в поселках Сысерть и Ниж-ние
Серьги. Предложен эксперимент по са-нации
депрессивных территорий лесопро-мышленного
(Тавдинский район) и горно-промышленного
профиля (Североуральск, Дегтярск, Краснотурьинск,
Асбест).
В основе формировании
населения северных районов должен
лежать не принцип географической близости,
а следующие требования: районы выхода
должны быть трудоизбыточными и переселение
из них должно вестись семьями, а не отдельными
лицами, прибывающими на несколько лет;
районы выхода должны иметь близкие хозяйственные
условия с районами вселения с тем, чтобы
обеспечить наименьшую смену профессий
у переселенцев; климатические условия
в районах выхода не должны резко отличаться
от таковых в районах вселения.
Необходимо применить
новые подходы к формированию
населения и заселению северных
территорий. Тезисно их можно представить
в следующем виде:
значительная
часть Северных территорий России при
научно обоснованной системе расселения
и планировке городских поселений
может иметь постоянное или длительно
живущее население; прежде всего, это
относится к Среднему и Ближнему
Северу;
- государство
берет на себя затраты по
гарантиям и компенсациям
- воспроизводство
населения северных районов
- ограничение
добычи топливно-
Заключение.
Уральский федеральный
округ имеет огромный потенциал
развития вследствии своего местоположения,
количества природных ресурсов, расположенных
на его территории, наличия крупных промышленных
предприятий и научно - технической базы.
Для реализации
этого потенциала необходимо прекратить
воспринимать этот регион в качестве
поставщика дешевого сырья для перерабатывающих
предприятий на европейской части
страны и за ее пределами, с одной
стороны, и как рынок сбыта
для готовой продукции
Это, безусловно,
более затратный подход, который
вряд ли будет востребован частными
структурами, заинтересованными в
скорейшей окупаемости
Таблицы и диаграммы.
таблица 1.
таблица 2.
Таблица 3.
Таблица 4.
Таблица 5.
Поисково-разведочное
бурение по субъектам Уральского
региона за период 1994-2001 гг.
Источники.
1. А.А. Головлев
«Экономическая
география российской федерации»
2. Т.Н. Успенская
«Демографическое
развитие северных народов уральского
федерального округа»»
3. А.И. Татаркин,
В.Ф.Басаргин, С.Ю.Юрпалов, С.Г. Важенин
«Социально - экономические
проблемы региона»
4. А.И. Татаркин
«Приоритеты социально-экономического
развития Уральского федерального округа»
5. Кулешов В.
Экономика Сибири:
этапы развития, современные проблемы
и варианты будущего
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Уральского федерального округа