Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:29, контрольная работа
Особенно важную роль играет региональная экономика в действенном
научном обеспечении экономических преобразований, создании единого
экономического пространства при рационализации межрегиональных связей,
формировании региональных рынков.
Введение
Теоретические и методолгоические основы экономического районирования. Факторы влияющие на районообразование. 5
Исторические этапы экономического районирования России и СССР 11
Современное состояние, проблемы и перспективы экономического районирования России. 21
Заключение
угольно-металлургическая и третья угольная базы на востоке страны, а также
произошли крупные сдвиги в индустриальном развитии всех национальных
районов. [12]
1931-1957 годы
В 1938–1940 гг. Госпланом СССР была разработана новая сетка
экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13 крупных
экономических районов. В соответствии с ней составлялись и утверждались
государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой и шестой
пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным
республикам. [11]
Второй пятилетний план, (1933—1937) предусматривал дальнейшие сдвиги в
размещении производительных сил, главным образом на восток страны. Это
явилось важным условием более широкого использования всех природных
богатств и хозяйственных ресурсов районов и осуществления более
рациональных экономических связей между ними.
План был разработан по 32 районам и по зоне советской Арктики. План
развития районов
представлял собой глубоко
обоснование задач развития хозяйства районов с учетом различных
исторических и природных условий и ресурсов. В числе районов были выделены
Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Советская Федеративная
Социалистическая Республика (ЗСФСР – Армения, Азербайджан и Грузия),
Узбекская ССР, Туркменская ССР и Таджикская ССР. План развития районов во
втором пятилетии
представлял собой
краям и областям с учетом их задач и места в выполнении плана развития
народного хозяйства страны. [12]
Третий пятилетний план (1938—1942) был составлен по 9 крупным
экономическим районам РСФСР и 10 союзным республикам. В решении XVIII
съезда партии о третьем пятилетнем плане впервые широко были поставлены
задачи комплексного развития хозяйства экономических районов. Съезд
выдвинул задачу: организовать добычу топлива и производства цемента,
стекла, алебастра, химических удобрений, массовых изделий легкой и пищевой
промышленности, во всех основных экономических районах в размерах,
полностью удовлетворяющих их потребности. Что же касается ряда
продовольственных продуктов, швейных и галантерейных изделий, мебели и
местных строительных материалов, то они, как указал съезд, должны в
достаточном количестве производиться в каждой республике, крае и области.
Особое внимание в третьем пятилетнем плане было уделено созданию
предприятий-дублеров по машиностроению, химической промышленности и
нефтепереработке в Поволжье и на Урале. Это явилось важным шагом в
укреплении обороноспособности страны.
В военный период (1941—1945) значение территориального планирования
резко усилилось. Оно решало задачу: в кратчайшие сроки пустить в
эксплуатацию в восточных районах страны перемещенные из западных районов
Советского Союза предприятия. Большое значение для своевременного
развертывания оборонной промышленности на востоке СССР имели военно-
хозяйственные планы по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана
и Средней Азии. По основным видам военной продукции устанавливались задания
непосредственно по заводам.
Четвертый пятилетний план (1946—1950) был разработай по 13 основным
районам. В нем центральное место заняли вопросы восстановления разрушенного
фашистами хозяйства и развития всех отраслей, особенно тяжелой
промышленности. [12]
Пятый пятилетний план (1951—1955), разработанный также по 13 основным
районам и 15 союзным республикам и утвержденный XIX съездом партии,
предусматривал
обеспечение дальнейшего
нового строительства промышленных предприятий, приближение производства к
источникам сырья, топлива, к районам потребления с целью ликвидации
нерациональных и чрезмерно дальних перевозок.
Шестой пятилетний план (1956—1960) развития народного хозяйства СССР
был составлен так же, как и на две предыдущие пятилетки, по 13 основным
экономическим районам и 15 союзным республикам. В шестой пятилетке впервые
была поставлена задача ограничения в районах европейской части
строительства электроемких и топливоемких предприятий и преимущественное
размещение этих производств на востоке страны, что вызывалось напряженным
состоянием топливно-
страны и общей задачей улучшения географического размещения
производительных сил. [12]
1957-1964 годы
В связи с научно-техническим прогрессом появляются новые отрасли
экономики. Для управления новыми отраслями создаются министерства.
Составление схем размещения производительных сил страны становится
предельно сложным. Возникла необходимость в коренном изменении системы
управления экономикой, в новом, семилетнем плане
Семилетний план развития народного хозяйства СССР (1959-1965),
разработанный по 13 крупным районам, 15 союзным республикам и по
внутриреспубликанским экономическим (административным) районам, был новым этапом районирования СССР.
Вся территория страны (СССР) была поделена на 105 единиц. Они получили
название «административный экономический район» (АЭР). [12, c.18] В каждом
районе был создан специальный орган управления экономикой Совет народного
хозяйства (СНХ). Название этого органа было взято из прошлого: так
назывались органы экономического управления областями в 20-е годы. Но между
совнархозами периода 1957-1964 годов и совнархозами 20-х годов существовали
принципиальные различия. Совнархозы, созданные в 1957 году управляли всеми
предприятиями национального значения, функционирующими на территории АЭР. Совнархозы 20-х голов представляли собой экономические подразделения областных Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов, функционально подчинялись ВСНХ. Совнархозы 1957-1964 гг. управляли промышленностью; сельское хозяйство и небольшая часть предприятий местного значения управлялась Совминами автономных республик и исполкомами местных Советов.
Управление
экономикой через СНХ имело
и положительные и
черты.
Положительные черты
1. Впервые в экономике Советской России органы управления были
максимально приближены к
как органами травления и предприятиями в этот период не было
промежуточных управленческих
движение управленческой
в различных вопросах, связанных с новым строительством (размещением
производительных сил).
2. Появилась
возможность эффективно
относимые к разным отраслям
хозяйства, на территории
в единое целое. Другими
границах района цельные системные производственные образования
территориально-
3. Во имя кооперации хозяйственных объектов разных отраслей СНХ
занялись комплексированием
4. СНХ вследствие своей близости к предприятиям района могли более
эффективно решать вопросы их снабжения материальными и трудовыми
ресурсами, подготовки новых
Недостатки
В системе управления экономикой до 1957 года, то есть при управлении
посредством министерств, создавались специальные подразделения отраслевой
специализации – главные научно-технические управления при министерствах.
Главной функцией этих подразделений было внедрение научно-технических
разработок, то есть поддержание на должном уровне научно-технического
прогресса отрасли. После ликвидации министерств были реформированы и эти
управления. Функция поддержания НТП на высоком уровне автоматически перешла к СНХ. Размещение производительных сил страны велось до 1957 года по определенной схеме. Предприятия одной отрасли не группировались в границах какой-либо одной территории, а наоборот, более или менее равномерно распределялись по регионам. Например, авиазаводы СССР были построены: один – в Литве, два – на Украине, два – в Москве, один – в Казани, один – в Ульяновске и т.д. После 1957 года каждый из этих заводов оказался в разных экономических административных районах. Существовавший прежде обмен технологиями, кадрами, дефицитными видами сырья, научными достижениями был уже невозможен. В ряде крупных СНХ (например, Центральном и Северо- Западном) некоторые возможности для грамотного руководства техническим прогрессом имелись, но в большинстве Совнархозов это стало невозможным. Технический прогресс, темпы его развития в сравнении с развитыми экономическими странами стали отставать. Этот фактор стал определяющим и способствовал ликвидации Совнархозов в 1965 году.[13]
Несмотря
на явные недостатки в
силами этого периода, обнаружилась, в ряде случаев, любопытная особенность:
в тех районах, где границы экономического административного района
совпадали с границей административной (например, с границами какой-либо
автономной республики), обнаружилась способность к системному развитию
производительных сил. В этих регионах стали формироваться комплексно-
организованные хозяйственные системы, действительно «хозяйственные
комплексы». Такая особенность вызвала пристальный интерес специалистов в
области районирования, размещения производительных сил и экономгеографов.
Именно в это время впервые в мире стала формироваться специальная
экономическая теория – теория ТПК.
1964 –1991 годы
В 1963 г. Госплан СССР предложил разделить территорию СССР на 18
крупных экономических районов с учетом их природных и экономических
особенностей. В РСФСР выделены были 10 крупных экономических районов –
Центральный, Северо-западный, Центрально-черноземный, Волго-Вятский,
Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-
Сибирский и Дальневосточный.
В 1982 г. Северо-Западный район был разделен на два района – Северо-
Западный и Северный. Таким образом, последняя сетка районов СССР включала
19 крупных экономических районов, из них 11 – на территории России. [15]
1991 – 2000 годы
Развитие
российской экономики в
отношениям.
После 2000 года
В 2000 году было произведено разделение территории Российской
Федерации на семь округов. Начало формирования районирования по федеральным
округам.
Образование
экономических районов
выраженным развитием территориального разделения труда. В основе этого