Этапы экономического районирования России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:33, контрольная работа

Описание

Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее
внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для России,
чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению
населения, экономике. Без глубокого изучения порайонных (региональных)
географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих
районов, и страны в целом.

Содержание

План

Введение
Теоретические и методолгоические основы экономического районирования. Факторы влияющие на районообразование. 5

Исторические этапы экономического районирования России и СССР 11

Современное состояние, проблемы и перспективы экономического районирования России. 21

Заключение

Работа состоит из  1 файл

К.р.Э.г..docx

— 70.57 Кб (Скачать документ)
lign:justify">первого типа.  Здесь  предусматривается  форсированное  развитие  фермерских

хозяйств за счет дополнительных государственных  инвестиций  н  субсидий,  а

также  переселение  в  эти  регионы  экономически  активного   населения   –

демобилизованных  военнослужащих, русскоязычного населения  из  стран  нового

зарубежья, а также  переселенцев из городов.

      Особенно  уязвимы регионы нового освоения  с  суровыми,  экстремальными

условиями – зоны  Севера,  а  также  регионы  со  структурной  безработицей,

аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории  со  слабой

финансово-экономической  базой –- Забайкалье, Тыва, Калмыкия,  Дагестан.  Эти

регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных  фондов.  [3]

      В  настоящее время формируются  свободные  экономические   зоны,  которые

получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного  развития,

с высоким уровнем  инфраструктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке  –

Находка, Магадан, Сахалин; в  Сибири  –  Кузбасс;  в  Московской  области  –

Зеленоград, в Калининградской  области – Янтарь и в других регионах России.

 

 

Заключение

 

      Современное  экономическое районирование России  включает  три  основных

звена  (таксономические  единицы):  крупные  экономические  районы;   районы

среднего   звена   –   края,   области,   республики;   низовые   районы   –

административно-хозяйственные   районы,   городские   и   сельские   районы.

Формирование в  ряде крупных  экономических  районов  программно-целевых  ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Крупные  экономические районы  –  это   четко   специализированные  и   относительно   завершенные территориальные   хозяйственные   комплексы,   играющие   важную   роль    в общероссийском разделении труда. Низовые экономические  районы  представляют собой  первичные   звенья   в   таксономии   экономического   районирования. Экономические районы могут объединяться в  макрорегионы,  или  экономические зоны,  отличающиеся  общими   природными   условиями,   чертами   экономики, тенденциями дальнейшего развития.

      Территория  России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в

Западном  макрорегионе  и  3  –  в  Восточном).  Однако,  сетка  районов  не

соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике  страны.  Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и  сосредоточено 1/3  промышленного,  1/2  научного  потенциала  России,  трудно  сравнить  с Дальним Востоком – огромным по территории (36%  площади страны),  но  слабо заселенным (5% жителей) или с северными  районами  (4%  жителей).  В  то  же время осложнены возможности использования существующих рамок районов  и  для рыночной экономики. Районирование должно способствовать укреплению  единства всех частей государственной  территории  России  и  обеспечивать  управление ими.  В  этой  связи,  примечательно   разделение   территории   России   на федеральные округа, с  возможным  планированием  экономики  страны  по  этим округам.

      Кроме  того, одной из важных задач  в  проведении  экономических   реформ

России    являются    поддержка    процесса    суверенизации    национально-

государственных и  автономных  образований  Российской  Федерации  в  рамках

Федеративного    договора:    необходимость    достижения    и    укрепления

межнационального  согласия, доверия и партнерства  народов, устранения  причин

противоречий и  этнических  конфликтов,  соблюдения  приоритета  и  равенства

условий  для  представителей  различных  национальностей,  принятия  мер  по

ликвидации межэтнических  диспропорций, выравниванию уровней  развития.

      Для  достижения этого России необходимо:

      o  Проведение  нового   комплексного   общественного   районирования,

        способствующего решению не только  экономических задач.

      o   Новое   административно–территориальное   деление   –    создание

        единообразных  (одного  ранга   и   уровня)   субъектов   Российской

        Федерации.

      Но  пока это не осуществлено, а  области,  края  и  особенно  республики

имеют   большие    права,    которые    целесообразно    использовать    для

совершенствования районирования.

      Вследствие  огромных  различий   природно-географических,   социально-

демографических,  экономических  и  других  условий  определены  подходы   к

особому развитию экономики  каждого  отдельного  региона  России.  При  этом

главными ориентирами  будут:

     1) учет  специфики  работы  регионов  в  осуществлении  общероссийской

        структурной,      инвестиционной,      финансовой,      социальной,

        внешнеэкономической политики;

     2)  перенос  ряда  направлений   реформы  в  основном  на  региональный

        уровень, особенно в малом   предпринимательстве,  социальной  сфере,

        охране природы и использовании  природных ресурсов;

     3)  децентрализация   процессов   управления   реформой,   активизация

        экономической деятельности на  местах;

     4) необходимость  разработки специальных программ  проведения  реформ  в

        регионах с особо своеобразными  условиями.

      В  экономических реформах большое  внимание  уделяется  мероприятиям  по

пространственной  интеграции  экономики  России.  Главная  цель  региональной

политики в экономической  сфере – это  рациональное  использование  природно-

экономических   возможностей    регионов,    преимуществ    территориального

разделения труда  и экономических связей  регионов.  Реконструкция  экономики

старопромышленных регионов и крупных городских агломераций  путем  конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры,  оздоровления экологической обстановки,  приватизации.  Преодоление  кризисного  состояния агропромышленных  регионов  Нечерноземья,  Южного  Урала,  Сибири,  Дальнего Востока,  возрождение  малых   городов   и   российского   села,   ускорение восстановления утраченной жизненной среды  в сельской  местности,  развитие местной; производственной и социальной инфраструктуры, освоение  заброшенных сельскохозяйственных земель. Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной  инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев.

 

Список использованной литературы

 

     1. Алампиев  П. М. Экономическое районирование  СССР. М.:  Экономическая

        литература, 1963. – 248 с.

     2. Боханов  А. Н., Горинов М. М. и др. История  России  ХХ  век.  -  М.:

        Издательство АСТ, 1996. – 318 с.

     3. Бурак  П. Региональные программы   социального  развития  в   условиях

        формирования рынка.// Российский  экономический журнал. 1996. №3. С.

        18-25.

     4.  Бурганов  Р.  Формирование  конкурентной   среды   в   регионах.//

        Экономист. 2001. № 7. С. 30-33

     5.  Гасанов  М.  Региональные  проблемы  инфраструктуры  экономики  //

        Экономист. 2001. № 7. С. 34-38

     6. Дронов  В. П.,  Максаковский  В.  П.,  Ром  В.  Я.  Экономическая   и

        социальная география: Справочные  материалы. М.: Просвещение,  1994.

        – 224 c.

     7. Ежкин  Л., Маслов В. Юзенчук О. Особенности  хозяйственного  развития

        Калининградской области.// Экономист. 2001. № 6. С. 64-70

     8. Замятин  Д. Н. Историко-географические  аспекты региональной политики

        и государственного управления //Регионология. 1999. №  1.  С.  163-

        172.

     9. История  СССР с древнейших времен до  конца XVIII в.: Учебник. /  Под

        ред. Б. А. Рыбакова. М.: 1983. –418 с.

    10.  Козлов  Л.  Экономические   проблемы   регионов   и   региональная

        структурная политика России. //  Российский  экономический  журнал.

        1997. № 3. С. 57-60.

    11. Колосовский  Н. Н. Теория экономического  районирования.  М.:  Мысль,

        1969. – 335 с.

    12. Костенников  В.  М.  Развитие  экономических   районов  в  СССР.  М.:

        Просвещение, 1977 250 с.

    13.  Кузьбожев   Э.  Н.,  Козьева  И.  А.  Экономическая   география   и

        регионалистика: Учебное пособие  / Курск. гос.  техн.  ун-т.  Курск,

        2000 – 229 с.

    14.  Региональная  экономика:  Учеб.  Пособие   для  вузов  /  Под  ред.

        Т. Г. Морозовой. М.: Банки и  биржи ЮНИТИ, 1995. – 303 с.

    15. Регионоведение:  Учебник  для  вузов.  /  Т.  Г.  Морозова,  М.  П.

        Победина, С. С. Шишов, С. А.  Исляев; Под. ред. Т. Г. Морозовой.  М.:

        Банки и биржи ЮНИТИ, 1999. –419 с.

    16. Территориально-производственный  комплекс. Под ред. Т. Г  Морозовой.

        М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1999. –249 с.

    17. Экономическая  география России: Учебник / Под  общей ред. акад. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая  акаде¬мия, 1999.- 533 с.

 


Информация о работе Этапы экономического районирования России