Этнические
конфликты. Дагестан.
Этнический
конфликт - конфликт между представителями
этнических общин1, обычно проживающих
в непосредственной близости в каком-либо
государстве. Так как «национальность»
в русском языке обычно означает то же,
что и «этническая принадлежность», то
его иногда называют межнациональным
конфликтом.
Этноконфликт
— конфликт между группами людей, принадлежащих
к различным этносам. Это особая форма
социального или политического конфликта,
обладающего некоторыми особенностями:
- в конфликтующих
группах усматривается разделение по
этническому признаку;
- стороны ищут
поддержки в этнически родственной или
этнически дружественной среде;
- в отдельных
видах этноконфликтов этнический фактор
стремится к политизации;
- новые участники
солидаризируются с одной из сторон конфликта
исходя из общей этнической идентичности,
даже если эта позиция им не близка;
- этноконфликты
чаще всего не являются ценностными и
происходят вокруг тех или иных объектов
и интересов групп.
Хотя
в основе большинства межэтнических
конфликтов лежат вполне рациональные
причины, основой для их возникновения
являются сами понятия этноса, этнической
культуры и этнической идентичности,
деление на «своих и чужих» по национальному
признаку. Для этого не требуется непосредственного
контакта между представителями тех или
иных национальностей — мнение о тех или
иных этносах может формироваться заочно
(через средства массовой информации и
др.). В России следует разделять конфликты
между основным этносом (русскими) и остальными
народами и конфликты между местными народами
(например, некоторые конфликты чеченцев
и ингушей).
Конфликт
русских с другими народами может
развиваться по нескольким сценариям:
- «Местное
население против русских». В бывшем СССР
и России такие конфликты возникали (возникают),
как правило, в населенных пунктах, где
русское население является иммигрировавшим
этническим и культурным меньшинством
(в бывших южных республиках СССР, на Кавказе).
В качестве примера можно рассмотреть
«Русский бунт» в Грозном в 1958 году, во
время которого русское население Грозного
подвергалась нападением и притеснениям
со стороны чеченцев, вернувшихся из ссылки
из Казахстана (с самого начала процесс
возвращения вышел из-под контроля Москвы).
Чеченская молодежь вдохновлялась идеями
тейповых авторитетов и националистических
лидеров об «оккупации русскими чеченской
земли». О масштабах чеченского произвола
лучше всего скажут цифры: в первой половине
1958 (в сравнении с первой половиной 1957
года) в целом по ЧИ АССР количество убийств
увеличилось в 2 раза, случаев разбоя и
хулиганства (с тяжкими телесными повреждениями)
в 3 раза. Стали нормальными конфликты
из-за домов и приусадебных участков, скандалы
и драки с применением разных видов оружия.
- «Русские
против иммигрантов». Такие конфликты,
как правило, возникают в крупных русских
городах России (Москва, Санкт-Петербург
и т.п.), имеющих большие национальные диаспоры,
и их инициаторами порой являются радикально
настроенные местные жители. Объектом
их претензий, выражаемых силой, становятся
члены национальных групп (таджиков, узбеков,
чеченцев, азербайджанцев), оказывающие
негативное влияние на быт, культуру и
уклад жизни местного русского этнического
и культурологического большинства. Антикавказские
установки стали расти с середины 90-х гг.
По данным разных социологических центров
(ВЦИОМ, РОМИР, Институт социологии РАН,
Институт этнологии и антропологии РАН),
они проявляются у 50-60% населения, а античеченские
- у 70%. В качестве примера можно рассмотреть
конфликт в Кондопоге в 2006 году.
- «Иммигранты
против русских». Такие конфликты, как
правило, являются провокацией русского
населения отдельными «нацменами» в расчете
на ответную агрессию по отношению к остальным
представителями национальных меньшинств.
Типичный пример — чечено-ингушский автопробег
в Москве 25 апреля 2009 года. Сюда же можно
отнести т. н. «танцы» кавказской молодежи
и подростков в местах массового скопления
русского населения (в частности, в Московском
метро), акции публичного сожжения т.н.
«Имперского флага» на Манежной площади
в Москве и другие провокационные действия
вроде демонстративного гуляния в футболках
с вызывающими надписями этношовинистического
содержания.
Характер
межэтнических отношений сильно
различается по регионам России. По
характеру и уровню существующей и потенциальной
конфронтации они могут быть отнесены
к трем типам зон.
- Зоны вооруженных
межнациональных и региональных конфликтов
- это регионы, где идут военные действия
либо наблюдается неустойчивое перемирие,
при котором вооруженные столкновения
спорадически возобновляются в виде отдельных
вспышек насилия. Таковы Чеченская Республика
и Пригородный район Северной Осетии.
Зоны
этнополитической напряженности - территории,
на которых в настоящее время
сложилась обстановка этнопсихологического,
идеологического и политического
противостояния между различными общинами,
партиями, националистическими организациями
и слаба возможность местных
властей остановить эти процессы.
Такая ситуация складывается в Дагестане
и Карачаево-Черкессии. На Северном
Кавказе на протяжении всего постсоветского
периода уровень межэтнических отношений
оценивается как наименее благоприятный,
уже длительное время идут военные действия,
а межэтническое напряжение проявляло
себя уже с начала 90-х гг.
- Зоны потенциальной
этнополитической конфронтации - территории,
где пока не наблюдается идеологически
или политически выраженных конфликтов
между разными этническими общинами или
региональными группами населения, однако
в силу различных причин, прежде всего,
исторических, имеются потенциальные
предпосылки для возникновения межнациональной
напряженности, которая при некоторых
условиях может перерасти в острые этнополитические
конфликты. К этой зоне можно отнести многие
регионы Южного федерального округа, включая
не только республики, но отдельные районы
Краснодарского и Ставропольского краев,
Ростовской и Волгоградской областей,
а также Туву, Якутию, Башкирию.
На
Северном Кавказе, на протяжении всего
постсоветского периода, уровень межэтнических
отношений оценивается как наименее благоприятный,
уже длительное время идут военные действия,
а межэтническое напряжение проявляло
себя уже с начала 90-х гг.
Вместе
с тем, большинство россиян готово
к межэтническим контактам в
принципе и весьма заинтересовано в
улучшении межнациональных отношений
в России.
Дагестан
— полиэтническая республика (см. таблицу
1). Дагестан является самой многонациональной
республикой России. 14 языкам народов
Дагестана придан статус государственных.
К ним относятся: аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, русский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский
и чеченский языки.
Таблица 1. Национальный
состав населения Дагестана по переписи
2010 г.:
№
п/п |
Народ |
Числ.
в 2010
г.,
тыс. чел. |
% |
1 |
Аварцы |
758 438 |
(29,4 %) |
1.1 |
1. Аварцы собств. |
701 760 |
(27,2 %) |
1.2. |
2. Андо-цезские народы |
56 671 |
(2,2 %) |
1.2.1. |
2.а) Андийские народы: |
33 707 |
(1,3 %) |
1.2.1.1. |
Андийцы |
21 270 |
(0,8 %) |
1.2.1.2. |
Ахвахцы |
6 362 |
(0,2 %) |
1.2.1.3. |
Каратинцы |
6 019 |
(0,2 %) |
1.2.1.4. |
Тиндинцы
(тиндалы) |
33 |
(0,0 %) |
1.2.1.5. |
Багулалы |
18 |
(0,0 %) |
1.2.1.6. |
Чамалинцы
(чамалалы) |
3 |
(0,0 %) |
1.2.1.7. |
Годоберинцы |
2 |
(0,0 %) |
1.2.1.8. |
Ботлихцы |
0 |
(0,0 %) |
1.2.2. |
2.б) Цезские народы: |
22 964 |
(0,9 %) |
1.2.2.1. |
Дидойцы
(цезы) |
15 176 |
(0,6 %) |
1.2.2.2. |
Бежтинцы |
6 184 |
(0,2 %) |
1.2.2.3. |
Гунзибцы |
972 |
(0,0 %) |
1.2.2.4. |
Гинухцы |
525 |
(0,0 %) |
1.2.2.5. |
Хваршины |
107 |
(0,0 %) |
1.3. |
3. Арчинцы |
7 |
(0,0 %) |
2. |
4. Даргинцы |
425 526 |
(16,5 %) |
2.1. |
4. а) Даргинцы собст. |
425 465 |
(16,5 %) |
2.2. |
4. б) Кубачинцы |
57 |
(0,0 %) |
2.3. |
4. в) Кайтагцы |
4 |
(0,0 %) |
3. |
Кумыки |
365 804 |
(14,2 %) |
4. |
Лезгины |
336 698 |
(13,1 %) |
5. |
Лакцы |
140 236 |
(5,4 %) |
6. |
Русские |
120 875 |
(4,7 %) |
7. |
Азербайджанцы |
111 656 |
(4,3 %) |
8. |
Табасараны |
110 152 |
(4,3 %) |
9. |
Чеченцы |
87 867 |
(3,4 %) |
10. |
Ногайцы |
38 168 |
(1,4 %) |
11. |
Рутульцы |
24 298 |
(0,9 %) |
12. |
Агулы |
23 314 |
(0,9 %) |
13. |
Цахуры |
8 168 |
(0,3 %) |
14. |
Армяне |
5 702 |
(0,2 %) |
15. |
Татары |
4 659 |
(0,2 %) |
16. |
Украинцы |
2 869 |
(0,1 %) |
17. |
Евреи |
1 478 |
(0,0 %) |
18. |
Горские
евреи (таты-иудаисты) |
1 066 |
(0,0 %) |
19. |
Осетины |
897 |
(0,0 %) |
20. |
Грузины |
876 |
(0,0 %) |
21. |
Таты
(мусульмане) |
825 |
(0,0 %) |
22. |
Персы |
719 |
(0,0 %) |
23. |
Казахи |
619 |
(0,0 %) |
24. |
Белорусы |
547 |
(0,0 %) |
|
ВСЕГО |
2 576 531 |
(100,0 %) |
В
связи со своей полиэтничностью,
вероисповедание Дагестанской республике
также неоднородно (о праздниках и памятных
датах для каждой религии см. таблицу 2
ниже):
- мусульмане
более 65%
- остальные
около 35%
- протестанты
- пара-христианские
религиозные течения
Таблица
2. Религиозные праздники и памятные
даты (на 2012 год)
Мусульманские
праздники, Дни усердного
поклонения Аллаху и
Памятные даты |
21 января |
Ночь
Хиджры (Ночь переселения Пророка
из Мекки в Медину) |
4 февраля |
Маулид
ан-Наби - Ночь Маулид (Рождение Пророка
у Суннитов) |
9 февраля |
Маулид
ан-Наби - Ночь Маулид (Рождение Пророка
у Шиитов) |
20-21 марта |
Новруз
- мусульманский праздник весны |
22 мая |
Умра
(Малое паломничество). Дни рождения пророков
Ибрагима (Авраама), Исы (Иисуса Христа),
другие памятные даты |
25 мая |
Лейлят-аль-Рагаиб
- Ночь Рагаиб (Бракосочетание родителей
пророка) |
17 июня |
Исрав-аль-Мирадж
- Ночь Мирадж или Раджаб-байрам (Небошествие
Пророка) |
4 июля |
Лейлят-аль-Бараа
- Ночь Бараат (Ночь прощения) |
20 июля |
Начало
поста Рамадан (Ураза) |
9 августа |
Фатх
Мекка (День принятия ислама жителями
Мекки) |
14 августа |
Лейлят-аль-Кадр
- Ночь Кадр (Могущественная Ночь) |
19 августа |
Ид-аль-Фитр
- Ураза-байрам (Праздник разговения) |
26 октября |
Ид-аль-Адха
- Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) |
27-29 октября |
Ат-Ташрик
- Дни Ташрик (Продолжение Курбан-байрамы) |
15 ноября |
Рас-ас-Сана
- День хиджры (Новый год) |
24 ноября |
День
Ашура (Шахсей-Вахсей) |
Каждую
пятницу |
Джума
(Пятница) |
Православные
праздники |
15 апреля |
Светлое
Христово Воскресение (Пасха) |
Двунадесятые
непереходящие праздники |
7 января |
Рождество
Христово |
19 января |
Крещение
Господне (Богоявление) |
15 февраля |
Сретение
Господне |
7 апреля |
Благовещение
Пресвятой Богородицы |
19 августа |
Преображение
Господне |
28 августа |
Успение
Пресвятой Богородицы |
21 сентября |
Рождество
Пресвятой Богородицы |
27 сентября |
Воздвижение
Креста Господня |
4 декабря |
Введение
во храм Пресвятой Богородицы |
Двунадесятые
переходящие праздники |
8 апреля |
Вход
Господень в Иерусалим (Вербное
воскресенье) |
24 мая |
Вознесение
Господне |
3 июня |
День
Святой Троицы. Пятидесятница |
Великие
праздники |
14 января |
Обрезание
Господне |
7 июля |
Рождество
Иоанна Предтечи |
12 июля |
День
памяти святых первоверховных апостолов
Петра и Павла |
11 сентября |
Усекновение
главы Иоанна Предтечи |
14 октября |
Покров
Пресвятой Богородицы |
Протестантские
праздники |
Каждое
воскресенье |
День
воскресный |
8 апреля |
Пасха |
25 декабря |
Рождество
Христово |
Великие
двунадесятые Господние праздники
Непереходящие
праздники - с фиксированной датой празднования |
19 января |
Крещение
Господне |
25 января |
День
обращения апостола Павла |
15 февраля |
Сретение
Господне |
25 апреля |
День
евангелиста Марка |
25 июня |
День
Аугсбургского вероисповедания (Лютеранский
праздник) |
29 июня |
День
святых апостолов Петра и Павла |
19 августа |
Преображение
Господне |
21 сентября |
День
апостола и евангелиста Матфея |
18 октября |
День
евангелиста Луки |
31 октября |
День
Реформации |
27 декабря |
День
апостола и евангелиста Иоанна |
Переходящие
праздники - дата меняется из года в
год, в зависимости от даты празднования
Пасхи |
1 апреля |
Вход
Господень в Иерусалим |
17 мая |
Вознесение
Господне |
27 мая |
День
Святой Троицы |
Определяется
каждой общиной или деноминацией
самостоятельно |
День
благодарения (Праздник Жатвы) |
|
Специфической
особенностью данного региона является
наличие всех типов конфликтов одновременно
почти в каждом из субъектов федерации,
здесь расположенных. Ведущим конфликтогенным
фактором в регионе является дефицит пригодных
для сельскохозяйственных работ территорий.
Только в Дагестане территориальная конфликтность
лежит в основе казачьей, кумыкской, лакской,
лезгинской, ногайской проблем. Наиболее
взрывоопасными очагами являются
- лезгинский
(лидеры лезгинского национального движения
"Садвал" выступают за создание в
границах ареала исторического проживания
лезгин, охватывающего южный Дагестан
и северный Азербайджан "республики
Лезгистан" (в составе РФ));
- чеченский
(чеченцы-акинцы добиваются преобразования
многонационального Хасавюртовского
района и части Новолакского района Дагестана
в национальный чеченский район, возможно
с последующим его присоединением к Чечне);
- тюркский,
развивающийся под напором требований,
предъявляемых властям республики ногайцами
и кумыками. Предметом притязаний ногайского
национального движения "Бирлик"
является образование ногайской территориальной
автономии в пределах исторически заселенных
ногайцами районов в Дагестане, Карачаево-Черкесии,
Ставропольском крае и в Чечне. Ногайцев
поддерживает другая тюркоязычная народность
Дагестана – кумыки, также притязающие
на собственную территориальную автономию,
но в рамках Дагестана. Национальное движение
кумыкского народа "Тенглик" выступает
за федерализацию Дагестана, видя в ней
единственную гарантию защиты интересов
тюркоязычных народов в условиях доминирования
в республиканских структурах власти
"горских" этносов, прежде всего,
аварцев и даргинцев.
Подспудная
"горско-тюркская" борьба за власть
усугубляется давней борьбой за землю,
связанной с историческим процессом переселения
горцев на равнину, где издавна жили кумыки.
В 1990-х годах обострились и внутриконфессиональные
противоречия между представителями традиционного
для этого региона течениями суннитского
ислама и так называемыми ваххабитами.
Не
менее распространенным является и
статусный конфликт, предполагающий
как социально-экономическую составляющую
(борьбу за изменение экономического
положения этнических групп), так
и политическую - борьбу за изменение
политического статуса.
Все
эти конфликты ведут обычно к
фактическому раздроблению государства
и общества, внутри которого они
развиваются, даже если подобные споры
и не выливаются в вооруженные
столкновения, как это произошло
с осетино-ингушским конфликтом.