Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:01, курсовая работа
Целью исследования является территориальный анализ природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства, его пространственная дифференциация и современные проблемы использования природных ресурсов.
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов использования
природных ресурсов мира.
2. Определение сущности хозяйственной оценки природных ресурсов
3. Выделение экономико-географических особенностей размещения и
Введение……...……………………………………………………….……………...3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения природных ресурсов.……………………………………………………………………….…......5
Понятие «природные ресурсы»……………………………………………….5
Ресурсообеспеченность……………………………………………………….7
Эколого-экономическое значение природных ресурсов……………………8
Глава 2. Классификации природных ресурсов…………………………...………11
2.1 Классификация природных ресурсов по происхождению………………...12
2.2 Классификация природных ресурсов по видам хозяйственного использования………………………………………………………………………14
2.3 Классификация природных ресурсов по виду исчерпаемости……………16
Глава 3. Актуальные проблемы использования природных ресурсов………….21
3.1 Экономическая оценка природных ресурсов……………………………….21
3.2 Рациональное и нерациональное природопользование…………………………...…………………………………...28
3.3 НТП как фактор вовлечения природных ресурсов в процесс производства…………………………………………………………………...…...30
Заключение……………………………………………………....………………….33
Список использованных источников….…………………………...……………...35
а) продуктивные пахотно-
б) леса с древостоями спелого возраста;
в) водные ресурсы в региональном аспекте.
Продуктивных пахотно-
Неисчерпаемые ресурсы.
Хорошо известен факт практической неисчерпаемости водных ресурсов в планетарном масштабе. Однако на поверхности суши запасы пресных вод сосредоточены неравномерно, и на обширных территориях ощущается дефицит вод, пригодных для употребления в системах водопользования. Особенно сильно страдают от недостатка воды аридные и субаридные районы, где нерациональное водопотребление (например, водозабор в объемах, превышающих объем естественного восполнения свободных вод) сопровождается быстрым и зачастую катастрофическим истощением водозапасов. Поэтому необходим точный учет количества допустимого изъятия водного ресурса по регионам. Среди тел и явлений природы ресурсного значения имеются и такие, которые практически неисчерпаемы, К ним относятся климатические и водные ресурсы.
1. Климатические ресурсы.
Наиболее жесткие требования к климату предъявляют сельское хозяйство, рекреационное и лесное хозяйство, промышленное и гражданское строительство и др. Обычно под климатическими ресурсами понимают запасы тепла и влаги, которыми располагает конкретная местность или регион. Общие запасы тепла, поступающие за год на 1 м.кв. поверхности планеты, равны 3.16 х 10 Дж (радиационный бюджет в среднем для планеты). Территориально и по сезонам года тепло распределяется неравномерно, хотя в среднем для Земли температура воздуха равна примерно + 15°С. Суша в целом неплохо обеспечена и атмосферной влагой: на ее поверхность ежегодно выпадает в среднем около 119 тыс. куб. км осадков. Но распределяются они еще более неравномерно, чем тепло, и в пространственном и во временном отношениях На суше известны районы, получающие ежегодно более 12000мм осадков, к обширные местности, где за год выпадает менее 50-100 мм. В среднем многолетнем выражении и запасы тепла, и объемы выпадающей атмосферной влаги довольно постоянны, хотя от года к году могут наблюдаться существенные колебания в обеспечении территории теплом и влагой. Так как эти ресурсы формируются в определенных звеньях теплового и водного круговоротов, постоянно действующих над планетой в целом и над ее отдельными регионами, запасы тепла и влаги могут рассматриваться как неиссякаемые в определенных количественных пределах, точно установленных для каждого района12.
2. Водные ресурсы планеты.
Земля обладает колоссальным
объемом воды - около 1,5 млрд. куб. км.
Однако 98% этого объема составляют соленые
воды Мирового океана, и только 28 млн.
куб. км - пресные воды. Поскольку
уже известны технологии опреснения
соленых морских вод, воды Мирового
океана и соленых озер можно рассматривать
как потенциальные водные ресурсы,
использование которых в
ГЛАВА 3. Актуальные проблемы использования природных ресурсов
3.1 Экономическая оценка природных ресурсов
Экономическая (или в более
широком смысле - хозяйственная) оценка
природных условий и
Экономическая оценка природных ресурсов применяется для:
С учетом анализа и обобщения имеющегося отечественного и зарубежного опыта можно отметить, что государственная политика в области оценки природных ресурсов, прежде всего, должна быть направлена на:
Система стоимостных оценок природных ресурсов призвана решить целый комплекс важных народнохозяйственных задач: создать механизм учета и воспроизводства национального богатства страны; разработать принципы инвестирования природоэксплуатирующих отраслей; внедрить методы управления запасами природных ресурсов и решить проблемы ресурсосбережения; обеспечить сбалансированное развитие территорий; разработать единую систему платежей за пользование природными ресурсами, разработать методологию оценки объектов недвижимости и др.
Ряд задач возможно решить, используя конкретные стоимостные оценки как отдельных видов ресурсов, так и их совокупности (для целей комплексного использования), в том числе:
Оценка природных ресурсов - сложная междисциплинарная, межведомственная задача, которая становится первоочередной в условиях рыночной экономики. Основные проблемы в этом вопросе возникают из-за отсутствия общепринятой методологии экономических оценок ресурсов и процессов ресурсопотребления и соответствующей правовой и нормативно-методической базы. Разработку методов денежных оценок природных ресурсов длительное время сдерживала недостаточная обоснованность теоретических посылок. Более того, природные ресурсы зачастую рассматривались в отрыве от проблем оценки элементов национального богатства и их воспроизводства. Именно отсутствие до настоящего времени единых согласованных методических подходов по социально-экономической оценке природных ресурсов (стоимости земли, недр, лесов и др.) не позволяет их учитывать и отражать в составе национального богатства страны, наряду со стоимостью основных производственных фондов, зданий и сооружений и др.
В этой связи главная задача
состоит в разработке общей концепции
экономической (стоимостной) оценки природных
ресурсов, которая позволила бы выработать
единую систему показателей оценки
разнообразных
Важное значение при этом принадлежит определению комплексного показателя природно-ресурсного потенциала территории, который бы учитывал:
Необходимость платности
использования природных
В настоящее время работы
по стоимостной оценке природных
ресурсов в современном ее понимании
находятся в самой начальной
стадии. Значительный интерес к вопросам
экономической оценки природных
ресурсов и оценки ущерба от загрязнения
и нерационального
Критически осмысливая проделанную
работу, следует отметить, что введение
платы за пользование природными
ресурсами и отчислений на охрану
и воспроизводство практически
строились без учета
Так, в 1993—1997 гг. в соответствии
с распоряжением Правительства
РФ в виде эксперимента в ряде субъектов
Российской Федерации отрабатывались
вопросы учета и социально-
В 1997 г. завершился
эксперимент по разработке
С принятием нового Гражданского Кодекса Российской Федерации интерес к оценке природных ресурсов возобновился на новом уровне. Последнее обстоятельство связано с наличием в ГК РФ статьи 130, которая относит природные ресурсы к недвижимости, в связи с чем возникает проблема их экономической оценки. В настоящее время ряд коммерческих и общественных структур (Российское общество оценщиков, Федеральный фонд оценки и др.) проводят определенную работу по развитию оценочной деятельности в сфере природопользования. При этом делается попытка принятия указанными структурами нормативных документов в этой сфере (например, стандарт Российского общества оценщиков «Оценка минерального сырья», 1996). В то же время вопросы введения лицензирования оценочной деятельности, утверждения нормативных и методических документов в этой области требует осуществления соответствующего государственного регулирования через систему органов природоресурсных министерств и ведомств.