Машиностроительный комплекс Пензенской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:49, контрольная работа

Описание

Машиностроительный комплекс – комплекс отраслей тяжелой промышленности производящих всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30% общего объема промышленной продукции.
Экономический потенциал и территориальная организация машиностроительного комплекса России занимает важное место в экономике страны.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Значение машиностроения для межотраслевых производств на территории РФ ………………………………………………………………………………5
1.1. Значение и место комплекса в экономике страны. Состояние основных фондов ……………………………………………………... 5
1.2. Факторы, влияющие на развитие комплекса …………………………8
1.3. Отраслевая структура и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ ……………………………… 10
2. Машиностроительный комплекс Пензенской области …………………... 15
Заключение ………………………………………………………………………16
Литература ……………………

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по региональной экономике.25doc.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)


2

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

1.      Значение машиностроения для межотраслевых производств на территории РФ ………………………………………………………………………………5

1.1.           Значение и место комплекса в экономике страны. Состояние основных фондов ……………………………………………………... 5

1.2.           Факторы, влияющие на развитие комплекса …………………………8

1.3.           Отраслевая структура и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ ……………………………… 10

2.      Машиностроительный комплекс Пензенской области …………………... 15

Заключение ………………………………………………………………………16

Литература ……………………………………………………………………....18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Машиностроительный комплекс – комплекс отраслей тяжелой промышленности производящих всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30% общего объема промышленной продукции.

Экономический потенциал и территориальная организация машиностроительного комплекса России занимает важное место в экономике страны.

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка, объединяющие несколько десятков отраслей и подотраслей.

Машиностроение – одна из ведущих отраслей тяжелой промышленности России. Здесь создается наиболее активная часть основных производственных  фондов – орудия труда, и поэтому машиностроение оказывает значительной влияние на темпы и направления научно-технического прогресса и различных отраслях, на рост производительности труда и другие экономические показатели.

Машиностроение отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства.

Этот комплекс играет большую роль в жизни общества. Вся история человечества неразрывно связана с использованием различных машин. В настоящее время нет такой отрасли народного хозяйства, в которой бы они не применялись. С использованием машин и механизмов человек облегчает свой труд, меньше тратит на него времени.

Ассортимент производимой продукции чрезвычайно разнообразен, поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России. Оно является отраслью повсеместного размещения, хотя его роль в разных экономических районах и неодинакова.

Существует ряд факторов, влияющий на развитие комплекса: специализация, кооперирование, концентрация, наличие трудовых ресурсов и другие.

В отраслевую структуру входят: тяжелое, общее, среднее машиностроение, производство точных машин и механизмов, приборов и инструментов.

От изучения экономического потенциала территориальной организации машиностроительного комплекса зависит благополучие не только нашей страны, но и всего общества в целом.

С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура исследования позволяет последовательно осветить в первой главе теоретические вопросы (значение, факторы, влияющие на развитие, отраслевая структура) машиностроительного комплекса, во второй – машиностроение в Пензенской области.

 

 

 

 

 

1.        Значение машиностроения для межотраслевых производств на территории РФ

1.1.           Значение и место комплекса в экономике страны. Состояние основных фондов

Машиностроительный комплекс представляет собой сложное межотраслевое образование, включающее машиностроение и металлообработку. [1, стр. 160-167]

Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому сырью.

Металлообработка включает промышленность металлических конструкций и изделий, ремонт машин и оборудования.

Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой индустрии страны. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса.

В настоящее время нет такой отрасли народного хозяйства, в которой не использовались бы машины и механизмы самых широких масштабов. Они являются важнейшими компонентами в нашей жизни.

Этот комплекс также влияет на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общего производства. Только в результате насыщения всех отраслей народного хозяйства высокопроизводительными машинами, внедрения комплексной механизации и автоматизации производства можно добиться повышения производительности труда и расширения выпуска различной продукции.

Благодаря машиностроительному комплексу мы экономим свое время и получаем наиболее эффективные товары, с помощью которых осуществляем различные потребности.

Без развития транспорта и транспортной сети невозможно осуществить производственные связи.

Машиностроительный комплекс занимает важное место в экономике крупных экономических районов России. Он является ключевым фактором жизнедеятельности производительных сил и населения страны. В 1995 году на его долю приходилось 18,2% стоимости произведенной промышленной продукции; 38,6% - промышленно-производственного персонала, 25% - стоимости основных промышленно производственных фондов. Этот комплекс оказывает существенное влияние на формирование бюджета РФ.

Из всей совокупности предметов и средств труда, используемых обществом в процессе материального производства, определяющая роль принадлежит механическим орудиям - костной и мускульной системе производства. Их уровень и степень развития служат важным мерилом функционирования производительных сил человечества. Неслучайно с начала новой экономической эпохи, называемой машинной цивилизацией, и по настоящее время машины остаются одним из синонимов технического прогресса, а машиностроение - материальной основой любого крупного индустриального государства.

Использование машин позволяет увеличивать мышечное и интеллектуальное усилие человека, повышать производительность его труда, обеспечивать качество и стандартизацию выполнения работ, регулярно осуществлять расширенное воспроизводство и постепенно вытеснять ручной труд из всех новых сфер человеческой деятельности.

В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и обороны страны под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы предметно-специализированные предприятия жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства.

Кризисная ситуация, назревавшая к началу 1990-х годов в стране, существенно отразилась на отрасли.

Структура машиностроения отличается крайней утяжеленностью с высокой степенью милитаризации. Снижалась обновляемость изделий, износ основных фондов достиг 50%. Отличались высокий уровень концентрации и моно-полизации производства, избыточная, неэффективная производственная активность лишь около новых технологий соответствовала мировому уровню.

Предприятия прекращают производить сложные изделия, требующие глубокой кооперации, и переходят к выпуску непрофильной, но имеющей спрос дешевой и простой продукции.

Серьезным недостатком отечественного машиностроения является удельный вес морально устаревшей продукции, не отвечающей требованию сегодняшнего дня. Это произошло от недееспособности отечественных конструкторско-технологических кадров и самого машиностроения. Ведь 70 лет машиностроительной продукции России всегда только распределялось среди потребителей ее, а не продавалась, как это наиболее естественно. Рынок является окончательным и непререкаемым мерилом качеств и необходимых объемов выпускаемой машиностроительной продукции.

 

 

1.2. Факторы, влияющие на развитие комплекса

География машиностроения определяется целым рядом факторов:       [2, стр. 95-96]

                  сырьевой фактор. Производство некоторых видов машин, например металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования, требует много металла, поэтому приближение металлоемких отраслей к металлургическим базам уменьшает затраты на доставку сырья. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург);

                  потребительский фактор. Многие машиностроительные предприятия ориентированы на потребителей продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров. Так, трелевочные тракторы для вывоза леса производятся в Карелии (Петрозаводска), комбайны для уборки зерновых – в Ростове – на – Дону;

                  транспортный фактор. Поскольку перевозка машин или их деталей осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях;

                  фактор обеспеченности трудовыми ресурсами и их квалификации. Роль этого фактора особенно велика для станкостроения (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производства приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск):

                  фактор наукоемкости – ориентация на научный потенциал. Производство наиболее прогрессивный и сложной техники (ЭВМ, роботов) концентрируется в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и т.д.;

                  специализация и кооперирование. Многие отрасли машиностроения развиваются в районах с благоприятным для кооперирования экономико-географическим положением. Например, автомобилестроение – в Центре и Поволжье. Вследствии многообразия факторов размещения и повсеместности потребителей машиностроение развито во всех районах России. Но его специализация и роль в хозяйстве одинаковых территорий неодинаковы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.           Отраслевая структура и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ

В зависимости от особенностей производства машиностроение делят на следующие группы отраслей: тяжелое машиностроение делят на следующие группы отраслей: тяжелое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования. [2, стр. 96-99]

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, крупного электрического оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков и др. Размещение тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления. Например, производство металлургического и горно-шахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и районов потребления готовой продукции. Центры тяжелого машиностроения сформировались на Урале и в Сибири. К основным центрам тяжелого машиностроения России относятся: на Урале – завод «Уралмаш» в Екатеринбурге, выпускающий прокатные станы, шагающие экскаваторы, буровое оборудование, в Сибири – города Иркутск, Красноярск (производство металлургического и горного оборудования), Новосибирск (производство турбин).

Общее машиностроение включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. В состав данной отрасли входят транспортное машиностроение: железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность (но без автомобилестроения), сельско-хозяйственное машиностроение, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности, исключая легкую и пищевую. Как правило, предприятия этих отраслей размещаются в районах потребления продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие квалифицированных кадров и близость сырьевой базы.

Железнодорожное машиностроение тяготеет к крупным железнодорожным узлам и включает вагоностроительные предприятия в Брянске, Твери, Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Тагиле  и заводы по производству локомотивов в Коломне (тепловозы) и Новочеркасске (электровозы).

Вагоностроительный завод в г. Мытищи Московской области специализируется на выпуске составов для метрополитена. А завод в г. Усть-Катав Челябинской области производит трамваи, которые в последнее время практически вытеснили своих чешских собратьев с улиц российских городов.

Судостроительные и судоремонтные заводы строятся  в морских (Санкт-Петербург, Выборг, Мурманск, Северодвинск, Астрахань, Владивосток) и речных портах (Нижний Новгород, («Красное Сормово» - один из крупнейших заводов), Ярославь, Волгоград, Тюмень, Благовещенск).

Среди отраслей машиностроительного комплекса судостроение отличается наиболее продолжительным циклом производства, сложным строительно-монтажными операциями и наличием многочисленных смежников. Именно поэтому проблема обновления отечественного флота стоит довольно остро.

Ввиду высокой сложности технологического процесса предприятия авиационной промышленности ориентированы на квалифицированные кадры и расположены в крупных городах: Москве, Новосибирске, Омске, Смоленске, Ульяновске, Воронеже, Казани.

География предприятий сельскохозяйственного машиностроения разнообразна. В основном они ориентированы на потребителя и расположены в сельскохозяйственных районах страны, причем специализация машиностроительных предприятий соответствует профилю сельского хозяйства. Зерновые комбайны выпускают на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону), Таганрог), в Центрально-Черноземном районе (Воронеж) и на юг Сибири (Красноярск) Центральный район специализируется  на выпуске льноуборочных (Бежецк Тверской области), картофелеуборочных (Рязань, Тула) и силосоуборочных машин (Люберцы Московской области).

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудо- и энергоемкости. В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Информация о работе Машиностроительный комплекс Пензенской области