Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:06, контрольная работа
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
определение сущности безработица и статуса безработного в современном российском обществе,
описание существующих видов безработицы и выявление причин их обуславливающих,
выделение социально-экономических последствий безработицы,
рассмотрение механизма социальной защиты населения от безработицы в общем и на примере отдельной социально-демографической группы.
Введение 1
1.1 Сущность и причины безработицы………………………………………….2
1.2. Социально-экономические последствия безработицы 3
1.2.1. Экономические последствия безработицы 3
1.2.2. Социальные последствия безработицы 4
2. Механизм социальной защиты от безработицы 6
2.1 Социальная поддержка безработных граждан 6
2.1.1 Выплата пособий по безработице 7
2.1.2 Материальная помощь безработным 8
2.1.3 Компенсационные выплаты безработным 9
2.2 Профессиональная ориентация, профессиональное обучение и переквалификация безработного населения …10
2.3 Содействие развитию предпринимательской деятельности и самозанятости 11
2.4 Организация общественных работ и временная занятость 12
2.5 Содействие трудоустройству в другой местности 13
Заключение 16
Список литературы 18
Содержание
Введение 1
1.1 Сущность и причины безработицы………………………………………….2
1.2. Социально-экономические последствия безработицы 3
1.2.1. Экономические последствия безработицы 3
1.2.2. Социальные последствия безработицы 4
2. Механизм социальной защиты от безработицы 6
2.1 Социальная поддержка безработных граждан 6
2.1.1 Выплата пособий по безработице 7
2.1.2 Материальная помощь безработным 8
2.1.3 Компенсационные выплаты безработным 9
2.2 Профессиональная ориентация, профессиональное обучение и переквалификация безработного населения …10
2.3 Содействие развитию предпринимательской деятельности и самозанятости 11
2.4 Организация общественных работ и временная занятость 12
2.5 Содействие трудоустройству в другой местности 13
Заключение 16
Список литературы 18
2
Введение
В настоящее время перед российским обществом достаточно остро стоит проблема безработицы трудоспособного населения, решить которую, по определению, невозможно. Однако на нее можно повлиять посредством эффективных мер социальной политики, проводимой государством в отношении защиты различных категорий граждан от безработицы. Политика занятости ставится в один ряд с бюджетной, налоговой и других областей социальной политики (образования, здравоохранения и т.д.).
Центральной проблемой в рассмотрении данного вопроса является разработка новых и совершенствование старых подходов в решении проблем обеспечения занятости населения (главным образом, незащищенных категорий граждан: женщин, молодежи, инвалидов, военных, вышедших в отставку) от безработицы.
В соответствии с проблемой, обозначенной выше, можно сформулировать цель данной работы - на основе теоретического и практического анализа сложившейся в стране ситуации, связанной с ростом уровня безработицы, выяснить, какие именно механизмы социальной защиты используются в настоящее время и каким образом они влияют на изменение статуса и уровня благосостояния безработных граждан.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
определение сущности безработица и статуса безработного в современном российском обществе,
описание существующих видов безработицы и выявление причин их обуславливающих,
выделение социально-экономических последствий безработицы,
рассмотрение механизма социальной защиты населения от безработицы в общем и на примере отдельной социально-демографической группы.
Безработица - это сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, при котором часть экономически активного населения, незанятая в производстве товаров и услуг. Т.е. суть безработицы состоит в том, что:
часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу (способность к труду) на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест;
лишается возможности на различный по продолжительности срок трудиться и получать трудовой доход;
лишается заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни;
подвергается угрозе:
потери квалификации и профессии,
снижения социального статуса,
ухудшения жизненного уровня.
Безработица, по определению, принятому МОТ (Международной Организации Труда), трактуется, как потеря заработков по причине невозможности получить подходящую работу в отношении лица, способного трудиться, готового трудиться и действительно ищущего работу. К безработным относятся все лица трудоспособного возраста, не участвующие в общественном производстве в течение определенного периода, которые в данный период:
1) не имеет работы в данный момент;
2) предпринимает конкретные и активные попытки найти работу;
3) в данный момент готов приступить к работе.
В России получение статуса безработного имеет более жесткий характер, чем в международных документах. В ст. 3 гл. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» указано, что статус безработного присваивается трудоспособным гражданам, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.
Именно последнее обстоятельство, связанное с постановкой на учет в службе занятости населения и поиском подходящей работы, обеспечивает социальную защищенность индивиду.
В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. Во многих развитых странах безработица может стать, как правило, следствием роста эффективности производства и его структурной перестройки в результате научно-технического прогресса, сокращения производства какого-либо товара по причине его неконкурентоспособности, что ведет к сокращению занятости населения.
Основным фактором, способствующим возникновению и развитию безработицы в России, явилось высвобождение рабочей силы на фоне общероссийского спада производства, обусловленного кризисом социально-экономической и политической системы общества, что привело к закрытию предприятий.
Негативный характер последствий безработицы как для отдельного человека, так и для общества в целом ни у кого не вызывает сомнений. При исследовании этого вопроса целесообразно вначале рассмотреть экономические, а затем и социальные его последствия.
Экономические последствия безработицы и их структура весьма многообразны и сложны. При исследовании этой проблемы считается необходимым выделить экономические последствия безработицы на национальном уровне и на уровне человека.
1. На национальном уровне безработица прежде всего:
a) снижает объем производства валового внутреннего продукта;
b) уменьшая ВВП, приводит к сокращению налогов,
c) росту инфляции;
d) замедляет рост производительности труда;
e) снижает гибкость рынка;
f) увеличивает расходы государства по мере ее роста;
g) в конечном счете может привести к еще большему росту безработицы.
2. На уровне человека безработица:
a) означает потерю постоянного и регулярно получаемого дохода;
b) также означает потерю квалификации;
c) препятствует улучшению условий труда. Она бьет не только по тем, кто непосредственно остался без работы, но и по работающим, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.
d) усиление конкуренции между работниками на рынке труда за наиболее престижные рабочие места;
e) позволяют предпринимателям манипулировать высоким уровнем безработицы в своих интересах (например, понизить цену рабочей силы и др.).
При оценке последствий безработицы надо иметь в виду, что труд для подавляющего большинства людей рассматривается не только источником дохода, но делом чести, гражданской доблести. Следовательно, лишение его возможности трудиться – это еще и большая социальная трагедия. Безработица, снижая доходы семей:
1. усиливает дифференциацию населения;
2. способствует росту преступности,
3. ухудшению здоровья, сокращению продолжительности жизни,
4. росту алкоголизма,
5. появлению депрессий, психических расстройств, вплоть до самоубийств;
6. происходит маргинализация общества (маргинальный статус становится не столько исключением, сколько нормой существования значительного числа людей),
7. ослабление семейных уз, связей, забвению родительских обязанностей,
8. снижение естественного прироста населения,
9. нарастание социального возмущения и политической нестабильности, что в итоге может привести к социальному взрыву. Это возможно, когда ее уровень превысит допустимый размер.
Одно из направлений социальной защиты населения – разработка комплекса мер по обеспечению гарантий в области занятости, т.е. защита от безработицы. Для регулирования и организации занятости населения на территории Российской Федерации создана Федеральная государственная служба занятости населения, деятельность которой направлена на:
оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении рынка труда;
разработку и реализацию федеральной, территориальных и других целевых программ содействия занятости населения, особо нуждающегося в социальной защите и испытывающих трудности с поиском работы;
содействие гражданам в поиске подходящей работы;
организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» (ст.30) государство гарантирует безработному, получившему этот статус после регистрации в службе занятости:
выплату пособия по безработице;
выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;
возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости;
оплату за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение 12 месяцев потерявшим работу и заработок.
Материальная поддержка безработных осуществляется в нескольких формах, основные из них:
пособие по безработице,
доплаты на иждивенцев,
материальная и иная помощь безработным с низкими доходами,
компенсации работникам, высвобождаемым из организаций.
Помощь безработным включает также посредничество в трудоустройстве. Государственная политика в области социальной защиты граждан, потерявших работу, помимо этого предусматривает предоставление права на досрочную пенсию гражданам.
Пособия по безработице выплачиваются из средств Государственного фонда занятости населения РФ безработным гражданам, зарегистрированным в органах СЗН в целях поиска подходящей работ. Пособие по безработице можно определить как выплаты, предоставляемые в течение установленного законом срока лицам, признанным безработными в размере, пропорциональном утраченному заработку. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
В случае не предоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный приобретает право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда.
Выплата пособия производится не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации с той же периодичностью в установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз в месяц. Размер пособия дифференцируется в зависимости от категории граждан, признанных безработными. В соответствии с Законом пособие безработным гражданам, уволенным по различным основаниям, устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате, начисленной за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем.
Членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, может оказываться материальная и иная помощь в соответствии с законодательством, в том числе дотации за пользование:
Информация о работе Механизм социальной защиты от безработицы