Миграционные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание

Процесс миграции имеет очень большую историю и оказывает огромное влияние на разные стороны жизни человечества. Поэтому я считаю тему своей курсовой работы актуальной на сегодняшний день и интересной для более подробного изучения.
Работая над данной темой, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия миграции: ее сущность, виды и функции миграции, причины и последствия миграционных движений
2. Выявить основные показатели качества жизни Российской Федерации
3. Рассмотреть миграционные процессы
4. Проанализировать трудовую миграцию в Россию

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Миграция населения………………………………………………...……..5
1.1 Понятие миграции. Виды миграционных движений………..……..…...5
1.2 Значение миграции: причины, функции, последствия………………....8
Глава 2. Качество жизни населения: сущность, основные понятия и критерии 13
2.1 Показатели и критерии качества жизни………………………...……...13
2.2 Основные показатели качества жизни Российской Федерации……....15
Глава 3. Миграционные процессы………………………………………………...16
3.1 Россия в мировых миграционных процессах……………………….…16
3.2 Международная миграция населения в глобализации мирового хозяйства…………………………………………………………………………..............18
3.3 Масштабы и региональные особенности миграции в России………...20
3.4 Трудовая миграция в России…………………………………………....22
Заключение………………………………………………………………………….27
Список литературы...……………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая миграция.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

Вероятно, можно отметить также  некую «сигнальную» функцию миграции – именно благодаря постоянным миграционным потокам становятся объектом внимания не только явные, открытые, но и латентные проблемы, кризисы, способствующие их возникновению. Например, многие внутригосударственные миграции – «сигнал бедствия» вымирающих деревень и малых городов, призыв к действию в вопросах реформирования агропромышленного сектора, политики по оказанию поддержки жителям сельской местности, повышению престижности профессий работников сельского хозяйства. Т. Н. Юдиной, помимо широко употребляемого сегодня термина «утечка умов», использованы также понятия «утечка мышц», «утечка мускулов», «утечка невест». [9] Появление новой терминологии также показывает области возникновения новых проблем – в спортивной среде, семейно-брачных отношениях и т. д.

В 80-е гг. XX века Л.Л. Рыбаковским, Т.И. Заславской и другими авторами была разработана концепция трехстадийности миграционного процесса, где исходная стадия - процесс формирования территориальной подвижности населения; основная - собственно перемещение; завершающая - приживаемость мигрантов на новом месте. А.И. Кузьмин отмечает, что на основе этой концепции можно формулировать специфические задачи для каждой из стадий миграционного процесса, в той или иной мере конкретизирующие проблему совершенствования территориального перераспределения населения. [6] Действительно, разграничивая рамки данных стадий формальными актами – регистрацией выбытия из одного и прибытия в другое территориальное образование, мы можем и четко акцентировать проблемы каждой из них, обозначить меры, необходимые для оказания поддержки на том или ином этапе или, напротив, меры, направленные на пресечение нежелательных последствий.

Основными последствиями  миграции на уровне общества и государства  являются:

  • изменение численности населения и его возрастной структуры;
  • изменения в составе населения по образовательному уровню, социальному статусу, сферам деятельности;
  • увеличение этнической мозаичности населения, возможное обострение конфликтов на религиозной, этнической основе;
  • снижение спроса на рабочие места в районах выбытия и повышение его в районах вселения – изменения на локальных и региональных рынках труда, усиление конкуренции в сфере занятости;
  • массовые миграции, организованные или регулируемые государством (беженцы, эвакуированные жители) требуют больших материальных затрат и наличия спецслужб;
  • в идеале же, являясь экономически рациональным поведением, миграция населения должна вести к выравниванию уровней развития регионов.

Таким образом, обозначив  общие итоги миграции, необходимо учесть последствия ее, прежде всего, для самих переселенцев. Они связаны с трудностями не только организационного, правового характера (необходимость получения регистрации, гражданства), но и с трудностями психологической адаптации (принятие нового социального окружения, ценностей), нахождения своего места в жизни другого государства или его территории, нестабильным, а подчас и кризисным материальным положением (невозможность трудоустройства, работа не по специальности).

По  мнению С.К. Бондыревой, миграция всегда вынуждена, только нужда это бывает разной [2, с.43]. Пусть не каждый переселенец вправе претендовать на получение статуса, например, беженца, по законам государства, не каждый претендующий может его получить, но для любого человека существовала некая причина, побудившая, вынудившая его поменять место жительства.  Поэтому в работе с мигрантами особенно важным является оказание конкретной помощи, что возможно только при разработанной стратегии государства по регулированию миграционных процессов, существовании отлаженного взаимодействия органов исполнительной власти в данной сфере, их взаимодействии с общественными организациями, функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности, с одной стороны, но с другой – и использующих накопленный опыт и применяющих специфические технологии работы.

 

 

 

      2. Качество жизни населения: сущность, основные понятия и критерии

 

2.1 Показатели и критерии качества жизни

 

          Качество жизни – это параметр, который оценивают путем измерения ряда величин.

Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух  типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения  и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).

Некоторые авторы ориентируют категорию «качество жизни»  на такую оценку степени удовлетворения материальных потребностей, которая не поддаётся прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квалификации по различным шкалам. Поэтому, должна даваться оценка содержательности труда и досуга и удовлетворённости ими, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания, жилья, жилой и окружающей среды, функционирования социальных институтов, качества уровня удовлетворения потребности в общении, знания, творчестве и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизации личности.

Другие  применяют систему индикаторов качества жизни, основанную на использовании ряда статистических оценок, характеризующих уровень занятости, состояния здоровья населения, уровень преступности т. д.  При этом указывается то, что многие составные элементы качества жизни количественно не измеряемые (например, удовлетворённость).

Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия «качество жизни» населения, авторы пришли к выводу, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп критериев.

Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно назвать объективными.

Вторая группа полностью  состоит из оценок, основанных на социологических опросах населения, при которых респондентов  просят высказать своё отношение к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.

При измерении качества жизни по субъективным показателям должны выполняться следующие условия:

- основные материальные нужды потребления удовлетворены в той степени, когда наступает этап удовлетворения «утонченных, видоизмененных личностных потребностей». На первый план должны выйти духовные и эстетические потребности

- в стране сложился достаточный по масштабам средний класс, сосредотачивающий в себе значительную часть интеллекта нации, благополучие которого не вызывает сомнения;

Человек, оценивающий качество жизни, имеет определенную практику использования альтернативных вариантов. Из исследований известно, что чем меньше семья или отдельное лицо имеет альтернатив для сравнения. Тем меньше они ценят качество жизни.

- стабильность общественно – политической ситуации в стране, устойчивый экономический рост.

Современная Российская действительность пока не удовлетворяет  ни одному из перечисленных условий. Поэтому при исследовании качества жизни населения нашей страны на современном этапе должен превалировать подход, который с определенной долей условности можно назвать объективным. Критерии и оценки качества жизни должны базироваться на системе показателей, объективно отражающих социально – экономическую ситуацию.

 

 

2.2 Основные показатели качества жизни Российской Федерации

 

          Статистическая оценка уровня жизни населения предусматривает использование системы показателей, способных измерить уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах (продуктах питания, одежде, обуви, предметах культуры и быта, в жилье), бытовых услугах в широком понимании (в том числе в услугах транспорта, связи, служб быта, а так же в медицинских услугах) и культурных услугах (в том числе предоставляемых учреждениями культуры)

Всероссийский  центр  уровня жизни населения Российской Федерации и её регионов относит: Среднедушевые денежные доходы (в том числе и среднедушевой доход, среднемесячная зарплата, средний размер пенсий), прожиточный минимум (в том числе на продовольственные товары, непродовольственные товары, платные услуги населению, покупательную способность, среднедушевые денежные доходы населения) потребительские расходы населения за год к показателям, используемым для характеристики уровня жизни.

Важнейшими элементами жизни являются жильё, социально – бытовое обслуживание, характеризуемые при помощи следующих основных показателей: средняя обеспеченность жильем в расчете на одного жителя, степень обеспеченности жилищного фонда современными удобствами, структура жилищного фонда по формам собственности (государственная, муниципальная, кооперативная, частная), отпуск воды коммунальным водопроводом населению на коммунально-бытовые  нужды в расчете на одного жителя, число пассажиро – километров общественного транспорта на одного жителя. Сюда же следует отнести и основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры, отдыха.

 

 

 

 

Глава 3. Миграционные процессы

 

3.1 Россия в мировых  миграционных процессах

 

Международная миграция в России в послеперестроечное время  получила значительное усиление, приобретая достаточно массовый характер, что обусловлено появлением «ближнего зарубежья». Если взять совокупность миграционных передвижений через границу (как иностранных, так и российских граждан) с разными целями и на разные сроки, включая и переселения на постоянное место жительства, т.е. иммиграцию и эмиграцию, то их масштабы значительно возросли. (Рисунок 1)

          Напомним основные тенденции международной миграции, в которых Россия принимает достаточно активное участие:

1) глобализация мировых миграционных потоков; Россия по данным ООН, в 2005г. выходит на 2 позицию в мире по числу иммигрантов после США, что главным образом связано с мигрантами из стран «ближнего зарубежья»;

2) качественные изменения, связанные в частности с таким негативным явлением, как «утечка умов». При этом Россия выступает как донор своих умов, теряя не только млрд. долларов, но главное - тот интеллектуальный потенциал, который является основой любого современного государства, его будущего;

3) определяющее развитие международной миграции рабочей силы. Особенность России заключается в том, что с первой стороны, она выступает как импортёр иностранной рабочей силы, что противоречит интересам её демографического развития и изменениям, которые, уже начиная с 2007 года, проходят в возрастной структуре населения. Надо также иметь в виду тот факт, что организованный экспорт российской рабочей силы - это дополнительный приток в страну валютных денежных средств, пересылаемых обычно на родину трудящимися-мигрантами. Так в 2005 году    по     оценкам    экспертов,     величина    валютных    переводов трудящихся-мигрантов составляла более  100% доходной части бюджета Молдавии, 90% бюджета Армении и 80% бюджетов Грузии и Киргизии;

4) рост нелегальной миграции, который обусловлен не только одним из основных экономических законов капитала извлечением максимально возможной прибыли и отсутствием эффективной государственной миграционной политики, поощряющей легальную миграцию необходимой национальной экономике иностранной рабочей силы и исходящей при этом как из интересов России и её граждан, так и интересов мигрантов;

5) двойственный характер развития миграционной политики. С одной стороны, во многих странах мира имеет место принятие всё более жёстких мер в отношении мигрантов, что обусловлено соображениями, как политической, так и экономической безопасности. С другой стороны, активно идут интеграционные процессы, предусматривающие в рамках создающихся и расширяющихся союзов типа европейского союза, североамериканского союза НАФТА, арабского общего рынка и др., свободу перемещения рабочей силы граждан стран-участниц через внутренние государственные границы этих союзов. Россия в этом контексте могла бы послужить хорошим примером в качестве некоего объединяющего центра на миграционном пространстве государств бывшего СССР, тем более что её экономические и демографические интересы насущно требуют притока мигрантов. Формирование единого рынка труда в рамках СНГ могло бы быть логическим решением, учитывая общность языка, близость системы профессионального образования, культурных и трудовых традиций. Однако эта естественная, казалось бы, тенденция наталкивается с одной стороны, на националистические идеи построения этнически гомогенных государств в Закавказье, Средней Азии и в Украине, а с другой - на отсутствие продуманной концепции поощрительной миграционной политики в России. 15 марта 2006 г. в Госдуме был представлен доклад "О приоритетах миграционной политики и о мерах, принимаемых правительством по совершенствованию действующего законодательства в этой   сфере", в   рамках   которого   основной   акцент   был   сделан   на необходимость борьбы с нелегальной трудовой миграцией;

6) увеличение демографической значимости международной миграции населения. Миграционный прирост за 1994-2004 гг. превысил 3 млн. человек. Чтобы выйти из демографического кризиса, который наблюдается в России с 1990-х г., только за счёт привлечения мигрантов это сделать невозможно. По исследованиям экспертов ООН и отечественных учёных, для того чтобы вновь достичь режима простого воспроизводства, России нужно ежегодно принимать в среднем 700 тыс. мигрантов и наращивать этот объём до 2030-2035 гг. Миграция населения - явление по своей сути, сугубо положительное, которое приобретает те или иные негативные черты и ведёт к негативным последствиям, главным образом, в результате непродуманных действий и решений руководителей государства, его министерств и ведомств, отдельных общественных организаций и политиков, навязываемых ими обществу образа мигранта как "преступника" и "террориста", что усугубляет социально-экономическую ситуацию в стране. [7]

Информация о работе Миграционные процессы