Мировая экономика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:15, контрольная работа

Описание

Китай – признанный лидер среди стран догоняющего развития, как по темпам роста, так и по роли в мировой экономике. За три десятилетия реформ (1979-2008 гг.) ВВП КНР вырос почти в 15 раз, а среднедушевые доходы населения – в 7,5 раз. Уже в 1995 г. Китай по объему ВВП, исчисленному по паритету покупательной способности валют (ППС), вышел на 2-е место в мире, обойдя Японию; в 2008 г. ему удалось, обойдя Германию, выйти на 3-е место в мире и по объему ВВП, подсчитанному по официальному обменному курсу.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………………………3
Местонахождения и территория Китая……………………………….….. 4
Население Китая……………………………………………………….…….. 5
Уровень образования населения………………………………………....... 8
Тип государственного устройства……………………………………..….. 9
Экономика КНР……………………………………………………….…… 10
Мировой рынок рабочей силы……………………………………………. 12
Заключение………………………………………………………………….…………. 16
Список литературы…………………………………………………………………. 18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 367.70 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Кафедра организации  и предпринимательства в АПК 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика»

на тему Китай  и мировой рынок рабочей силы 

                                                                                     Выполнила

                                                                                     студентка заочноного ускоренного отделения

                                                 «Бухгалтерский учет и аудит»

                                                               Проверила 
 
 

                  

Омск 2011 год 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение……………………………………………………………..…………………………3

  1. Местонахождения и территория Китая……………………………….….. 4
  2. Население Китая……………………………………………………….…….. 5
  3. Уровень образования населения………………………………………....... 8
  4. Тип государственного устройства……………………………………..….. 9
  5. Экономика КНР……………………………………………………….……  10
  6. Мировой рынок рабочей силы……………………………………………. 12

    Заключение………………………………………………………………….…………. 16

    Список  литературы…………………………………………………………………. 18 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение

     Китай – признанный лидер среди стран  догоняющего развития, как по темпам роста, так и по роли в мировой  экономике. За три десятилетия реформ (1979-2008 гг.) ВВП КНР вырос почти  в 15 раз, а среднедушевые доходы населения  – в 7,5 раз. Уже в 1995 г. Китай по объему ВВП, исчисленному по паритету покупательной способности валют (ППС), вышел на 2-е место в мире, обойдя Японию; в 2008 г. ему удалось, обойдя Германию, выйти на 3-е место в  мире и по объему ВВП, подсчитанному  по официальному обменному курсу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Местонахождения и территория Китая

     Китай находится в восточной части  Евразийского материка - самого большого на земле участка суши - на западном побережье крупнейшего в мире Тихого океана. Приблизительно 98% территории Китая расположено между 20o и 50o северной широты, большая часть страны принадлежит  к умеренному и субтропическому  поясам, которые соответственно охватывают 45,6% и 26,1% территории Китая.

     КНР- расположена в Центральной и  Восточной Азии. На востоке омывается  водами Желтого, Восточно-Китайского и  Южно-китайского морей Тихого океана. У берегов Китая есть много  островов, среди них наиболее крупные  Тайвань и Хайнань. Китай граничит более чем с десятью государствами : на Севере - с Монголией и Россией, на Западе - с Казахстаном и Афганистаном, на Юго-западе с Индией, Непалом, Бутаном, Бирмой, Таиландом, Лаосом, Вьетнамом, на Востоке с Кореей, имеет морскую  границу с Филиппинами и Японией. Длина которой примерно равна 11 тыс. км (а включая длину береговых  линий островов - 21 тыс. км). Длина  же сухопутных границсоставляет около 15 тыс. км.

     Столица: Пекин. Крупнейшие города: Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Шэньян, Чунцин, Ухань, Гуанчжоу, Харбин, Чэнду, Цзыбо, Сиань, Нанкин, Тайюань, Чанчунь, Далянь. Порты: Далянь, Фучжоу, Гуанчжоу, Хайкоу, Ляньюньган, Нанкин, Наньтун, Нинбо, Циндао, Циньхуандоа, Шанхай, Тяньцзинь, Гонконг (Сянган), Ханьгу, Яньтай, Шаньтоу, Сямынь.

  1. Население Китая

Китай - огромная страна, прочно удерживающая первое место  в мире по населению, при этом КНР  еще и многонациональная страна. Этнический состав: китайцы (хань) составляют 91,9%, помимо них в Китае проживает  более 50 наций и народностей - чжуаны, уйгуры, хуэй, ицзу, тибетцы, мяо, манчжуры, монголы, буи, корейцы и другие. Верующие: даосисты, буддисты, мусульмане 2% - 3%, христиане 1% (официальная коммунистическая идеология  проповедует атеизм, но многие люди, в том числе и китайский  государственные чиновники придерживаются традиционных верований).

                               Китайское население:

     Численность населения - 1 261 млн.

     Рост  населения - 0,9%

     Городское население - 36%

     Работоспособное население - 68%

     Рождаемость - 16,12 на 1000 человек 

     Смертность - 6,73 на 1000 человек 

     Средняя продолжительность жизни - мужчин 69,6 лет, женщин 73,3 лет 

     Половая структура населения - мужчины 51,5%, женщины 48,5%

     Расходы на образование - 2,3% от ВНП 

     Продолжительность среднего образование - 9 лет 

     Процент неграмотности - среди мужчин 9%; среди  женщин 25% .

Китай многонациональная  страна. Около 55 этнических меньшинств проживают на трех пятых всей территории страны. В местах компактного проживания самых крупных этнических меньшинств созданы автономии. В Китае представлены четыре главные языковые семьи: китайско-тибетская, алтайская, индоевропейская и австроазиатская. Наиболее широко распространен язык хань. Но надо заметить, в нем существуют три основных диалекта - пекинский (северный), чэндунский (верхнее Янцзы), нанкинский (южный). На Юго-востоке распространен диалекты ву, юэ, хакка. Вместе с китайцами-хань на одном с ними языке говорят маньчжуры и хуэй. Маньчжуры - потомки северных племен, вторгшихся в Китай в 17 в. и основавших собственную династию Цин. В наши дни почти полностью ассимилированы.

В силу вековых  традиций китайские семьи обычно были многодетными и считались счастливыми, если в семье рождались сыновья, ибо, женившись, они приводили в  дом своих жен – дополнительные рабочие руки. Сыновья – что  было весьма важно – обеспечивали родителям спокойную старость. «Имеешь  дом – не бойся стужи, имеешь сына – не бойся нужды», – говорили в старину. Дочь же, уходившая к  мужу, не могла оставаться опорой родителям. Росту численности населения  в КНР, безусловно, способствовали ликвидация голода, определенное повышение материального  благосостояния, улучшение системы  здравоохранения, ликвидация различного рода инфекционных заболеваний уже  в первые годы народной власти, что  привело к сокращению детской  смертности, увеличению продолжительности  жизни.

Немаловажную  роль в быстром росте населения  сыграла демографическая политика, проводившаяся государством в течение  первых десяти лет. Утверждалось, что  каждый человек, достигший трудоспособного  возраста, – это прежде всего  рабочие руки, и поэтому в ходу был лозунг: «Чем больше рабочих  рук, тем больше объем производства, тем больше накопления». При этом, однако, не учитывались относительная  ограниченность плодородных земель, источников энергии в стране, ее общая экономическая отсталость. В первых государственных планах обращали внимание лишь на производственные показатели в целом, но почти не принимали  в расчет темпы роста населения. Считалось, что большое население  представляет собой огромный потенциал  трудовых ресурсов, который создает  благоприятные предпосылки для  ускорения социально-экономического развития в условиях развернувшегося  строительства основ социалистического  общества.

     Лишь  в середине 60-х годов была осознана ошибочность официальной политики в области народонаселения, стали  приниматься меры, направленные на снижение уровня рождаемости. Однако проведение мероприятий, ставивших своей целью  контроль над рождаемостью, не было систематическим, повсеместным и глубоко  продуманным. Годы же «культурной революции» практически свели к нулю и те небольшие успехи, которые были достигнуты в ходе осуществления этих мероприятий. Была дезорганизована деятельность государственных учреждений и общественных организаций, занимающихся «планированием семьи».

     В 70-е годы китайское руководство  оказалось вынужденным пойти  на принятие строгих экономических  и социальных мер, регламентирующих рождаемость. Всем органам власти на местах было указано проводить в  жизнь лозунг: «Одна семья –  один ребенок». Плановый рост населения  объявили одной из важнейших задач, стоящих перед государством. При  ее решении предусматривается взять  под строгий контроль быстрый  и чрезмерный его прирост с  тем, чтобы к 2000 году его численность  не превышала 1200 миллионов человек. По мнению китайских демографов, если этого не добиться, то достигнутые  в экономической области результаты будут сводиться на нет.

     С целью обуздания чрезмерной рождаемостью разработана система мер наказания  «нарушителей» принципа «одна семья  – один ребенок». На них накладывают  штрафы, производят вычеты из зарплаты. Они в последнюю очередь получают жилье, их детей (второго, третьего ребенка) не берут в детские сады, иногда не к обучению в школе, не будут  принимать в высшие учебные заведения. Родители, нарушившие указанный принцип, рискуют даже потерять работу.

     Напротив, для супружеских пар, соблюдающих  установку «одна семья – один ребенок», предусмотрены различные  льготы. Они получают надбавку к  заработной плате до достижения ребенком 14 лет, пятипроцентную надбавку к пенсии. У них право на первоочередное получение жилья, устройство ребенка  в детский сад. Политика сокращения рождаемости поощряет аборты, а также  стерилизацию как женщин, так и  мужчин.

     Девиз «одна семья – один ребенок» воплощает  собой политику не только жесткую, но подчас и жестокую. Ее осуществлением занимается министерство по делам планирования семьи, которое в Китае называют одним из силовых министерств. Оно  располагает штатом в несколько  сот тысяч человек и имеет  представителей во всех административных единицах, вплоть до волостей. Министерство содержит свой научно-исследовательский  центр и сорок предприятий  по производству противозачаточных  средств. Их бесплатно получают более 200 млн. супружеских пар. Оно также  имеет клиники и медпункты, где  можно бесплатно сделать аборт (которым нынче в Китае кончается каждая четвертая беременность). Ежегодно соглашаются на стерилизацию более 20 млн. мужчин, уже имеющих одного или двух детей (это составляет почти половину подобных операций в мире).

     В то же время среди населения остается различное отношение к государственной  политике планирования семьи. Большая  его часть правильно понимает демографические установки правительства. Однако исследование современной демографической  ситуации в КНР и репродуктивного  поведения китайского населения  показывает, что в настоящих условиях население еще не готово к восприятию и реализации установок на однодетную семью. Осуществление этой политики сталкивается с большими трудностями, особенно в сельской местности, где  население ориентируется не менее, чем на двухдетную семью. Такой ориентации способствуют и традиционные убеждения  в необходимости отдавать предпочтение сыновьям, боязнь не иметь поддержки  в старости. Следствие этого –  участившиеся в последнее время  явления инфантицида (убийство новорожденных  девочек). По материалам выборочного  обследования крестьянских семей в  провинции Хубэй иметь одного ребенка желают лишь 5% семей, 2-х детей  – 51%, 3-х и более – 44%. Кроме  того, можно нередко слышать, что  иметь одного ребенка в семье  ненормально с психологической  точки зрения, поскольку родители всегда обеспокоены возможностью того, что с их ребенком может произойти  какой-нибудь несчастный случай.

     В целом в стране превышаются установленные  государством нормы рождаемости. В  ряде семей имеется двое, а то и трое детей. Люди предпочитают отделываться штрафом за рождение ребенка «сверх нормы». В народе говорят, что они  «покупают» себе детей. Когда таких  супругов спрашивают, почему они не желают соблюдать установленный  «лимит», они обычно отвечают: «Если  рождаются девочки, мы готовы потратить  несколько тысяч юаней, чтобы  иметь мальчика. Деньги можно легко  заработать, а сына получить нелегко».

     Проблемы  народонаселения накладывают отпечаток  на разнообразные стороны жизни  китайского общества – экологическую  и продовольственную ситуации, особенности  занятости и роста производительных сил в целом, характер производственных отношений.

  1. Уровень образования населения

     Немало  проблем, существующих в Китае, в  значительной мере вызвано низким уровнем  образования. В первые годы народной власти достигнуты большие успехи в  области образования. Была близка к полной ликвидации неграмотность. Большое развитие получила общеобразовательная и высшая школа. Однако политика «большого скачка», «культурная революция» отрицательно сказались на образовании. Хотя в последнее время многое исправлено, положение остается тяжелым. По данным статистики, 23,5% жителей страны неграмотны и полуграмотны. К 1982 г., через 32 года после создания КНР, количество населения увеличилось на 566 млн., и только 325,2 млн. человек получили образование: 157,1 млн. – на уровне начальной школы, 52,5 млн. – второй ступени средней школы, 5,8 млн. – на уровне техникума, 3,18 млн. – высшее. По данным четвертой переписи населения Китая, на 1 июля 1990 года население в возрасте старше 12 лет в среднем имело образование на уровне 5,5 лет обучения. Неграмотных и полуграмотных в возрасте 15 лет и старше было 182 млн. человек, из которых подавляющее большинство проживало в сельской местности. Число неграмотных женщин составляет 70% общего числа неграмотных. 350 млн. человек имели начальное образование, что составляло 47% от общей численности населения страны. 170 млн. получили среднее образование. Доля лиц, имеющих высшее образование, составила только 0,6%, студентов вузов – 0,12% от всего населения. Это значит, что процент лиц, поступающих из начальной школы в среднюю невысок, а из средней школы в вуз еще ниже. Нынешнее отставание в образовании, несомненно, будет влиять на дальнейшее развитие экономики и общества в целом. По данным зарубежных исследований, половина национального дохода США является результатом повышения образования рабочей силы. Согласно исследованиям, проведенным в Японии, степень образования работников влияет на техническое преобразование: если уровень образования рабочих поднимается на один класс, то уровень техники – на 6%. Обычно, чем ниже уровень образования, тем меньше национальный доход страны. Таким образом, низкий образовательный уровень населения является важным фактором, отрицательно влияющим на социально-экономическое развитие Китая. Быстрый рост численности населения помешал накоплению материальных средств и вложению капитала в образование. В 1965 г. в Китае расходы на одного учащегося начальной школы составляли 19,96 юаней в год, на одного учащегося средней школы – 88,89 юаней. К 1978 г. из-за увеличения численности населения ежегодные расходы уменьшились соответственно до 12,61 и 37,57 юаней.  

Информация о работе Мировая экономика Китая