Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:23, контрольная работа
Уникальным инструментом решения локальных проблем приграничья является приграничное сотрудничество.
Приграничные территории — это территории государства, прилегающие к государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями. Главным фактором, обусловливающим специфику приграничья, является его географическое положение.
Введение
1.Особенности развития российских приграничных районов
2. Роль приграничного сотрудничества в развитии приграничных регионов
Тест
Заключение
Список использованной литературы
Вариант 11
Тема. Основные направления развития приграничных районов России
Содержание
Введение
1.Особенности развития российских приграничных районов
2. Роль приграничного сотрудничества в развитии приграничных регионов
Тест
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Уникальным инструментом решения локальных проблем приграничья является приграничное сотрудничество.
Приграничные территории — это территории государства, прилегающие к государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями. Главным фактором, обусловливающим специфику приграничья, является его географическое положение.
Приграничное сотрудничество стало важной особенностью современных международных связей регионов, поскольку именно на границе непосредственно пересекаются многие жизненно важные проблемы государств, включая внешнеполитические, экономические, гуманитарные контакты. Приграничное сотрудничество помогает решать отдельные вопросы межгосударственных отношений, в том числе такие, по которым затруднительно или пока невозможно принимать решение на более высоком уровне, укреплять исторически сложившиеся связи.
Особую роль проблематика приграничных районов играет для России, имеющей громадный пограничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д. характеристикам территории.
Регионы России играют исключительно важную роль в процессе приграничного межрегионального сотрудничества, содействуя при этом повышению прозрачности границ, сближению проживающих на приграничных территориях людей и созданию максимально возможных условий для торговли, экономического процветания регионов.
Особенности развития российских приграничных районов
Распад СССР и появление на его территории новых государств резко изменили положение регионов России. Это выразилось, в частности, в увеличении числа ее приграничных субъектов. Если до 1991 г. к ним можно было отнести около десятка республик, краев и областей, то в настоящее время более половины территорий являются приграничными.
Положение вблизи государственной границы бывшего СССР сдерживало экономическое развитие приграничных территорий. Пространственный анализ характера и уровней развития районов в Российской Федерации, административных районов и муниципальных образований в субъектах РФ показывает, что наиболее интенсивно в них развиваются центральные территории и территории, расположенные вдоль основных транспортных магистралей (транспортных коридоров), а также регионы, богатые природными ресурсами. Все эти территории имеют дифференциальные ренты по положению, использованию научно-технического и производственного потенциалов, строительной базы, высококвалифицированных кадров, финансов, природных и др. ресурсов.
Окраинные регионы России в силу большой удаленности от центра, слабой транспортной освоенности и длительного периода относительной замкнутости хозяйства Советского Союза в большинстве своем развивались замедленными темпами , были отсталыми. Те же регионы Российской Федерации, которые стали приграничными только после распада Советского Союза, начали резко снижать уровни социально-экономического развития, экономической эффективности производства и конкурентоспособности производимой продукции (услуг).
С проведением экономических реформ и переходом страны на рыночные отношения в экономике в приграничных регионах развился глубокий экономический кризис, который во многих из них продолжается и сейчас.
Основная часть приграничных субъектов РФ в настоящее время относится либо к отсталым, либо к депрессивным регионам.
Похожая ситуация относительно развития центральных и окраинных (приграничных) территорий складывается и на уровне субъектов РФ. В приграничной Ленинградской области, например, в ближайшем окружении Санкт-Петербурга (6 административных районов, 5% территории Северо-Западного экономического района) производится четверть продукции растениеводства и животноводства экономического района. Здесь наивысшие показатели интенсификации и экономической эффективности производства. Плотность населения этой зоны превышает 40 чел. на кв.км., достигая в Гатчинском районе до 80 человек.
С удалением от указанной зоны плотность населения, интенсицикация и эффективность производства снижаются . Средняя плотность населения самой удаленной от центра части Ленинградской области – около 10 чел. на кв. км., в Подпорожном районе – 5 человек на кв.км.
Аналогичная картина наблюдается в приграничной Псковской области. Земли сельскохозяйственного назначения приграничных территорий Псковской области зарастают лесом, для них характерен самый большой отток населения и т.д.
Приведенные материалы свидетельствуют, что окраинные (приграничные) территории на всех уровнях региональной иерархии объективно имеют хуже условия и показатели воспроизводства, чем центральные территории и развиваются замедленными темпами.
К тому же ряд богатых центральных регионов России смогли заключить выгодные для себя Договоры с центром, которые дали им дополнительные правовые преимущества в социально-экономическом развитии. И они этим преимуществом с успехом пользуются, увеличивая разрыв в развитии. В первую очередь это относится к республикам Татарстан и Башкортостан. В Договорах республик Татарстан и Башкортостан с федеральным центром четко прослеживается перераспределение полномочий в их пользу за счет расширения перечня совместных полномочий и предметов ведения, а также объема собственных исключительных полномочий (за счет совместных и федеральных). В основном к исключительным полномочиям этих республик относилось решение вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными ресурсами (договор с Татарстаном), самостоятельное осуществление внешнеэкономической деятельности (обе республики), создание собственного банка и др. Договоры позволили этим республикам быть в определенной степени независимыми от Российской Федерации при проведении собственной политики (в том числе в экономике). Договоры Москвы и Свердловской области с федеральным центром укрепили их самостоятельность в решении региональных проблем и т.д.
За годы экономических реформ территориальная дифференциация в уровнях социально-экономического и правового развития регионов России возросла, увеличился разрыв между центральными и приграничными (глубинными) регионами.
Базовые показатели социально-экономического развития подавляющего большинства приграничных субъектов РФ (от 70 до 90% и выше) уступают аналогичным среднероссийским показателям, а по некоторым из них имеют наихудшие значения. В число таких показателей входят инвестиции в основной капитал на душу населения, приведенные душевые бюджетные доходы, удельный вес убыточных предприятий и др. Стабильные регионы-реципиенты в стране более чем на 70% представлены приграничными территориями. Если мы строим федеративное государство, то это противоречит основным принципам федерализма, равноправию субъектов и мы не имеем право на это не обращать внимания.
Как это получилось? Кто виноват? Наука, которая не может выделить дифференциальную ренту и предложить вариант разумного ее распределения по территории, или это ошибки, которые были допущены при заключении Договоров, или это естественный процесс развития территорий и т.д. В этом, видимо, придется еще разбираться и жизнь, несомненно, расставит все на свои места.
Но факт в том, что приграничные регионы России (а их в стране почти половина) особенно те, которые не располагают значительными запасами ликвидных природных ресурсов с высокой рентабельностью их освоения, научно-техническим и производственным потенциалами, развитой инфраструктурой, которые потеряли преимущество географического положения с распадом СССР, обречены на более длительный кризис, отставание в развитии по сравнению с другими более богатыми преимущественно центральными регионами. Так получилось во многих случаях не по вине этих регионов, а сложилось исторически, либо это стало результатом не очень дальновидной политики федерального центра.
К тому же надо отметить, что многие приграничные субъекты РФ начали выполнять не свойственные им ранее функции по обслуживанию международных связей только после распада Советского Союза. На их территории еще не создана соответствующая инфраструктура. Обустройство приграничных территорий международными пунктами пропуска связано со значительными затратами финансовых и материальных ресурсов, которые в ряде случаев наряду с федеральными структурами осуществляют сами субъекты.
В таких условиях решение проблемы равноправия субъектов РФ, снижение территориальных диспропорций в их развитии, укрепление федеративного устройства страны может идти по нескольким направлениям. Одно из них – перераспределение дифференциальной ренты и государственная поддержка депрессивных и отсталых регионов.
Исходя из принципов федеративного устройства России, а также учитывая, что в создании дифференциальной ренты принимало участие население всех регионов страны, было бы целесообразно сделать дифференциальную ренту общегосударственной собственностью и направить ее на решение общероссийских проблем, в частности на развитие приграничных депрессивных и отсталых регионов.
По мнению современного русского ученого секретаря Отделения экономики Российской академии наук академика Львова Д.С общество должно быть верховным владельцем тех природных ресурсов, на которых основывается жизнедеятельность всех его членов.
В концепции устойчивого развития общества и экономики, разработанной под эгидой ООН, решительный крен сделан в сторону эффективного использования природно-ресурсного потенциала земли в интересах всего населения планеты.
Однако, в Российской Федерации проблема использования ренты до сих пор не имеет четкого и корректного решения , даже в области распределения ренты от использования природных ресурсов. Существующие федеральные законы «О недрах» и «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ» на все эти вопросы не дают однозначного ответа. Договоры же, как мы видим, по-разному решают проблему собственности природных ресурсов и платы за их использование , что, несомненно, только усиливает социально-экономическую нестабильность и увеличивает асимметрию в развитии регионов.
Форм государственной поддержки регионов известно много (трансферты, целевые программы, помощь в завозе продукции (товаров), поддержка ЗАТО, субсидии на переселение и др.). Выбор конкретного направления поддержки определяется условиями развития региона, выхода его из кризиса.
В одних случаях целесообразно помочь региону в строительстве транспортной магистрали, связав его тем самым с общероссийским рынком. Примером такого субъекта РФ может служить Республика Тыва. В других случаях целесообразно создать правовые условия и направить государственные средства в освоение природных ресурсов региона ( Сахалинская область, располагающая значительными запасами углеводородов, рыбных ресурсов, термальных вод). В третьих помощь может быть направлена на переселение жителей из кризисных регионов (депрессивные и отсталые регионы на Севере России) и т.д.
Роль приграничного сотрудничества в развитии приграничных регионов
Есть одна общая для всех приграничных регионов и страны в целом проблема, решение которой может дать мощный импульс для их развития. Это – создание условий для приграничного сотрудничества.
В настоящее время, когда процессы интеграции стран СНГ протекают сложно и противоречиво, важно создать необходимые условия для вовлечения субъектов РФ в приграничное сотрудничество с государствами Содружества и их регионами. От этого будут в выигрыше и российские регионы, и их партнеры в странах СНГ. Развитие прямых связей между приграничными территориями должно стать действенным средством развития интеграционных процессов, создания единого экономического пространства. Отметим, что такие связи в политическом плане содействуют укреплению дружественных отношений внутри СНГ, в экономическом — увеличению потенциала экономического развития регионов, в гуманитарном — расширению культурных и человеческих контактов, оказанию поддержки 25 млн соотечественников, проживающих за пределами исторической Родины. Взаимозаинтересованность страны и регионов в этом и положительный зарубежный опыт приграничного сотрудничества, в частности в создании еврорегионов делают проблему развития приграничного сотрудничества во многих случаях наиболее предпочтительной среди других при определении направлений государственной поддержки приграничных территорий.
Типичным примером взаимной выгоды приграничного сотрудничества стран СНГ может служить сотрудничество Оренбургской области с Республикой Казахстан. «В условиях экономического кризиса, хронических неплатежей на российском рынке они (внешнеэкономические факторы, авт.) выступают важнейшими средствами стабилизации и удовлетворения первоочередных нужд хозяйственного комплекса области, сохранения рабочих мест, получения гарантированных доходов.»
Информация о работе Основные направления развития приграничных районов России