Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 09:59, реферат
В течение последних десятилетий проблема этнических конфликтов является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы науки. Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудноразрешимости подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этно - религиозно - территориальные. Огромное количество этнических конфликтов продолжает дестабилизировать ситуацию в странах Африки и Латинской Америки.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Северный Кавказ: фоновая напряженность и латентная конфликтность в Дагестане, сецессионный конфликт в Чеченской республике, осетино-ингушский конфликт, конфликт в Карачаево-Черкессии, проблема интеграции адыгов . ………………………………4
Глава 2. Урал и Поволжье: фоновая напряженность и латентная конфликтогенность в Татарстане и Башкортостане. ……………………8
Глава 3. Сибирь: латентная конфликтогенность в Тыве, Саха (Якутия), Бурятии. ……………………………………………………………………9
Глава 4. Российский Дальний Восток: проблема китайской и корейской иммиграции. ………………………………………………….11
Заключение.................................................................................................13
Список литературы…………………………………………………..…15
Башкортостан.
В
Башкортостане башкиры
Элементы институционального конфликта имели место и в Башкортостане. Эта республика подписала федеративный Договор, но на определенных условиях. Конфликтность была снята после подписания Договора о разграничении полномочий.
Объектом серьезного внимания органов государственной власти Республики Башкортостан сегодня является национальная школа, обучение детей родному языку. Так, если в 1990 г. в школах республики изучалось восемь родных языков, то сегодня 14. Всего обучением на родном языке охвачено 70 процентов детей башкир, почти столько же татар, около 50-60 процентов детей чуваш, удмуртов и мари.
Саха (Якутия).
Саха
(Якутия) – одна из самых обеспеченных
республик, но её территория расположена
в крайне сложных условиях Севера.
Якуты в последнее время
В
начале 90-х годов в республике
активно действовали
Осложнения в отношениях с Центром из-за ресурсов (алмазы, нефть и т.д.) обостряют ситуацию, однако до открытого конфликта дело не доходит.
Тува.
В конституции республики Тува, принятой до Конституции России 1993 года, был зафиксирован не только приоритет местных законов над федеральными, но и право республики на выход из состава Федерации. Идеологически тувинские лидеры опираются на государственность до 1944 года. Сейчас выразителем национальных идей стало руководство республики.
Тува более чем на 90% - дотационная республика, что понимает и народ, и руководство. Социальная напряженность очень высока из-за низкого уровня жизни людей и высокой безработицы. Недовольство проецируется на национальную сферу, поэтому межнациональные отношения достаточно напряженные.
Бурятия.
Изменения,
начавшиеся в стране с середины восьмидесятых
годов, способствовали росту национального
самосознания, активизации усилий по
наполнению государственности новым
содержанием. 8 октября 1990 года Бурятия
приняла Декларацию о государственном
суверенитете. Подписание в 1992 году Федеративного
договора и принятие в 1994 году своей
Конституции были направлены на укрепление
прав республики как субъекта Российской
Федерации. Договор и Соглашение
о разграничении предметов
На
межнациональные отношения
-
стремление народов к
-
стремление сохранить и
К
проблемам бурятского народа следует
отнести незавершенность
У
русского народа проблемы связаны в
первую очередь с последовательно
проводимой официальными властями в
течение последнего столетия подменой
русской культуры наднациональной
«общечеловеческой» культурой, отсутствием
комплексных программ ее развития.
Остаются актуальными вопросы
Проблема Дальнего Востока: удаленность от центра страны, суровые природные условия, недостаточное транспортное сообщение с остальной частью страны.
На территории, составляющей 35% территории России проживают лишь 5% её населения. С 1991 года миграционный отток жителей (в основном русских) составил более 100 тысяч человек [3]. Но если русские с Дальнего Востока уезжали, то китайцы туда приезжали. В 1993 году Россию посетили более 700 тысяч китайцев. Довольно скоро обнаружилось, что далеко не все граждане КНР, въехавшие на территорию России в качестве туристов или формально со служебными целями, возвращаются обратно в Китай, предпочитая всеми правдами и неправдами задержаться в России подольше, а то и осесть в ней на постоянное жительство.
Судя по всему, китайская миграция на Дальний Восток России, довольно активная в 1992-1993 гг., была обычной экономической миграцией и не носила характера планомерного направляемого процесса. Принятые российским руководством меры практически остановили незаконную инфильтрацию из Китая в регион, но одновременно негативно повлияли на торгово-экономические отношения Дальнего Востока с приграничными провинциями Китая. В перспективе какие-либо демографические неприятности для Дальнего Востока со стороны Китая возможны только в случае резкого ухудшения там социально-экономической ситуации. Поэтому Россия как никакая другая страна заинтересована в нормальном экономическом развитии и политической стабильности Китая.
Совершенно
очевидно, что дальнейшее расширение
торгово-экономических связей с
Китаем, являющееся жизненно необходимым
для России в целом и особенно
для ее азиатской части, неизбежно
повлечет за собой как увеличение
двусторонних людских контактов, так
и рост численности китайской
диаспоры в России. В этой ситуации
важно не допустить эскалации
конфронтации на этнопсихологическом
уровне. Необходимо найти и эффективно
применять цивилизованные рычаги взаимодействия
с китайскими мигрантами, одновременно
предпринимая все возможные меры
по усилению русского демографического
присутствия и максимальной интернационализации
хозяйственной жизни в
Заключение
Прогнозирование, предупреждение и разрешение этнических конфликтов - важная задача современной науки. Регулирование конфликтов на этнической основе, поиск взаимопонимания сторон затрудняется рядом факторов, к которым следует отнести следующие:
Конфликт
никогда не бывает статичным. Он постоянно
развивается фактически по всем параметрам.
Сам факт развития, изменения конфликта
открывает возможности для его
урегулирования. Именно в силу появления
новых аспектов в отношениях между
сторонами-участниками
Двадцатый
век не дал универсального рецепта
решения таких конфликтов. Единственно,
что стало очевидным, - эти конфликты
не имеют решения, если не достигнуто
согласие между непосредственными
сторонами конфликта. Третья сторона
может выполнять либо роль посредника,
либо - гаранта. А условием мирной трансформации
конфликта может быть только отказ
от применения силы, именно потому, что
в конечном итоге нужна готовность
к устранению ненависти между
конфликтующими сторонами.
Список литературы
[1] Результаты переписи 1989 года: русские – 39%, татары – 28%, башкиры – 22%.
[2]
Концепция государственной национальной
концепции Республики Бурятия. Источник
– официальный сайт Правительства республики
(http://gov.buryatia.ru/obur/
[3]В. Портяков. Миграционная ситуация на Дальнем Востоке России. Сайт Московского центра Карнеги.
Информация о работе Основные зоны межэтнических напряженностей в России