Особые административные районы КНР - Сянган и Аомэнь. Образование, политическое и экономическое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:42, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что для России весьма актуально изучение и применение на практике опыта создания управления особыми административными районами – опыта бескровного разрешения международных споров и конфликтов, успешного сосуществования в пределах одной страны различных политических систем. Поэтому цель работы состоит в том, чтобы показать особенности политического и экономического развития данных районов, проиллюстрировать проблемы, с которыми они столкнулись в переходный период, и дать оценку современному состоянию Сянгана и Аомэнь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Процесс образования особых административных
районов Сянган и Аомэнь……………………………………………………….3-16
2 Современное экономико-политическое устройство
особых административных районов Сянган и Аомэнь……………………...17-29
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Делаем.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

Тем не менее, в конце 1960-х положение  обострилось. В апреле 1966 после повышения тарифов на транспорт по Гонконгу прокатилась волна бунтов, власти ввели комендантский час и арестовали 250 человек. В мае 1967 вспыхнула забастовка нескольких тысяч рабочих фабрики искусственных цветов, за которой последовали протесты и в других отраслях промышленности. Профсоюзы начали массовые кампании протестов, которые продолжались все лето: вспыхивали вооруженные перестрелки с британской полицией. Великобритания перебросила в колонию дополнительные военные силы, закрыла оппозиционные газеты, тысячи протестующих были арестованы. КНР выразила протест британскому правительству и практически прекратила поставки воды и продовольствия в Гонконг. Распространились слухи о том, что Великобритании придется эвакуировать колонию. Однако к осени властям удалось подавить движение протеста. Китай возобновил поставки в Гонконг, а британская сторона демонтировала ряд новых пограничных укреплений. Участники забастовок так и не были возвращены на работу в 1968. В 1972 в письме председателю комитета ООН по деколонизации министр иностранных дел КНР Хуан Хуа заверил, что его страна намерена использовать исключительно мирные средства для восстановления китайского суверенитета над «оккупированными» Гонконгом и Макао. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию в поддержку китайских требований. В 1970-х в Гонконге развернулась борьба с коррупцией, инициатором которой стала Независимая комиссия против коррупции. В результате проведенной кампании удалось значительно снизить ее уровень, и к настоящему времени гонконгское общество считается одним из наименее коррумпированных в мире.

С конца 70-х гг. Гонконг превратился  в крупнейшего торгового партнера и основного иностранного инвестора  для КНР. «Успешное развитие экономических отношений повлекло за собой достижение компромисса в политической сфере. Формула Дэн Сяопина "одна страна — две системы" оказалась весьма конструктивной для решения проблемы. Процесс подготовки к переходу под суверенитет Китая занял больше десяти лет». [5, c. 100] В сентябре 1984 г. было подписано Совместное заявление Правительства Китайской Народной Республики и Правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о восстановлении суверенитета 30 июня 1997 г. (дата окончания срока аренды Новых территорий).

Было решено учредить в Гонконге особый административный район, в котором исполнительная, законодательная и судебная ветви власти будут обладать «автономией высокой степени», а действовавшая при колониальном режиме правовая система останется неизменной в течение 50 лет. На основании Совместного заявления был разработан Основной закон Сянганского особого административного района КНР, принятый в апреле 1990 г. на сессии Всекитайского собрания народных представителей.

На выборах  в Законодательное собрание в  мае 1998 г. победила демократическая оппозиция.

«Согласно Основному закону, территория в качестве отдельной таможенной зоны сохранила самостоятельность во внешней торговле, в вопросах законодательной и исполнительной власти. КНР несет ответственность за внешнюю политику и оборону. Граница между Сянганом и КНР сохранилась со всеми пограничными формальностями. Сянган имеет свою валюту. Английский остается языком, которым будут пользоваться правительство и суды». [5, c. 101]

Гонконг сохранил членство в качестве отдельной таможенной территории — "Китайского Гонконга" — в Мировом банке, МВФ, Азиатском банке развития, в ВТО, АТЭС и ряде других международных организаций. Стороны гарантировали сохранение этих условий в течение последующих 50 лет.

  

 

2.Современное экономико-политическое устройство особых административных районов Сянган и Аомэнь.

 

Согласно Основному закону, высшим должностным лицом ОАР Сянган является Глава исполнительной власти. «В настоящее время Главой исполнительной власти является бывший крупный судовладелец - Дун Цзяньхуа, избранный на этот пост при участии Китая в декабре 1996 г. (в июне 2002 г. повторно). При нем действует совещательный орган - Исполнительный совет». [3, c.25] Глава исполнительной власти имеет право наложить вето на законы, принятые Законодательным советом, но совет может преодолеть его двумя третями голосов. В этом случае глава исполнительной власти обязан или подписать закон или назначить новые законодательные выборы. В случае если и новый состав Законодательного совета проголосует двумя третями голосов за данный законопроект, глава исполнительной власти должен согласиться с ним или подать в отставку.

Избирательным правом обладают все жители Гонконга, проживающие  в нем не менее 7 лет (не моложе 18 лет). В задачи Законодательного совета входит принятие законов и бюджета, утверждение налогов и расходования общественных средств, а также надзор за деятельностью исполнительной власти. Ему предоставлено также право назначать и снимать с должности судей Апелляционного суда и главного судью Высшего суда, а также право выражать импичмент главе исполнительной власти (решение принимается двумя третями голосов и передается на утверждение центральному правительству КНР).

Для принятия закона, предложенного  исполнительной властью, необходима поддержка простого большинства членов Законодательного совета, а для утверждения проектов, предложенных членами самого Законодательного совета – поддержка большинства депутатов, избранных, как всеобщим голосованием, так и от функциональных групп.

Местную администрацию (правительство) возглавляет главный министр, который является руководителем местной гражданской службы и несет ответственность перед главой исполнительной власти за формирование и претворение в жизнь политики правительства. Этот пост с апреля 2001 г. занимает бывший финансовый секретарь Администрации Дональд Цанг.

Роль парламента в  Гонконге исполняет состоящий из 60 депутатов Законодательный Совет, выборы в который на четыре года состоялись 10 сентября 2000 г.

Основными политическими  силами территории, имеющими большинство мест как в Законодательном совете, так и в 18 низовых выборных органах - райсоветах, являются оппозиционная правительству Демократическая партия, а также пропекински настроенные Демократический альянс за улучшение Гонконга и Либеральная партия.

Последние несколько лет были отмечены нарастанием кризисных явлений в политической жизни Гонконга, в том числе, чередой скандалов с участием представителей местной администрации и приближенных к Дун Цзяньхуа лиц, ростом демонстраций и иных форм проявления недовольства действиями властей со стороны широких слоев населения, включая гражданских служащих, ростом обвинений в адрес Пекина в попытках вмешательства во внутренние дела территории, расхождениями во взглядах на многие внутриполитические вопросы между главой и рядом других высших должностных лиц ОАР, а также - резким увеличением разрыва между богатыми и неимущими. По итогам проведенных в 2001- 2002 гг. опросов общественного мнения, авторитет Дун Цзяньхуа упал до критической отметки. Однако уровень доверия к Дуну со стороны Пекина и местных деловых кругов позволил осуществить его переизбрание на этот пост главы администрации в 2002 г., принимая во внимание тот факт, что, как и в предыдущий раз, количество избирателей было ограничено рамками специального комитета в несколько сот человек, в основном стоящих на пропекинских позициях.

Юридическая система  в Гонконге основана на британском праве. Помимо судов низшей инстанции, действуют Высший и Апелляционный  суды.

Дипломатическое представительство  Гонконга за рубежом осуществляет КНР. Однако Гонконг участвует в таких международных организациях, как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Азиатский банк развития, Всемирная торговая организация, Всемирная организация по метеорологии, Всемирная организация здравоохранения.

«Местная полиция считается  одной из самых опытных  и эффективных  служб по охране правопорядка среди  стран Азии, в результате чего в  Гонконге наблюдается относительно небольшой по сравнению с другими  крупными городами мира уровень преступности». [3, c.34] Не имея собственных Вооруженных Сил, Гонконг размещает на своей территории гарнизон Народно-освободительной армии Китая в 5 000 военнослужащих, для оказания содействия местной полиции в случае угрозы общественной стабильности или национальной безопасности Китая.

Помимо гарнизона НОАК, пекинские власти в Гонконге представлены Канцелярией по связям Центрального народного правительства КНР (бывшее отделение агентства «Синьхуа» в Гонконге), а также Канцелярией полномочного комиссара МИДа КНР.

Быстро развивающаяся  экономика Гонконга сильно зависит от международной торговли, природные богатства территории ограничены, продовольствие, топливо, воду и сырье приходится ввозить. Хотя хозяйство основано на принципах свободного рынка, власти Гонконга нередко активно вмешивались в экономическую область, регулируя продажу земли и поддерживая обменный курс валюты.

Основу экономики Гонконга составляет сектор услуг. В целом  в торговле, обслуживании туристов, гостинично - ресторанном деле, операциях с недвижимостью, области финансов и страхования, сфере коммунальных и социальных услуг заняты 80% населения.

«Финансовые рынки Гонконга характеризуются высокой степенью ликвидности и действуют в условиях эффективного и прозрачного режима регулирования, отвечающего основным международным стандартам. По оценке МВФ, разумная банковская практика, сильные юридические институты, позволили банковской системе Гонконга успешно пережить азиатский кризис и добиться высоких финансовых показателей». [6, c.41]

Гонконг входит в число крупнейших финансовых центров мира и используется в качестве модели многими развивающимися странами Азии. Провозглашенная Китаем концепция «Одна страна, две системы» открывает перед Гонконгом новые реальные возможности для всестороннего развития с учетом быстрого роста экономики континентального Китая и потребностями КНР в привлечении иностранного капитала.

В 2000 г. реальный размер ВВП вырос на 10,5%. Резервы в иностранной валюте составили на конец 2000 г. 107,5 млрд долл. США. По состоянию на начало марта 2001 г. правительственный долг Гонконга был равен нулю .

«Финансовый рынок Гонконга отличается высоким инвестиционным потенциалом, Гонконг является вторым крупнейшим иностранным инвестором в Индонезии и на Филиппинах и самым крупным инвестором в Китае и Вьетнаме». [6, c.42] Общий размер его инвестиций в Китае превышает 170 млрд. долл США, или около 65% всех иностранных инвестиций в КНР. По оценкам экономистов, Гонконг сыграл существенную роль в развитии Китая, где наблюдается самый быстрый рост экономики в мире на протяжении последних 18 лет.

«Наряду с Нью-Йoрком, Лондоном и Токио Гонконг является одним из крупнейших финансовых центров мира, который широко используется не только для проведения различных банковско-финансовых операций, но и для междунородного финансового планирования». [6, c.43]

Гонконг занимает седьмое место в мире (после Великобритании, США, Японии, Сингапура, Германии и Швейцарии) по объему торговли иностранной валютой. Развитие рынка стимулируется отсутствием в Гонконге валютного контроля и удобной временной зоной. Надежная связь с ведущими финансовыми центрами других стран позволяет осуществлять валютные операции по всему миру.

Денежный рынок представлен, прежде всего, межбанковским рынком, на котором осуществляется оптовая торговля гонконгскими долларами.

Межбанковские фонды  традиционно являются источником финансирования гонконгскими долларами местной банковской системы и особенно тех банков, которые не располагают разветвленной розничной сетью.

Гонконгский рынок долговых обязательств развивается достаточно быстрыми темпами и является наиболее ликвидным в регионе.

Большой интерес инвесторов вызывает рынок акций, первоначально предлагаемых к публичной продаже.

Крупным преимуществом  анклава на протяжении длительного времени является его статус "ворот в Китай". Используя выгоды такого положения, местные банкиры, судовладельцы, юристы и промышленники все активнее прибегают к заключению сделок  и расширяют свой бизнес в континентальной части КНР.

«Если Китай мог на протяжении ряда лет сохранить  высокие темпы развития, то Гонконг периодически «сбивался с ритма». После массовых демонстраций в июле 2003г, связанных с намерением властей ввести строгие меры в сфере безопасности, китайское правительство сочло необходимым укрепить экономику Гонконга». [7, c.4] Первым шагом в указанном направлении стала отмена ряда ограничений на поездки в этот особый район КНР. Жители крупных городов, расположенных в континентальном Китае, получили право совершать поездки в Гонконг не только в составе туристических групп, но и самостоятельно.

Торговля и промышленность также играют важную роль в хозяйстве Гонконга. Текущая конъюнктура в континентальном Китае окажет существенное воздействие на положение и этих секторов гонконгской экономики. В настоящее время на долю КНР приходится более 40% торговли Гонконга с внешним миром. Значение сотрудничества в этой сфере повысится благодаря вступившему в силу с 1 января 2004 г. соглашению о переходе на беспошлинные поставки гонконгской продукции в Китай почти по 90% товарных позиций. Кроме того, гонконгские компании получают преференциальный доступ на китайский рынок дистрибьюторских и финансовых услуг. По соглашению с ВТО, для иностранных фирм он будет открыт полностью только в 2008 г.

Определенное беспокойство вызывает бюджетный дефицит. Правительственные расходы за последнее трехлетие превышали доходы. Власти анклава исключили любую возможность повышение налогов. Фактически создается основа для будущих проблем, в частности для отказа от твердой фиксации курса гонконгского доллара по отношению к американскому. Тем не менее пока тенденции в гонконгской экономике в целом благоприятны.

Информация о работе Особые административные районы КНР - Сянган и Аомэнь. Образование, политическое и экономическое развитие