Политико-географическая характеристика международной организации Меркосур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:57, доклад

Описание

Меркосур (MERCOSUR) – от испанского Mercado Común del Sur – общий рынок стран Южной Америки, организация, созданная в 1991 году в ходе подписания президентами Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая Асунсьонского договора. Предпосылкой к образованию организации явилось соглашение о свободной торговле между Аргентиной и Бразилией (1986).В состав Меркосур входят Аргентина, Бразилия, Парагвай (членство приостановлено 29.06.2012 до апреля 2013 года), Уругвай и Венесуэла, а Боливия, Колумбия, Перу, Чили и Эквадор являются ассоциативными членами организации. Мексика и Новая Зеландия квалифицируются как официальные наблюдатели.

Содержание

Ведение…………………………………………………………….......3
Глава 1. Состав и оценка политико-географического положения…………………………………………….........................4
1.Деятельность Меркосур……………………………....5
2.Структура Меркосур……………………………………5
Глава 2. История формирования Меркосур…………………….7
Глава 3. Характеристика геополитической системы Меркосур…………………………………………………………….....9
Глава 4. Международные организации…………………………..11
Глава 5. Проблемы и конфликты………………………………...12
Список использованной литературы……………………………..14

Работа состоит из  1 файл

Меркосур.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Географии и Геоэкологии

Кафедра экономической и социальной географии

 

 

 

 

ПОЛИТИКО – ГЕОРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

МЕРКОСУР

 

 

 

 

Работу  выполнил:

Студент 5 курса

Беляев  Александр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Оглавление

Ведение…………………………………………………………….......3

Глава 1. Состав и оценка политико-географического положения…………………………………………….........................4

    1. Деятельность Меркосур……………………………....5
    2. Структура Меркосур……………………………………5
 

Глава   2. История формирования Меркосур…………………….7

 

Глава 3. Характеристика геополитической системы Меркосур…………………………………………………………….....9

 

Глава 4. Международные  организации…………………………..11

 

Глава 5. Проблемы и конфликты………………………………...12

 

Список использованной литературы……………………………..14          

 

 

 

Введение

 

Меркосур (MERCOSUR) – от испанского Mercado Común del Sur – общий рынок стран Южной Америки, организация, созданная в 1991 году в ходе подписания президентами Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая Асунсьонского договора. Предпосылкой к образованию организации явилось соглашение о свободной торговле между Аргентиной и Бразилией (1986).

 

Карта 1. Страны-члены и страны-наблюдатели Меркосур

 

 

Глава 1. Состав и оценка политико-географического положения

 

В состав Меркосур входят Аргентина, Бразилия, Парагвай (членство приостановлено 29.06.2012 до апреля 2013 года), Уругвай и Венесуэла, а Боливия, Колумбия, Перу, Чили и Эквадор являются ассоциативными членами организации. Мексика и Новая Зеландия квалифицируются как официальные наблюдатели.

Таким образом, в организацию входят или имеют отношение практически все государства Южной Америки, что способствует развитию межгосударственных отношений на региональном уровне, позволяет говорить о высоком потенциале международных отношений такого рода. Меркосур является неотъемлемой частью непрерывного процесса южноамериканской интеграции.

Основной принцип деятельности внутри Меркосур – консенсус. Меркосур, как Южноамериканский общий рынок способствует свободному транзиту производимых товаров и смягчению таможенного законодательства, принятию решений в рамках общей внешнеторговой политики, обеспечение свободной конкуренции среди государств-членов. В рамках Меркосур проходит координация вопросов, касающихся внешней торговли, сельского хозяйства, промышленности, налогов, денежной системы и многого другого.

Стран-участников Меркосур объединяют общность ценностей, которые  находят выражение в демократических  взглядах, плюрализме, идеях основных свобод и прав человека, защиты окружающей среды и устойчивого развития. Интеграция является одним из условий ускорения экономического развития стран в условиях социальной справедливости. Таким образом, основная цель Асунсьонского договора заключается в свободном движении товаров, услуг и факторов производства, создании единого внешнего тарифа и принятие единой торговой политики, координации макроэкономической и отраслевой политики и гармонизации законодательства в соответствующих областях.

 

 

1.1 Деятельность Меркосур

Основными направлениями деятельности Меркосур является развитие сотрудничества в политической, экономической и торговой сферах, в том числе в рамках интеграции и прав человека, в сельском хозяйстве и научно-технической области, в энергетике и сфере услуг.

 

1.2 Структура Меркосур

Основными административными  органами объединения являются Совет  общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская  комиссия, Социально-экономический  консультативный форум и Административный секретариат. В первых четырёх работа ведётся на межправительственном уровне. Также под эгидой Центрального банка Бразилии действует Подгруппа по финансовым соглашениям, в рамках которой согласовываются вопросы банковского надзора, унификации банковского и фондового законодательства, борьбы с отмыванием нелегальных доходов и т. д.

Штаб-квартира расположена в Монтевидео (Уругвай), Официальные языки: гуарани, испанский и португальский.

В данный момент в Меркосур председательствует Бразилия.

 

 

Глава 2. История формирования пространства Меркосур

 

Попытки развивать в  Южной Америке региональную экономическую  интеграцию, по образцу западноевропейского  ЕС, имеют долгую, но не очень удачную историю. Еще в 1960-х в Южной Америке впервые заговорили о создании зоны свободной торговли, а затем и Центральноамериканского общего рынка. В 1960 была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, LAFTA (с 1980 – Латиноамериканская ассоциация интеграции, LАIА), в которую вошли 10 стран (Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Парагвай, Перу Чили, Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Боливия). Однако политические и экономические кризисы конца 1960-х не позволили осуществить эти грандиозные планы. Из-за сильных различий между латиноамериканскими государствами дальнейшие попытки развития региональной экономической интеграции были направлены на объединение лишь некоторых стран, экономически наиболее близких друг к другу. Так, в 1969 внутри LAFTA образовалась более малочисленная Андская группа (Боливия, Колумбия, Эквадор и Чили; позже в эту группу вошла Венесуэла, но вышла Чили). Но и «большая» LAFTA, и «малая» Андская группа не смогли добиться особых успехов в развитии взаимной торговли.

Новая волна внимания к интеграционным соглашениям поднялась в 1980-е, когда разочарование латиноамериканских стран в помощи США после Фолклендской войны Аргентины с Великобританией стимулировало их интерес к сближению на южноамериканской региональной основе. В 1986 Аргентина и Бразилия – две крупнейшие экономические державы Латинской Америки – выдвинули совместный проект развития экономического сотрудничества и последующей интеграции, провозгласив его открытым для присоединения других стран. Буферные государства между Бразилией и Аргентиной – Уругвай и Парагвай – вскоре откликнулись на эту инициативу. В марте 1991 был подписан четырехсторонний договор в г. Асунсьоне (Парагвай) о создании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР. В 1994 в развитие Асунсьонского договора было заключено дополнительное соглашение, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз. В 1995 этот договор вступил в силу – на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы на импорт товаров из третьих стран, охватившие примерно 85% всех видов возимых товаров в страны МЕРКОСУР.

Престиж организации стал расти, и  в 1996 в его ряды в качестве ассоциированного члена была принята Боливия, а  в 2000 – Чили.

18 декабря 2007 года Меркосур подписал торговое соглашение о свободной торговле с Израилем.

20 декабря 2011 года во время  встречи в верхах в Монтевидео, министры иностранных дел четырёх  полных стран-членов, совместно с  министром иностранных дел Палестины  Риядом аль Малики, подписали соглашение о свободной торговле с Палестиной.

В августе 2010 года на 39-й встрече  на высшем уровне Меркосур был утвержден  общий Таможенный кодекс, который  должен завершить формирование Таможенного  союза в рамках МЕРКОСУР.

После приостановления  членства Парагвая 22 июня 2012 года за нарушение  демократических ценностей, описанных  в Протоколе Монтевидео о приверженности к демократии в МЕРКОСУР, союз одобрил  присоединение Венесуэлы. 31 июля 2012 года вступило в силу полное членство Венесуэлы.

Процесс присоединения  Венесуэлы к организации занял 6 лет. Предварительно, Венесуэла подписала  соглашение на членство 17 июня 2006 года, но ее вступление было заблокировано  в сенатом Парагвая. На саммите  МЕРКОСУР в декабре 2011 года в Уругвае Каракасу так же не удалось присоединиться к блоку из-за позиции парагвайского парламента. Парагвайские депутаты блокировали присоединение Венесуэлы, несмотря на поддержку, полученную президентом Венесуэлы Уго Чавесом от президента Фернандо Луго.

 

Глава 3. Характеристика геополитической системы Меркосур

 

Таблица 1. Типология стран Меркосур по площади территории и численности населения

Страна

Площадь территории

Численность населения

тыс. км2

категория

тыс. чел.

категория

Аргентина

2 767

крупное

40 134

крупное

Бразилия

8 512

крупнейшее

195 772

крупнейшее

Венесуэла

916

среднее

29 335

среднее 

Уругвай

176

малое

3 361

малое


 

Таблица 2. Типология стран Меркосур по ВВП, ВВП на душу населения и индексу развития человеческого потенциала

 

ВВП

ВВП на душу населения

ИРЧП

трил. $ США

Категория

 $ США

Показатель

категория

Аргентина

0,7

крупное

17 500

0,797

очень высокий

Бразилия

2,2

крупнейшее

11 298

0,699

высокий

Венесуэла

0,3

среднее

12 600

0,696

высокий

Уругвай

0,05

низкий

15 100

0,718

высокий


 

Таблица 3. Уровень социально-экономического развития стран Меркосур и государственный строй

 

Уровень социально-экономического развития

Государственный строй

тип

подтип

группа

Форма правления

АТУ

Аргентина

развивающаяся

Верхний эшелон

НИС

президентская республика

Ф

Бразилия

развивающаяся

верхний эшелон

НИС

федеративная президентская  республика

Ф

Венесуэла

развивающаяся

Верхний эшелон

НИС

Президентская республика

Ф

Уругвай

развивающаяся

Верхний эшелон

НИС

Президентская республика

Ф


 

 

Глава 4. Международные организации на территории МЕРКОСУР

 

    1. ООН

Организация Объединённых Наций – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

    1. Союз южноамериканских наций (УНАСУР)

Союз южноамериканских наций – региональная организация, созданная в целях интеграций экономик и создания зоны свободной  торговли.

    1. Латинский союз 

Латинский союз – международная  организация, направленная на сохранение романской культуры и создание идентичности стран, имеющих романское население.

    1. ОАГ

Организация американских государств – международная организация, созданная для поддержания мира и безопасности, укрепления межгосударственного  сотрудничества, защиту суверенитета, территориальной целостности, независимости.

 

Глава 5. Проблемы и конфликты на территории Таможенного союза

Территориальные:

  • Аргентина продолжает выдвигать свои претензии к Великобритании по поводу Фолклендских (Мальвинских) островов, Южной Георгии и Южных Сандвичевых островов, Великобритания в свою очередь продолжает отвергать запросы по поводу аргентинского суверенитета на данных территориях.
  • Существует давний и нерешенный пограничный спор между Уругваем и Бразилией по части реки Куараи. Она образует границу между Уругваем на юге и штатом Риу-Гранди-ду-Сул Бразилии на севере.

 

  • Венесуэла издавна предъявляет претензии на часть территории Гайаны, расположенную к западу от реки Эссекибо и составляющую примерно две трети площади Гайаны, а также имеет пограничные споры с Колумбией и Нидерландскими Антильскими островами. Тянущийся 30 лет спор с Колумбией о принадлежности Венесуэльского залива обострился в конце 1980-х — начале 1990-х годов в связи с тем, что через него проходят пути подпольных перевозок наркотиков, а также в связи с открытием новых нефтяных месторождений в этом районе.

 

  • В 1989 году ООН направила посредника для того, чтобы помочь Венесуэле и Гайане решить спорный вопрос о районе Эссекибо. После ряда инцидентов на границе обе страны подписали в 1997 году соглашение о создании двусторонней контрольной комиссии. Середина 1990-х годов была отмечена пограничными конфликтами с Бразилией на почве контрабандного провоза через границу оружия и наркотиков, а также из-за нападений бразильских золотоискателей на индейцев племени яномамо, проживающих на территории Венесуэлы;

Информация о работе Политико-географическая характеристика международной организации Меркосур