Поведение фирмы в условиях природоохранного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:00, контрольная работа

Описание

Обосновывая методы повышения уровня экологической безопасности процессов производства и потребления, ресурсосбережения и минимизации экологических рисков, тактика поведения предприятия в условиях природоохранного регулирования позволяет: для компаний - выявить шансы в области экономии издержек, освоения новых экологических рынков, повышения на этой основе конкурентоспособности; для регионов и стран - повысить качество окружающей природной среды с учетом интересов настоящих и будущих поколений; самой природе - поддерживать биоразнообразие и богатство природных ресурсов.

Содержание

Введение 3
Экологические аспекты в бизнесе 4
Теория фирмы и охрана окружающей среды 10
Анализ современных подходов к экономике и управлению фирмой в контексте экологических проблем 13
Заключение 17
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Ярмухаметов Поведение фирмы в условиях природоохранного регулирования Экономика природопользования РГГУ.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

      Критические оценки и поиск новых подходов еще более интенсифицировались  при обращении к проблеме принятия фирмой долгосрочных решений, в частности  при оценке инвестиционных проектов. В основе таких решений, как было выяснено и нами, служит не максимизация прибыли, а чистая приведенная ценность (NPV), т.е. дисконтированный денежный поток чистых прибылей за весь период реализации проекта. Ситуация еще более осложняется при учете фактора неопределенности, а также различной склонности к финансовому риску лиц, принимающих решения. Данный вывод был подтвержден результатами широко известных исследований, проведенных в начале 80-х годов прошлого столетия по анализу американских, западноевропейских и японских менеджеров. Указанный анализ показал, что если в США менеджеры действительно оценивали прибыльность инвестиционных проектов в качестве первой по значению задачи (из рассмотренных восьми), ставя на второе место высокий уровень рыночных котировок акций соответствующей компании, то западноевропейские управленцы отводили прибыльности инвестиций совсем не первое, а японские - лишь последнее, восьмое, место. Приоритетными для японцев являлись долгосрочные цели, связанные с улучшением производимой продукции и продвижением новой продукции на рынок. Среди причин подобной долгосрочной ориентации были названы: низкие капитальные издержки, в свою очередь обусловленные высокой склонностью японцев к сбережениям; широко распространенная в тот период в стране система пожизненного найма; прочные взаимоотношения между предприятиями и банками, а также между покупателями и поставщиками; культурные особенности. Совокупность данных обстоятельств образует институциональное устройство, которое в немалой степени определяет выбор фирмой важнейших решений.

      Среди современных подходов к экономике фирмы в контексте нашего анализа первоочередной интерес представляют развиваемые в рамках неоинституциональной экономики менеджериальная (управленческая) теория фирмы, принципал-агентская теория, а также теория стейк-холдеров.

      Управленческие теории, включая теории "базирования на власти" и "базирования на лидерстве" фокусируют внимание на внутренней структуре фирмы, включая взаимоотношения между различными менеджерами, которые реально руководствуются принципом ограниченной рациональности. Данные подходы позволяют, в частности, раскрыть механизм принятия экологически ответственных решений, выходящих за пределы требований, предписываемых действующим законодательством и стандартами экологической безопасности. Именно к такому типу относятся решения топ-менеджеров о введении весьма дорогостоящих и не сулящих быстрой рыночной отдачи систем корпоративного экологического управления, соответствующих ныне добровольным международным стандартам ISO 14000 или EMAS.

 

Анализ  современных подходов к экономике и управлению фирмой в контексте экологических проблем

      Современная фирма или организация, будь то мелкое предприятие или транснациональная  корпорация, все чаще понимается как  сервисная фирма, предоставляющая  услуги различным стейк-холдерам (под стейк-холдерами понимаются лица (физические и юридические), обладающие правовой, экономической, моральной (а также самостоятельно осознаваемой) возможностью заявлять фирме о своих правах (в том числе, имущественных), или интересах в отношении ее прошлой, настоящей или будущей деятельности (ее части). Иными словами, стейк-холдеры – это лица (их группы), которые, с одной стороны, обладают возможностями в процессе реализации своих целей оказывать на фирму воздействие, а с другой, – сами испытывают на себе воздействие принимаемых фирмой решений). Сервисная функция в настоящее время так важна потому, что не только сами продукты сопровождаются все чаще наборами разного рода услуг, но и дивиденды, налоги, зарплата и т.п. также могут быть истолкованы как услуги. Эта характеристика тем более может быть отнесена к усилиям фирмы по уменьшению загрязнения ОПС. Однако, если первые из перечисленными нами виды услуг оказываются клиентам, акционерам, властям или собственным сотрудникам, то экологические услуги предоставляются всем "заинтересованным" в этом лицам и организациям. Поэтому КЭМ с учетом внесения необходимых уточнений можно определить как специальный сервисный менеджмент для некоторого слоя из совокупности всех стейк-холдеров .

      Фирмы в современном мире характеризуются  далее тем, что их сервисная функция может быть осуществлена только в тесном контакте с поставщиками, клиентами и другими важными для отдельной фирмы сервисными фирмами и организациями (банками, страховыми компаниями, провайдерами логистики и т. д.). Эти фирмы образуют вместе, формальным или неформальным образом, альянсы или точнее, так называемые цепи (сети) поставок (supply chains). Именно подобные альянсы, а не отдельные фирмы, конкурируют сегодня с другими аналогичными альянсами за право обслуживать определенные группы стейк-холдеров, предоставляя им как можно большую выгоду. Они (фирмы) пытаются организовать совместно в рамках этих цепей поставок так называемые стоимостные цепи (value chains). Это означает, что они выстраивают поэтапный процесс производства и реализации продуктов и услуг по возможности таким образом, чтобы увеличивать выгоду во всех звеньях цепи и максимизировать общую выгоду для стейк-холдеров, включая финансовых стейк-холдеров. Из данных объяснений видно, что принцип циркулярной экономики уже подготавливается современной "не зеленой", но очень экономичной организацией бизнеса.

      Современные, успешно работающие фирмы могут  быть охарактеризованы с помощью  следующих двух важных черт, которые, отметим сразу, находятся в соответствии или близки теоретико-экономическим подходам к фирме. Первая черта касается прежде всего внутренней организации всех стоящих перед фирмой задач, иными словами, - вопросов оптимальной трансформации сервисных "inputs" в сервисные "outputs" при определенной (заданной) внешней среде. Этим, преимущественно, (в более узкой трактовке, конечно) и занималась неоклассическая микроэкономическая теория. Вторая черта в большей мере относится к процессу формирования и условиям успешной работы сетевых структур, образованных несколькими или многими фирмами. Иными словами, она отражает интеракции между фирмами при заданных формах внутренней организации отдельных предприятий (т. е. при заданной трансформации). В системе введенных понятий первая черта может быть охарактеризована как установление способа трансформации при заданных интеракциях.

      Различные отрасли экономической науки, которые  подчас развивались независимо друг от друга, на самом деле исследовали  фирму в рамках одной из этих двух возможностей. Тот или иной прогресс в экономической науке, который порой преподносился как нечто революционное, чаще всего заключался в том, что раздвигалась степень "заданности" либо трансформации, либо интеракции.

      Ясно, что любое рассмотрение экологических  проблем, связанных с функционированием  современных фирм, не учитывающее либо практического опыта их успешной работы, либо прогресса экономической науки, не может быть перспективным. Только одновременный учет как факторов экономического успеха, так и предпосылок для экологического и социального развития фирмы создает фундамент для построения адекватного КЭМ и формирующей его теории. Напомним, что это и послужило поводом для детального рассмотрения микроэкономических основ КЭМ в первой части книги. Мы и впредь будем пояснять связь принципиальных подходов КЭМ со соответствующими фундаментальными и практически оправданными положениями экономической теории.

      Анализ  современных подходов к экономике  и управлению фирмой в контексте  экологических проблем будет  неполным без учета тех существенных изменений, которые связаны с процессами информатизации и глобализация современной экономики, включая функционирование транснациональных корпораций. Вместе с тем экологический аспект глобализации экономики, включая деятельность ТНК, будучи безусловно важными, имеют самостоятельное значение. Поэтому ограничимся лишь рядом соображений и замечаний.

      В связи с анализом применения механизма торговли правами на загрязнение в качестве одного из методов решения проблемы глобального потепления климата нами оговаривалась необходимость более полного включения в рассмотрение предприятий-загрязнителей, от усилий которых, в первую очередь, и будет зависеть выполнимость мер по сокращению глобальных выбросов парниковых газов.

      К числу важных относится также  вопрос о формировании новой экологически чувствительной этики бизнеса в условиях глобализации экономики и деятельности ТНК. Традиционно, прежде всего, с деятельностью ТНК было связаны представления, что эти компании, располагая значительной экономической силой, организуя бизнес в самых различных странах, являются одними из существенных источников экологических угроз (стандартизация, монокультура в сельском хозяйстве, вывоз экологически опасных, ресурсоемких производств в развивающиеся страны со "слабым" законодательством и т.п.). В этих "грехах" продолжают обвинять деятельность ТНК многие антиглобалисты. Ответы на вопросы о том, насколько верны эти оценки сегодня и каково действительное отношение ТНК к ООС, целесообразно искать с опорой на опыт и реальные факты. Не отрицая резонность опасений антиглобалистов, обратим внимание и на другую сторону проблемы. Не следует игнорировать и то обстоятельство, что многие примеры успешного бизнеса и внедрения передовых систем КЭМ связаны с ТНК уже в силу того, что они обладают достаточными ресурсами (экономическими, финансовыми, человеческими) для внедрения и эффективного применения этих передовых систем.

      Глобальный  аспект является важным при изучении особенностей современной конкуренции, которая не только распространяется, соответственно, на глобальный уровень, но и характеризуется использованием принципиально новых форм, включая отмеченную выше конкуренцию альянсов (глобальных цепей/сетей поставок). Все эти процессы указывают на пересечение ранее самостоятельных срезов теоретического анализа. В данном случае, особенно в связи с деятельностью ТНК, речь идет об основном для данной части учебника микроэкономическом уровне (уровне отдельной фирмы) с уровнем глобальной экономики.

 

Заключение

      Предприятия относятся к числу основных субъектов, от решений которых зависят уровень экологической безопасности, рациональность использования природных ресурсов, а тем самым благосостояние нынешних и будущих поколений. И это - независимо от того, идет ли речь о выборе конкретной технологии (ресурсоемкой или, наоборот, экологически чистой, безотходной), об использовании сырья или о выборе партнеров по производственной кооперации (равнодушных к экологии или ответственных за благополучие нынешних и будущих поколений людей). Экологические ориентиры также существенны для определения менеджерами форм логистики (предполагающей либо переброску готовой продукции на большие расстояния, либо ориентацию на местные сырье и рынки), как и при принятии решения о производстве продукции (экологически опасной, или, наоборот, безопасной для здоровья населения и окружающей среды).

      Таким образом, экологическая проблематика пронизывает все стороны деятельности современной фирмы оказывая воздействие  на внутренние механизмы принятия ею управленческих решений и на взаимоотношения  с партнерами по бизнесу, органами экологического контроля, финансовыми организациями, местным населением и т.д. Многие предприятия и предприниматели начинают понимать, что успешное хозяйствование едва ли возможно без учета экологических сторон их деятельности, связанных с ними шансов и рисков. Охрана окружающей среды (ООС) становится предметом практического хозяйственного управления на предприятии, а, тем самым, - и предметом тех отраслей экономической науки, которые занимаются деятельностью предприятия.

      Происходящий  в течение последних трех десятилетий и ныне становящийся все более последовательным поворот бизнеса в сторону экологической проблематики осуществляется под давлением ряда факторов и обстоятельств. Среди них и находящее, к сожалению, каждодневные подтверждения ухудшение экологической ситуации, и ужесточение законодательства и норм экологической ответственности, и возрастание интереса к проблемам экологической безопасности со стороны покупателей, и давление конкуренции, в том числе международной (недавний пример - запрет на полеты в европейские города для большинства российских самолетов вследствие несоблюдения ими шумовых стандартов Евросоюза).

      Отношение бизнеса к ООС, ресурсосбережению  и экологической безопасности меняется и по мере того, как все большее  число предприятий рассматривают возникшую ситуацию не просто как риск или дополнительное бремя (связанные с повышенными природоохранными издержками, угрозой закрытия бизнеса), но и как шанс выхода на новые рынки (например, по производству природоохранного оборудования, экологически чистых продуктов питания), предоставления новых дорогостоящих услуг (по экологическому страхованию, зеленому маркетингу, строительству природоохранных объектов) и т.д.

 

Список  литературы

  1. Акимова, Т. А., Кузьмин А. П., Хаскин В. В., Экология. Природа - Человек - Техника: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008.
  2. Арустамов Э.А. Природопользование: Учебник-5-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: Юрайт-М, 2000.
  4. Винокурова И.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. – М.: 2008.
  5. Водный курс по экономической теории/Под общей ред. акад. Г.П. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2009.
  6. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов/Под ред. проф. Э.В. Гирусова; -М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2008.
  7. Грязнова А..Г. Юданов А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учеб для студентов ВУЗов , обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. М.: КноРус, 2009.
  8. Зубаков В.А. «XXI - сценарий будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса» СПб ГМТУ 2005.
  9. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2000.
  10. Исаев, А. А. Экологическая климатология.- 2-е изд. испр. и доп.- М.: Научный мир, 2006.
  11. Комар И. В. Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. М., 2006
  12. Курс экономики: Учебник/Под ред. Б.А.Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2001.
  13. Минц А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. М., 2002.
  14. Новиков, Ю. В. Экология, окружающая среда, человек: Учебное пособие.- М.: Гранд: Фаир - пресс, 2007.
  15. Пахомова Н. Экологический менеджмент: Учебное пособие / Н. Па-хомова, К. Рихтер, А. Эндрес. – Питер, 2004.
  16. Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира, М., 2003.
  17. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2008 .

Информация о работе Поведение фирмы в условиях природоохранного регулирования