Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:29, курсовая работа
Целью дипломного исследования является территориальный анализ природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства, его пространственная дифференциация и современные проблемы использования природных ресурсов.
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов использования природных ресурсов мира.
2. Определение сущности хозяйственной оценки природных ресурсов
3. Выделение экономико-географических особенностей размещения и использования важнейших видов природных ресурсов.
4. Использование материала дипломной работы в школьном курсе социально-экономической географии зарубежных стран.
Список таблиц, иллюстраций 2
Введение 3
Глава I Теоретико-методологические вопросы исследования природных ресурсов 5
1.1 Понятие "природные ресурсы" 5
1.2 Классификации природных ресурсов 8
1.3 Понятие и сущность экономических оценок природных ресурсов. 13
1.3.1 Экономическая оценка минерально-сырьевых ресурсов. 14
1.3.2 Экономическая оценка лесных ресурсов. 15
1.3.3 Экономическая оценка сельскохозяйственных (земельных) ресурсов 16
1.3.4 Экономическая оценка водных ресурсов 17
Глава II Экономико-географические особенности размещения и использования важнейших видов природных ресурсов. 21
2.1 Минеральные ресурсы 21
2.1.1 Классификация полезных ископаемых 21
2.1.2 Топливно-энергетическое сырье 23
2.1.3 Нетрадиционные энергоресурсы планеты 30
2.1.4 Металлы. 31
2.2 Агроклиматические ресурсы. 34
2.3 Водные ресурсы. 40
2.3.1 Водохозяйственный баланс и его категории. 41
2.3.2 Мировое водопотребление. 43
2.3.3 Охрана водных ресурсов и рациональное водопользование 47
2.4 Земельные ресурсы. 48
2.4.1 Сельскохозяйственные земли. 50
2.4.2 Агроландшафтные пояса. 55
2.4.3 Прочие земли 59
2.5 Лесные ресурсы мира. 60
2.5.1 Общая характеристика лесов мира. 61
2.5.2 Использование лесов. 66
2.5.3 Поражение лесов в результате загрязнения. 67
2.5.4 Воспроизводство лесных ресурсов 68
2.5.5 Прогнозы состояния лесных ресурсов. 69
Глава III Глобальные проблемы человечества. 71
3.1 Понятие о глобальных проблемах. 71
3.2 Продовольственная проблема. 71
Использование материала дипломной работы на уроках географии в средней школе. 79
Заключение 80
Литература. 84
Министерство Образования Российской Федерации
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Естественно – географический факультет.
Кафедра
географии и методики преподавания.
Выпускная квалификационная работа
Природные
ресурсы - как основа функционирования
мировой экономики.
Выполнил
студент V курса естественно – географического
факультета Гордин Д.В.
__________________
Научный руководитель,
к.г.н.,
доцент Королёв М.Г.
Допущена
к защите в ГАК
Зав. кафедрой _______________ Пахомов М.М.
Декан факультета _______________ Охорзин Н.Д.
Киров 2001
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Список таблиц, иллюстраций 2
Введение 3
Глава I Теоретико-методологические вопросы исследования природных ресурсов 5
1.1 Понятие "природные ресурсы" 5
1.2 Классификации природных ресурсов 8
1.3 Понятие и сущность экономических оценок природных ресурсов. 13
1.3.1 Экономическая оценка минерально-сырьевых ресурсов. 14
1.3.2 Экономическая оценка лесных ресурсов. 15
1.3.3 Экономическая оценка сельскохозяйственных (земельных) ресурсов 16
1.3.4 Экономическая оценка водных ресурсов 17
Глава II Экономико-географические особенности размещения и использования важнейших видов природных ресурсов. 21
2.1 Минеральные ресурсы 21
2.1.1 Классификация полезных ископаемых 21
2.1.2 Топливно-энергетическое сырье 23
2.1.3 Нетрадиционные энергоресурсы планеты 30
2.1.4 Металлы. 31
2.2 Агроклиматические ресурсы. 34
2.3 Водные ресурсы. 40
2.3.1 Водохозяйственный баланс и его категории. 41
2.3.2 Мировое водопотребление. 43
2.3.3 Охрана водных ресурсов и рациональное водопользование 47
2.4 Земельные ресурсы. 48
2.4.1 Сельскохозяйственные земли. 50
2.4.2 Агроландшафтные пояса. 55
2.4.3 Прочие земли 59
2.5 Лесные ресурсы мира. 60
2.5.1 Общая характеристика лесов мира. 61
2.5.2 Использование лесов. 66
2.5.3 Поражение лесов в результате загрязнения. 67
2.5.4 Воспроизводство лесных ресурсов 68
2.5.5 Прогнозы состояния лесных ресурсов. 69
Глава III Глобальные проблемы человечества. 71
3.1 Понятие о глобальных проблемах. 71
3.2 Продовольственная проблема. 71
Использование материала дипломной работы на уроках географии в средней школе. 79
Заключение 80
Литература. 84
Список таблиц, иллюстраций
Таблица 1. Доказанные запасы нефти и природного газа по регионам и странам мира, 1995 г. 27
Таблица 2. Угольные ресурсы по регионам и странам мира, 1980 г. 29
Таблица 3. Мировые запасы минерального сырья, 1995 г. 33
Таблица 4. Структура мирового земельного фонда, 1997 г. 50
Таблица 5. Земельные ресурсы регионов мира. 53
Таблица
6. Мировые лесные ресурсы. 61
Рисунок 1. Структура разведанных извлекаемых запасов органического топлива по материкам и регионам. 24
Рисунок 2. Объем минерального сырья, извлекаемого из недр Земли. 34
Рисунок 3. Обеспеченность ресурсами речного стока в расчете на душу населения. 41
Рисунок 4. Структура водопотребления на материках и регионах. 46
Рисунок 5. Размеры и структура мирового земельного фонда, 1990 г. 49
Введение
Актуальность темы исследования. Гармоничное сотрудничество человека с природой, его разумная общественная деятельность, которая регулирует и контролирует обмен веществ между природой и обществом, стало в современную эпоху одной из актуальнейших задач. Увеличение материальных благ общества, которое сопровождается антропогенным прессингом, привело к серьезному загрязнению окружающей среды. Особенно это заметно в области использования природных ресурсов.
Современный этап развития мирового хозяйства отличается всевозрастающими масштабами потребления природных ресурсов, резким усложнением процесса взаимодействия природы и общества, интенсификацией и расширением сферы проявления специфических природно-антропогенных процессов, возникающих вследствие техногенного воздействия на природу. Обострение сырьевых, топливных, энергетических, водных и в целом экологических проблем перешагнули границы отдельных регионов и приобрели глобальный масштаб. В этой связи большое значение приобретает изучение природно-ресурсного потенциала мира в целом, отдельных материков и стран, анализ систем их хозяйственного использования, сложившихся в различных социально-экономических структурах современного мирового сообщества, разработка представлений о региональном и оптимальном освоении природных богатств. Поэтому исследование социально-экономических и экологических особенностей использования природных ресурсов мира является в достаточной степени актуальными и важными.
Объектом данного исследования являются мировые природные ресурсы как основа экономического, социального и экологического существования человечества. Выбор объекта исследования можно объяснить следующими обстоятельствами:
1. Высоким современным уровнем использования природных ресурсов отдельными отраслями мировой экономики;
2. Значительным антропогенным прессингом на природные компоненты;
3. Определенной территориальной дифференциацией использования природных ресурсов.
Целью дипломного исследования является территориальный анализ природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства, его пространственная дифференциация и современные проблемы использования природных ресурсов.
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов использования природных ресурсов мира.
2. Определение сущности хозяйственной оценки природных ресурсов
3. Выделение экономико-географических особенностей размещения и использования важнейших видов природных ресурсов.
4. Использование материала дипломной работы в школьном курсе социально-экономической географии зарубежных стран.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения. Она содержит 84 страницы машинописного текста, 5 рисунков, 6 таблиц. Список литературы включает 17 наименований.
"Природные ресурсы" - одно из наиболее часто употребляемых в литературе понятий. В Краткой географической энциклопедии под таким термином обозначаются “...элементы природы, используемые в народном хозяйстве, являющиеся средствами существования человеческого общества: почвенный покров, полезные дикие растения, животные, полезные ископаемые, вода (для водоснабжения, орошения, промышленности, энергетики, транспорта), благоприятные климатические условия (главным образом тепло и влага), энергия ветра” (том 3, стр.299)
Более
общим является определение, данное А.
А. Минцом (1972, с.27):
"естественные ресурсы... тела и силы
природы, которые на данном уровне развития
производительных сил и изученности могут
быть использованы для удовлетворения
потребностей человеческого общества
в форме непосредственного участия в материальной
деятельности .
Природные ресурсы - пространственно-временная категория; их объем разный в различных районах земного шара и на разных стадиях социально-экономического развития общества. Тела и явления природы выступают в качестве определенного ресурса в том случае если в них возникает потребность. Но потребности, в свою очередь, появляются и расширяются по мере развития технических возможностей освоения природных богатств. Например, нефть была известна как горючее вещество еще за 600 лет до н. э., но в качестве топливного сырья в промышленных масштабах ее начали разрабатывать лишь с 60-х годов XIX столетия. Именно с этих пор нефть превратилась в реально доступный для использования энергетический ресурс, значение которого неуклонно возрастало. Однако до второй половины XX в. нефть, залегающая в донных отложениях шельфа Мирового океана, не рассматривалась в качестве ресурса, так как состояние техники извлечения нефти делало невозможной ее добычу на шельфе. Лишь в 1940-х годах впервые на акваториях (озеро Маракайбо в Венесуэле, Каспийское море в СССР) нефть начала разрабатываться в промышленных масштабах, и нефтяные залежи мелководных зон морей и океанов приобрели ресурсное значение.
В первобытнообщинном обществе потребности человека и его возможности освоения природных богатств были весьма скромными и ограничивались охотой на диких животных, рыбной ловлей, собирательством. Затем возникло земледелие и скотоводство, и, соответственно, в состав природных ресурсов были включены почвенный покров и растительность, служившая кормовой базой для выпасаемого скота. В лесах добывалась древесина для строительства жилищ и для получения дров, постепенно началось освоение полезных ископаемых (угля, руд, строительных материалов), человек научился осваивать энергию ветра и падающей воды. По мере развития производства расширялся не только объем осваиваемых естественных ресурсов, но в хозяйственный оборот вовлекались и новые площади девственной природы.
Территориальное расширение сферы хозяйственной деятельности человеческого общества и вовлечение в материальное производство новых видов природных ресурсов вызывало в природе разнообразные изменения, своего рода ответные реакции в виде различных природно-антропогенных процессов. В докапиталистических общественных формациях эти процессы изменения не носили повсеместного характера и концентрировались в отдельных регионах - очагах мировой цивилизации (Средиземноморье, Месопотамия и Ближний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия). И хотя во все времена освоение природных ресурсов человеком носило чисто потребительский, а подчас и откровенно хищнический характер, оно редко приводило к серьезным широкомасштабным экологическим катастрофам. Интенсивность освоения естественных ресурсов и объем природных богатств, вовлекаемых в хозяйственную деятельность, стали резко возрастать в эпоху возникновения и развития капиталистического общественного уклада. Применение машинной техники сопровождалось значительным увеличением объемов извлекаемого сырья (древесины, полезных ископаемых, сельскохозяйственной продукции и т. д.). Одновременно шло освоение новых видов природных ресурсов. Мелиорируются земли, ранее считавшиеся непригодными для распашки (заболоченные, засоленные или страдающие от дефицита влаги), осваиваются новые виды полезных ископаемых (нефть, природный газ, уран, редкие металлы и др.). Естественные ресурсы в процессе освоения подвергаются более глубокой и комплексной переработке (производство нефтепродуктов, синтетических материалов и т.д.). Однако способ производства, основанный на расширенном материальном воспроизводстве, на получении максимальной сиюминутной прибыли, не учитывает особенностей формирования природных ресурсов, объемов их естественного возобновления и использует в первую очередь наиболее качественные и удобно размещенные запасы.
Информация о работе Природные ресурсы - как основа функционирования мировой экономики