Развитие экономики ЮАР и определении места страны в современной мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:48, реферат

Описание

Цель данной работы заключается в изучении особенностей развития экономики ЮАР и определении места страны в современной мировой экономике.
Для достижения указанной цели я попытался решить следующие задачи:
С помощью анализа специализированной литературы установить основные факторы, повлиявшие на развитие экономики ЮАР;
Систематизировать структуру современной экономики ЮАР;
Определить роль ЮАР в мировой экономике и финансовой системе;
Выявить новые явления в экономике ЮАР;
Проанализировать налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику ЮАР;
Изучить инновационные преобразования, происходящие в ЮАР;
Проанализировать основные тенденции экономического развития ЮАР;
Охарактеризовать международные связи ЮАР;
Охарактеризовать процессы интеграции, происходящие в отношениях ЮАР с мировой экономикой.

Содержание

Введение
Основные факторы развития национальной экономики ЮАР
Влияние политики апартеида на становление экономики ЮАР
Глобализация кк фактор развития отраслевой структуры экономики
Динамика и структура

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 53.20 Кб (Скачать документ)

Проблемы обусловлены  наследием внутреннего колониализма - сосуществованием высокоразвитой метрополии и отсталой колонии в одной  стране препятствует реализации далеко идущих планов по инновационному развитию. Неподготовленность подавляющего большинства  африканской части южно-африканского общества к полноценному участию  и вхождению в современное  общество (экономику, политику, социальную сферу), обусловленная всем предыдущим колониально-расистским порядком, приводит к явлению, которое можно было бы охарактеризовать как «сползание»  в состояние развивающейся страны. Это проявляется в увеличении сектора так называемой неформальной экономики, росте безработицы и  сопутствующей ей криминализации общественной жизни. Таким образом, указанная  проблема остро влияет на развитие экономики с точки зрения внедрения  инноваций.

К числу наиболее важных параметров, характеризующих научные  ресурсы страны, наукоёмкость экономики, относятся инвестиции в науку и образование, финансирование инновационных процессов, в частности удельный вес расходов на НИОКР в ВВП. Хотя не существует тесной зависимости уровней развития научного потенциала и экономики страны в целом от доли расходов на НИОКР в ВВП, всё же у развитых стран эта корреляция, как правило, значительно выше, чем у развивающихся.

Так, в сравнении, ассигнования на НИОКР в ЮАР в минувшие годы превысили 1% ВВП (14 млрд. рандов, т.е. свыше 2 млрд. долл.). По данному показателю «наукоинтенсивности» ВВП ЮАР приближается к современной России (1,2% ВВП), где положение дел в науке ещё далеко от благополучного (для сравнения: СССР направлял на науку в 1990 г. 3.5% ВВП). К 2018 г. эти расходы в Южной Африке намечено довести до 2% ВВП, т.е. до уровня высокоразвитых стран (в среднем по ОЭСР он составляет 2.3%: от 0.62 в Греции до 2.68 в США и 3.98% в Швеции). Из-за отставания в области человеческих / кадровых ресурсов ЮАР тратит на образование существенно больше. В стране публикуется около 17 тыс. научных статей в год (в США -1 500 тыс., в Китае -50 тыс. и в России -26 тыс. в 2009 г.), что составило в 2011 0.7% их общемирового количества. Это неплохой показатель (причем к 2018 г. планируется пятикратное увеличение этой доли) для страны со сравнительно небольшим населением (из которых 79% - африканцы, 9.6 - белые, 8.9 - цветные и 2.5% - индийцы) и малым контингентом учёных.

Международное признание  южно-африканских патентов растёт медленно. Для сравнения: за два десятилетия  к 2010 г. число регистрируемых в год в США индийских патентов выросло с 10 до 341, а южноафриканских - с 96 лишь до 112 (но в соответствии с десятилетним планом инновационного развития ЮАР этот показатель может к 2018 г. подняться до 250). Правда, это были единственные патенты из Африки.

Система высшего образования  и подготовки высококвалифицированных  кадров является ключевым звеном формирования научно-технического потенциала в его  человеческой ипостаси. Вообще на образование  южноафриканское государство тратит много - около 20% бюджетных расходов, или 5.7% ВВП, для сравнения, в середине текущего десятилетия (в Бразилии - 4.0, в России -3.1%), причем расходы растут на 8 - 9% в год, опережая прирост ВВП. Следует отметить, что в стране происходила и происходит африканизация кадров, однако, большая часть африканцев отсеивается в процессе учёбы (больше половины), чем представителей других расово-этнических групп. При этом нельзя не отметить определённого снижения качественных стандартов подготовки специалистов, а также тот факт, что новые выпускники и обладатели магистерских и докторских дипломов в основном лишь восполняют потери от эмиграции.

Разработкой и освоением  новых технологий всё активнее занимается частный бизнес, крепкий и развитый, как местный, так и представленный филиалами ведущих ТНК. Он поощряется щедрыми налоговыми льготами. Всего  свои НИОКР осуществляли в 2010 г. 62% действующих в ЮАР компаний (высокий показатель даже по европейским меркам) против 44% в 2000 г.

В последнее время роль государства в финансировании науки  и определении национальных приоритетов  в сфере инноваций вновь возрастает. Отдельным корпорациям и финансово-промышленным группам не под силу совершить  инновационный переворот в производстве, связанный с созданием и внедрением новейших постиндустриальных технологий, даже если и оставить в стороне  жизненно необходимые фундаментальные  исследования, которые не дают прямой коммерческой отдачи. Новейший опыт передовых  развивающихся и высокоразвитых государств развеял либеральные  иллюзии о деэтатизации и убедительно показал, что без эффективного государства невозможно устойчивое развитие, как социально-экономическое, так и научно-техническое. Усиление воздействия государства на ход инноватизации экономики даёт необходимый эффект при оптимальном сочетании его мер регулирования и поощрения с действием рыночных механизмов, при налаживании партнёрских отношений между государственным, частнопредпринимательским и вузовским секторами НИОКР.

Теперь, непосредственно, о  том, каково же будущее научно-технической  базы ЮАР.

Во-первых, в стране планируется, в частности, значительное расширение государственного стимулирования (через  университетскую науку и пр.) такого важнейшего направления НТР, как  развитие биотехнологии. В этой области  сейчас в стране действуют 110 компаний, в основном новые, из которых пока лишь десятая часть сколько-нибудь серьезно вовлечена в НИОКР. Однако наблюдается быстрый прогресс биотехнологической отрасли. С помощью биотехнологий  в сочетании с нанотехнологиями создаются десятки лекарств, точно доставляемых, благодаря знанию молекулярных процессов, к точечным целям в организме (план - прогноз развития южноафриканской науки нацеливает на прорыв в фармацевтике). Так, Совет по научным и промышленным исследованиям при содействии Совета по медицинским исследованиям и университетов Претории и Стелленбоша ввели в оборот с помощью нанотехнологий новые противотуберкулезные препараты (эпидемия туберкулеза в ЮАР - вторая по серьёзности, после СПИДа, угроза здоровью нации) с пролонгированной и адресной «доставкой» в организм. Вышеупомянутые два ведущих университета в 2005 г. создали Африканский центр генетических технологий. В данное время там выращиваются клетки, производящие вещества с заданными свойствами, производятся биосенсоры для диагностики, а также мониторинга окружающей среды. Несмотря на имеющиеся опасения в отношении последствий, продолжается создание сельскохозяйственных культур с генетически модифицированными свойствами (стойких к засухе и болезням); с помощью специальных бактерий очищаются промышленное производство и окружающая среда и т.п.

Во-вторых, в ряду программ и проектов развития, возникших и  получивших успешное продолжение с  момента начала научно-технической  модернизации Южной Африки, следует  особо выделить её ядерный проект, который подробно рассматривается  в монографии российского исследователя  А.В. Притворова, посвященной реализации проектов развития на Юге Африки. По его словам, в исследовательской литературе ввиду специфичности ядерной темы упоминания о Юге Африки редки, о ЮАР как ядерной державе мало известно широкому кругу ученых - обществоведов, либо её, к сожалению, не считают достойной упоминания при рассмотрении современных проблем развития энергетики. Между тем ядерный проект ЮАР является и для Африки, и для всего мирового сообщества весьма показательным в деле мирного использования энергии, потому как является полезным для сотрудничества России и других стран, с государствами Юга Африки.

Помимо ядерной энергетики, инновационное развитие отрасли  будет нацелено на разработку «чистых», ещё более усовершенствованных  технологий добычи и переработки  угля, биотоплива и на так называемую водородную энергетику. В настоящее время экологически чистой водородной энергетике уделяется большое внимание во многих развитых странах, в НИОКР вкладываются большие средства, однако процесс освоения новых технологий в этой области ещё только начинается. В Южной Африке предполагается получать водород из воды и биомассы с использованием атомной и солнечной энергии и широко использовать его, например, в транспортных двигателях. В соответствии с десятилетним планом инновационного развития страны, актуально говорить о завоевании к 2018 г. до четверти мирового рынка водородной энергетики и топливных элементов с платиновыми катализаторами (ЮАР располагает 87% мировых запасов платины и в значительной мере обеспечивает мировую автомобильную промышленность платиновыми катализаторами для очистки выхлопных газов).

Кроме этого, будет осуществлено повышение вклада научно-технического прогресса в экономический рост с 10 до 30%. Для содействия реализации намеченного создаются, в частности, национальные инновационное и космическое  агентства. Они дополнят существующие структуры государственно поддержки  науки и научные советы. Один из них, крупнейший на континенте, - по научным  и промышленным разработкам (Council for Scientific and Industrial Research), семь остальных заняты гуманитарными, медицинскими, сельскохозяйственными и другими исследованиями.

Таким образом, человеческий / кадровый фактор остаётся самым слабым звеном в научно - технической базе страны. Активизация этого фактора стала первоочерёдной задачей. Важно, что все заинтересованные стороны, а прежде всего руководители соответствующих государственных структур ЮАР, уже осознали, что инновации служат главным источником и стимулом экономического роста и социального прогресса и что их освоение неизбежно связано с крупными затратами и определённым риском.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Аксюк Л.Н. Сырьевая политика развивающихся стран Африки. - М., Наука, 1994. С. 53.

2. Воинов. Ю.А. Экономика и внешнеэкономические связи ЮАР. М., 2009. С. 5-35.

3. Дёмкина Л.А. Некоторые аспекты социально-политического развития южно-африканского общества после 1994 г. М., 2006. С. 140.

4. Нижегородцев Р.С., Стрелецкий А.С. Мировой финансовый кризис. - М. - 2008. С. 3-24.

5. Притворов. А.В. Опыт осуществления проектов развития на Юге Африки. М., 2007. С. 68.

6. Краткий политико-экономический  справочник - М., Издательство политической  литературы. 1987. С. 54.

7. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. - Ярославль: Верх - Волж. кн. изд - во, 1996. С. 43.

8. Асоян Б.Р. ЮАР у порога цивилизованного мира // «Международная жизнь» 1991. №4. С. 87-94.

9. Бернстин Э.Д. В поддержку бизнеса на развивающихся рынках // научный журнал «EconomicReform Feature Service». - 2011. - №5. С. 6.

10. Скубко Ю.С. Шубин Г.В. Некоторые аспекты социальной политики в ЮАР в 1994-2006 гг. // научный журнал «СПЭРО». - 2007. - №6. С. 23.

11. Скубко.Ю.С. Новые явления в экономике ЮАР // Восток. 2007. №3. С. 42.

12. Тетекин В.А. Министр промышленности ЮАР: Приватизацию мы сворачиваем // Свободная Пресса. - 2010. - С. 22.

13. Калитин В.А., Матвеев А.П., Чёрный Е.Г. Освоение минерально - сырьевых ресурсов в условиях Глобализации // Международный сайт «Проблемы теории и практики управления» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/3_6_02.htm (2012. 25 фев.)

14. Лауканнен А.О. Взаимодействие ЮАР и БРИК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://btimes.ru (2012. 5 марта)

15. Африка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.africa.com (2012. 2 марта)

16. Данные статистики [Электронный  ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (2012. 21 фев.)

17. Деловой совет Россия - ЮАР. [Электронный ресурс]. - Режим  доступа: http://www.russabc.ru (2012.5 марта)

18. Инновации [Электронный  ресурс]. - Режим доступа: www.link.wits.ac.za (2012.3 марта)

19. Информация по странам  - Exportall. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.exportall.com (2012.29 фев.)

20. Компания «САБМиллер». Годовой отчет за 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.SUBMiller.com (2012. 29 фев.)

21. Мировая экономика [Электронный  ресурс]. - Режим доступа: http://www.webeconomy.ru (2012. 2 марта)

22. Статистические данные  по странам ОЭСР (OECD Country Statistics). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/statlist.htm (2012. 1 марта)

23. Сфера интересов Индии  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inosmi.ru (2012.5 марта)

24. Южная Африка [Электронный  ресурс]. - Режим доступа: http://catalog.fmb.ru (2012. 4 марта)


Информация о работе Развитие экономики ЮАР и определении места страны в современной мировой экономике