Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:24, контрольная работа
Закон об ОЭЗ лишь небольшая составная часть всего хозяйственного
законодательства Российской Федерации, как экономика области – составная
часть экономики всей страны. Поэтому социально-экономическая ситуация в
регионе зависит прежде всего от тех процессов, которые протекают в
общероссийском народном хозяйстве. Тем не менее, сложность ситуации и темпы решения проблем перехода к рыночной экономике в каждом регионе не одинакова.
Введение стр. 2
Глава 1
Общее представление о Калининградской области стр. 4
1.1. Общая информация о Калининградской области стр. 4
1.2. Краткая историческая справка о Калининградской области стр. 6
1.3. Калининградская область – особая экономическая зона стр. 8
Глава 2
Состояние экономики Калининградской области стр. 11
2.1. Трудовые ресурсы Калининградской области стр. 11
2.2. Промышленность Калининградской области стр. 14
2.3. Сельское хозяйство Калининградской области стр. 19
2.4. Транспорт Калининградской области стр. 23
2.5. Туризм в Калининградской области стр. 26
Заключение стр. 33
Список использованной литературы стр. 35
Сейчас функционирование зоны регулируется федеральным законом «Об особой экономической зоне в Калининградской области». В его подготовке, наряду с администрацией области, активно участвовали депутаты Калининградской областной Думы и депутат Государственной Думы Российской Федерации кандидат экономических наук В.П. Никитин.
Особая экономическая
зона (ОЭЗ) включает всю территорию
Калининградской области, кроме оборонных
объектов и нефтедобычи на шельфе.
Главная ее особенность, непосредственно установленная самим законом, - режим свободной таможенной зоны, то есть все товары ввозятся в область (и из российских регионов, и из-за рубежа) без взимания таможенных пошлин. И все произведенные в области товары вывозятся за ее пределы тоже беспошлинно.
Другие важные привилегии ОЭЗ законом только декларированы и требуют принятия дополнительных решений государственными органами власти. Прежде всего это относится к льготному режиму инвестиций и предпринимательской деятельности, о которых говорится в законе. Так, предполагается налоговые льготы российским и иностранным предпринимателям и инвесторам. Но условия предоставления льгот не
перечислены, размеры льгот не установлены. Они должны определятся
дополнительно в соответствии с налоговым законодательством Российской
Федерации и
законодательством
Однако в российском налоговом законодательстве ничего не говорится об особых зонах, и ОЭЗ может рассчитывать только на обычные для всех регионов льготы.
Правда, администрация области имеет дополнительные доводы при обосновании тех или иных льгот на правительственном или региональном уровне, ссылаясь на режим ОЭЗ. Кроме того, льготы могут предоставляться региональными властями в части платежей в областной бюджет, и они действительно предоставлены. Однако касаются эти льготы только инвестиций в производство, к тому же достаточно крупных.
Согласно закону управление ОЭЗ осуществляется областными органами власти. Функции администрации ОЭЗ выполняется администрация Калининградской области.
Это означает некоторое усиление самостоятельности области в принятии
экономических
решений.
Администрация области должна координировать привлечение российских и иностранных инвестиций, стимулировать предпринимательскую деятельность.
Она вправе
заключать договора с инвесторами и предпринимателями
о реализации инвестиционных проектов,
об аренде областного имущества (в том
числе недвижимости). Область может заключать
соглашения с административно-
государств об экономическом, научно-техническом, культурном и спортивном сотрудничестве, но эти соглашения вступают в силу только после их регистрации Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Области предоставлено
право устанавливать
таможенной зоны (вводить квоты на импорт) для защиты местных
товаропроизводителей. Однако такие меры должны согласовываться с
правительством. Как показала практика, процедура согласования достаточна
длительна. Несмотря
на некоторую непоследовательность и
неопределенность, закон об ОЭЗ в Калининградской
области все же играет важную стимулирующую
роль для регионального развития.
Глава
2
Состояние
экономики Калининградской
области
2.1.
Трудовые ресурсы
Калининградской
области
Демографическая ситуация в области, как и в других российских областях,
неблагоприятная. В 1990-е годы резко снизилась рождаемость, повысилась
смертность, наблюдается естественная убыль населения. Но население области возрастает, так как приток мигрантов значительно больше оттока населения.
Ежегодное положительное сальдо миграции составляет 10-15 тыс. человек, и
население области увеличивается на 6-7 тыс. человек в год. Значительную часть приезжающих на жительство составляют беженцы и вынужденные переселенцы – их зарегистрировано около 10 тыс. человек. Это русские из бывших союзных республик, в том числе из соседней Прибалтики, немцы из Казахстана и Средней Азии, армяне из Азербайджана, азербайджанцы.
В результате миграций происходят некоторые изменения национальной структуры населения. Доля русских среди жителей области остается довольно стабильной и составляет уже в течение двух десятилетий около 78%, уменьшается доля белорусов, литовцев, евреев, возрастает – украинцев, азербайджанцев, и, особенно, армян и немцев. Сейчас удельный вес белорусов составляет 8%, украинцев – более 7%. Среди остальных 7% наиболее многочисленны литовцы (2%),
на представителей каждой из остальных национальностей приходится менее 1% (это, в порядке убывания численности, армяне, немцы, поляки, татары, мордва, евреи, чуваши, азербайджанцы и др.).
Что касается немецкого населения, то к началу 1950-х годов оно было выселено почти полностью; осталось только несколько сот человек (преимущественно немок, вышедших замуж за русских).
С конца 1980-х годов начался приток мигрантов из других регионов СССР. В начале 1990-х годов некоторые активисты немецкой общины в Советском Союзе (а потом и в Российской Федерации), политики и публицисты в Германии ставили вопрос об образовании на территории Калининградской области автономной немецкой республики с переселением сюда до
200 тыс. и более «советских» немцев. Этот вопрос был решен отрицательно, но индивидуальному переселению не чинятся препятствия. Сейчас численность проживающих в области немцев составляет около 7 тыс. человек. Часть приезжающих затем переселяются, а ФРГ (в 1997 году – около 700 человек). Продолжается отток евреев в США и Израиль (около 200 человек в 1997 году), притом, что их численность в области за последние 20 лет снизилась в 1,5 раза и не превышает сейчас 3 тыс. человек (0,3% населения).
Калининградская область плотно заселена и высоко урбанизирована. Плотность населения составляет 63 человека на квадратный километр. Это в 7 с лишним раз больше, чем в среднем по стране и больше, чем в соседней Литве, наиболее плотно заселенной из Прибалтийских республик. Наиболее заселена западная, приморская часть области. Почти всю ее занимает агломерация, сформировавшаяся вокруг областного центра с населением около 600 тыс. человек. Меньше плотность населения периферийных северных и восточных районов. Городское население составляет 78%. Кроме Калининграда, остальные 21 город и 5 поселков городского типа невелики по размерам. Большинство из них не достигают даже установленного в Российской Федерации для городов ценза в 12 тыс. жителей. По 40-50 тыс. («полусредние города») насчитывают Советск (до 1946 года – Тильзит, известный в истории по Тильзитскому миру 1807 г.) и Черняховск. По 20-35 тыс. – Балтийск, главная база Балтийского флота, Гусев и новый, образованный в советское время город – Светлый. Свыше 12 тыс. жителей
имеют также Неман и Гвардейск.
В сельском расселении преобладают небольшие поселки со средним числом жителей 150 человек. Развитие поселков облегчено густой транспортной сетью и близостью городов. В последние годы вследствие притока в область мигрантов численность сельского населения возрастает.
Трудовые ресурсы области – важный фактор ее развития. Благодаря более
благоприятной возрастной структуре населения с меньшей долей старших
возрастов (в связи с недавним заселением области), а также притоку более
молодого населения из вне, в ближайшие время, в ближайшие годы ожидается дальнейший рост числа лиц трудоспособного возраста. Развитая сеть учреждений подготовки и переподготовки кадров предопределяет достаточно высокий уровень квалификации работников. Как и в других переселенческих районах, население области мобильно не только в территориальном, но и социальном плане, легче приспосабливается к рыночным условиям. Этому способствует и близость зарубежных стран, возможность ознакомления с их опытом (но только до введения визового режима въезда в страны Прибалтики). Поэтому в Калининградской
области быстрее,
чем в большинстве других российских
регионов, развивается предпринимательство,
формируются рыночные структуры.
2.2.
Промышленность
В промышленности большинство прежних крупных предприятий еще формально существуют, но многие из них почти не производят продукции. Тяжелое положение сложилось на большинстве машиностроительных предприятий, особенно на предприятиях, принадлежащих оборонному комплексу. Среди них судостроительный завод «Янтарь», относящийся к электронной промышленности «Кварц». На них работало по 5-10 тыс. человек.
Сложное оборудование выпускали предприятия «Система» и «Факел» с числом работников 2-5 тыс. человек.
Теперь численность занятых на этих заводах сократилось в несколько раз, так как государственное финансирование оборонных заказов резко сократилось, а для освоения гражданской продукции требуются инвестиции, которые также отсутствуют.
Коммерческие банки, призваны финансировать с помощью кредитов деятельность предприятий, до финансового кризиса 17 августа 1998 года чаще занимались скупкой государственных ценных бумаг.
К тому же освоение выпуска товаров народного потребления усложнено жесткой конкуренцией на их рынке со стороны крупных монополий индустриально развитых стран. Так, попытки наладить на заводе «Кварц» совместно с зарубежными фирмами сборку компьютеров не привели
к успеху.
Таким образом, ключевые вопросы для большинства машиностроительных
предприятий – рынок сбыта и инвестиции. Это касается не только оборонных
заводов, хотя здесь вопросы стоят особенно остро. В сходном положении
оказались и все другие предприятия.
Среди них Калининградский вагоностроительный завод, основной продукцией которого являются крупнотоннажный саморазгружающиеся вагоны-думпкары для горнодобывающей промышленности, заводы светотехнической арматуры и «Микродвигатель» в Гусеве, калининградские предприятия по производству оборудования для рыбодобывающей и
рыбообрабатывающей промышленности и судоремонту. Относительно успешно работают производящий оборудование для газопроводов завод «Газавтоматика» и ставшее совместным предприятие «Балткран», отправляющее 90% своей продукции за рубеж.
В сложном положении оказались целлюлозно-бумажные заводы, два из которых находятся в Калининграде, по одному в Советске и Немане, а также Знаменская бумажная фабрика. При удаленности сырьевой базы отрасль может успешно развиваться только при ориентации на экспорт (и раньше треть калининградской целлюлозы продавалась за рубеж). На некоторых предприятиях («Цепрусс» в Калининграде, Неманский ЦБЗ) с помощью зарубежных инвесторов, владеющих контрольным пакетом акций, осуществляется технологическое переоснащение производства. Но объемы выпуска целлюлозы нестабильны. Здесь отчасти сказывается удаленность сырьевой базы, имеющей собственных потребителей древесины на Севере и Северо-Западе России. Ставится вопрос об использовании в качестве сырья древесины лиственных пород из более близко расположенной
Белоруссии. Однако, для освоения новых технологий требуются крупные
инвестиции.
В отраслевой структуре промышленного производства в Калининградской области выделяется единичная доминирующая отрасль – пищевая промышленность. Она составляет 42,7% от всей промышленности Калининградской области.
В Калининградской области можно выделить высокий удельный показатель по добыче нефти: 893 кг/чел., по которому область уступает только России в целом и Дании.
Однако область занимает последнее место по производству электроэнергии: 287 кВт-ч/чел., что более чем в пять раз ниже, чем в занимающей предпоследнее место Латвии. Вопрос энергетического обеспечения Калининградской области является очень актуальным, так как она не имеет достаточных топливных ресурсов и мощностей по производству электроэнергии. Сейчас местные ГРЭС-2 в Светлом, ТЭЦ в Калининграде и Гусеве удовлетворяют лишь небольшую часть потребностей. Транзитом через Литву из системы РАО ЕЭС России поступает 80% необходимой электроэнергии, в основном с Ленинградской АЭС. Область получает