Региональная идентичность и дифференциация социального развития регионов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:00, контрольная работа

Описание

Дифференциация уровня социально-экономического развития регионов многие годы являлась и является злободневной проблемой для российской экономики. В настоящее время эта проблема является не менее актуальной, так как из развития отдельных регионов складывается экономика страны в целом. Экономическое развитие регионов Российской Федерации на протяжении многих лет характеризуется усилением дезинтеграционных тенденций, проявляющихся в неравномерности распространения, распаде единого экономического пространства и образовании специфических непропорционально развивающихся «депрессивных» территор

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 50.97 Кб (Скачать документ)

Региональная  политика должна учитывать растущие проблемы депопуляции, формирование обширной зоны естественной убыли населения, его концентрацию в освоенных  регионах европейской части страны и в крупных городах. Следует  отметить, что территориальные диспропорции в заселенности носят устойчивый и долгосрочный характер, что, естественно, должно приниматься во внимание при  планировании развития инфраструктуры, в том числе социальной. Это  имеет особое значение для развития районов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и других геополитически важных регионов. Таким образом, высокая  социально-экономическая дифференциация регионов страны должна учитываться  в проводимой региональной политике. Необходимы согласованные действия федеральных и региональных органов  государственной власти и местного самоуправления по созданию максимально  благоприятных условий для развития экономики. Это должно происходить прежде всего путем внедрения инноваций, привлечение государственных и частных инвестиций, а также повышения качества и доступности бюджетных услуг.

Кроме этого, необходимо усиление заинтересованности органов местного самоуправления в  саморазвитии территорий, использовании  внутреннего потенциала: не все решает финансовая помощь свыше. Конечно, на современном  этапе полностью отказаться от перераспределения  финансовых ресурсов между регионами  и муниципальными образованиями  невозможно. Но эта система должна быть более гибкой. Государственная  власть должна создавать и регулировать основные направления и условия  развития экономики, а непосредственные меры должны исходить от муниципалитетов. Привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры муниципальных образований, в создание новых рабочих мест, и как следствие, в повышение  уровня жизни населения позволит не только поднять экономику определенного  поселения, но в конечном итоге приведет к сокращению диспропорций развития между регионами.

          Итак, можно выделить следующие механизмы  по преодолению социально-экономической  дифференциации субъектов Российской Федерации:

  • Создание системы мер на федеральном уровне по заинтересованности регионов в саморазвитии;
  • при реализации бюджетной политики учитывать необходимость первоочередного повышения благополучия и благосостояния населения;
  • разработать и принять долгосрочные программы устойчивого социально-экономического развития  дотационных регионов, в том числе и на муниципальном уровне;
  • реформирование государственной налоговой системы на федеральном и региональном уровне;
  • активизация инвестиционной деятельности в депрессивных регионах посредством:

а) государственной поддержки хозяйствующих  субъектов, актив         но занимающихся инвестиционной деятельностью, особенно направленной на технологическое обновление и  инновационное развитие;      

б) создания условий предоставления максимальных льгот для социальных инвестиций;       

в) развития на федеральном и региональном уровнях законодательной базы, гарантирующей  сохранность и обеспечивающей эффективное  вовлечение и использование инвестиционных ресурсов;      

г) выделения зон опережающего развития с определением их основных направлений  развития (специализации) и наиболее перспективных проектов в производственно-хозяйственном  и социальном секторах, реализация которых будет в интересах  устойчивого социально—экономического развития региона;

  • совершенствование бюджетной системы, направленное на поиск дополнительных источников преодоления депрессивности регионов (организации контроля за исполнением и стабильным финансированием федеральных и региональных целевых программ устойчивого СЭР).

          В условиях мирового финансового  кризиса в более сложном положнии

окажутся более  экономически развитые страны. Субъекты РФ, имеющие значительно экономический  потенциал, при росте национальной экономики

характеризуется более  высокими темпами развития, но в условиях ухудшения ее динамики сильнее ощущают эти последствия. Те регионы, у которых доходная часть в основном формируется за счет финансовой помощи из федерального бюджета, пострадают меньше, поскольку получают ассигнования в объемах, запланированных в законе о федеральном бюджете.

    1. Принципы  и методы государственной политики в отношении депрессивных регионов

В отношении депрессивных регионов государство  должно проводить особую политику, направленную на их поддержку. Существуют определенные принципы государственной политики в отношении депрессивных регионов:

  • Принцип целенаправленности. Преодоление неблагоприятного социально-экономического состояния на депрессивных территориях возможно лишь на основе целевых государственных программ. Эта проблема в большинстве случаев не может быть решена органами местного самоуправления самостоятельно. В зависимости от специфики территории, ее масштабов и комплекса антидепрессивных мер программы могут быть как федеральными, так и региональными (субъектов РФ) или межрегиональными;
  • принцип единства территории. Депрессивная территория должна рассматриваться в качестве единого социально-хозяйственного комплекса во взаимосвязи социальной, производственной и экологической сфер жизнедеятельности населения при условии приоритетности решения определяющей задачи - обеспечения устойчивого повышения качества жизни людей. При этом должен соблюдаться принцип согласования интересов указанных сфер;
  • принцип дифференциации. Государственная политика в отношении депрессивных территорий должна быть дифференцированной, предельно конкретизированной, базирующейся на объективной, широкой качественно-количественной диагностике состояния локальной территории. При этом особое значение имеет оценка сложившегося в результате реформ производственно-экономического состояния предприятий;
  • принцип обоснованности. Формированию государственной политики должен предшествовать научно обоснованный долгосрочный прогноз функционирования экономики и социальной сферы региона и концепция его развития на срок не менее 5-10 лет. Эти материалы могут быть разработаны лишь после уяснения перспектив основных градообразующих предприятий;
  • принцип согласованности интересов. Условием реализации политики государства в депрессивных регионах является социальное партнерство, для достижения которого должна быть отработана процедура согласования интересов всех участников процесса реализации государственной политики, обеспечена обоснованность и прозрачность намечаемых мероприятий, предусмотрены механизмы корректировки политики в случае непонимания ее населением.

     Кроме того, существует несколько форм федеральной поддержки депрессивных регионов:

  • финансирование федеральных программ поддержки депрессивных территорий (на возмездной и на безвозмездной основе);
  • предоставление на определенный срок и на определенных условиях преференций и иных льгот организациям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на депрессивных территориях, содействие реструктуризации этих организаций, переподготовке кадров в целях облегчения доступа организаций и населения этих территорий к действующим или формирующимся направлениям федеральной поддержки, а также первоочередное рассмотрение заявок на получение средств на реконструкцию и санацию производства;
  • оказание правовой, организационной, финансовой и иной поддержки органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в целях развития депрессивных территорий.

          Первоначально основной формой поддержки может  быть концентрация уже предусмотренных  нормативно-законодательными актами рычагов  и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в т.ч. иностранных) инвестиций, содействия инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, в составе федерального бюджета  может быть создан целевой бюджетный  фонд поддержки депрессивных регионов, средства которого предполагается использовать для долевого (с участием негосударственных  структур и региональных органов  власти и управления) финансирования мероприятий на территории депрессивных регионов и для прямого предоставления помощи (инвестиционных субсидий и  т.п.) предприятиям депрессивных регионов.

          Наряду  с оказанием финансовой помощи при  поддержке депрессивных регионов должны использоваться организационно-правовые меры: введение особого (более жесткого) режима ликвидации государственных (казенных) предприятий, приоритет при распределении  государственных заказов (особенно оборонных), оказание помощи предприятиям в проведении инвестиционных торгов и организации новых эмиссий  акций и т.д.     

    И, наконец, необходимо перечислить инструменты санации депрессивных территории. Санация – это система мер по финансовому оздоровлению региона, и основными ее инструментами являются временная консервация, реструктуризация территориальной системы и тотальная санация:

  • Временная консервация, когда средства государственной поддержки препятствуют дальнейшему разрушению экономики, не устраняя ее причин (созданы предпосылки для дальнейшего оживления и подъема);
  • реструктуризация территориальной системы, которая предполагает трансформацию экономического потенциала, социальную разгрузку территории, устранение причин экологических катастроф и т.д., а также укрупнение муниципалитетов или их реорганизацию в других формах;
  • тотальная санация, т.е. прекращение деятельности муниципальных образований, их ликвидация и переселение жителей.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Основной  причиной социально-экономического неравенства  субъектов Российской Федерации  являются рыночные реформы конца XX века, хотя истоки были заложены еще политикой 60-х-80-х годов, ослабившей активность территориальных единиц и делавшей упор на централизованные механизмы. Однако именно за годы перехода России к рынку региональная дифференциация в нашей стране увеличилась более чем в 2 раза, позже ее усилил финансовый кризис 1998 года. За 90-е годы снизился не только объем производства, но и межрегиональные экономические связи. Данная проблема усугубляется еще и тем, что региональное неравенство развивается по  нарастающей, так как различия в уровне социально-экономического развития влекут за собой еще большее усиление дифференциации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. http://stud24.ru/economics/differenciaciya-socialnojekonomicheskogo-razvitiya-regionov-rossii/44158-137942-page3.html;
  2. http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-kulturologiya/1/a4-3.php;
  3. http://www.famous-scientists.ru/list/7741.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Рейтинг регионов России по величине ВРП на душу населения.

Место

Субъект федерации

ВРП на душу населения, $ тыс. по ППС

 

Изменение за год, $ по ППС

Прирост/снижение ВРП за 2001–2006 гг., %

Страна  с близким по размеру ВВП на душу населения по ППС

   

2006

2005*

     

1

Тюменская область

43,49

42,50

+993

42,0

США, Ирландия, Кипр

2

Москва

23,51

20,98

+2536

59,8

Южная Корея, Израиль, Саудовская Аравия

3

Республика  Татарстан

13,61

12,03

+1579

34,1

Габон, Сент-Китс и Невис

4

Сахалинская область

13,60

11,37

+2230

77,2

 

5

Красноярский  край

13,21

11,27

+1940

26,0

 

6

Республика  Коми

13,19

11,69

+1492

19,1

Чили, Малайзия, вся Россия

7

Липецкая  область

12,86

11,33

+1536

39,2

 

8

Вологодская область

12,05

12,84

–791

28,7

Турция, Аргентина

9

Томская область

12,02

10,99

+1026

26,6

 

10

Санкт-Петербург

11,80

10,77

+1029

60,1

 
 

50

Саратовская область 

6,23

5,95

+276

39,9

Азербайджан

 

80

Республика  Ингушетия

1,36

1,30

+53

–9,1

Гана


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Статистические  показатели, включенные в стартовый рейтинг  развития.

Социальная  сфера

  • Ожидаемая продолжительность жизни при рождении: наиболее вероятный возраст, до которого доживет родившийся в данном году в данном регионе ребенок. Источник данных — Росстат;
  • коэффициент младенческой смертности: число смертей среди детей в возрасте до года на 1000 родившихся. Источник данных — Росстат;
  • заболеваемость населения: число больных с впервые в жизни установленным диагнозом, выявленных в течение года при обращении в лечебно-профилактическое учреждение или при профилактическом осмотре. Рассчитывается за год на 1000 человек населения. 2005 год. Источник данных — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
  • уровень преступности: число убийств и покушений на убийство на 1000 жителей. 2005 год. Источник данных Росстат;
  • миграционное сальдо: разница между числом прибывших в регион человек и числом выбывших граждан из региона. Характеризует привлекательность региона для граждан страны. 2006 год. Источник данных — Росстат.

Развитие  экономики

  • Валовой региональный продукт на душу населения: характеризует произведенный на территории региона суммарный объем товаров и услуг, приходящийся на одного жителя региона. 2005 год. Источник данных — Росстат;
  • объем инвестиций в основной капитал на душу населения (усредненное значение за 2002—2006 года): определяет будущий потенциал развития экономики. Источник данных — Росстат;
  • рост энергопотребления в регионе за период 1998—2006 гг. Рост энергопотребления свидетельствует о развитии энергоемкой промышленности в регионе или о повышении благосостояния граждан — чем богаче население, тем больше оно может себе позволить предметов бытовой техники, работающих на электричестве. Источник данных — РАО «ЕЭС»;
  • объем долгов по заработной плате на 01.01.2007. Показатель скорректирован на прожиточный минимум в регионе. Источник данных — Росстат;
  • номинальные денежные доходы в расчете на душу населения в декабре 2006 года. Показатель скорректирован на прожиточный минимум в регионе. Источник данных — Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ;
  • оборот розничной торговли и суммарный объем оказанных платных услуг на душу населения. 2006 год. Источник данных — Росстат.

Информация о работе Региональная идентичность и дифференциация социального развития регионов России