Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 08:29, реферат
Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В развитых капиталистических странах СЭЗ создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с недоразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечение дополнительных рабочих мест.
Введение. 3
Организация свободных экономических зон в России. 4
Роль свободных экономических зон в развитии регионов России. 7
Проблемы создания свободных экономических зон в России. 11
Заключение. 13
Список используемой литературы. 14
«Южный федеральный университет»
Институт
экономики и внешнеэкономических
Реферат по дисциплине « Экономическая география»
на тему :
« Роль
свободных экономических зон в развитии
регионов России»
Выполнила: ст-ка гр. 2010-З-БУ
Лопатько Инна Геннадьевна
Проверила:
Горшенева Оксана Владимировна
г. Ростов-на-Дону
2010
Содержание:
Введение.
Организация свободных
экономических зон в России.
Роль свободных
экономических зон в развитии регионов
России.
7
Проблемы создания
свободных экономических зон в России.
11
Заключение.
Список используемой
литературы.
2
Введение.
Свободные экономические зоны существуют во многих странах давно. В крупных странах различные регионы в силу географического положения, отдаленности от центра, труднодоступности из-за гористой местности, имеющие большую протяженность вдоль сухопутных границ с сопредельными государствами или имеющие выход к морю, должны иметь особые, искусственно создаваемые благоприятные условия для эффективного экономического развития.
Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В развитых капиталистических странах СЭЗ создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с недоразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечение дополнительных рабочих мест.
Но в последние десятилетия подобные образования создавались в слаборазвитых странах или регионах, которые нуждались в ускоренном экономическом развитии, но которые находились в отдалении от путей международной торговли. Идеи свободной торговой зоны, свободных городов стары как мир, их история исчисляется столетиями и восходит к периоду расцвета либерализма в Европе. Так что Россия попыталась привить у себя старый европейский метод.
Терминология "свободных экономических зон” (СЭЗ) получила широкое распространение в мировой практике в течение последней четверти столетия. В современном виде они возникли в начале 70-х годов в странах юго-восточного азиатского региона.
Сегодня наибольшее распространение за границей имеет трактовка СЭЗ как территорий, на которых, благодаря введению беспошлинного режима, а также при помощи других экономических и организационных регуляторов стимулируется внешнеэкономическая деятельность с привлечением иностранных инвестиций. Официально признанной есть дефиниция свободной зоны (или зоны “порто-франко”), которая дана в VIII дополнении к Киотской конвенции, принятой в 1973 году. В ней под зоной “порто-франко” определялась часть территории, на которой товары рассматривались как объекты, которые находятся вне черты национальной таможенной системы и поэтому не подлежат обязательному таможенному контролю и налогообложению.
Вместе с тем, как в иностранной, так и в отечественной научной литературе распространено определение СЭЗ, как части национальной территории, экономический потенциал которой ориентирован на решение специфической задачи (или комплекса задач). Это выделяет рассматриваемую часть территории страны из общего ряда. В то же время предпринимательская деятельность на территории СЭЗ должна быть направлена на решение проблем оптимального размещения производительных сил в целом по стране, а также ее интеграции в мировое хозяйство.
Мировой опыт успешного
функционирования свободных экономических
зон в середине 90-х годов привлек пристальное
внимание российских реформаторов, в результате
чего была поставлена задача за 2-3 года
создать широкую сеть такого рода зон.
3
Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50 свободных зон. При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной.
Создание свободных
экономических зон рассматривается их
учредителями как важное звено в реализации
принципов открытой экономики. Их функционирование
связывается с либерализацией и активизацией
внешнеэкономической деятельности. В
свободных экономических зонах экономика
имеет высокую степень открытости внешнему
миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный
режимы благоприятны для внешних и внутренних
инвестиций. В то же время образование
свободной экономической зоны может означать
то, что страна, не желая полностью открывать
свою экономику иностранному капиталу
или повсеместно использовать особый
инвестиционный климат, использует частичную,
локальную открытость в виде специальной
зоны. В последнее десятилетие в мировой
экономике развернулась острая конкуренция
между государствами в области налоговых
и иных льгот, предоставляемых для привлечения
капиталовложений из других стран. Волна
разного рода налоговых льгот, зафиксированных
национальными законодательствами, получила
название "налоговой революции".
Свободные экономические зоны в этом процессе
играют достаточно заметную роль.
Организация свободных экономических зон в России.
В 1990-х годах на территории России уже предпринимались попытки организации свободных экономических зон различных типов. Однако, по мнению некоторых специалистов, они превратились в «черные дыры» в экономике РФ, через которые в страну поступал беспошлинный товар, а из нее в виде неуплаченных налогов утекали значительные финансовые средства.
По форме СЭЗ должны
были представлять зоны свободного предпринимательства,
компактно расположенные в районах с развитым
научно-техническим потенциалом. Важной
их задачей было привлекать иностранный
капитал и технологии. Правительством
СССР в декабре 1989 г. было принято постановление
о создании свободных экономических зон
в городах Находка и Выборг. Через полгода
краткие положения общего характера в
отношении свободных экономических зон
были изложены в "Основах законодательства
об иностранных инвестициях в СССР".
К началу 90-х годов государственная концепция
СЭЗ дополняется рядом региональных инициатив.
Эти инициативы делали акцент на значительной
самостоятельности свободных экономических
зон и ратовали за огромные территории,
отводимые для размещения зон. В середине
1990 г. Верховный Совет РСФСР принял решение
о создании 13 свободных экономических
зон. По каждой СЭЗ Совет Министров РСФСР
утверждал отдельное положение, закрепляющее
ее хозяйственно-правовой статус.
4
Процесс образования свободных экономических зон в начале 90-х годов характеризовался следующими чертами Басенко А. М. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей. Ростов на Дону: Изд-во Рост. ун-та. 2005 г. - с.137.:
· отсутствием четкого понимания реальных целей и задач СЭЗ; огромностью отводимых территорий для СЭЗ: на долю формально созданных "свободных зон" приходилось более одной трети территории России;
· массовой раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве РФ;
· стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ.
Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому закону свободные экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В свободных экономических зонах устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Так, для предприятий с вкладом иностранных инвесторов до 75 млн. руб. регистрация производится непосредственно в СЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской Федерации для иностранных инвесторов; понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне СЭЗ этот срок - до 50 лет); понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового; наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью оставляется в их распоряжении. Одной из причин неудач создания СЭЗ явилось то, что в российской экономике начала 1990-х гг. процесс формирования и развития свободных экономических зон не носил государственно регулируемого характера, и государственной системы регулирования этих процессов как таковой не существовало. То есть отсутствовали четкие и ясные «правила игры».
Правовое регулирование отечественных свободных экономических зон осуществлялось главным образом на основе индивидуальных нормативных актов.
В результате в
стране появилось несколько десятков
свободных экономических зон. Лишь за
полгода (с июня 1991г. по декабрь 1991г.) были
приняты решения об образовании 10 СЭЗ,
расположенных в границах целого субъекта
Федерации: особая экономическая зона
(ОЭЗ) "Янтарь" в Калининградской
области, свободная экономическая зона
"Даурия" в Читинской области, зона
свободного предпринимательства в Ленинграде
(ЛЗСП), свободная экономическая зона "Сахалин"
в Сахалинской области, свободная экономическая
зона "Алтай" в Алтайском крае, свободная
экономическая зона "Ева" в Еврейской
автономной области, свободная экономическая
зона "Садко" в Новгородской области,
свободная экономическая зона "Кузбасс"
в Кемеровской области, экологическая
и экономическая зона (ЭЭЗ) "Горный Алтай"
в республике Алтай, свободная экономическая
зона "Кабардино-Балкария».
5
Стоит заметить, что вся многолетняя история этого вопроса свидетельствует о его жесткой политизированности в ущерб экономической сути. Концепция зон как инструмента ускоренного перехода к рынку в рамках “отдельно взятой территории”, где имеются налоговые и прочие льготы, может выглядеть привлекательным пунктом предвыборных политических компаний, но вряд ли приемлема для решения практических вопросов. Приходится признать, что на фоне неясности представлений о роли СЭЗ в период перехода к рынку идея их создания в России оставалась средством политического давления регионов на правительство Мирзоев С. Возможны ли в России свободные экономические зоны? // Экономика России: XXI век, № 6, 2002 г. - с. 98.
Положения о СЭЗ не содержали обоснования необходимости создания зон именно на данных территориях. В них не было указаний на какие-либо критерии отбора этих территорий среди прочих, несомненно, не менее остро нуждавшихся в достижении поставленных целей.
Несмотря на сдерживание процессов развития свободных экономических зон сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администраций и управленческих структур таких свободных экономических зон, как "Находка", "Янтарь" (Калининградская область), способствовали тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. В ноябре 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Этот закон определил правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для интересов Российской Федерации. Усилилась тенденция по созданию "налоговых убежищ". В результате в России возникли специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон - зона экономического благоприятствования "Ингушетия" просуществовала до июля 1997 года. Функционирует так называемый "налоговый оазис Калмыкии", предоставляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами в Калмыкии пользуются только компании-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и природные ресурсы. Потенциал идеи свободных экономических зон пока не получил своего полноценного раскрытия в России. Вместе с тем достигнутые результаты функционирующих СЭЗ свидетельствуют об их перспективности. К числу таких примеров можно отнести СЭЗ "Находка". С российской стороны в создании предприятий с иностранными инвестициями принимают участие не только предприятия СЭЗ "Находка", но и привлекаются капиталы многих регионов России и государств СНГ. На территории осуществляются" проекты по организации и функционированию российско-корейского технопарка и российско-американского промышленного парка. Эти промышленные комплексы должны сыграть ключевое значение в индустриализации этой зоны. В зоне действуют 15 банковских институтов (14 филиалов различных банков и банк "Находка"). Поскольку функционирование СЭЗ "Находка" длительное время рассматривалось как эксперимент, Правительство России принимало по ней специальные решения.
Информация о работе Роль свободных экономических зон в развитии регионов России