Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 08:21, реферат
Россия ─ крупнейшее федеративное суверенное государство. В её состав входят 83 субъекта Федерации (2009 г.). По своей площади ( 17075400 км2 ) Россия сравнима только с материками. На всём её протяжении ( около 9 тыс. км с запада на восток и 4 тыс. км с севера на юг) распределение населения, природных ресурсов и хозяйства (отраслей экономики) неравномерно. Под воздействием различных сочетаний природных, социальных и экономических условий в Российской Федерации были сформированы экономические районы.
Ведение 2
1. Физико-географическое положение района. 3
2. Состав и характеристика областей, входящих в состав Северо-Западного района. 4
2.1. Ленинградская область 4
2.2. Новгородская область 7
2.3. Псковская область 10
2.4. Калининградская область 12
2.5. Санкт-Петербург 15
3. Экономико-географическое положение Северо-Западного экономического района (особенности, преимущества, проблемы). 17
Заключение 24
Список литературы: 25
- Район
богат водными ресурсами, на его территории
множество рек, озёр, болот. Эксплуатация
гидроэнергоресурсов затруднена из-за
равнинного характера рельефа.
- Богатые
лесные ресурсы, но большая часть лесных
массивов района изъята из промышленного
использования, так как имеет большое
водоохранное и рекреационное значение.
- В районе нет запасов капиталоемких полезных ископаемых, задача региона — извлечь максимальную выгоду из тех запасов общераспространенных полезных ископаемых, которыми он богат — гравий, песок, известняка и торф.
Исключение
- Калининградская область, на территории
которой располагаются месторождения
драгоценного “солнечного камня” - янтаря.
Его прогнозные ресурсы - около 300 тыс.
т, что составляет около 90% мировых запасов.
- Сельскохозяйственные угодья слабо распаханы и занимают всего лишь 18% территории района. Возможность использования сельскохозяйственных угодий ограничивает высокая степень заболоченности.
Обширные
площади сенокосов, пастбищ, высокопродуктивных
лугов и других кормовых угодий имеют
большое значение для развития животноводства
в районе.
- Численность населения района составляет 8,5 млн. чел. - 5,7% от всего населения РФ.
По уровню урбанизации район занимает одно из первых мест: в городах сосредоточено более 75% населения.
На рисунке 18 показан удельный вес численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по областям района в сравнении с общероссийским.
Информация по сбережениям граждан в рассматриваемых областях приведена на рисунке 19.
Из представленной
информации следует вывод, что
по уровню жизни населения
наиболее отстающими являются Псковская
и Новгородская область. В сравнении со
среднероссийскими показателями и областями
района город Санкт-Петербург находится
в более выигрышном положении.
Рисунок
18- Удельный вес численности населения
с денежными доходами ниже величины прожиточного
минимума, в процентах к общей численности
населения объекта, в 2008 году.
Рисунок
19- Размер вклада (депозита) физических
лиц в кредитных организациях на душу
населения в % к среднероссийскому уровню,
на начало 2009 г.
- Северо-запад
отличается низким естественным приростом
населения, поэтому миграционный прирост
играет главную роль в увеличении численности
населения района. Численность городского
населения растет за счет административных
преобразований и роста наиболее крупных
городов. В динамике численности населения
присутствуют и внутрирегиональные различия:
для Ленинградской области основной источник
прироста населения – приток из Псковской
и Новгородской областей, а также из других
экономических районов. А для областей
района характерны низкая рождаемость
населения и постоянный отток населения
в столицу. Но в последнее время наметилась
тенденция стабилизации численности жителей
этих областей. В настоящее время наметилась
реэмиграция населения в сельскую местность
в связи с ухудшением экономического положения
и притока беженцев и вынужденных переселенцев.
- Северо-Западный район имеет самые высокие показатели занятости трудоспособного населения в России, особенно в крупных городах. Это обусловлено тем, что все субъекты РФ, которые входят в район имеют предпосылки для развития малого бизнеса и для его развития используются специальные программы. Занятость населения в личных и домашних подсобных хозяйствах низкая и обладает низкой трудовой мобильностью, а значительная часть сельского населения занята в несельскохозяйственных отраслях, промышленности и транспорте. В последнее время безработица приобрела повсеместный характер (рисунок 20). Однако уровень безработицы в районе ниже, чем в Российской Федерации.
Рисунок
20 – Уровень безработицы в районе.
- В отличие от сырьевого Севера, Северо-Западный экономический район является одним из индустриально развитых районов РФ и выполняет важную роль в формировании рынка, как крупнейший поставщик разнообразной промышленной продукции, в первую, очередь, машиностроения, особенно сложного наукоемкого.
Ведущими отраслями промышленной специализации здесь являются тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение, электроника, судостроение, производство фосфорных и азотных удобрений, бумаги, целлюлозы, мебели, пищевой продукции, а также рыбная промышленность.
Получил
развитие в районе лесной комплекс.
Потребности комплекса в
заготовка - лесопиление - деревообработка - переработка древесины
и производит:
пиломатериалы
- фанеру - древесно-волокнистые плиты
- мебель - бумагу и т.д.
- На рисунке 21 приведена картина изменения среднего темпа роста ВРП по Северо- Западному экономическому району за 2003-2007 год, на душу населения, %.
Валовой
региональный продукт (ВРП) является одним
из ключевых макроэкономических показателей,
характеризующих развитие региона,
и представляет собой совокупность
валовых добавленных стоимостей, созданных
в каждом виде экономической деятельности.
К сожалению статистический подсчёт этого
показателя отстаёт примерно на 2 года,
поэтому в работе приведены данные за
2007 год включительно.
Рисунок
21- Динамика среднего темпа роста ВРП по
Северо- Западному экономическому району
за 2003-2007 год, на душу населения, %.
С 2005 по
2007 г. тенденция роста объёма ВРП
на душу населения в районе положительная.
Рост обусловлен в основном вкладом Калининградской
области и г. Санкт Петербурга. В остальных
областях района имеется тенденция к снижению
объёмов ВРП.
- Северо-Западный экономический район в условиях кризиса сохраняет значительные работающие мощности в легкой, и особенно в пищевой промышленности. Однако существуют проблемы реконструкции этих мощностей, поскольку их изношенность на некоторых предприятиях достигает 80%. Быстрая оборачиваемость средств, вкладываемых в пищевую и легкую промышленность в ряде случаев, позволяет привлекать отечественные и зарубежные инвестиции, в частности в производство кондитерских и крупяных изделий.
На рисунке 22 показан удельный вес убыточных организаций в сравнении с общероссийским.
Удельный
вес убыточных организаций в
Северо-Западном районе ниже чем на
территории России в 2008 году.
Рисунок
22- Удельный вес убыточных организаций.
- В районе хорошо развита внешняя торговля.
Северо-Западный регион отличается от других высоким уровнем экспортной специализации. Отсюда поставляются на мировой рынок продукция отраслей данного региона - высококачественную и сложную технику, электроэнергетическое оборудование, оборудование для АЭС, продукцию электронной промышленности, точной механики, грузовые и легковые автомобили; продукцию лесной и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, в том числе аппатиты.
Северо-Западный район, располагая развитым портовым хозяйством, осуществляет важные экспортно-импортные функции на Балтийском море для всей России. Через Санкт-Петербургский морской порт — во многие страны следует на экспорт продукция петербургских и других российских предприятий. Здесь же перерабатываются импортные грузы. Контейнеровозы успешно работают на линиях Санкт-Петербург — Лондон и Санкт-Петербург — Гамбург — Роттердам.
Через
Северо-Западный осуществляются регион
тесные экономические связи с Польшей,
Германией, Финляндией. Норвегией.
- Инвестиции в Северо-Западный регион растут быстрее, чем в среднем по России. Решающими факторами для привлечения капитала являются развитая инфраструктура, трудовые ресурсы и инвестиционное законодательство.
Регион Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассматривается перспективным иностранными автогиганами-инвесторами, на фоне активного вхождения автогигантов на российский рынок. С учетом планов иностранных производителей прогнозируется существенное развитие российского автомобильного рынка уже в ближайшие два-три года (данные за 2009 год).
Но
так как сегодня оснащение
большинства петербургских
- Район владеет всеми видами современного транспорта. На долю района приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург – первый из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он находится “в теле” крупного города.
Расчетная
мощность Петербургского порта после
его расширения составляет 25-30 млн.
т. грузооборота в год, что не удовлетворяет
потребности России в Северо-западном
районе 100-120 млн. т. В связи с этим предполагается
расширение уже существующих портов в
Выборге и Высоцке и строительство новых
крупных портов в устье р. Луки и в районе
г. Ломоносова.
Основной вид транспорта – железнодорожный, плотность железнодорожной сети велика: от Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и Украину. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем и топливом.
Вывозится продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, продовольствие и стройматериалы. Доля ввоза преобладает над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности. Особое значение железные дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой.
Плотность транспортной сети района существенно превосходит среднюю по России. Основные недостатки имеющейся транспортной инфраструктуры связаны; с ограничениями по грузообороту и составу обслуживаемых грузов Балтийских морских портов - г. Санкт-Петербурга, Выборга, Калининграда и др., а также с отсутствием к настоящему времени современных авто- и железнодорожных магистралей, связывающих г. Санкт-Петербург с Москвой, Финляндией, Польшей и через неё с Западной Европой.
Следует
отметить, что ключевой проблемой для
Калининградской области является обеспечение
более дешевой транспортировки грузов
через территорию Литвы (а также Белоруссии)
и облегчение оформления необходимых
формальностей. Эта проблема должна решаться
на федеральном уровне, однако калининградским
властям необходимо инициировать принятие
таких документов и обеспечивать подготовку
требующихся предложений.
- Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами - памятники истории и архитектуры, природные ландшафты - зоны отдыха и туризма.
Сеть
дворцово-парковых ансамблей вокруг
Санкт-Петербурга, Пушкинский заповедник,
города-музеи Новгород и Псков, знаменитая
Куршская коса – поросший лесом полуостров,
почти на 100 км уходящий в Балтийское море
в Калининградской области.
- Высокая
освоенность территории Северо-Западного
района обусловила значительную антропогенную
нагрузку на природную среду, что требует
расширения природоохранительных мероприятий.
Интенсивное водопотребление создало
во многих городах района дефицит водных
ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки
привели к загрязнению рек и воздушного
бассейна. В настоящее время в районе большое
внимание уделяется вопросам охраны окружающей
среды, проводятся природоохранные мероприятия.
Северо-Западный регион имеет выгодное экономико-географическое положение. Район практически единственный выход России в западную сферу мирового рынка.
Регион не богат природными ресурсами, природные условия малопригодны для развития сельского хозяйства.
Для района характерен низкий естественный прирост населения. Велик % мигрирующего населения из стран СНГ.
Высокий уровень урбанизации населения.