Сфера услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:50, реферат

Описание

В конце XX в. 35—40% экономически активного населения переместилось из промышленности в сферу услуг, превратившуюся в доминирующую сферу национальной экономики многих государств. В свою очередь, международная торговля и производство в условиях интернационализации и глобализации мирохозяйственных связей все больше дополняются и опосредуются торговлей многообразными услугами.

Работа состоит из  1 файл

Сфера услуг.docx

— 33.14 Кб (Скачать документ)

Услуги  частным лицам и услуги в сфере  культуры и  отдыха  включают: 

а)  аудиторские  программы  и  связанные  с  ними  услуги:  услуги,  связанные  с  созданием  художественных  фильмов,  радио-  и телевизионных программ  и записью музыкальных произведений  (здесь учитываются платежи или поступления от  проката,  оплата  труда актеров,  режиссеров,  постановщиков,  являющихся  резидентами данной  экономики,  за  создание  театральных постановок  и музыкальных,  спортивных  или цирковых  программ  за  рубежом,  а также платежи за  право демонстрации  этих  постановок  и программ  на  телевидении,  радио и т.д.);

б) прочие услуги  в  сфере  культуры  и  отдыха:  услуги,  связанные  с  работой  музеев,  библиотек,  архивов,  по  организации  спортивных  мероприятий,  а  также  услуги,  оказываемые  преподавателями  и  медицинскими  работниками  за  рубежом,  включая  оплату  услуг,  представляемых  заочно.

Государственные услуги, не отнесенные к другим категориям, включают все остальные внешнеэкономические операции  по  оказанию  услуг  системой  государственного  управления (в том числе международными организациями), которые не вошли ни  в одну и  предыдущих  классификационных  групп.  Это:  внешнеторговые  операции  посольств,  консульств,    военных  представительств  и  оборонных  организаций,  осуществляемые  с  резидентами  страны,  в  которой  они  находятся,  а  также  с  другими  странами  мира.  Сюда  включают  услуги  по  всем  аспектам  управления  на  государственном  уровне;  административные  услуги  учреждений,  обеспечивающих  услуги  в  области  образования,  здравоохранения,  культуры  и  другие  социальные  услуги,  кроме  услуг  в  области  социального  страхования;  административные  услуги  по  повышению  эффективности  коммерческой  деятельности;  административные  услуги,  связанные  с  иностранными  делами;  дипломатические  и  консульские  услуги  за  границей;  услуги,  связанные  с  внешнеэкономической  помощью,  иностранной  военной  помощью  и  прочие.

Для получения  информации по международной торговле услугами Госкомстат России использует, прежде всего, формы отчетности предприятий, в которых они приводят показатели поступлений и расходов по зарубежным странам (без стран СНГ ) - в иностранной валюте, по странам СНГ - в российских рублях. Данные по финансовым услугам поступают от банка России и получаются им по форме отчетности коммерческих банков, разработанной для составления платежного баланса.

Внешнеторговый  оборот услугами концентрируется в  группе развитых стран. Главные экспортеры – США, Голландия, Франция и Великобритания , в большой степени импортируют услуги Германия ,Япония ,Италия . И здесь по темпам роста лидирует финансовые и компьютерные услуги , а также бухгалтерские , аудиторские , рекламные ,юридические , консалтинговые по вопросам маркетинга , управления ,повышения эффективности и т.д. В 1997 г . на долю развитых стран приходилось 88 % всего экспорта деловых услуг . Новые технологии значительно расширяют рамки внешней торговли услугами здравоохранения ,образования , науки, культуры и искусства. Сохраняющая не транспортабельность многих услуг определят более крупную роль  зарубежных инвестиций в этой сфере . К прямым иностранным инвестициям как альтернативной форме внешнеторговых операций активно прибегают транснациональных компаний многих отраслей .Прямые инвестиции идут  в телекоммуникации , торговлю и многие отрасли услуг – общественное питание , банковскую сферу ,страховой бизнес ,деловые услуги , здравоохранение и т.д. Хотя юридические и политические барьеры для международного обмена на данном рынке остаются до последнего времени более высокими , чем на товарных рынках , услуги активно содействовать глобализации хозяйственной жизни,  ускоряя и углубляя этот процесс.  

 

Доля услуг в мировой торговле

 

В странах  ОЭСР доля услуг в ВВП за последние  два десятилетия возросла с 56 до 68%. В странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки доля этого  сектора также поднялась до 55% ВВП. Статистические данные о динамике международной торговли услугами свидетельствуют  о сравнительно быстром ее развитии, опережающем темпы роста «видимой»  торговли (т.е. товарами). Налицо тенденция  к увеличению доли услуг в международном  обмене и во внешнеторговом обороте  отдельных стран.

Заметный  динамизм характерен и для прямых заграничных инвестиций в сферу  услуг. В последние два десятилетия  отмечается их опережающий рост по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатывающую промышленность.

Тем не менее, международная торговля услугами все  еще играет второстепенную роль в  сравнении с торговлей товарами. Доля услуг в середине 90-х гг. составляла от 18 до 22% общего объема экспорта товаров  и услуг (1170 млрд. долл. в 1996 г.):

 

 

1991 г.

1993 г.

1996 г.

Экспорт услуг

860

1030

1170

Экспорт товаров

3441,7

3600

4830

Экспорт услуг по отношению  к экспорту товаров

25

28,6

23,9


 

* Только  из стран — членов МВФ, включая  Венгрию, Румынию, Югославию Китай,  Польшу.

Приведенные показатели относят к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, сумма операций с услугами на территории друга стран примерно в три раза больше.

Более 70% зарегистрированной торговли услугами приходится на ведущие  развитые страны, а также Сингапур и Гонконг (Сянган). Лидерами являются США, за ними следуют Франция и  Германия. Ниже приведены данные о  внешней торговле услугами (млрд. долл.):

 

 

Экспорт

Импорт

США

189,5

128,3

Франция

96

76,9

Германия

79,5

130,3

Великобритания

69,5

57,3

Япония

63,9

121,6

Нидерланды

47,2

45,3

Сянган

36,1

21,2

Сингапур

29,3

16,5


 

Сравнительно  низкая доля услуг в международной  торговле по сравнению с их огромным значением на внутренних рынках объясняется  следующими причинами:

    во-первых, многие услуги, в особенности  услуги государственных организаций,  предоставляются на национальном  уровне;

    во-вторых, активная реализация услуг на  международном уровне требует  высокого технического уровня  в области телекоммуникаций связи,  туризма, политической стабильности  на мировой арене;

    в-третьих,  торговля услугами пока отстает  от торговли товарами области  либерализации и открытости рынков. Достигнутый в рамка ГАТТ/ВТО прогресс в либерализации торговли ограничивается в основном товарными рынками. Услуги, за исключением транспортны и туристических, оставались в национальной компетенции.

 

Условия международной торговли услугами

Так как сфера  услуг является одним из главных  секторов экономики, то проблема ее регулирования  ни чуть не меньше, чем в других отраслях экономики.

Изменения произошли  в ходе работы Уругвайского раунда ГАТТ. Было заключено рамочное Генеральное  соглашение о торговле услугами (ГАТС). Заключение этого соглашения стало  важным шагом по включению торговли услугами в многостороннюю систему  свободной торговли. Участники этого  Соглашения обязуются развивать  процесс либерализации и не принимать  каких-либо дискриминационных мер  также в сфере услуг.

ГАТС определяет «торговлю услугами» как их трансграничное перемещение, а также как их производство и потребление иностранными физическими  и юридическими лицами на территории каждой страны-участницы. Торговля услугами может осуществляться как перемещением самих услуг из страны в страну, так и перемещением производителей и потребителей услуг.

Либерализация в сфере торговли услугами рассматривается  как предоставление иностранным  поставщикам услуг в большей  или меньшей степени тех же условий, что и национальным поставщикам.

Особое внимание следует обратить на либерализацию  наиболее объемного и весьма динамичного  в последние годы рынка финансовых услуг. Объем рынка (банковские и  страховые сделки, операции с ценными  бумагами) оцениваются в 1 трлн долл. В декабре 1997 г. в рамках ВТО подписано многостороннее соглашение о либерализации рынка финансовых услуг. По его условиям около 100 государств обязаны обеспечить различную степень открытости своих финансовых рынков с 1999г.

Так, в США  иностранные банки уравниваются в правах с местными, отменяются требования к иностранным страхователям  в отношении проживания и гражданства  США. Здесь также намерены разрешить покупку национальных банков иностранцами в 50 штатах. В свою очередь Швейцария отказывается от некоторых дискриминационных требований к иностранным банкам. Бразилия снижает степень государственного вмешательства в банковский сектор.

По мнению ВТО и основных участников соглашения о либерализации рынка финансовых услуг, принятие условий этого документа  обеспечит гораздо большую экономическую стабильность в мире, нежели сегодня. Свободная конкуренция в сфере мировых финансовых услуг открывает крупному банковскому и страховому капиталу перспективу завоевания новых рынков, в частности в Азии. Конкретным потребителям либерализация рынка финансовых услуг дает выгоды в виде новых услуг и снижения цен на них.

Россия не участвовала в переговорах по либерализации рынка финансовых услуг. Однако при присоединении  к ВТО неизбежно встанет вопрос: на каких условиях она будет открывать свой рынок финансовых услуг. Реально Россия сможет либо сделать это на основе стандартных положений ГАТТ, т.е. вводить согласованные ограничения по доступу на свой рынок финансовых услуг, либо присоединяться к ВТО на основе выработанного, на международном уровне Положения о торговле финансовыми услугами, что предусматривает более жесткие обязательства.

Высокоперспективным и весьма динамичным видом услуг  становится обслуживание рынка, получаемое по системе Интернет. Функционирование глобальной системы Интернет обеспечивают коммерческие организации — поставщики услуг (провайдеры) по подключению пользователей  к глобальной сети Интернет. Набор  услуг по подключению к системе  Интернет сформировался в высококонкурентный рынок. Он быстро растет, высокоприбылен. Мировой рынок услуг Интернет в 1996 г., по некоторым оценкам, достиг 2,5 млрд. долл.'

Сдерживающее  влияние на развитие масштабов сети Интернет оказывают в основном цены на услуги связи, зависящие от монопольного государственного контроля данного  сектора экономики в большинстве  промышленно развитых стран.

С января 1998 г. вступило в силу соглашение о либерализации  рынка телекоммуникаций и информационных технологий. Важным следствием принятия данного соглашения станет дальнейшее снижение стоимости услуг, в частности  телефонной связи.


Информация о работе Сфера услуг