Сравнительная характеристика экономических районов Западно-Сибирского и Северо-Кавказского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 12:04, практическая работа

Описание

Западно-Сибирская равнина -- одна из немногих физико-географических стран, границы которых отчетливо выражены в рельефе. Ее рубежами на западе являются восточные предгорья Урала. На востоке равнина ограничена уступом Енисейского кряжа и Среднесибирского плоскогорья, вдоль которого заложилась долина реки Енисей, на севере омывается водами Карского моря. Южная часть равнины уходит за пределы России в Казахстан и лишь на крайнем юго-востоке граничит с Алтаем.

Работа состоит из  1 файл

Методика оценки природных ресурсов территории.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

     При нефте- и газодобыче на поверхность  почв, водоемов и болот попадают нефтепродукты, сточные воды, содержащие токсичные компоненты, соленые пластовые воды. Северные водоемы из-за низкой температуры, недостаточной аэрации, малой биологической активности обладают слабой способностью к самоочищению. Они очень быстро загрязняются. Самоочищение рек происходит только на расстоянии 2--2,5 тыс. км от мест загрязнения вниз по течению. Широкое развитие болот с застойным поверхностным увлажнением предопределило длительную сохранность плавающей нефтяной пленки на месте выброса. Загрязняющие вещества на поверхности болот могут сохраняться сотни лет. Загрязнение поверхностных вод приводит к резкому сокращению рыбных ресурсов, создает трудности с водоснабжении.

     При добыче и переработке нефти и газа в атмосферу выделяются сероводород и двуокись серы. С атмосферными осадками они попадают в почву, увеличивая ее кислотность. Под действием двуокиси серы кустистые лишайники утрачивают хлорофилл. Это приводит к уменьшению годового прироста, а при увеличении загрязнения воздуха -- и к сокращению площади лишайниковых тундр.

                При подготовке месторождений  к освоению на значительных площадях вырубается лес. В условиях избыточного  увлажнения и распространения многолетней  мерзлоты это ведет к уве-личению заболоченности..; Ввиду высокой пожароопасности нефте- и газопромыслов строительство промышленных объек-тов, дорог, отсыпка площадок под буровые установки, проклад-`ж нефте- и газопроводов на болотах ведутся без их осушения. При строительстве этих объектов, особенно линейных соору-`жижен, на болотах существенно нарушается гидротермический режим. Это служит одной из причин смены растительного покрова, а следовательно и типов болот. Линейные сооружения, под которыми верхний слой торфяной залежи оказывается бо-лее уплотненным, чем на прилегающих территориях, являются своеобразными плотинами, препятствующими движению поверхностных и фильтрационных вод. В результате у этих со-оружений наблюдаются зоны подтопления. При строительстве линейных объектов на мерзлоте в результате нарушения почвенно-растительного покрова и образования канав, выемок, кот-лованов изменяются мерзлотные условия, происходит образо-вание просадок.

     2. Сельское хозяйство

     Сельское  хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.

                Для повышения продуктивности и устойчивости земледелия проводятся работы по осушению земель Барабинской лесостепи и орошению земель в Кулундинской степи. Созданы Алейская и Кулундинская оросительные системы. Помимо традиционных для Западной Сибири направлений животноводства в горном Алтае разводят лошадей, яков, моралов и пятнистых оленей. На юге Западной Сибири занимаются верблюдоводством.

                В районе находится 16% сельскохозяйственных угодий и 15% пахотных земель России. 4/5 всей пашни размещается на юге ЗСЭР, в пределах Алтайского края, Омской и Новосибирской областей, где господствуют плодородные черноземные, каштановые и аллювиальные почвы речных долин. При правильной агротехнике и оптимальном увлажнении эти почвы способны обеспечивать высокие урожаи.

                Западная Сибирь - один из важнейших районов зернового хозяйства и животноводства России. Главная отрасль сельского хозяйства - растениеводство. Основная культура - яровая пшеница. По площади посевных культур в Западной Сибири, а также в целом по России лидирует Алтайский край, где под посевными культурами находилось на 2005 год 5219,3 тыс га. Эта особенность обусловлена наличием здесь больших площадей плодородных земель и благоприятных почвенно-климатических условий. Но эти площади с каждым годом убывают, в основном, из-за опустынивания и засухи. Например, в 1990 году они составляли 6380 тыс га, спустя 5 лет уже 5832,6 тыс га и в 2000 году они составили всего 5344,9 тыс га. Так же Алтайский край - лидер в Западной Сибири по выращиванию картофеля, хотя в целом наблюдается тенденция к снижению посевов: пик пришелся на 1995 год(104,1 тыс га), а к 2005 году посевные площади сократились на 16,4 тыс га. Кроме того, в Горном Алтае разводят лошадей. Хорошо здесь развито и животноводство. Алтайский край занимает третье место по России по поголовью крупного рогатого скота, на 2005 год насчитывалось 865 голов (но это ровно в 2 раза меньше, чем в Республике Башкортостан). На юге Западной Сибири занимаются также разведением верблюдов, яков, а на Крайнем Севере, в пределах тундры и лесотундры, развиты оленеводство и звероводство.

                Ковроделие - старинный  промысел района (в Ишиме и Тобольске - механизированные ковровые фабрики). На местном и привозном сырье  работают предприятия текстильной, кожевенной и обувной отраслей. Главные  центры по переработке сельскохозяйственного сырья - Омск, Тюмень, Томск, Ялуторовск, Татарск, Ишим.

                Рыбопромышленный  комплекс - добыча рыбы в реках и  озерах, морской промысел в Обской губе, переработка рыбы и консервирование. Этот комплекс обслуживают сетевязальная  фабрика в Тюмени и судоверфь  в Тобольске, базы приемно-транспортного флота. Тарное и жестяно-баночное производство размещено на рыбокомбинатах

     3. Транспорт и экономические  связи

     Опираясь  главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

     Транспортные  магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.

     На  севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной  железной дороги к центрам нефтедобычи  Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск  была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.

                Немало важны и  автомобильные дороги. Исходя из свойств  и значимости автомобильных дорог  в экономике и социальной сфере, разработанная «Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе» определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:

                * Автомобильная дорога  в широтном направлении «Нижневартовск - Сургут - Ханты-Мансийск - Советский»

                Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:

                на запад - г.Ивдель - г.Серов (Свердловская-область) - г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;

                * на восток - г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.

                * Автомобильная дорога  в меридиональном направлении «Тюмень - Тобольск - Сургут -Ноябрьск - ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты - Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.

                * Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направлении г.Надым -г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский -г.Тюмень.

                Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере - это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) - вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.

                Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные  и транзитные перевозки, а автомобильный  транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

                Речной транспорт  в Западной Сибири выполняет главную  функцию - завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района - Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает первое место по площади бассейна и третье по водности.

                Морской транспорт  мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских  судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная  доставка морским путем грузов, предназначенных  газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.

                Для пассажирских и  грузовых перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление  регулярных внутренних и внешних  связей.

                Особенностью межрайонных  связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.

     4. Западно-Сибирский  ТПК

     На  территории Тюменской области формируется крупнейший в России Западно-Сибирский программно-целевой территориально-производственный комплекс на основе уникальных запасов природного газа и нефти в средней и северной частях Западно-Сибирской равнины, а также значительных лесных ресурсов. Ресурсы нефти и газа были открыты здесь в начале 1960-х годов на огромной площади в 1,7 млн км2. Формирование Западно-сибирского ТПК началось в конце 1960-х годов. Месторождения нефти сосредоточены в трех нефтеносных районах - Шаимском, Сургутском и Нижневартовском. Месторождения: Мегионская, Сисниско-Советское, Самотлорское, Усть-Балыкское, Западно-Сургутское, Мамонтовское, Правдинское, Федоровское и др.

     Газовые месторождения приурочены к трем провинциям - Приуральской (Игримское, Пунгинское в районе Березово), Северной (Уренгойское, Медвежье, Иванковское, Ямбургское и др.) и Васюганское провинции. На территории Западно-Сибирского ТПК имеются большие запасы торфа, которые еще не используются. Открыты месторождения бурых углей - Северо-Сосьвинский, Обь-Иртышский бассейны, пока не разрабатываемые, а также источники термальных йодобромных вод. В перспективе промышленное значение могут получить запасы бурых железняков в центральной части Томской области - Западно-сибирский железорудный бассейн. Важную роль играют и месторождения строительных материалов, приуроченные в основном к предгорьям Урала. Биологические ресурсы западно-Сибирского ТПК представлены запасами древесины, рыбными ресурсами, оленьими пастбищами, сенокосными угодьями (пойменные луга).

                В Обь-Иртышском бассейне распространены ценные виды рыб - лососевые, осетровые, сиговые. Поэтому особенно опасно при увеличении добычи и переработки нефти и газа загрязнение рек.

                Общий замысел формирования Западно-Сибирского ТПК заключается  в том, что на основе месторождений нефти и газа создать крупнейшую топливно-энергетическую базу. Эта цель сейчас достигнута.

                Освоение нефтегазовых ресурсов повлекло за собой и транспортное освоение этих территорий, эксплуатацию крупных лесных массивов в центральной  части Тюменской и на севере томской областей.

                На базе нефтяных ресурсов Западно-Сибирского ТПК работают нефтеперерабатывающие заводы в  пределах Сибири - в Омске, Ачинске, Ангарске. Созданы крупные нефтехимические  комплексы в Томске и Тобольске. Но значительная часть нефти из этого региона поступает в другие районы России, страны СНГ и страны дальнего зарубежья.

                Энергосбережение  комплекса осуществляется за счет тепловых электростанций в Сургуте, Нижневартовске, Уренгое.

                Лесные ресурсы  позволили создать лесопромышленные комплексы в Асино, Сургуте, Колпашеве и др.

                Машиностроение Западно-Сибирского ТПК специализируется на ремонте  нефтяного и газового оборудования; быстро растет строительная индустрия.

                Во внутренних связях ТПК большую роль играют железные дороги: Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой, тупиковые ветки: Ивдель - Обь, Тавда - Сотник, Асино - Белый Яр, а также водный путь по Иби и Иртышу.

Информация о работе Сравнительная характеристика экономических районов Западно-Сибирского и Северо-Кавказского