Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 12:04, практическая работа
Западно-Сибирская равнина -- одна из немногих физико-географических стран, границы которых отчетливо выражены в рельефе. Ее рубежами на западе являются восточные предгорья Урала. На востоке равнина ограничена уступом Енисейского кряжа и Среднесибирского плоскогорья, вдоль которого заложилась долина реки Енисей, на севере омывается водами Карского моря. Южная часть равнины уходит за пределы России в Казахстан и лишь на крайнем юго-востоке граничит с Алтаем.
При нефте- и газодобыче на поверхность почв, водоемов и болот попадают нефтепродукты, сточные воды, содержащие токсичные компоненты, соленые пластовые воды. Северные водоемы из-за низкой температуры, недостаточной аэрации, малой биологической активности обладают слабой способностью к самоочищению. Они очень быстро загрязняются. Самоочищение рек происходит только на расстоянии 2--2,5 тыс. км от мест загрязнения вниз по течению. Широкое развитие болот с застойным поверхностным увлажнением предопределило длительную сохранность плавающей нефтяной пленки на месте выброса. Загрязняющие вещества на поверхности болот могут сохраняться сотни лет. Загрязнение поверхностных вод приводит к резкому сокращению рыбных ресурсов, создает трудности с водоснабжении.
При добыче и переработке нефти и газа в атмосферу выделяются сероводород и двуокись серы. С атмосферными осадками они попадают в почву, увеличивая ее кислотность. Под действием двуокиси серы кустистые лишайники утрачивают хлорофилл. Это приводит к уменьшению годового прироста, а при увеличении загрязнения воздуха -- и к сокращению площади лишайниковых тундр.
При подготовке месторождений к освоению на значительных площадях вырубается лес. В условиях избыточного увлажнения и распространения многолетней мерзлоты это ведет к уве-личению заболоченности..; Ввиду высокой пожароопасности нефте- и газопромыслов строительство промышленных объек-тов, дорог, отсыпка площадок под буровые установки, проклад-`ж нефте- и газопроводов на болотах ведутся без их осушения. При строительстве этих объектов, особенно линейных соору-`жижен, на болотах существенно нарушается гидротермический режим. Это служит одной из причин смены растительного покрова, а следовательно и типов болот. Линейные сооружения, под которыми верхний слой торфяной залежи оказывается бо-лее уплотненным, чем на прилегающих территориях, являются своеобразными плотинами, препятствующими движению поверхностных и фильтрационных вод. В результате у этих со-оружений наблюдаются зоны подтопления. При строительстве линейных объектов на мерзлоте в результате нарушения почвенно-растительного покрова и образования канав, выемок, кот-лованов изменяются мерзлотные условия, происходит образо-вание просадок.
2. Сельское хозяйство
Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.
Для повышения продуктивности и устойчивости земледелия проводятся работы по осушению земель Барабинской лесостепи и орошению земель в Кулундинской степи. Созданы Алейская и Кулундинская оросительные системы. Помимо традиционных для Западной Сибири направлений животноводства в горном Алтае разводят лошадей, яков, моралов и пятнистых оленей. На юге Западной Сибири занимаются верблюдоводством.
В районе находится 16% сельскохозяйственных угодий и 15% пахотных земель России. 4/5 всей пашни размещается на юге ЗСЭР, в пределах Алтайского края, Омской и Новосибирской областей, где господствуют плодородные черноземные, каштановые и аллювиальные почвы речных долин. При правильной агротехнике и оптимальном увлажнении эти почвы способны обеспечивать высокие урожаи.
Западная
Ковроделие - старинный
промысел района (в Ишиме и Тобольске
- механизированные ковровые фабрики).
На местном и привозном сырье
работают предприятия текстильной,
кожевенной и обувной отраслей. Главные
центры по переработке
Рыбопромышленн
3. Транспорт и экономические связи
Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).
Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.
На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.
Немало важны
* Автомобильная дорога
в широтном направлении «
Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:
на запад - г.Ивдель - г.Серов (Свердловская-область) - г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;
* на восток - г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.
* Автомобильная дорога в меридиональном направлении «Тюмень - Тобольск - Сургут -Ноябрьск - ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты - Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.
* Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направлении г.Надым -г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский -г.Тюмень.
Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере - это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) - вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.
Железные
Речной
Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.
Для пассажирских и грузовых перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.
Особенностью
4. Западно-Сибирский ТПК
На
территории Тюменской области формируется
крупнейший в России Западно-Сибирский
программно-целевой территориально-
Газовые месторождения приурочены к трем провинциям - Приуральской (Игримское, Пунгинское в районе Березово), Северной (Уренгойское, Медвежье, Иванковское, Ямбургское и др.) и Васюганское провинции. На территории Западно-Сибирского ТПК имеются большие запасы торфа, которые еще не используются. Открыты месторождения бурых углей - Северо-Сосьвинский, Обь-Иртышский бассейны, пока не разрабатываемые, а также источники термальных йодобромных вод. В перспективе промышленное значение могут получить запасы бурых железняков в центральной части Томской области - Западно-сибирский железорудный бассейн. Важную роль играют и месторождения строительных материалов, приуроченные в основном к предгорьям Урала. Биологические ресурсы западно-Сибирского ТПК представлены запасами древесины, рыбными ресурсами, оленьими пастбищами, сенокосными угодьями (пойменные луга).
В Обь-Иртышском бассейне распространены ценные виды рыб - лососевые, осетровые, сиговые. Поэтому особенно опасно при увеличении добычи и переработки нефти и газа загрязнение рек.
Общий замысел формирования Западно-Сибирского ТПК заключается в том, что на основе месторождений нефти и газа создать крупнейшую топливно-энергетическую базу. Эта цель сейчас достигнута.
Освоение
На базе нефтяных
ресурсов Западно-Сибирского ТПК работают
нефтеперерабатывающие заводы в
пределах Сибири - в Омске, Ачинске,
Ангарске. Созданы крупные
Энергосбережен
Лесные
Машиностроение
Во внутренних связях ТПК большую роль играют железные дороги: Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой, тупиковые ветки: Ивдель - Обь, Тавда - Сотник, Асино - Белый Яр, а также водный путь по Иби и Иртышу.