Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:55, доклад
В каждом государстве органы, отвечающие за исполнение бюджетных функций, возникали и совершенствовались эволюционным путем под воздействием множества факторов, к которым в первую очередь следует причислить тип государственного устройства, политическую, экономическую и социальную составляющие. Общей для казначейских органов разных стран является задача построения и развития эффективной системы управления государственными финансами.
В каждом
государстве органы, отвечающие
за исполнение бюджетных
Международный опыт свидетельствует, что к настоящему времени сложились две основные модели управления государственными финансами (см. табл. 1).
Таблица 1. Модели управления государственными финансами в различных типах государственного устройства
Страна | Тип государственного устройства | Модель управления государственными финансами |
США | федеративный | на основе административных директив |
Великобритания | унитарный | на основе соглашений |
Япония | унитарный | на основе административных директив |
Франция | унитарный | на основе административных директив |
Бразилия | федеративный | на основе соглашений |
Австралия | федеративный | на основе соглашений |
Канада | федеративный | на основе соглашений |
Италия | унитарный | на основе административных директив |
ФРГ | федеративный | на основе административных директив |
1 Модель, построенная
на основе административных
2 Модель, функционирующая на основе соглашений.
При ней система государственных финансов
построена на отношениях, в основе которых
лежат соглашения, заключаемые вышестоящими
органами с нижестоящими. Так, например
вышестоящее министерство финансирует
«подведомственные» агентства на основании
соглашения о предоставлении услуг с выделением
наличных и качественных оценочных показателей.
При использовании данной модели государственные
услуги, как правило, предоставляются
различными организациями, отобранными
на конкурсной основе. В таких условиях
субъекты государственного сектора экономики
не имеют преимуществ по сравнению с сегментами
реального сектора и взаимно конкурируют
в процессе предоставления общественных
услуг.
Наиболее проработанные модели управления
государственными финансами на основе
соглашений существуют в Великобритании
и других странах Содружества, где с каждым
отдельным министерством заключается
Общественное соглашение с выделением
основной цели его деятельности, задач
и показателей эффективности. Например,
для Министерства торговли и промышленности
Великобритании в 2008 году целью деятельности
являлось «обеспечить процветание для
всех путем повышения производительности
и конкурентоспособности, привлекая научные
и инновационные достижения мирового
уровня, успешное предпринимательство
и ведение бизнеса, а также справедливые
и конкурентные рынки». А основными показателями
эффективности, используемыми для оценки
достижения цели деятельности, указанными
в Соглашении, являлись: повышение темпов
устойчивого роста производительности
труда; повышение степени использования
достижений науки и инновации мирового
класса; продвижение справедливых конкурентных
рынков; обеспечение успешности предпринимательства
и бизнеса и пр.
Однако данную типологию моделей управления
государственными финансами можно считать
весьма условной, поскольку нельзя однозначно
сказать, что «модель на основе соглашений»
не применяется в странах с преобладанием
«административных директив». Она практически
не распространяется на взаимоотношения
ведомств и подведомственных агентств,
но применяется при закупках ряда товаров
и услуг, в том числе и у организаций, занятых
в государственном секторе экономики
и специализирующихся на их предоставлении.
Важнейшим субъектом,
обеспечивающим реализацию данных моделей,
являются казначейские органы. Модели
казначейского исполнения бюджета
можно подразделить по следующим ключевым
признакам:
1роль казначейства. Роль казначейства
в различных странах может быть: а) пассивной,
когда деятельность казначейства ограничивается
простым выделением ресурсов бюджетным
учреждениям согласно утвержденным бюджетам;
б) активной, когда казначейство помимо
простого выделения ресурсов может устанавливать
лимиты на обязательства и на оплату расходов;
в) гиперактивной, когда казначейство
на основе заранее установленных критериев
может разрешать проводить определенные
расходные операции;
2основные инструменты казначейского
исполнения бюджета. Это могут быть: а)
лимиты бюджетных обязательств; б) бюджетные
и финансовые лимиты; в) бюджетные ассигнования
и пр. (см. табл. 2);
Таблица 2. Роль казначейских органов и основные инструменты КИБ
Страна | Роль казначейских органов | Инструменты, применяемые казначейскими органами |
США | гиперактивная | бюджетные ассигнования |
Великобритания | гиперактивная | лимиты бюджетных обязательств |
Япония | пассивная | бюджетные и кассовые лимиты |
Франция | активная | лимиты бюджетных обязательств |
Бразилия | активная | бюджетные и финансовые лимиты по типам расходов |
Австралия | активная | лимиты бюджетных обязательств |
Канада | пассивная | лимиты бюджетных обязательств |
Италия | пассивная | лимиты бюджетных обязательств |
ФРГ | пассивная | лимиты бюджетных обязательств |
3основные функции,
В Великобритании и США Казначейство и
Министерство финансов представляют собой
один орган, наделенный широчайшими полномочиями,
и поэтому его роль в исполнении бюджета
считается гиперактивной. Например, в
США казначейство помимо экономических
и финансовых функций обеспечивает охрану
президента, вице-президента и членов
их семей, а также занимается финансовыми
расследованиями. Во Франции, Бразилии,
Австралии казначейства обладают набором
достаточно широких полномочий. В ряде
других стран (к ним следует причислить
Канаду, ФРГ, Италию) функции казначейства
не столь широки (см. табл. 3).
Таблица
3. Сводная таблица основных функций,
исполняемых казначейскими
Страна | Организация, выполняющая казначейские функции | Основные функции | Примечания |
США | Министерство финансов (Казначейство) | – контроль единого
счета (управление наличностью);
– краткосрочное финансовое планирование; – исполнение бюджета по расходам, а также сбор поступлений; – контроль выпуска государственных ценных бумаг; – контроль банковских счетов правительства; – расходы по запросу не в пределах бюджетных ассигнаций |
В управлении бюджетом
задействованы также |
Великобритания | Казначейство ее Величества (Министерство финансов) | – управление наличностью;
– краткосрочное финансовое прогнозирование; – управление государственным долгом; – контроль за поступлениями и выплатами из консолидирующего фонда (сами выплаты осуществляются ведомством генерального казначея) |
В управлении бюджетом задействовано также «ведомство генерального казначея», которое занимается учетом платежей и выплатами из консолидирующего бюджета в пределах лимита |
Япония | Казначейский отдел при финансовом бюро Министерства финансов | – подготовка финансового
плана;
– контроль за поступлением и выплатами по государственному счету |
В Японии наиболее
разветвленная и |
Франция | Главное управление государственных финансов Министерства бюджета, государственных счетов и государственной службы | – контроль за
поступлением средств;
– краткосрочное финансовое прогнозирование; – управление государственным долгом; – прогноз уровня дефицита; – налоговые функции |
Государственное казначейство было реорганизовано в 2008 году путем слияния с налоговой службой и образования нового управления внутри Министерства бюджета, государственных счетов и государственной службы |
Бразилия | Казначейский секретариат | – управление единым
счетом;
– контроль за поступлениями и выплатами; – работа с ценными бумагами; – контроль внешнего и внутреннего долга |
Подготовкой бюджета занимается бюджетный департамент |
Австралия | Казначейское управление Департамента финансов и администрации | – сбор поступлений;
– управление единым счетом; – краткосрочное финансовое прогнозирование; – контроль за выпуском ценных бумаг |
В составе казначейского департамента находится налоговое управление. Средства расходуются бюджетными министерствами на основе графика платежей. Контролем расходов занимается финансовый департамент |
Канада | Совет казначейства | – установление
стандартов и правил управления бюджетными
расходами;
– размещение финансовых ресурсов правительства; – краткосрочное финансовое прогнозирование |
Совет казначейства входит в состав кабинета министров Канады, который отвечает за подготовку бюджета и представление его в парламент |
Италия | Казначейский департамент Министерства экономики и финансов Италии | – учет движения
государственного долга;
– управление государственным имуществом |
Кассовым обслуживанием исполнения бюджетов на основе контрольных принципов лимитирования и санкционирования занимается Генеральное управление по бухгалтерскому учету (ГУБУ) |
ФРГ | Отдел
Министерства финансов |
– методическое
сопровождение деятельности Федеральных
касс;
– контроль за расходными операциями; – краткосрочное финансовое планирование |
Операциями по осуществлению кассовых выплат непосредственно занимаются Центр компетенции (г. Бонн) и Федеральные кассы (в городах Киль, Вайден, Хале, Трир) |
Следует отметить,
что механический перенос одной, даже
развитой и успешно функционирующей казначейской
системы в условия другой страны невозможен.
Однако полагаю, что органам государственной
власти Российской Федерации стоило бы
обратить внимание на некоторые особенности
работы казначейств развитых стран с целью
изучения их опыта и, возможно, некоторых,
вполне оправданных, перспективных заимствований.
К таким особенностям можно отнести следующие:
Подытоживая
вышесказанное, стоит сказать, что
использование зарубежного
Информация о работе Сравнительный анализ функций казначейских органов зарубежных стран