Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:04, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение инновационной структуры Республики Беларусь и перспектив её дальнейшего развития. На основе этой цели я сформировала задачи:
1. Рассмотреть понятия инноваций, инновационной инфраструктуры, инновационных центров и их видов.
2. Изучить инновационную политику Республики Беларусь и направления дальнейшего развития инновационной инфраструктуры.
3. Подробно рассмотреть организации, занимающиеся инновационной деятельностью.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование национальных инновационных систем (далее – НИС) в практике мирового развития стало свидетельством перехода от исчерпавшей себя индустриальной модели экономики к постиндустриальной. Наука и образование, сфера разума превращаются в определяющие факторы экономического роста. Расширяются междисциплинарные исследования, появляются новые организационные формы выполнения исследований и разработок. При оценке конкурентоспособности продукции на первое место перемещаются её межстрановые технологические преимущества. В развитых странах увеличивается удельный вес высокотехнологичных отраслей, повышается инновационная активность предприятий и коллективов.
Актуальность выбранной темы очевидна. Республика Беларусь, на территории которой еще в начале 20 в. не было университетов и научно-исследовательских институтов, сегодня располагает значительным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, способным на высоком уровне решать научные проблемы в интересах народного хозяйства и социальной сферы, дальнейшего развития образования и культуры. Эффективное использование этого потенциала рассматривается руководством страны как важнейший фактор устойчивого социально-экономического развития государства, повышения конкурентоспособности национальной экономики на базе развития передовых производственных технологий и внедрения инноваций.
В отличие от стран-мировых
лидеров инновационная сфера
Беларуси отличается повышенной инерционностью.
Необходимым условием реализации перехода
страны на инновационный путь социально-экономического
развития является развитие инновационной
системы (НИС), предполагающей формирование
эффективно действующего механизма
генерации, распространения и
В стране осуществляется научное обеспечение практически всех видов деятельности в производственной и социальной сферах, в управлении. Исследования и разработки выполняют около 300 научно-исследовательских, конструкторских и технологических организаций, университетов и промышленных предприятий; 10% из них - организации частной формы собственности. Главным научным центром Беларуси является г. Минск - исследования и разработки в столице выполняет 191 организация, или 63,9% от их общего числа.
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, превышает 29 тыс. человек. Из них 72,5% имеют высшее образование, ученую степень кандидата наук - свыше 3,2 тыс. человек, доктора наук - свыше 770 человек.
Исследования и разработки
белорусских ученых выполняются
в приоритетных для страны направлениях
научно-технической
Целью моей работы является рассмотрение инновационной структуры Республики Беларусь и перспектив её дальнейшего развития. На основе этой цели я сформировала задачи:
1. Рассмотреть понятия
инноваций, инновационной
2. Изучить инновационную политику Республики Беларусь и направления дальнейшего развития инновационной инфраструктуры.
3. Подробно рассмотреть организации, занимающиеся инновационной деятельностью.
ГЛАВА 1
Инновационная инфраструктура Республики Беларусь
Инновационная инфраструктура - совокупность субъектов инновационной инфраструктуры, осуществляющих материально- техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности.
Задачи инновационной инфраструктуры:
1. отбор проектов на основе системы объективной экспертизы создание благоприятных стартовых условий для развития малых инновационных технологически ориентированных фирм;
2. поддержка механизмов взаимодействия с крупными центрами;
3. формирование материально-технической базы для создания и развития малых инновационных фирм;
4. создание информационных сетей обеспечивающих развитие малых фирм, возможность их подключения к международным сетям;
5. обучение предпринимательству в научно-технической сфере и т. д.
1.2.Инновационная политика
в развитых странах и
По выводам экспертов
ЮНКТАД «процессы технологических
изменений в развитых странах, в
которых транснациональные
В контексте технологического
навёрстывания процесс
Вышесказанное весьма актуально для Республики Беларусь. В частности, по мнению отдельных экспертов «Более чем в 90 % случаев новые техника и технологии, разрабатываемые белорусскими учёными и конструкторами, являются новыми лишь для Беларуси, а за рубежом это уже внедрено». В этой связи мнение белорусского академика А. Рубинова созвучно мнению экспертов ЮНКТАД, когда он утверждает, что «от белорусской науки нельзя ждать большего, чем понимание того, что делается за рубежом, чтобы донести эти знания до молодёжи или делать грамотные экспертные заключения».
Однако такой подход кардинальным образом противоречит тому подходу, который был принят в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2006-2010гг. Так, одним из главнейших принципов реализации этой программы является то, что «инновационное развитие экономики будет в основном базироваться на отечественных научных разработках и технологиях, доля которых составит не менее 86% от числа реализованных в программе инноваций».
Мировая практика свидетельствует о том, что для создания новых наукоёмких производств требуются значительные начальные капиталовложения, диверсификация источников финансирования и привлечение иностранного капитала в наукоёмкий сектор. Основной сдерживающий фактор развития экспорта наукоёмкой продукции Республики Беларусь – недостаток внутренних ресурсов капитала для модернизации технологий. Например, в мировой электронной промышленности крупные корпорации, оборот которых варьируется от 10 до 30 млрд. долларов, ежегодно направляют на исследования от 1,5 до 2 млрд. долларов. Очевидно, что Республике Беларусь при объёме ВВП около 50 млрд. долларов изыскать средства на техническое перевооружение только внутри страны невозможно. Основной объём исследований и разработок в мировой экономике финансируется за счёт средств транснациональных корпораций. Финансы ТНК становятся важнейшими источниками венчурного капитала. Поэтому недопустимо делать ставку только на средства государственного бюджета или заёмный капитал.
1.3. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь
Инновационная инфраструктура рассматривается как важнейший сегмент современной НИС Республики Беларусь. В настоящее время в республике функционирует 10 организаций, относящихся по уставной деятельности к технологическим паркам, республиканский центр трансфера технологий и его региональные подразделения, бизнес-инкубаторы. В целом в республике создано более 80 различных структур, работающих в сфере информационного, консультационного, организационного и иного обеспечения инновационной деятельности.
По результатам работы научно-технологических парков в 2006 г. (ЗАО «Технологический парк Могилёв», УП «Технопарк БНТУ «Метолит», СООО «Арвит-авто» и их 32 резидента) выручка от реализации товаров (работ, услуг) в 2006 г. превысила 44 млрд. рублей. В бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды было уплачено налогов, сборов и иных обязательных платежей на сумму около 8,6 млрд. рублей.
К основным проблемам развития и обеспечения эффективного функционирования инновационной инфраструктуры Республики Беларусь можно отнести:
- низкую инновационную
восприимчивость промышленных
- недостаточный стимулирующий
характер действующего
- отсутствие системной
государственной поддержки как
субъектов инновационной
- отсутствие сформировавшегося
рынка инноваций и действенных
механизмов передачи субъектам
малого предпринимательства
1.4. Субъекты инновационной структуры
Субъектами инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь являются:
1. научно-технологические парки (далее - технопарки);
2. центры трансфера технологий;
3. венчурные организации.
Технопарк - коммерческая организация со среднесписочной численностью работников до 100 человек, целью которой является содействие развитию предпринимательства в научной, научно- технической, инновационной сферах и создание условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами технопарка, инновационной деятельности от поиска (разработки) нововведения до его реализации.
Основное направление деятельности технопарка - оказание систематической поддержки резидентам технопарка, в том числе путем:
1. содействия в создании
производств с новыми
2. содействия в осуществлении
внешнеэкономической
3. предоставления на договорной основе в соответствии с законодательством движимого и недвижимого имущества, в том числе помещений различного функционального назначения;
4. обеспечения освещения
в средствах массовой
5. оказания иных услуг (выполнения иных работ), связанных с научной, научно-технической и инновационной деятельностью технопарка.
Центр трансфера технологий - коммерческая организация со среднесписочной численностью работников до 100 человек, целью которой является обеспечение передачи инноваций из сферы их разработки в сферу практического использования.
Основное направление деятельности центра трансфера технологий:
1. осуществление комплекса
мероприятий, направленных на
передачу инноваций из сферы
их разработки в сферу
2. проведение исследований
конъюнктуры рынка по
3. выполнение работ в
целях обеспечения правовой
4. оказание инженерных и консультационных услуг.
Венчурная организация - коммерческая организация, создаваемая для осуществления инвестиционной деятельности в сфере создания и реализации инноваций, а также финансирования инновационных проектов.
Основными направлениями деятельности венчурной организации являются:
1. приобретение имущественных
прав юридических лиц и (или)
индивидуальных
2. финансирование инновационных проектов;
3. оказание управленческих,
консультационных и иных услуг
лицам, выполняющим
Информация о работе Становление и развитие инновационных центров Беларуси