Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:56, контрольная работа
После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.
I. Введение………………………………………………………стр.3
II. Положение России в современном мире……………………стр.7
III. Россия и страны СНГ………………………………………..стр. 16
IV. Перспективы развития, приоритетные направления и возможные пути выхода из сложившегося кризиса……………………………………………………….стр.19
V. Заключение………………………………………………….стр.26
VI. Список литературы…………………………………………стр.27
Содержание
После распада
СССР и образования СНГ сложилась
принципиально новая
Варшавскому договору связывали свои
планы на будущее с Европейским союзом
и НАТО. Обострились проблемы русских
в ближнем зарубежье и беженцев из соседних
государств.
Однако продолжалось это не долго, у каждой
из этих стран появилось множество проблем,
решить которые им было не под силу. Возникли
и обострились вооруженные конфликты
в Таджикистане, Грузии, Нагорном
Карабахе, Молдове.
1992 год было принято свыше 250 документов,
регулирующих отношения в рамках Содружества.
Тогда же был подписан Договор о коллективной
безопасности подписанный 6 странами из
11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан,
Таджикистан, Туркмения).
Таблица 1 Мнения экспертов о будущем СНГ, в %
Возможные варианты будущего СНГ: | 1996 г. | 2001 г. |
Слабая
конфедерация с сильной интеграцией |
39 |
|
Создание федерации во главе с Россией | 26 |
|
Создание содружества самостоятельных государств по типу Британского Содружества Наций | 10 | 11 |
Образование
из нескольких |
8 |
|
Интеграция по примеру ЕС | 5 |
|
Федерация без главенства России | 4 |
|
Дальнейшая дезинтеграция с перспективой прекращения существования СНГ | 1 |
|
Военно-оборонительный союз из части государств СНГ | 1 |
|
Затруднились ответить | 4 |
|
Таким образом, с
высоты сегодняшнего дня выглядят беспочвенными
первоначальные представления российских
демократов о том, что бывшие союзные
республики, благодарные Москве за
предоставленную свободу и
«ближнего» зарубежья можно коротко охарактеризовать,
как полный провал.
Одним из путей выхода из сложившегося
кризиса, мне видится, трезвая оценка,
как современного мира, так и места нашей
страны в нем
Одновременно
с распадом Советского Союза наша страна
приобрела целый «букет» как внутренних,
так и внешних проблем. На современную
внешнеполитическую ситуацию оказывают
сильное влияние не только
«достижения» дипломатов и политиков
на ниве международных отношений, но внутриполитическая
и экономическая обстановка в нашей стране.
России):
Угрозы
национальной безопасности
России (в %)
Обращает
на себя внимание также то, что российские
эксперты не придают существенного
значения глобальным угрозам, которые
все больше перемещаются в центр
внимания западного сообщества. Представляется,
что это во многом связано с
тем, что Россия в целом, и эксперты
в данном случае не являются исключением,
уже давно живет, что называется
"сегодняшним днем". Далеко на
будущее никто не загадывает и
поэтому реальные, но "отложенные"
угрозы (истощение природных ресурсов,
потепление климата, несанкционированное
распространение ядерного оружия, демографическая
экспансия Китая и т.д.) не воспринимаются
как актуальные. Это подчеркивается и
в новой «Концепции внешней политики Российской
Федерации», принятой недавно правительством
и президентом РФ: «…военно-политическое
соперничество региональных держав, рост
сепаратизма, этнонационального и религиозного
экстремизма.
Интеграционные процессы, в частности
в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую
избирательно-ограничительный характер.
Попытки принизить роль суверенного государства
как основополагающего элемента
международных отношений создают угрозу
произвольного
вмешательства во внутренние дела.
Серьезные масштабы приобретает проблема
распространения оружия массового уничтожения
и средств его доставки. Угрозу международному
миру и безопасности представляют неурегулированные
или потенциальные региональные и локальные
вооруженные конфликты. Существенное
влияние на глобальную и региональную
стабильность начинает оказывать рост
международного терроризма, транснациональной
организованной преступности, а также
незаконного оборота наркотиков и оружия».
Несмотря на то, что среди угроз национальной
безопасности в первую очередь выделяется
возрастание напряженности в отношениях
с США и западным сообществом, тем не менее
возможность возвращения к состоянию
холодной войны в основном представляется
не слишком вероятной. Дело в том, что при
всех сложностях взаимных отношений между
Россией и Западом, особенно с США, уже
пройден большой путь не только политического,
но и культурного взаимодействия: западная
массовая культура стала обыденной в России,
многократно возросли образовательные,
туристические контакты и т.д. В настоящее
время большинство россиян, не верят в
вероятность жесткого противостояния
России и США (табл. 2).
Таблица
2 Оценка вероятности
возвращения России
к состоянию холодной
войны со странами Запада (в %)
Возможность возврата к холодной войне |
1993 |
1996 |
2001 |
Очень вероятно |
|
|
15 |
Не очень вероятно |
|
|
29 |
Маловероятно |
|
|
|
Не вероятно |
|
|
|
Затруднились ответить |
|
|
|
Но все же главными угрозами не только основам национальной безопасности страны, но и ее авторитету на международной арене, продолжают оставаться такие внутренние проблемы страны, как ее экономическая слабость, коррупция и преступность. Война же в Чечне как фактор, подрывающий авторитет России, хотя и остается в числе наиболее значимых, тем не менее расценивается сегодня в качестве такового в два раза реже, чем пять лет назад (табл. 3).
Таблица
3 Причины подрыва
международного авторитета
России (в % )
Что подрывает международный авторитет России |
1996 |
2001 |
Экономическая слабость России | 87 | 80 |
Коррупция и преступность | 66 | 67 |
Война в Чечне | 66 | 30 |
Ослабление военного потенциала России | 42 | 36 |
Невнятность внешнеполитической доктрины России | 29 |
|
Деятельность Б. Ельцина/В. Путина на посту президента России | 22 | 1 |
Угроза демократическим правам и свободам в России | 16 |
|
Ущемление прав этнических и религиозных меньшинств в РФ | 8 | 1 |
Противодействие России расширению НАТО | 4 |
|
Это же отмечают
и многие иностранные наблюдатели,
например, советник вице-президента США
по национальной безопасности Леон Ферт
в интервью радиостанции Радио Свободы
заявил, что правительство США
сделало все возможное, чтобы
помочь России в борьбе с коррупцией,
однако искоренить ее может только
российское руководство. В то же время,
по его словам, представления руководства
РФ о сильной России кажутся противоречивыми,
а порой даже зловещими.