Территориальная организация населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:56, контрольная работа

Описание

После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.

Содержание

I. Введение………………………………………………………стр.3
II. Положение России в современном мире……………………стр.7
III. Россия и страны СНГ………………………………………..стр. 16
IV. Перспективы развития, приоритетные направления и возможные пути выхода из сложившегося кризиса……………………………………………………….стр.19
V. Заключение………………………………………………….стр.26
VI. Список литературы…………………………………………стр.27

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по территор.организации населения.docx

— 53.78 Кб (Скачать документ)

Содержание

  1. Введение………………………………………………………стр.3
  2. Положение России в современном мире……………………стр.7
  3. Россия и страны СНГ………………………………………..стр. 16           
  4. Перспективы развития, приоритетные направления                                              и возможные пути выхода из сложившегося кризиса……………………………………………………….стр.19
  5. Заключение………………………………………………….стр.26
  6. Список литературы…………………………………………стр.27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение

После распада  СССР и образования СНГ сложилась  принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от  России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств  с недружественно настроенным руководством (особенно в  Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.                                                                                                          Значительно пострадала обороноспособность, практически отсутствовали границы с бывшими республиками. Российский флот лишился баз в Балтийском море, предстояло делить черноморский флот с Украиной. Бывшие республики национализировали наиболее мощные военные группировки на своих территориях. Необходимо было выводить войска из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики. Развалилась единая система противовоздушной обороны. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и 
Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и НАТО. Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и беженцев из соседних государств.                                                              Формально РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не имела ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы управления экономикой. В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла от двух крайних позиций – имперских попыток силового восстановления союзного государства и самоустранения от проблем бывшего Союза. Именно благодаря этому удалось избежать серьезного конфликта в рамках СНГ. Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько дистанцировались от России. 
Однако продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилось множество проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострились вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном 
Карабахе, Молдове.                                                                                                В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 
1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках  Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).                                                                Но с началом экономических реформ в России (особенно с освобождением цен на энергоносители и изменением структуры экспорта) Содружество пережило в 1992 году первый серьезный кризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (в то время как в другие страны вырос на треть). Начался выход стран  СНГ из рублевой зоны.                                                                     В настоящее время мнения о будущем Содружества изменились, и СНГ представляется большинству экспертов временным и не слишком устойчивым образованием, которое может трансформироваться либо по линии полной или частичной дезинтеграции, либо в направлении конфедерации из нескольких стран СНГ или их военно-оборонительного союза (табл. 1).

  Таблица 1 Мнения экспертов о будущем СНГ, в %

  
  Возможные варианты будущего СНГ: 1996 г. 2001 г.
  Слабая  конфедерация с сильной интеграцией                в сфере экономики и безопасности 39
    16                                               
  
  Создание  федерации во главе с Россией 26
    16
  Создание содружества самостоятельных              государств по типу Британского  Содружества Наций 10   11  
  Образование из нескольких                                          стран СНГ конфедерации 8
    17                                             
  
  Интеграция  по примеру ЕС 5
    7
  Федерация без главенства России 4
    2
  Дальнейшая  дезинтеграция с перспективой прекращения  существования СНГ 1
    18                                 
  
  Военно-оборонительный союз  из части государств СНГ 1
    10
  Затруднились  ответить 4
    2

Таким образом, с  высоты сегодняшнего дня выглядят беспочвенными  первоначальные представления российских демократов о том, что бывшие союзные  республики, благодарные Москве за предоставленную свободу и разделяющие  с ней общие идеалы, будут стремиться к сохранению "братских уз" с  преобразившейся метрополией. Оказались  утопией и радужные надежды на то, что после окончания "холодной войны" народы заживут дружной  семьей и на земле возобладают  мир, стабильность, порядок и добрососедство. Развеялись иллюзии относительно того, что Запад является для новой  России самым надежным идеологическим и политическим союзником, щедрым и  бескорыстным донором, идеальным образцом для подражания в вопросах социально- экономического развития.  Справедливости ради необходимо отметить то, что Запад осуществляет политику в отношении России не самым лучшим образом. Так, вопреки сопротивлению нашей страны произошло расширение НАТО за счет вступления в нее Венгрии, Польши и Чехии. Судя по заявлениям западных политиков, двери этой организации открыты для приема в нее некоторых государств, возникших на постсоветском пространстве.                                        В соответствии с принятой доктриной «гуманитарная интервенция» Североатлантический альянс вышел за пределы зоны своего влияния и совершил нападение в марте 1999 г. на Югославию. США не прислушались к доводам России и не отказались от нанесения ракетного удара по Ираку. Сегодня активно обсуждаются американские планы выхода из Договора о ПРО 1972 г., которые в случае их реализации разрушат всю существующую систему контроля над ядерными вооружениями в мире. Видимо, в этот ряд недружественных действий по отношению к России со стороны Запада необходимо занести жесткое финансово-экономическое давление по линии МВФ, Парижского клуба государств-кредиторов, а также осуществление дискриминационных «антидемпинговых»санкций.                                                                           Таким образом, к концу ХХ века внешнеполитические и внешнеэкономические отношения России со странами как «дальнего», так и 
«ближнего» зарубежья можно коротко охарактеризовать, как полный провал. 
Одним из путей выхода из сложившегося кризиса, мне видится, трезвая оценка, как современного мира, так и места нашей страны в нем
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Положение России в современном  мире

  Одновременно  с распадом Советского Союза наша страна приобрела целый «букет» как внутренних, так и внешних проблем. На современную внешнеполитическую ситуацию оказывают сильное влияние не только 
«достижения» дипломатов и политиков на ниве международных отношений, но внутриполитическая и экономическая обстановка в нашей стране.                                                                                                                                    В первую очередь, ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Среди наиболее серьезных угроз национальной безопасности, отмечаются как внешние (международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма, попытка диктата со стороны США), так и внутренние (научно-техническое и экономическое отставание, угроза распада 
России):

  Угрозы  национальной безопасности России (в %) 

    • 61,0 - Международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма   и его распространение на территорию России
    • 58,6 - Низкая конкурентоспособность России в экономической сфере
    • 54,8 - Растущее отставание России по уровню научно-технического потенциала от США и других стран Запада
    • 52,9 - Дальнейшее расширение НАТО на Восток и включение в этот блок бывших республик СССР (страны Балтии, Украина, Грузия и т.п.)
    • 51,4 - Установление мирового господства США и их ближайших союзников
    • 51,0 - Давление на Россию со стороны международных экономических и финансовых институтов с целью устранения России как экономического конкурента
    • 26,2 - Угроза Распада России
    • 18,6 - Информационные войны, информационно-психологическое воздействие на Россию
    • 17,1 -Демографическая экспансия Китая
    • 16,7 - Ослабление позиций ООН и разрушение мировой системы коллективной безопасности
    • 15,7 - Крупномасштабные техногенные катастрофы
    • 11,9 - Несанкционированное распространение ядерного оружия
    • 10,0 - Глобальные угрозы (потепление климата, разрушение озонового слоя, СПИД, истощение природных ресурсов и т.п.)
    • 7,1 - Территориальные претензии к России со стороны сопредельных государств
    • 3,3 - Никакой реальной существенной угрозы национальной безопасности  России не существует.

  Обращает  на себя внимание также то, что российские эксперты не придают существенного  значения глобальным угрозам, которые  все больше перемещаются в центр  внимания западного сообщества. Представляется, что это во многом связано с  тем, что Россия в целом, и эксперты в данном случае не являются исключением, уже давно живет, что называется "сегодняшним днем". Далеко на будущее никто не загадывает и                    поэтому реальные, но "отложенные" угрозы (истощение природных ресурсов, потепление климата, несанкционированное распространение ядерного оружия, демографическая экспансия Китая и т.д.) не воспринимаются как актуальные. Это подчеркивается и в новой «Концепции внешней политики Российской Федерации», принятой недавно правительством и президентом РФ: «…военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. 
Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего      элемента международных отношений создают угрозу произвольного           вмешательства во внутренние дела. 
Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия».  Несмотря на то, что среди угроз национальной безопасности в первую очередь выделяется возрастание напряженности в отношениях с США и западным сообществом, тем не менее возможность возвращения к состоянию холодной войны в основном представляется не слишком вероятной. Дело в том, что при всех сложностях взаимных отношений между Россией и Западом, особенно с США, уже пройден большой путь не только политического, но и культурного взаимодействия: западная массовая культура стала обыденной в России, многократно возросли образовательные, туристические контакты и т.д. В настоящее время большинство россиян, не верят в вероятность жесткого противостояния России и США (табл. 2).

Таблица 2 Оценка вероятности возвращения России к состоянию холодной войны со странами Запада (в %)  

  
       
    Возможность возврата к холодной войне
     
     
     
    1993
     
     
     
      1996
     
     
     
                 2001  
      Очень вероятно
      8
        20             
               15
      Не  очень вероятно
      27
      43
               29
      Маловероятно
      58
      30
        50
      Не  вероятно
      5
        5               
        4
      Затруднились  ответить
      2
        1               
        2

  Но  все же главными угрозами не только основам национальной безопасности страны, но и ее авторитету на международной  арене, продолжают оставаться такие  внутренние проблемы страны, как ее экономическая слабость, коррупция  и преступность. Война же в Чечне  как фактор, подрывающий авторитет  России, хотя и остается в числе  наиболее значимых, тем не менее расценивается сегодня в качестве такового в два раза реже, чем пять лет назад (табл. 3).

Таблица 3 Причины подрыва международного авторитета России (в % ) 

  
       
    Что подрывает международный авторитет России
     
    1996
     
    2001
      Экономическая слабость России 87 80
        Коррупция и преступность 66 67
      Война в Чечне 66 30
      Ослабление военного потенциала России 42 36
      Невнятность внешнеполитической доктрины России  
    29
     
      21
      Деятельность  Б. Ельцина/В. Путина на посту президента России      22   1  
      Угроза  демократическим правам и свободам в России  
    16
     
      8
      Ущемление прав этнических и религиозных меньшинств в РФ       8   1  
      Противодействие России расширению НАТО 4
      3

  Это же отмечают и многие иностранные наблюдатели, например, советник вице-президента США  по национальной безопасности Леон Ферт в интервью радиостанции Радио Свободы  заявил, что правительство США  сделало все возможное, чтобы  помочь России в борьбе с коррупцией, однако искоренить ее может только российское руководство. В то же время, по его словам, представления руководства  РФ о сильной России кажутся противоречивыми, а порой даже зловещими.                                             Однако если за основу оценки перспективы России в мировом сообществе брать валовой национальный продукт, то все выглядит не столь уж угрожающим, как это кажется на первый взгляд. Все становится хуже, если рассмотреть структуру наших доходов и ближайшую перспективу.

Информация о работе Территориальная организация населения