Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:12, контрольная работа
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распреде-ления и использования. В его состав входят: топливная промышленность (нефтяная,газо-вая, угольная, сланцевая, торфяная), электроэнергетика. От развития ТЭК во многом зави-сит вся деятельность народного хозяйства. На развитие ТЭК затрачивается почти 30% средств, выделяемых государством промышленности. ТЭК тесно связан с другими меж-отраслевыми комплексами: 8% продукции машиностроительного, 12% продукции метал-лургии, транспортный – вся транспортировка по трубопроводам, 1/3 – по железным доро-гам, 1/2 – морской транспорт. ТЭК обладает большой районообразующей ролью: вблизи энергетических источников формируется мощная промышленность, растут города и посе-лки.
Введение………………………………………………………………………………………..2
1.Топливно-энергетический комплекс России………………………………………………2
1.1.Нефтяная промышленность……………………………………………………………….2
1.2.Газовая промышленность…………………………………………………………………4
1.3.Угольная промышленность……………………………………………………………….5
1.4.Сланцевая промышленность……………………………………………………………...6
1.5.Торфяная промышленность……………………………………………………………….7
1.6.Электроэнергетика………………………………………………………………………....7
1.7.Экологическая оценка Топливно-энергетического комплекса………………………....8
2.Северо-Западный федеральный округ……………………………………………………...9
2.1.Северо-Западный экономический район………………………………………………....9
2.2.Северный экономический район………………………………………………………....11
2.3.Калининградская область…………………………………………………………………12
Вывод…………………………………………………………………………………………...13
В
этой связи проблемы оценок деятельности
предприятий ТЭК в контексте экологичес-ких
проблем представляются чрезвычайно актуальными
и серьезными. С экономической точки зрения
затраты на экологическую проработку
проектов, в том числе и на оценку экологических
рисков, более эффективны, если они проводятся
на более ранних стадиях реализации проектов.
Эти затраты окупаются через экологические
платежи и в большей степени за счет создания
эффективных систем управления и снижение
рисков в производ-ственной деятельности
предприятий ТЭК. Тем не менее, на предпроектной
стадии прора-ботки расчетам упущенных
экологических выгод не придается должного
внимания.
2. Северо-Западный федеральный округ.
Административно-
Округ играет важную стратегическую роль приграничного региона на Европейском Севере и Западе страны, в пределах которого размещаются крупные промышленные и культурные центры, морские порты на Балтийском, Белом и Баренцевом морях.
По природно-географическим и транспортным условиям, особенностям размещения производительных сил и заселенности территории округ разделяется на три составные части: Северо-Западный экономический район, Северный экономический район и Калининградскую область.
2.1.
Северо-Западный экономический район.
Природно-ресурсный потенциал. Северо-Западный район не отличается особым разнообразием и богатством полезных ископаемых. Топливные ресурсы имеются в северо-западной части Ленинградской области. Есть промышленные запасы бокситов (около г. Тихвина), являющиеся ценным сырьем для производства алюминия. Значительными для хозяйства становятся расположенные в Ленинградской области фосфориты, запасы которых около 200 млн т. Практически повсеместно находятся строительные материалы — известняки, огнеупорные глины, стекольные пески, граниты (Карельский перешеек).
Важное значение имеют лесные ресурсы, расположенные в основном в Ленинградской и Новгородской областях. Северо-Запад обладает значительными водными ресурсами (реки Нева, Волхов, Свирь, Мета; озера Ладожское, Псковское, Ильмень). Плотность освоения земельных ресурсов высокая.
Население
и трудовые ресурсы. На территории Северо-Западного
района (более 1% территории страны) проживает
более 5,6% населения России. Для района
характерен повышенный показатель урбанизации.
Доля городского населения самая высокая
в стране и составляет 87%. В пределах района
сформировалась Санкт-Петербургская городская
агломерация, где проживает 80% городского
населения. Размещено оно неравномерно.
При средней плотности -41,2 человека на
1км2, самая высокая — 76,9 — приходится
на Санкт-Петербург и Ленинградскую область,
а самая низкая — 13,6 человека на 1км2
— на Новгородскую область. Район обеспечен
высококвалифицированными трудовыми
ресурсами и является второй после Москвы
научной базой страны.
Размещение и развитие основных отраслей экономики.
Машиностроительный комплекс. Крупнейшие предприятия: Кировский завод, выпус-кающий мощные тракторы, завод «Электросила», производящий генераторы для тепло-вых и гидравлических электростанций. Ижорский завод (Колпино), Невский металлурги-ческий завод, Адмиралтейский (в Санкт-Петербурге) и Выборгский заводы производят танкеры, сухогрузы, рыболовные и научно-исследовательские суда.
В химическом комплексе развито производство резинотехнических изделий, шин, синтетических смол, удобрений, пластмасс, лакокрасочных изделий, кислот, реактивов, химико-фармацевтических препаратов. Производство фосфорных удобрений в городах Санкт-Петербурге и Волхове. В г. Кингисеппе из местных фосфоритов изготавливают фосфоритную муку (объединение «Фосфорит»), на Новгородском комбинате, используя природный газ, — азотные удобрения; двойной суперфосфат выпускают на Волховском комбинате. Широко известно предприятие общероссийского химического производственного объединения «Красный треугольник».
В районе развит лесной комплекс, включающий лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность. Его потребность в древесине частично покрывается за счет местных лесозаготовок, но и в большей степени за счет сырья соседней Карелии и других районов Севера. Крупнейшими комбинатами целлюлозно-бумажной промышленности являются Светогорский, Приозерский, Советский (на Карельском перешейке).
В легкой промышленности ведущее место занимает текстильная (Санкт-Петербург), льняная (Псков) кожевенно-обувная (Санкт-Петербург «Скороход»), фарфорово-фа-янсовая промышленность (Новгородская область).
Индустриально-строительный комплекс, представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Комплекс имеет межрайонное значение.
ТЭК имеет слабую топливную базу. В регионе есть ряд предприятий по добыче горючих сланцев и торфа, работает крупный нефтеперерабатывающий завод на привозной нефти. Функционирует Ленинградская АЭС (4 млн кВт). В стадии строительства находится Ленинградская гидроаккумулирующая станция.
Металлургический комплекс частично удовлетворяет потребности района в металлах, конструкционном литье, прокате, стальных и чугунных трубах, крепежных изделиях, проволоке, метизах и т.п.
В агропромышленном комплексе центральное место занимает сельское хозяйство. Преобладает производство молочное и молочно-мясное животноводство, льноводство.
Транспорт и экономические связи. Транспортная система ориентирована на решение трех основных задач: 1) выход к Балтике через Москву всей южной и юго-восточной части России и прилегающих государств СНГ; 2)выход к Балтике Беларуси и Украины и связь Балтийского и Черноморского бассейнов; 3) связь с Балтикой северных регионов России.
От Петербурга берут начало несколько направлений железных дорог: на Москву, Урал (через Череповец — Вологду), Беларусь и Украину (через Витебск — Оршу — Харьков). Железные дороги связывают Северо-Запад с Севером (Петербург — Петрозаводск -Мурманск, Вологда и Котлас — Сыктывкар и Воркута), государствами Балтики (Петербург — Талин, Петербург — Псков — Вильнюс и далее на Калининград).
Особое значение железнодорожной сети — связь с Балтикой. Здесь же происходит и «ввод» в Балтику Мариинской водной системы, дающей непосредственную связь северных морей России с ее южными морями.
В настоящее время в Северо-Западном районе намечаются значительные масштабы нового транспортного строительства: система российских портов (расширение портов Выборг и Высоцк, строительство крупных портов в устье р. Луги и в районе г. Ломоносова) и реализация проекта высокоскоростной магистрали связи между Москвой и Скандинавией; реконструкция и модернизация Октябрьской железной дороги; сооружение межотраслевой транспортной системы.
В вывозе из района преобладает продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, строительные материалы, продовольствие. Ввоз преобладает над вывозом.
Самая крупная область в районе — Ленинградская, которая занимает 43% его территории, она является одной из наиболее развитых индустриально-аграрных областей России.
Крупнейшие
промышленные центры: Выборг, Тихвин, Гатчина,
Кириши, Сланцы, Сосновый бор (город на
берегу Финского залива с крупнейшей в
стране АЭС), Пикалево, Волхов, Кингисепп,
Новгород, Псков.
2.2.
Северный экономический район.
Природно-ресурсный потенциал. Топливно-энергетические ресурсы района — нефть, газ (Тимано-Печорская и Баренцево-Карская провинция), уголь (Печорский бассейн меторождения Интинское, Воргашорское, Усинское), горючие сланцы (месторождения в Сыскольском, Ярегском, Ижемском районе Республики Коми), торф (в Республиках Коми, Карелии, Мурманской и Архангельской облатях). В пределах Тимано-Печорской провинции известно 70 нефтяных, газовых, газоконденсатных, нефтегазовых месторождений. Нефтегазовые ресурсы сосредоточены в Республике Коми, Архангельской области, шельфовой зоне Баренцева моря и Ненецком автономном округе. В центральной части Республики Коми разрабатывается Вуктылское месторождение нефти и газа, на севере района — Усинское, Возейское, Харь-ягинское, Шапкинское и ряд других нефтяных месторождений, а также Василковское месторождение газа. Началась эксплуатация Варанденского месторождения нефти и Лаявожского месторождения газа в Архангельской области, а также освоение Штокманов-ского газоконденсатного и Приразломного нефтяного месторождений в шельфовой зоне Баренцева моря.
Балансовые запасы железных руд составляют около 5% всех запасов РФ. Основные месторождения железной руды -Оленегорское и Ковдорское на Кольском полуострове. В западной Карелии находится крупное Костомукшское месторождение. В Мурманской об-ласти имеется месторождение медно-никелевых руд.
Фосфатное сырье представлено Хибинским, Ковдорским месторождениями.
На территории Архангельской области разведаны и подготовлены для открытой разра-ботки до глубины 460 м крупные месторождения алмазов.
Характерной особенностью лесов является преобладание ценных хвойных пород (ель, сосна), удельный вес которых составляет 81% лесопокрытой площади (в Республике Коми и Архангельской области).
Население и трудовые ресурсы. Наблюдается тенденция сокращения населения за счет снижения рождаемости и миграции в другие регионы России. По территории население размещено неравномерно, его основная часть живет в городах и рабочих поселках. По на-циональному составу оно неоднородно, кроме русских, здесь живут коми, карелы, финны, ненцы, саамы.
Район характеризуется высококвалифицированной рабочей силой, особенно на предприятиях военно-промышленного комплекса, в машиностроении и горнодобывающей промышленности.
На основе топливно-энергетических ресурсов сформировался Тимано-Печорский ТПК. Комплекс дополняет горно-рудное сырье: бокситы, титановые руды, хромиты. А также лесные ресурсы.
Транспортные коммуникации представлены железной дорогой Воркута — Котлас — Коноша, Вологда — Архангельск, Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск и газопроводом «Сияние Севера», автомобильными дорогами Республики Коми и Ненецкого автономного округа. Большое транспортное значение имеет р. Печора. Часть газопроводов Западной Сибири проложены по территории Северного района (Уренгой — Надым — Вуктыл — Центр).
Отраслями рыночной специализации являются отрасли лесной и деревообрабатывающей промышленности (более 20% производства продукции отрасли в России). К крупным лесопромышленным комплексам относятся Троицко-Печорский и Усть-Кулонский, созданные в республике Коми. В лесной промышленности большое внимание уделяется химической и химико-механической переработке древесины.
Предприятия по изготовлению фанеры размещаются в Карелии и Вологодской области, выпуск бумаги и гидролизное производство налажены в Сыктывкаре, канифольно-экстрактное производство — в Сыктывкаре, Архангельске. Стандартное домостроение сосредоточено в Республиках Коми, Карелия, Архангельской области.
Отраслью рыночной специализации является черная металлургия (Череповецкий металлургический комбинат мощностью 4,5 млн т чугуна в год). Он работает на базе Костомукшских железно-рудных концентратов и коксующихся углей Печорского бассейна.
Алюминиевая промышленность основана на использовании местного сырья. Его пере-работка ведется на заводах, расположенных в городах Кандалакше и Надвоицах. Произво-дство меди, никеля и кобальта осуществляется в Мончегорске и Никеле на базе собствен-ного сырья и привозных концентратов из Норильска.
Развиты горно-химическая и химическая отрасли. Добыча и обогащение апатитовых руд осуществляется в г. Кировске на предприятии ПО «Апатит». На мурманских апатито-вых концентратах работают все суперфосфатные заводы европейской части. Нефелиновые концентраты направляются в г. Пикалево, где при их переработке получают глинозем и соду.
В Череповце на базе металлургического комбината на основе коксового газа создано производство азотных удобрений.