Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:17, реферат
Тяжелое машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.
Введение
Тяжелое машиностроение является
ведущей отраслью всей промышленности,
ее "сердцевиной". Продукция предприятий
машиностроения играет решающую роль
в реализации достижений научно-технического
прогресса во всех областях хозяйства.
На долю машиностроительного комплекса
приходится почти 30 % от общего объема
промышленной продукции. В нашей
стране эта отрасль развита
По экспорту машиностроение
занимает 2-ое место после ТЭК. Эта
отрасль дает 12 % экспорта России. Машиностроительный
комплекс занимает первое место по
выпуску валовой продукции, второе
место по основным фондам (25 %) и первое
место по промышленному персоналу
(42 %). Он обеспечивает научно-технический
прогресс и перестройку экономики
всей страны, поэтому его отрасли
развиваются ускоренными
На долю тяжелого машиностроения приходится около 60% продукции от всего машиностроительного комплекса.
Эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций.
Для этой цели отрасли характерны
как предприятия законченного производственного
цикла, самостоятельно осуществляющие
заготовку, обработку и сборку деталей
и узлов, так и заводы, сочетающие
эти операции с монтажом привозных,
поступающих в порядке
Глава 1. Технико-экономические
особенности и факторы
Технико-экономические
Тяжелое машиностроение объединено
в одну группу с такими отраслями
как: горнорудная, угольная, металлургическая
отрасли машиностроения, производство
подъемно-транспортного
Размещаемая отрасль должна
рассматриваться как составная
часть всего хозяйственного территориально-
Размещение отрасли определяется на стадии перспективного планирования и ограничивается, как правило, выбором района. Размещение же предприятия требует выбора не только района, но и пункта строительства, и намечаются они на предпроектной стадии, а окончательно определяется на стадии проектирования. Экономическое обоснование размещения отрасли предусматривает распределение задания по производству той или иной продукции по действующим, строящимся и намечаемым к строительству новым предприятиям, при этом учитываются общие для района и страны экономические условия (балансы материалов, труда, капитальных вложений, производственных мощностей, производства и потребления заданной продукции), а также условия социального и политического характера. Размещение же предприятия основывается на учете имеющихся в том или ином районе или пункте экономических предпосылок, определяющих экономику предприятия.
При экономическом обосновании
размещения машиностроительных предприятий
в том или ином экономическом
районе следует учитывать конкретные
условия снабжения их топливом, энергией,
водой, основными материалами, полуфабрикатами,
наличие квалифицированной
Для того чтобы не было чрезмерной концентрации промышленности в крупных городах, следует исключить возможность строительства в этих городах новых и расширения действующих машиностроительных предприятий. Действующие предприятия в таких городах должны развиваться с учетом более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей и полного удовлетворения градостроительных и экологических требований, без увеличения численности работающих, производственных площадей и заводской территории.
В городах с напряженным водохозяйственным балансом и сложными условиями очистки сточных вод и отведения промышленных стоков техническое перевооружение и реконструкция предприятий не должны сопровождаться существенным увеличением водопотребления и водоотведения.
В городах с неудовлетворительным
состоянием охраны окружающей среды
допустима реконструкция
В районах с недостаточными
трудовыми ресурсами должны развиваться
в первую очередь
Таким образом, технико-экономическое обоснование размещения машиностроительного производства требует учета многих факторов.
Для решения вопросов размещения
производства необходим определенный
круг информации, содержащей сведения
о размещаемом производстве, условиях
его территориальной
1)внутрипроизводственные факторы, связанные непосредственно с организацией производства на предприятиях машиностроительной промышленности;
2)внепроизводственные факторы, связанные с экономическими и природными условиями в районах размещения машиностроительных предприятий;
3)отраслевые особенности машиностроительных производств;
4)факторы социального характера.
Внутрипроизводственные
факторы определяют характер и результаты
деятельности предприятий тяжелого
машиностроения и представляют собой
совокупность необходимых условий
и средств на предприятии для
изготовления данного вида продукции,
способствующих достижению определенного
уровня технико-экономических
При планировании размещения
не безразлично, каким способом, какими
техническими средствами и на основе
каких процессов будет
Исследование
Все это говорит о том,
что техническая база размещаемого
производства должна иметь научное
обоснование и строиться на передовых
методах и средствах
Под внепроизводственными факторами
следует понимать совокупность природных
и экономических условий в
районах, способствующих или сдерживающих
экономически эффективное развитие
тяжелого машиностроения. К ним относятся
природные и климатические
Внепроизводственные факторы играю существенную роль в размещении производства, и предопределяют территориальную дифференциацию его эффективности, поскольку каждый из экономических районов различается не только наличием и количеством производственных ресурсов, но и их стоимостными показателями.
К внепроизводственным факторам
следует отнести природно-
Количественные и качественные
показатели сырьевых, топливно-энергетических,
водных, земельных ресурсов также
влияют на эффективность территориальной
организации тяжелого машиностроения.
По имеющимся данным межрайонная
дифференциация стоимостных показателей
достигает значительных размеров. Наиболее
значительна она по топливу и
электроэнергии и в меньшей степени
по основному сырью для тяжелого
машиностроения — черным металлам.
Территориальная дифференциация затрат
на водные и земельные ресурсы
тоже достигает больших размеров,
но в абсолютном выражении в сравнении
с другими видами затрат они практически
не соизмеримы. Дифференциация по стоимости
различного вида производственных ресурсов
значительна не только между экономическими
районами, но и внутри них. Особенно
это необходимо учитывать при
внутрирайонном анализе производства
и при формировании территориально-
Нельзя, однако, забывать, что тяжелое машиностроение относится к сравнительно мобильной отрасли промышленности, и его размещение не определяется только наличием необходимых ресурсов и условий в районах. Последние при необходимости можно создать за счет широких кооперированных связей между отраслями машиностроения и смежными отраслями промышленности. Однако в этом случае разница в затратах будет достигаться за счет не только действительной дифференциации стоимостных показателей на ресурсы, но и дополнительных затрат на их транспортирование потребителям.
Необходимо также иметь
в виду, что наряду с основными
факторами внепроизводственного характера
на размещение тяжелого машиностроения
большое влияние оказывает