Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:07, реферат
Валовой национальный продукт (ВНП или GNP) — в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП. Согласно Рекомендациям ООН по расчету системы национальных счетов от 1993г. The System of National Accounts 1993 показатель ВНП был заменен показателем ВНД (валовой национальный доход - GNI).
Задание 1. Дать определение понятия «Валовой национальный продукт (ВНП)» раскрыть его сущность…………………………………………………..3
Задание 2. Рассчитать отрасли специализации для Волго-Вятского
экономического района и дать их обоснование………………………..............3
Задание 3. Реферат на тему «Региональная политика России: понятие, структура, функции, реалии»……………………………………………….……6
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...26
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
в г. Советском
Кафедра профессионально-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА
ОГЛАВЛЕНИЕ
Задание 1. Дать определение понятия «Валовой национальный продукт (ВНП)» раскрыть его сущность…………………………………………………..3
Задание 2. Рассчитать отрасли специализации для Волго-Вятского
экономического района и дать их обоснование………………………..........
Задание 3. Реферат на тему «Региональная политика России: понятие, структура, функции, реалии»……………………………………………….……6
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Валовой национальный продукт (ВНП).
Валовой национальный продукт (ВНП или GNP) — в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП. Согласно Рекомендациям ООН по расчету системы национальных счетов от 1993г. The System of National Accounts 1993 показатель ВНП был заменен показателем ВНД (валовой национальный доход - GNI).
Волго-Вятский экономический район.
Состав Волго-Вятского экономического района: Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика.
Площадь: 265,4 тыс. км2.
Население: 8,5 млн чел.
Волго-Вятский экономический район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки.
Занимая немногим более 1% территории Российской Федерации, Волго-Вятский экономический район производит 5,1% промышленной и 6,4% товарной сельскохозяйственной продукции страны. В межрайонном территориальном разделении труда район выделяется продукцией отраслей рыночной специализации: машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Среди многообразия факторов, влияющих на экономическое развитие региона, немаловажное значение имеет обеспеченность его минерально-сырьевыми ресурсами. По запасам полезных ископаемых и их многообразию Волго-Вятский экономический район значительно уступает большинству экономических районов России.
Среди полезных ископаемых промышленное значение имеют ресурсы фосфоритов Вятско-Камского месторождения Кировской области. Балансовые запасы их превышают 2 млрд т, что составляет более 20% общероссийских запасов. Около 60% запасов фосфоритов относится к числу лучших. Неглубокое залегание пластов (от 3 до 30 м) позволяет вести разработку сырья открытым способом с низкой себестоимостью добычи. Однако поскольку рудник расположен в самой холодной, суровой и многоснежной части Кировской области, добыча руд носит сезонный характер.
Известен Волго-Вятский район и залежами торфа. Геологические запасы его оцениваются почти в 2,0 млрд (1,3% всех запасов России). Более половины всех запасов составляет торф с повышенной теплотворной способностью и использующийся в качестве топлива. Широкое применение находит торф в сельском хозяйстве. Большая часть запасов торфа приходится на Кировскую область. Имеются также запасы его в Нижегородской области и республике Марий Эл. Из топливных ресурсов район располагает также запасами горючих сланцев, разработка которых в настоящее время не ведется.
Район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень. На долю Волго-Вятского района приходится свыше 9% запасов гипса России.
Важное значение для развития промышленности строительных материалов имеют значительные ресурсы цементного сырья. Запасы их сконцентрированы в республике Мордовия и Кировской области. Среди месторождений большими промышленными запасами мергельно-меловых пород выделяется Алексеевское (Республика Мордовия). К важнейшим природным богатствам района относят лесные, ресурсы с запасами древесины 1,3 млрд м3, что составляет около 2% всех запасов древесины Российской Федерации. Лес покрывает почти половину территории Волго-Вятского экономического района. 80% покрытой лесом площади занимает эксплуатационный лес. 4/5 запасов древесины приходится на Кировскую и север Нижегородской областей. В природном составе лесов преобладают хвойные породы: ель, сосна, пихта; из мелколиственных - береза, осина, ива, на юге района представлены липа и дуб. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района, особенно хвойных пород, значительно истощены и вывозка древесины из района сокращается. Важным резервом являются лиственные породы деревьев, пока еще слабо разрабатываемые в районе. Поэтому одной из главных задач является рационализация эксплуатации лесных богатств и развитие глубокой переработки древесины.
Волго-Вятский экономический район выделяется среди европейских экономических районов обеспеченностью водными ресурсами. Поверхностных водных источников достаточно для удовлетворения потребности хозяйства и населения. Главным источником является Волга с ее притоками.
Немаловажное значение имеют запасы подземных вод, которыми богат район. Несмотря на высокую обеспеченность водными ресурсами в целом по району, условия водоснабжения в нем существенно отличаются даже в пределах небольшой территории. Недостаток воды ощущается в пунктах, расположенных в верховьях малых рек или на водоразделах.
В последнее время возрастание водного дефицита обусловливается не только ограниченностью запасов поверхностных вод, но и их загрязнением, а также загрязнением подземных вод промышленными стоками и неочищенными стоками сельскохозяйственных объектов.
Почвенно-климатические условия Волго-Вятского района в целом благоприятны для развития сельского хозяйства. Территория района находится в зоне влажного климата с теплым летом и умеренно суровой зимой. Континентальность климата возрастает с юго-запада на северо-восток.
На водораздельных равнинах к северу от Волги преобладают дерново-подзолистые и подзолистые почвы, требующие внесения органических и минеральных удобрений для повышения их плодородия. К югу от Волги преобладают плодородные почвы - серые лесные, деградированные и выщелоченные черноземы. Это зона интенсивного сельскохозяйственного освоения, где выращивают зерновые культуры, коноплю, хмель. В поймах рек значительные территории занимают заливные луга, покрытые разнотравной растительностью и представляющие хорошую кормовую базу для животноводства.
Региональная политика России: понятие, структура, функции, реалии.
Ведение.
Всякое государство функционирует на определенной территории, состоящей из некоторого числа территориальных образований. Поэтому государство не может устраниться от мер регулирования составных частей принадлежащего ему территориального пространства. Поскольку, входящие в состав данной страны территориальные единицы могут значительно различаться по ряду социально-экономических, географических, демографических и иных показателей, то это служит основанием для существования у каждой территории своих экономических, политических, социальных, этнокультурных, правовых и иных интересов. Вместе с тем несовершенства рынка служат другим основанием регулирования развития регионов.
Существует понимание, что имеется недостаток мирового опыта в отношениях между государством и отдельными территориями. Однако, если мы посмотрим на опыт федеративных государств, число которых достигает 20, особенно сопоставимых по масштабам с Россией, то мы можем заметить, что здравый смысл подсказал государственным деятелям Австралии, Китая, Канады, Бразилии следующий подход: чем меньше экономический потенциал страны, тем уже должен быть спектр притязаний государства по достижению равномерности социально-экономического развития. Этот исходный принцип является реально эффективным вопреки всем иным пожеланиям. Вместе с тем ограничение разнообразия в форме всеобщего равномерного развития регионов не отрицает индивидуальности и учета специфики отдельных территорий. Существование самостоятельной системы интересов каждого региона сопряжено с проблемами их удовлетворения. Соединение интересов регионов и государства требует как отмечается в литературе по вопросам государственного регулирования регионального развития, формирования партнерских соглашений, взамен ранее существовавших отношений унитарного государства.
В ряду проблем регионального развития, в которых активная роль принадлежит государству, центральной является та, что региональные системы не в состоянии обеспечить сбалансированное устойчивое социально ориентированное развитие. Функционирование на отдельных территориях единой энергосистемы страны, транспортных коммуникаций, инфраструктуры связи и нефтегазового комплекса, не является достаточным условием устойчивого самоуправляемого развития регионов. Технологическое единство должно быть дополнено институциональным единством регионов, то есть основой не только экономического, но и правового и психолого-нравственного характера. Как правило такое единство может быть достигнуто с помощью регулирующих функций государства. Так как традиционный рыночный механизм не в состоянии в полной мере реализовать свои функции из-за неразвитости отдельных региональных рынков (рынка потребительских товаров, рынка жилья, рынка средств производства, финансового рынка, рынка рабочей силы, недвижимости, услуг разного назначения и др.), то процесс институционального развития в основном становится прерогативой государства.
Существует ряд изъянов регионального развития, устранить которые субъектам федерации в большинстве случаев невозможно. Проявляются эти изъяны регионов как результат стихийного самоуправляемого развития регионов на основе механизма рынка. Изъяны или провалы регионов - это их неспособность определить и использовать сравнительные преимущества регионов как по объективным, так и субъективным причинам.
их реализации.
Региональная политика России: понятие.
Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.
Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-
Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.
Методы проведения региональной политики:
— выделение «нуждающихся» районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику;
— «реанимация» депрессивных районов;
— «стимулирующая» политика;
— «компенсирующая» политика.
Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают:
— прямую финансовую помощь;
— займы на выгодных условиях и налоговые льготы;
— создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры;
— размещение государственных заказов;
— политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.
Элементы региональной политики.
Налоговая политика — определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.
Бюджетная политика — механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.
Ценовая политика — государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.
Инвестиционная политика — мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.