Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 03:48, курсовая работа
Сегодня достижениями Японии никого не удивишь. Гораздо важнее понять и объяснить причины «японского экономического чуда», или, вернее, феноменального послевоенного рывка Японии, выведшего ее в разряд «экономической сверх державы».
Казалось бы, исходные позиции, с которых начинала свой послевоенный разбег Япония, были весьма неблагоприятными.
Введение…………...……………………………….…………………………………………3
Общие сведения …..………………………………………….……………………………...4
Географическое положение………………….…………………………………..4
Население ……………………………………………..……………………………..5
Историческая справка………………..……………..……………………………..7
Образование……………………………………...………..………………………….9
Государственное устройство, политические партии………..…..………..10
Япония в мировом хозяйстве……..………………………………………………………...10
Этапы развития японской эконом.……………………………………………………………..11
Период 40—60-х годов. Условия и факторы развития…………………….11
Период 70—80-х годов. Направления развития………………….…………..13
Особенности структуры частного предпринимательства……………...15
Трудовые отношения………………………………………..…………………….18
Роль государства………………………………………………..…………………20
Япония в международных экономических отношениях…………..………..22
Развитие и структура внешней торговли…………………………………….22
Обмен технологий…………………………………………………………………..24
Экспорт — импорт капитала. Его характерные черты……………..…….26
Токио — мировой финансовый центр………………..………………………….29
Заключение……………….……………………………………………………………30
Экспорт — импорт капитала. Его характерные черты.
В 80-е годы произошла переориентация Японии с экспорта товаров на экспорт капитала. Во второй половине прошедшего десятилетия она занимала первое место по экспорту прямых капиталовложений. Среднегодовой объем вывоза в 1981—1985гг. равнялся 5, в 1986-1990гг. - 32, в 1991-1993гг. - 20 млрд. долл. В начале 90-х годов японские компании в экспорте капитала пропустили вперед американские и французские ТНК[7]. По совокупному объему прямых заграничных инвестиций японские компании, как отмечалось выше, вышли на второе место после США. Восемь японских компаний по объему заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов в мире («Хитачи», «Мацушита», «Тойёта», «Сони», «Ниссо Иваи» и др.).
В 60—70-е годы вывоз капитала
в форме прямых инвестиций в значительной
мере был нацелен на обслуживание
сбыта товаров и создание сети
добывающих предприятий за рубежом.
В последующем в связи с
повышением стоимости рабочей силы,
курса иены японские компании стали
создавать предприятия
Основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где заметна тенденция внедрения кампаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика. Они не только образуют с американскими кампаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах японских компаний идет Западная Европа, где они сконцентрированы в Британии и Нидерландах. В Азии основными центрами притяжения японского капитала являются Индонезия (24%), КНР (свыше 20%), а в Южной Америке — Панама (40%).
Таблица 2. Направление японских зарубежных капиталовложений, %
1975 |
1987 |
1992 | |
Северная Америка |
27, 6 |
46, 0 |
42, 6 |
Европа |
10, 2 |
19, 7 |
20, 7 |
Азия |
33, 5 |
14, 6 |
18, 8 |
Латинская Америка |
11, 3 |
14, 4 |
7, 9 |
Океания |
5, 5 |
4, 2 |
7, 0 |
Средний Восток |
6, 0 |
0, 2 |
2, 1 |
Африка |
5, 9 |
0, 8 |
0, 7 |
Всего, млн. долл. |
3280 |
33364 |
34138 |
Источник: Balassa В., Noland M. Japan in the World Economy. W ., 1988, p. 119; Japan 1994. An International Comparison. P. 54.
Происходит географическое смещение приоритетов. С середины 80-х годов после заключения ведущими западными странами валютного соглашения «Плаза» началось массированное внедрение японского капитала в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Их объем увеличился почти в четыре раза, достигнув 9,3 млрд. долл. в 1994г. и превысив в два раза уровень прямых американских инвестиций. Следствием изменения политики японских компаний явилось превращение западной части Азиатско-Тихоокеанского региона в один из главных центров производства и экспорта цветных телевизоров, магнитофонов, кондиционеров.
Японские капиталовложения
в этом районе способствуют созданию
отношений многообразной и
Зарубежные японские предприятия
в Восточной и Юго-Восточной
Азии направляют в Японию основную
часть их экспорта — свыше 40%. Очевидно,
что имевшая прежде подавляюще высокую
степень зависимость от рынка
США постепенно сдает свои позиции,
что создает предпосылки для
региональной экономической интеграции
на микро уровне или интеграции,
проводимой зарубежными
Японские зарубежные компании обычно имеют невысокую норму прибыли. На предприятиях обрабатывающей промышленности она составляет 0,9%. В странах Азии она достаточно высока — 4,8%, а в Северной Америке и Западной Европе зачастую имеет отрицательную величину. Иными словами, контролируемые там японским капиталом предприятия убыточны. Обычно это относительно новые по времени их действия филиалы и дочерние компании, когда у них приоритетной целью является расширение масштабов деятельности, а не получение прибыли.
Япония не является крупным объектом приложения иностранного капитала. Хотя значение прямых иностранных капиталовложений возрастает, их приток незначителен, уступая соответствующему японскому экспорту в 10—20 раз. В ведущих западноевропейских странах подобное соотношение находится в пределах 1—2,2 раза.
В прошлом достаточно широко
использовался иностранный
Экономическое развитие Японии
коренным образом изменило характер
ее валютного положения. Повышение
конкурентоспособности японских товаров
на мировых рынках привело с середины
60-х годов к резкому
Значительная часть помощи
традиционно направляется в азиатский
регион (свыше 60%). Самую значительную
часть ее получают КНР, Индия, Индонезия,
Таиланд, Филиппины, Бангладеш. Произошли
изменения в географическом направлении
помощи. В 70-е годы в число ее крупнейших
получателей входили Южная
Япония выделяет около 10% средств Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. Она также предоставляет помощь беженцам через другие международные организации, но сама приняла небольшое количество беженцев — около 9 тыс.
Токио — мировой финансовый центр.
Внешнеэкономическая экспансия способствовала появлению в Восточной Азии мощного финансового центра. Токио не уступает Нью-Йорку и Лондону по объему валютно-биржевых операций, количеству котируемых на фондовой бирже наименований ценных бумаг и объему купли-продажи, но имеет и слабые стороны деятельности. Он отстает по обработке синдицированных займов (в 1993г. — 1% соответствующего показателя Северной Америки, в пять и два раза меньше, чем соответственно в Гонконге и Сингапуре). В Токио аккредитовано менее 100 иностранных банков, что в четыре раза меньше, чем в Нью-Йорке и Лондоне.
Слабости Токио как международного финансового центра сдерживают процесс укрепления позиций йены в качестве международного платежного средства. Она занимает невысокие позиции в валютных резервах мира (6,8—8,1% за 1985—1994гг.), почти в два раза уступая германской марке и в восемь раз доллару. Более широко используется японская денежная единица в расчетах по внешней торговле. Если в 1970г. менее 1% расчетов по японскому экспорту осуществлялось в йенах, то в 1995г. — уже 38%. Значительный сдвиг также произошел в обслуживании йеной импортной торговли — 24%. Но данные значительные изменения в основном определялись только одним районом — Азией, где доля экспорта, выраженного в йенах, поднялась с 39% в 1986г. до 48% в 1994г., а доля импорта — с 9,2 до 34%.
Необходимость укрепления международных позиций йены для японской экономики возрастает. Под сильным давлением доллара и других валют курс йены растет. За 1970—1993гг. по отношению к доллару он поднялся в 3,6 раза, сдерживая экспортную экспансию японских компаний. По оценкам повышение соотношения йена — доллар на одну единицу приводит к сдерживанию ВВП Японии на 0,06%. За 1985—1995гг. курс йены повысился на 170 единиц, что равносильно снижению ВВП Японии на 10,2% в результате сдерживания экспорта товаров и усиления импорта. Повышение курса вызывает импортный бум. Иностранные товары сейчас занимают значительно большую долю национального рынка, чем раньше — 16%. В 1994г. Япония стала чистым импортером цветных телевизоров. В результате японские компании имеют меньше возможностей покрывать свои высокие издержки за счет повышения внутренних цен, они стали снижаться.
Заключение
За послевоенное 50-летие Япония добилась выдающихся успехов в области развития своего народного хозяйства. Не имеющий аналогов – ни с точки зрения динамики роста, ни инструментария управления, ни мотивации экономической деятельности, “японский феномен” позволил стране пройти путь от практически нулевого цикла “до фазы информационно-индустриального общества”.
Экономические достижения Японии (“Японское чудо”) – это прежде всего высокие темпы роста производительности труда, усердие японских трудящихся, высокая норма накопления капитала, низкий уровень военных расходов. Не следует также забывать о высоком уровне образования, а также о постоянном повышении образовательного уровня рабочих как значительном факторе модернизации и развития.
В связи с кризисом 70-х и отсутствием сырьевой базы, в настоящее время, “локомотивом” обрабатывающей промышленности выступили производства, прямо или косвенно связанные с индустрией информатики и телекоммуникаций.
[1] - Организация Объединенных Наций ООН
[2] - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии АСЕАН
[3] - Валовой мировой продукт ВМП
[4] - Валовой внутренний продукт ВВП
[5] - Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - НИОКР
[6] – Двойственность - дуализм
[7] - Транснациональные компании - ТНК