Япония-характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 02:06, контрольная работа

Описание

Географические условия Японских островов влияли на характер их обитателей. Из древнейших дошедших до нас хроник (около 6 века н.э.) ясно, что население в ту эпоху было уже достаточно большим, во всяком случае, для уединенной отшельнической жизни оставалось не так уж много шансов. В 10 веке Киото, древняя столица Японии, являлся весьма крупным городом, возможно, даже входил в первую тройку самых больших городов мира. Японцы всегда жили очень скученно, так что сама идея индивидуальности, независимости от соседа, от других людей начисто стерлась из сознания нации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…...…….… 3
1. ЭТНОГЕНЕЗ…………………………………………….………………… 5
1.1. Происхождение этнонима……………………………………………... 5
1.2. Антропологическая характеристика…………………………………... 7
1.3. Формирование территории. Этнотопонимы………………………….. 8
1.4. Происхождение японского языка. Антропонимы……………………. 10
1.5. Демографическая характеристика населения Японии……………….. 13
1.6. Социальные нормы поведения японцев………………………………. 15
2. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЯПОНИИ…………………….. 17
2.1. Специфика японских поселений………………………………………. 17
2.2.Особенности японского жилища……………………………………….. 18
2.3. Характерные черты японской одежды………………………………… 23
2.4. Особенности японской системы питания……………………………... 26
2.5. Специфика хозяйственной жизни Японии……………………………. 27
3. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЯПОНИИ…………………………………... 29
3.1. Миграционные процессы и их последствия…………………………... 29
3.2. Историко-статистическая характеристика изменений этноса……….. 30
3.3. Межкультурные и межэтнические взаимоотношения……………….. 30
3.4. Этноязыковая динамика………………………………………………... 31
3.5. Изменения в социальном устройстве………………………………….. 33
3.6. Динамика хозяйственной деятельности………………………………. 35
3.7. Политические изменения в истории Японии…………………………. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..……………………..…………………...….…… 41
ЛИТЕРАТУРА…………………………… ……..………….……………….. 43

Работа состоит из  1 файл

Kontr_na_25_12_yapontsy.docx

— 97.24 Кб (Скачать документ)

Этические нормы в Японии зиждутся на пяти «постоянствах»: человечность, долг, благонравие, мудрость, верность. Эти «пять постоянств» пронизывают пять отношений, т. е. пять видов человеческих связей: между родителями и детьми, между господином и слугой, между супругами, между братьями, между друзьями.

Наряду с гири, правовыми и гражданскими нормами в Японии действуют и другие нормы — это нормы обыденной культуры, обычаи.

Обычаи накладывают печать на все стороны существования  японцев. Ими пропитана история  нации и жизнь любого индивида, они проявляются внутри японского  образа жизни, в праздники и в  будни.

 

2. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЯПОНИИ

2.1. Специфика японских поселений

В административном отношении  Япония делится на префектуры (кэн), общим числом около 50. К префектурам  приравнены городские округа Токио, Осака и Киото, а о. Хоккайдо выделен  в особую область. Префектуры делятся на города и деревни. Муниципальные органы управления везде выборные.

Старинные японские города, сложившиеся вокруг феодальных замков, имеют в центре четкую прямоугольную  планировку, сохранившуюся со средних  веков. Окраины же обычно разрастались стихийно и лишены какого-либо плана. Крупнейшие города, такие, как Токио, являют собой причудливую смесь  современных кварталов и магистралей, зеленых массивов и запутанной паутины  безымянных улочек, оставшихся от когда-та поглощенных городом деревень.

Прибрежные районы заняты портовыми и фабричными строениями, часто стоящими на искусственно насыпанных площадках; каналы разделяют их, а  мосты соединяют. Среди скопления  маленьких домиков, отделенных заборами от узких и извилистых улиц, кое-где  подымаются четко спланированные кварталы стандартных новых зданий; на холмах, в тени деревьев, стоят небольшие  храмы.

К центру города ведут сравнительно узкие магистральные проезды, на разных уровнях пересекающиеся и  переплетающиеся с автомобильными шоссе на эстакадах, с пригородными линиями железных дорог.

Прямые улицы центра во всех городах имеют наиболее европеизированный  облик. Прямоугольные, образованные из плоскостей стекла и камня здания вмещают конторы бесчисленных компаний, гостиницы, зрелищные предприятия  — иногда все это сочетается в  одном и том же здании. Черты  дальневосточной архитектуры выступают  здесь лишь изредка в виде стилизации.

Наряду со средними и крупными городами в Японии имеется большое количество мелких городков и местечек, на которые приходится большая часть городского населения страны. Население их состоит из ремесленников. Иногда большинство жителей — рабочие какого-либо одного большого предприятия. Многие местечки — это курортные городки с целебными горячими источниками, которые при вулканической природе Японских островов имеются почти везде и пользуются большой популярностью у всех слоев населения. В окрестностях крупных городов эти небольшие местечки практически полностью сливаются с ними, а их специфика исчезает.

Большинство крестьян живет  в деревенских поселках. Наиболее распространен линейный тип поселков с одной улицей, на которой дома расположены по одной или по обеим сторонам дороги. Но встречаются также поселки разбросного или кустового типа, которые развились в пределах древних поселений родственных групп. Последние часто имеют хаотическую планировку. На Хоккайдо распространен хуторской тип поселений.

Самая мелкая административная единица — это деревня (мура), которая состоит из нескольких поселков (бураку). В деревне имеется центральный бураку, где находится магазин, «якуба» (местное управление), полицейский пост, почта, школа, храм, общественный зал (коминкан), сельскохозяйственный сбытовой кооператив. Центром административной деятельности в мура является якуба — муниципалитет, обычно размещающийся в двухэтажном деревянном здании. Штат его состоит из выборного старосты (сонте), его помощника, секретарей и посыльных.

 

2.2.Особенности японского жилища

Наиболее типичный японский дом представляет собой легкое каркасное  строение, иногда без фундамента. Вертикальные столбы каркаса ставятся, для предохранения  от подгнивания, на плоские камни  — базы. Нижний венец каркаса  дома и переводы, на которых настилается  пол, устраиваются примерно на полметра—метр  выше земли, отчего жилище напоминает по своему типу свайные тропические постройки. Крыши двухскатные или четырехскатные, с невысокими гребнями, обычно крыты соломой или черепицей, с замысловатой фигурной накладкой на коньке: иногда они делаются с выгнутыми кверху краями. Широкий свес крыши выступает больше чем на метр, защищая комнаты от дождя и солнца. Только часть стен дома — обычно торцовые — делается неподвижной, остальные, особенно те, которые обращены на юг, состоят из сёдзи — легких раздвижных рам, оклеенных прозрачной бумагой, которые легко скользят по верхним и нижним пазам. На ночь и зимой раздвижные части стен снаружи закрываются приставными деревянными ставнями, которые днем хранятся отдельно, в особых, вделанных в стены ящиках. Нераздвижные части дощатых стен часто обмазываются несколько раз глиной, в которую для связи подбавляют измельченную рисовую солому, и иногда белятся. Дома в плане прямоугольной формы, обычно они невелики по размерам (20—25 м2), трехкомнатные. В Японии распространены, хотя и в меньшем числе, двухэтажные постройки. По внешнему виду строений легко узнать степень достатка хозяина. Двухэтажные постройки, крытые черепицей, принадлежат торговцам и другим богатым горожанам. Дома их огораживаются высоким каменным забором или плотной, аккуратно подстриженной стеной зелени в рост человека. Двухэтажные постройки со многими элементами европейской архитектуры характерны для хуторов Хоккайдо. Во дворе или по его периметру располагаются сараи, хлев, а также кура — солидная двухэтажная постройка с почти глухими каменными или глинобитными стенами, служащая кладовой для запасной утвари и предохраняющая ее от пожаров. В отдельной пристройке часто помещается ванна.

Старинная японская ванна  очень своеобразна. Это большая  бочка, внизу которой помещается горизонтальная труба, в нее накладываются  горячие угли, и таким образом  вода нагревается. Японцы любят купаться в очень горячей воде; в деревнях ванну принимает сперва глава  семьи, потом в той же воде все  остальные в порядке старшинства; перед ванной тщательно моются с мылом. Каждый японец принимает ванну по возможности ежедневно, а иногда и два раза в день.

Во дворе также находится  ток, на котором сушат и обмолачивают зерно. Здесь же происходят всевозможные домашние работы — плетение корзин, разматывание шелка и др. Усадьбы  бедняков, особенно в рыбацких поселках, часто не имеют надворных построек. Здесь обычно у домиков на циновках сушат на солнце ракушки и морскую  траву. Нередко у дома зажиточного  горожанина разбивается сад, с изящно рассаженными низенькими кустами и  карликовыми деревьями, затейливыми  прудиками, гротами, холмиками.

Распространенным типом  городского жилища для рабочих является «нагая». Это вытянутая в длину постройка (отсюда название «нагая» — буквально «длинный дом»), разделенная на квартирки в две-три, а иногда и в одну комнатку с выходом на улицу. Все выходы выведены в одну сторону. Дешевые жилые дома типа нагая одноэтажные, подороже — двухэтажные, второй этаж представляет собой мезонин.

Экономия и простота характерны для архитектуры и внутреннего  убранства японского дома. Японцы не окрашивают свои дома снаружи. Поэтому  деревянные части дома со временем становятся серыми; в сочетании с  имитирующей цемент серой штукатуркой  и свинцово-серой черепицей это  придает японским городам и селам  однообразный, темный колорит, который  японцы, однако, считают приятным. Внутренние деревянные части дома тщательно полируют, отчего они приобретают коричнево-золотистый оттенок. Рассеянный свет, льющийся через заклеенные бумагой окна, бледно-зеленые или слегка желтоватые тона тростниковых циновок (татами), покрывающих пол, гармония общих пропорций комнаты, тщательная отделка деревянных частей — все это делает японское жилище своеобразным и придает внутреннему помещению теплый и мягкий колорит.

Иначе выглядят лачуги городской  бедноты, кое-как сооруженные из случайных материалов. Татами в них  нет. Впрочем, татами часто оказываются  слишком дороги и для городской  интеллигенции, в домах которой  тоже можно встретить ничем не покрытые дощатые полы. Как правило, за исключением некоторой частц  новых городских построек, в главной  комнате делается специальная ниша (токонома) для декоративных цветов и картин. Ниша является почетной частью комнаты: когда собираются гости, то их по возрасту и положению рассаживают  перед нишей.

Внутренние комнаты отгораживаются легкими деревянными перегородками (фусума) — рамами, оклеенными картоном, скользящими в пазах; рамы при  желании могут быть убраны совсем. Кухня находится под одной крышей с жилыми комнатами. Пол в кухне земляной и расположен ниже уровня пола жилых комнат.

Ввиду того что японцы на полу сидят и спят, необходимость  в мебели отпадает. Японцы сидят  прямо на циновках, либо на плоских, ватных, плетенных из соломы или  травы подушках (дзабутон), подогнув под себя ноги. Спят на толстых ватных матрацах, расстилаемых на полу, покрываются  ватными, почти квадратными одеялами (футон). Под голову подкладывают маленькую  подушечку, деревянная лакированная подставка  с мягким валиком, прикрепленным  сверху подставки, широко бытовавшая ранее, теперь в употреблении лишь у немногих женщин, носящих старинную прическу. Постельные принадлежности убираются  на день в одну из клетушек, образованных внутренними стенами. Внутренним убранством жилища являются бумажные и шелковые рулонные картины или тексты нравоучительного содержания. В доме бывает обычно большой  запас таких свитков (какэмоно), но в комнате вывешивается только один, периодически сменяемый. В одной  из дальних комнат или за ширмой устраивается домашний буддийский алтарь в виде шкафчика, покрытого лаком, который помещается на специальной  подставке, а в углу под потолком находится синтоистская божница.

Печей в японском жилище, за исключением поселений на Хоккайдо, нет. Обогреваются в зимнее время переносными жаровнями (хибати) из металла, глины или фарфора, которые наполняют углями. На Хоккайдо и иногда отчасти на севере Хонсю употребляют железные печи-времянки. Широко распространен врезанный в пол очаг (ирори), сходный по устройству с очагами свайных жилищ Юго-Восточной Азии.

В домах горожан ирори  видоизменяется и превращается в  котацу, похожий на среднеазиатский  сандал; такой очаг меньше, врезан в  пол глубже, перекрывается решетчатым ящиком-столиком, закрываемым одеялом.

Сидящие располагаются вокруг очага, засунув ноги под одеяло. В  новейшее время котацу делаются даже электрические, причем нагревательный элемент не обязательно врезается  в пол, а может крепиться на нижней поверхности спинки столика.

Двухэтажные дома, выходящие  на оживленные городские улицы, строятся несколько иначе. Жилые комнаты  второго этажа имеют небольшие  раздвижные окна, первый этаж часто  занимает лавка или мастерская; сёдзи  этих домов остеклены, стены оштукатурены.

За последние годы в  городах Японии начали появляться целые  кварталы многоквартирных современных  домов. Однако в них живет лишь небольшая, хорошо обеспеченная часть  японских трудящихся — хорошо оплачиваемые служащие, рабочие высокой квалификации. Большинство новых зданий строится не как жилые дома, а как конторские помещения, магазины, гостиницы, общественные здания.

В крупных городах Японии немало многоэтажных зданий, построенных  в современном конструктивистском стиле. Однако во внутреннем убранстве  своих жилищ японцы стойко сохраняют  традиционные черты. В домах интеллигенции  и буржуазии гостиные и рабочие  кабинеты бывают обставлены по-европейски, но смешения разных стилей в убранстве одной комнаты обычно не допускается ввиду коренного различия японской и европейской манеры сидеть.

 

2.3. Характерные  черты японской одежды

Национальная одежда японцев  состоит из длинного халата прямого  покроя, известного под названием  кимоно. Традиционный покрой кимоно предусматривает  только два направления кройки ткани  — параллельно и перпендикулярно  кромке первоначального полотнища. Поэтому в каждой детали костюма, если его распрямить, все нити основы, нити утка, все линии орнамента  будут параллельны соответствующим  нитям и линиям всех других деталей: нити основы и продольные полосы пройдут  вертикально, нити утка и поперечные полосы — горизонтально.

Современное национальное мужское  и женское верхнее платье имеет  почти одинаковый покрой, но различается  по цвету: женское шьется из тканей более светлой и яркой узорной  расцветки, мужское — из темных одноцветных  или клетчатых тканей. Обычно рукав  платья, как мужского, так и женского, очень широк. Ширина рукава доходит  иногда до 150 см, при этом лишняя ширина рукава сшивается с трех сторон, образуя нечто вроде мешка. Мешки эти, спускаясь с рук на бедра, иногда служат японцам своеобразными карманами. Прямая полоса из сложенной вдвое ткани пришивается вдоль бортов кимоно с самого низа или только от пояса и, огибая шею, образует воротник. Кимоно застежек не имеет, оно запахивается слева направо и придерживается в талии верхним поясом (оби). Мужские пояса узкие и темных цветов, женские — до 30—35 см шириной, ярких тонов, завязываются на спине широким бантом. Женские оби и бант на спине считаются главным украшением женской одежды, поэтому оби ткут искусные ткачи, украшая их сложным художественным узором и подбирая яркие тона.

В токугавскую эпоху к поясу пристегивался кошелек при помощи брелка (нэцкэ). Сейчас нэцкэ можно видеть сравнительно редко. Гораздо чаще можно видеть, как за оби носят авторучки.

Ношение кимоно исключает  возможность ношения одновременно элементов европейского костюма  — пальто, шляпы и т. д. В сочетании  же с европейскими костюмами (платье, кофта и юбка, кофта и брюки) возможны лишь два элемента национальной одежды — любой тип национальной обуви и широкий халат (нэннэко) — верхняя одежда, укрывающая как  мать, так и носимого на спине  ребенка.

Информация о работе Япония-характеристика