Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:32, контрольная работа
Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание механизма торможения стали предметом острой научной дискуссии, им посвящены публикации в периодической печати, специальные статьи. Историки совершенно справедливо выделяют 70 - первую половину 80-х годов в особый этап развития нашего общества.
I. Введение. 4
II. Экономическая политика СССР в 1965 – 1983 гг. 4
III. Застой или устойчивое развитие? 5
1. Реформа сельского хозяйства. 5
2. Реформа развития науки и техники. 6
3. Устойчивое развитие. 7
4. Снижение темпов экономического роста. 9
IV. Заключение.
Оглавление.
I. Введение. 4
II. Экономическая политика СССР в 1965 – 1983 гг. 4
III. Застой или устойчивое развитие? 5
1. Реформа сельского хозяйства. 5
2. Реформа развития науки и техники. 6
3. Устойчивое развитие. 7
4. Снижение темпов экономического роста. 9
IV. Заключение. 11
I. Введение.
Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание механизма торможения стали предметом острой научной дискуссии, им посвящены публикации в периодической печати, специальные статьи. Историки совершенно справедливо выделяют 70 - первую половину 80-х годов в особый этап развития нашего общества.
II. Экономическая политика СССР в 1965 – 1983 гг.
Период 70-х-первой половины 80-х годов, связанный с именем руководителя партии и страны Л.И.Брежнева получил определение как застойного.
Отставка Н.С. Хрущева привела к смене политического курса. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. - Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин. Он находился на этом посту до своей смерти в 1980 г. С 1980 по 1985 г. Председателем Совета Министров СССР был Н.А. Тихонов. Вскоре все ключевые посты в партии и государстве получили их сторонники. В декабре 1965 г. Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Н. В. Подгорный, в 1977 г. его сменил Л. И. Брежнев, который находился на этом посту до своей смерти в ноябре 1982 г.
При Брежневе складывается новый стиль руководства, чертами которого являются коллективность, обезличенность решений, подавление инициативы. Это объясняется тем, что большинство из его окружения принадлежало к поколению «винтиков» - исполнителей приказов, отученных брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения. Они начали свою карьеру в конце 30-х гг., в период кровавых чисток партийного и государственного аппарата. Двойная мораль и аппаратная интрига стали для них нормой, а разрыв между словом и делом - условием выживания.
Первые шаги нового руководства прошли под знаком борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева. В конце 1964 г. перестало существовать деление партийных организаций на городские и сельские. Восстанавливалась вертикаль партийной власти, основными звеньями которой были ЦК - республиканский ЦК - обком - райком. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в том числе по отношению к личному подсобному хозяйству.
Уже в первых мероприятиях нового руководства отчетливо обозначились две тенденции: консервативная и технократическая. Первую представляли Л.И. Брежнев, М.А. Суслов и А.Н. Шелепин, а вторую - А.Н. Косыгин, А.А. Громыко и Ю.В. Андропов. Консерваторы выступали за свертывание десталинизации общества и отказ от политического курса, начатого ХХ съездом КПСС, объясняя это приверженностью к стабильности. Технократы же, напротив, полагали необходимым продолжение реформ в экономике, освоение новых промышленных технологий и выход на мировой рынок, настаивали на развитии самоуправления и дальнейшей либерализации общественно-политической жизни. Но и те и другие были противниками радикальных преобразований в обществе. Несмотря на различия взглядов, стало правилом все противоречия разрешать в строго конфиденциальной обстановке, в узком кругу. Представители обеих тенденций стремились «не выносить сор из избы». Л.И. Брежнев стал той компромиссной фигурой, которая устроила и консерваторов, и реформаторов-технократов, так как он был крайне осторожным при принятии решений, нуждался в советах и прислушивался к ним. Он стремился создать себе репутацию рассудительного, спокойного руководителя, который не предпримет никаких шагов, не посоветовавшись со своими товарищами. Брежневу как руководителю претили крутые повороты, резкие подвижки, нестандартные ситуации. Его некомпетентность приближенные воспринимали как благо: открывалось широкое поле для «аппаратного творчества». Примерно такими же чертами обладали и некоторые другие его соратники - А.П. Кириленко, Н.В. Подгорный, А.С. Полянский. В 70-е - начале 80-х годов партийно-государственное руководство оказалось неподготовленным активно и эффективно противостоять нараставшим негативным явлениям во всех областях жизни страны.
III. Застой или устойчивое развитие?
1. Реформа сельского хозяйства.
В сфере экономики в 60-80-е годы были предприняты попытки проведения одной из самых крупных экономических реформ. Реформа хозяйственного механизма была подготовлена и проработана еще в хрущевское время, но была реализована при Брежневе.
Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского Пленумов ЦК КПСС 1965 года. Мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством, которое пытались реформировать на основе увеличения материальной заинтересованности колхозников и работников совхозов в росте производства. Снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет. Исходной идеей реформы была потребность в децентрализации. Оставлялось пять директивно планируемых показателей, среди которых объем реализации продукции, основная номенклатура, фонд заработанной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом. Однако административная обязанность заданий даже при этих чисто экономических показателях должна была сохраниться. Т.е. замыслы и идеи были хорошими, но реформа не меняла основ командно-административной системы управления и была направлена лишь на ограничение пользования преимущественно административных методов в сочетании их с некоторыми экономическими рычагами. И здесь налицо проступает сущностная непоследовательность, половинчатость реформы, которой воспользовались некоторые «прозорливые умы». Предприятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам. Это стало приводить к сбоям в работе всего хозяйственного механизма страны. Поэтому лишь первые годы реформы дали положительные результаты. Если среднегодовые темпы прироста национального дохода и валового общественного продукта составили в 1961-1965 годах 6,5 процентов, то в 1966-1970 годах - 7,8 и 7,4 процента соответственно. Прирост валовой продукции сельского хозяйства составил в 1961-1965 годах 2,2 процента, а в 1966-1970 годах - 3,9 процента. Но в 1966-67 годах стали проявляться негативные стороны реформы, о которых говорилось выше. Чтобы избежать его, руководство страны приняло решение вернуться к проверенной жесткой административной структуре при детальном планировании номенклатурной продукции и других показателей с ограничением прав предприятий. И уже в начале 70-х годов от реформы практически полностью отказались, валовые показатели стали вновь играть ведущее место в экономической жизни. Темпы производства, с начала 70-х годов стали снижаться. Если прирост национального дохода в 1967-1970 годах составлял в среднем за год 7,8 процента, то в 1971-1975 -6,3, 1976-1980 -4,2, 1981-1985 -3,5 процента.
2. Реформа развития науки и техники.
В 70-80-х годах в качестве важнейшего элемента экономической политики выдвигалось на первый план развитие науки и техники, внедрение их результатов в практику. Затраты на развитие науки и техники в эти годы выросли более чем в три раза, численность научных работников увеличилась вдвое. На рубеже 60-70-х годов были созданы научно-производственные объединения (НПО), которых в 1985 году насчитывалось 250. Они были специально предназначены для создания новейших образцов техники. Однако ведущую роль играли разработки для обороны, в силу того, что страна была втянута в широкомасштабную гонку вооружений. Гражданские предприятия не давали должного эффекта. Машиностроение развивалось на среднем уровне всей индустрии. А по производству и использованию в народном хозяйстве новейшего электронного оборудования как решающего условия научно-технического прогресса, мы значительно отставали от США и других европейских стран.
Брежневское руководство осуществляет политику «закручивания гаек» в идеологии и культуре. Она характеризовалась усилением догматических тенденций в общественных науках, изменением всей общественно-политической атмосферы в стране. Из редакций газет, журналов увольнялись неугодные редакторы и журналисты. В 1970 г. с поста главного редактора «Нового мира» был вынужден уйти А.Т. Твардовский. После чехословацких событий 1968 г. ужесточилась цензура. Конец 60 - начало 70-х гг. ознаменовались травлей многих советских историков, чьи работы не вписывались в утвержденные каноны официальной идеологии, все более напоминавшей постулаты «Краткого курса». Прежде всего, это относится к представителям так называемого «нового направления» (П.В. Волобуев, М.Я. Гефтер и др.). Литературные произведения, не отвечавшие официальным требованиям, не публиковались. Кинофильмы оставались на полках, не доходя до широкого зрителя. Жесткому контролю со стороны Министерства культуры подвергалась театральная деятельность. Любая критика советской действительности квалифицировалась как ее очернительство. Цензурой признавался лишь конфликт между «хорошим и очень хорошим». Это привело к невыразительности и потере социальной остроты большинства художественных произведений эпохи «застоя». На смену лозунгам «догнать и перегнать» и «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» пришли более спокойные призывы совершенствовать социалистическое общество. Идейно-теоретической основой этому стала появившаяся в конце 1960-х годов концепция «развитого социализма», которая рассматривала современное состояние общества как обязательный этап на пути его продвижения к коммунизму. Существующие в обществе недостатки и кризисные явления объяснялись в рамках этой концепции несовершенством социализма по сравнению с коммунизмом. Они трактовались как результат неизбежных противоречий, возникающих в единоборстве старого и нового. Коммунистическая перспектива не отрицалась, но отодвигалась на неопределенно далекий срок. Эта концепция оказалась очень удобной, так как позволяла строить долгосрочные программы и отвлекать внимание от сегодняшних проблем.
3. Устойчивое развитие.
Реформы 1965-1970гг. при всей своей ограниченности и непоследовательности оказали значительное позитивное воздействие на народное хозяйство страны. Пройденный период знаменовался новыми крупными успехами в области экономики и социально-культурной жизни. За 1961-1985 гг. валовый общественный продукт вырос на 387 процентов, так же вырос национальный доход. Это означало, что страна стала производить в 4 раза больше продукции, чем 25 лет назад. Продукция промышленности за это время увеличилась на 485 процентов, продукция сельского хозяйства - на 171 процент. Крупные структурные изменения характеризовали развитие народного хозяйства. В стране сложился единый народнохозяйственный комплекс, включающий единые энергосистему, транспортную сеть, систему связи. За эти годы было построено более 9 тысяч новых промышленных предприятий, в том числе таких гигантов как Атоммаш, КамАЗ, введены в строй крупнейшие в мире Красноярская, Братская ГЭС, Канско-Ачинский и Экибастузский топливно-энергетические комплексы.
В мировом экономическом развитии Советский Союз твердо занимал второе место в мире и первое место в Европе, выпуская более 20 процентов мировой промышленной продукции. К 1985 году наша страна вышла на первое место в мире по производству чугуна, стали, минеральных удобрений, добыче нефти и газа. Общий уровень промышленности по отношению к США увеличился с 50 процентов в 1960 году до 80 процентов в 1985 году. Наша страна экспортировала производимую продукцию в другие страны почти за бесценок. Может, именно поэтому, мы занимаем второе место в мире? При этом полки наших магазинов не балуют потребителя разнообразием и многообразием продукции. Средняя зарплата была 90-100 рублей в месяц. Хлеб стоил 20 копеек, мясо- 3 рубля, колбаса -2 рубля, но вот только купить это все можно было лишь по карточкам, отстояв огромные очереди. Очередь за молоком занимали в 6 утра, магазин открывался в 7, а в половине восьмого молоко заканчивалось.
Значительно выросло благосостояние советских людей. За годы с 1961 по 1985 было построено 34 млн. новых квартир, что позволило улучшить жилищные условия населения. Реальные доходы выросли за этот период в 2,5 раза, при этом сохранялись стабильные и низкие цены на товары народного потребления. Да, конечно, квартиры в то время людям дарились, тогда, как сейчас, мы их покупаем. Но, чтобы получить от государства крохотную квартирку, нужно было отработать на производстве не менее 25 лет, да и то это не гарантировало получение жилья. Очереди постоянно отодвигались и пополнялись, так называемыми льготниками.
Новый шаг сделала страна в области науки и культуры. Был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Вчетверо выросло число лиц, окончивших вузы, в 4,5 раза увеличилась численность научных работников, достигнув 1,5 млн. человек (в 1913 году в России насчитывалось 11,6 тыс. научных работников.