Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:01, реферат
Истории известно огромное множество политических систем и лежащих в их основе политических систем и лежащих в их основе политических режимов, выработанных различными эпохами, народами и культурами. В самом общем виде их можно разделить на демократические и диктаторские. Часто синонимами понятия «диктатура» выступают такие понятия как «автократия», «тирания», «деспотия», «цезаризм», «бонапартизм», «тоталитаризм», «авторитаризм» и т.п. поскольку считается, что обозначаемые ими режимы держатся исключительно на насилии, терроре. Тоталитаризм и авторитаризм – особые формы диктатуры, которые принадлежат политической истории ХХ в, хотя какие-то их черты были известны задолго до этого. Человечество знает немало исторических и регионально-культурных форм диктатуры – их можно обнаружить во всех эпохах и цивилизациях. Диктатура уходят своими корнями в формы политической организации античности. Древние греки называли тирании, олигархию и деспотию отклонениями от демократической нормы.
Введение _________________________________________________________3
1.Понятие и сущность авторитаризма _________________________________6
2.Признаки авторитарного политического режима _____________________11
3.Популизм как идеологическая стратегия авторитаризма _______________14
4.Основные типы авторитарных политических режимов________________17
5. Авторитаризм в истории России __________________________________21
Заключение______________________________________________________25
Список использованной литературы___________
18
Наиболее распространенной экономической предпосылкой корпоративного авторитаризма является государственное предпринимательство, в результате которого чиновники получают огромные личные доходы. Государственные институты, обладающие формальными правами, не могут противостоять этим группам, контролирующим принятие решений и девальвирующим значение легитимных каналов участия населения во власти. Корпоративное перераспределение ресурсов, как правило, исключает политические партии и другие специализированные группы интересов из процесса принятия решений.
Авторитарные режимы не следует рассматривать как орудие выражения интересов меньшинства. Современные авторитарные режимы используют достаточно широкую палитру ресурсов, а не только средства принуждения и политические репрессии. Их особенностью является заметное сокращение удельного веса методов идеологической обработки и политического принуждения. Авторитаризм чаще использует экономические стимулы: создание возможностей роста благосостояния для широких слоев общества, проведение эффективной социальной политики. Практическая эффективность ряда авторитарных режимов (например, в Южной Корее, Сингапуре, Тайване) позволила им не только решить задачи технологической модернизации, заметно повысить уровень жизни населения, но и привлечь на свою сторону широкие слои общества.
В
связи с этим можно отметить, что
авторитарные режимы обладают значительными
мобилизационными и ориентационными
возможностями благодаря
19
гражданских
правах и свободах, потребность в
свободе информации, независимости
мышления, нетерпимости к произволу
и насилию. В конце 1980-х - начале 1990-х гг.
научный и политический интерес к авторитаризму
значительно возрос в связи с крахом преимущественно
тоталитарных политических систем в Советском
Союзе и ряде стран Восточной Европы. Попытки
многих из них, в том числе и России, быстро,
в духе большевистских «кавалерийских
атак» ввести демократию без наличия необходимых
для нее общественных предпосылок, не
увенчались успехом и повлекли за собой
многочисленные разрушительные последствия.
Стало очевидным, что для проведения радикальных
общественных реформ необходима власть,
обладающая высокой способностью обеспечивать
политическую стабильность и общественный
порядок, мобилизовывать общественные
ресурсы, преодолевать сопротивление
политических противников. В современных
условиях постсоциалистических стран
«чистый» авторитаризм, не опирающийся
на активную массовую поддержку и ряд
демократических институтов, едва ли может
быть инструментом прогрессивного реформирования
общества. Он способен превратиться в
криминальный диктаторский режим личной
власти, не менее разрушительный для страны,
чем тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных
и демократических элементов, сильной
власти и ее подконтрольности гражданам
- важнейшая практическая задача конструктивного
реформирования общества.
20
Авторитаризм в истории России (общее и особенное)
Способы реализации политической власти в истории российского общества не оставались неизменными. Трем периодам российской политической истории, качественно отличающимся друг от друга - досоветскому, советскому и постсоветскому - соответствовали конкретные способ и характер государственного правления. Сходство же этих трех периодов заключалось, прежде всего, в том, что российскому политическому процессу на всем его протяжении больше соответствовала диктатура, чем демократия.
Традиционной абсолютной монархии, существовавшей со времен правления Ивана III до 1917 года, была характерна диктатура, то усиливавшая свою жесткость (как было при Иване IV, Петре I), то переходившая в умеренную авторитарную систему с элементами парламентаризма в лице Государственной Думы и многопартийности (например, в конце царствования Николая II). Вся полнота власти сосредоточивалась в руках монарха, который в своем правлении опирался не только на традиции, но и на насилие.
Особой разновидностью диктаторского политического режима является диктатура пролетариата, установленная после Октябрьской революции 1917 года. Диктатура пролетариата по определению В. И. Ленина означала, что «только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле создания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов». На практике был создан политический режим партийной номенклатуры. В составе правительства за
21
весь советский период рабочих было мало, а в Коммунистической партии их было значительно меньше половины. Государство, возглавленное профессиональными революционерами, сосредоточило в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной влаги, монополизировало национальную собственность. Постепенно сформировавшийся новый класс партийно-государственной номенклатуры тяготел к олигархическому характеру власти, социальную базу которой составили массовая Коммунистическая партия и Советы. Правящее меньшинство осуществляло свою власть над большинством, опираясь не только на сильный пропагандистский аппарат, но и на разветвленную карательную систему, средства политического террора и борьбы с инакомыслием. Вследствие этого режим со временем приобрел черты тоталитарности. Вместе с тем политический режим в СССР, для которого больше подходит название «диктатура номенклатуры», стремился реагировать на социально-экономические потребности населения, удовлетворять их. При наличии ресурсов, которые формировались в основном за счет продажи нефти, газа, вооружений, это удавалось делать, однако по мере их сокращения возможности режима также ограничивались. На сдельных этапах тоталитарный режим приобретал черты авторитарности, как это было при Н. С. Хрущеве.
Отмена конституционных гарантий монопольного положения Коммунистической партии привела к падению режима. Появились новые институты власти: президент, парламент, органы местного самоуправления. В 1993 году была упразднена система Советов, формально являвшихся основой механизма функционирования власти в стране.
Однако
по характеру государственная
22
незрелости гражданского общества в России. Авторитарные начала обнаруживаются сегодня в значительной концентрации власти в руках главы государства - президента. Авторитарный режим способен обеспечивать концентрацию ресурсов на стратегических направлениях развития общества, эффективно реагировать на возникающие проблемы. Данная тенденция особенно характерна для стран, переходящих к рынку. Однако авторитарный режим в России имеет и существенные недостатки. Прежде всего, концентрация власти в руках президента в таких объемах, которые превышают полномочия президентов Франции и США вместе взятых, делают общество весьма зависимым от его субъективной воли.
Слабая
степень разделения политических ролей
и функций говорит о
Это обстоятельство обусловливает и недостаточно высокую эффективность режима. Прежде всего, имеется в виду его неспособность надежно гарантировать все конституционные права и свободы граждан, реагировать на возникающие у них потребности. Недостаточная, а в некоторых случаях и просто низкая эффективность режима постоянно ставит перед ним вопрос о его легитимности, необходимости ее поддержания.
В условиях чрезмерной концентрации власти в руках президента и исполнительных органов фактически отсутствуют возможности постоянно действенного контроля за их деятельностью, как со стороны общества, так и
23
со стороны
законодателей. Это создает возможности
для бесконтрольного
Эволюция
политического режима в направлении его
демократизации связана с более рациональным
разделением функций и полномочий между
различными ветвями власти, что позволит
защитить общество от субъективизма политических
лидеров, элит.
24
Заключение
Иногда борьба за власть превращается в гражданские войны, но бывают случаи, когда переворот осуществляются, как в некоторых африканских странах, лишь при помощи роты солдат. Современный авторитаризм имеет различные формы и во многом отличается от прошлых вариантов. Например, в Латинской Америке в ХХ – начале ХХ в. авторитарными лидерами были каудильно-самозванные хозяева отдельных территорий, которые зачастую имели собственные вооруженные отряды.
Это было возможно при слабом национальном правительстве, которому каудильо не подчинялись, а нередко прибирали его к рукам. Позднее авторитарные лидеры стали обладателями по преимуществу национальной, а не локальной власти, использовавшими в своих целях армию. Однако возникает вполне законный вопрос: если авторитарный режим нарушает конституцию и права человека, то, как он добивается массовой поддержки и оправдывает свое существование в глазах сограждан?
Ведь
не везде и не всегда для этого используется
террор, чаще, пожалуй, авторитарная система
пытается словом или как-то иначе, но убедить,
а не заставить силой поверить в правильность
своих методов и мер. Поскольку ссылки
на закон и традицию подчас выглядят кощунственно,
постольку диктаторы, как правило, мотивируют
свои действия, проводимую ими политику
«суровой необходимостью навести порядок»,
«национальными интересами» и т.п. Харизматический
элемент всегда был главным фактором в
стремлении оправдать диктатуру.
25
Список использованной литературы
1) Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. - М., 1996.
2) Баранов Н.А. Эволюция взглядов на популизм в современной политической науке. - СПб., 2001.
3) Баранов Н.А. Популизм как политическая деятельность. - СПб., 2002.
4) Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. - М., 1995.
5) Курс политологии: Учебник. - 2-е изд., исп. и доп. - М., 2002.
6) Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. - М., 2000.
7) Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М., 2000.
8) Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. - М., 1995.
9) Политология. Учебник для вузов. / Под ред. М.А. Василика. - М., 1999.
10)Соловьев
А.И. Политология: Политическая теория,
политические технологии: Учебник для
студентов вузов. - М., 2001.
26